Может ли Якутия догнать по своему развитию ОАЭ?
Природные богатства Якутии позволят ей достичь такого же бурного экономического подъема, как тот, что происходит в Арабских Эмиратах, заявил президент республики Егор Борисов на открытии IV Аnnual Investment Meeting 2014 в Дубае. Насколько реалистичны эти прогнозы?
Потенциал и реальность
Смелое сравнение Якутии с Арабскими Эмиратами заметно подняло медиарейтинг главы Республики Саха. Действительно, такой подход воодушевляет, особенно если учитывать только «богатства недр», не обращая внимания на разницу в климате и территории.
По площади Якутия превосходит ОАЭ почти в 37 раз, а вот с климатом ей не повезло: больше 40% территории республики находится за Северным полярным кругом. Возможно, поэтому в регионе, занимающем почти пятую часть всей территории страны, плотность населения – одна из самых низких по России (0,31 чел./кв. км). В краю тайги и вечной мерзлоты до большинства населенных пунктов (на 90% территории республики) добраться наземным транспортом можно лишь зимой – по зимникам и ледовым переправам. Общая протяженность автодорог Якутии составляет всего 21 тыс. км, и более 70% из них – зимники и грунтовые дороги.
С приходом весны основным транспортом становятся винтажные Ан-24 и АН-26, а также вертолеты. Но если полвека назад самолетов в республике было около 500, то сегодня – в 15 раз меньше. Отечественный авиапром уже не выпускает самолеты, которые садились бы на грунтовые взлетно-посадочные полосы – а именно таковы условия в большинстве местных аэропортов. Поэтому якутянам приходится доверять свою жизнь ветеранам советской авиации, ресурс которых вынужденно продлен до 50 лет. Впрочем, большинство жителей республики без крайней нужды в путь не пускаются. На сегодняшний день региональные власти субсидируют около 30% пассажирских перевозок. Поэтому стоимость билета по Якутии составляет от 6 до 15 тыс. руб. в один конец. Это одни из самых высоких тарифов в мире.
По официальным данным, около 20% жителей республики имеют доход ниже прожиточного минимума, а представители КПРФ считают, что этот показатель еще выше – целых 50%. Оптимизация в Якутии коснулась не только маленьких сельских школ и почтовых отделений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, пекарни, авиапредприятия, а следом и целые поселки. В итоге, по данным 2013 года, в сельской местности теперь проживает не более 35% от общего населения республики, а треть населения сосредоточена в столичном Якутске.
С начала 1990-х население республики сократилось на 15%, зато растет приток мигрантов, в основном – из Средней Азии. Среди иностранцев, прибывших в визовом порядке, по данным 2013 года, 41% составляют граждане Китая, а 24% – граждане Сербии. За последние три года количество гастарбайтеров выросло в 1,5 раза (в 2011 году на миграционный учет было поставлено 46 тыс. приезжих, в 2012 году – 51 тыс., в 2013 году – 71 тыс.). Более 60% мигрантов едет в столицу республики, Якутск. Для города с населением в 300 тыс. приток в 42 тыс. мигрантов в год весьма ощутим.
Кто кормит Якутию?
Доходы республиканского бюджета в 2013 году на 42% составили поступления от налогов, на 6% – неналоговые поступления, в том числе, дивиденды от доходов компаний с республиканским участием, и на 52% – всевозможные поступления из федерального бюджета. Среди налоговых поступлений порядка 36% составляет налог на прибыль, порядка 33% – налог на доходы физических лиц и порядка 11% – налог на добычу полезных ископаемых. При этом доходы от налога на прибыль второй год снижаются, в 2014 году они ожидаются почти на четверть ниже, чем было запланировано в 2013-м. Главные причины такого уменьшения – падение прибыли якутских предприятий на 31,3%, по сравнению с предыдущим годом, и изменения в законодательстве, в результате которых ряд компаний вошли в консолидированную группу налогоплательщиков, и отчисляемые ими налоги в республиканский бюджет уже не попадают.
Больше половины налоговых поступлений в бюджет обеспечивают самые крупные компании, действующие на территории Якутии:
АК «АЛРОСА» (ОАО) – 35,2%, ОАО АК «Транснефть» – 8,8%, ОАО «Сургутнефтегаз» – 7%, ОАО ХК «Якутуголь» – 2,7%, ОАО «Верхнечонскнефтегаз» – 1,4%. А вот налоговые поступления от «Мечела» за несколько лет сократились на несколько порядков: с 7,5 млрд руб. до 35 млн руб.
Проекты и экономика
Доля различных отраслей экономики в общей структуре валового регионального продукта (ВРП) республики во многом зависит от реализации крупных проектов, особенно заметные изменения произошли в течение последних семи лет. С 2007 по 2013 годы доля сельского хозяйства снизилась с 3,8% до 2,3%, а доля транспорта и связи возросла с 7,3% до 8,6%. Продолжает расти доля промышленности, в 2013 году она составила 52,4%. А вот совокупная доля услуг, которая включает в себя торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение и прочие отрасли экономики, оказывающие услуги населению, снизилась с 42,6% до 34,6%, – видимо, жить в республике становится все менее комфортно. Так что туризм, который планируется развивать, согласно заявлениям главы республики, действительно будет самым что ни на есть экстремальным.
В структуре экономики наибольшее значение имеет горнодобывающая промышленность и, в частности, нефтегазодобыча. Добыча нефти в 2014 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличится на 17,6%. Наращивают производство НК «Роснефть», купившая 100% акций двух якутских компаний, и «Сургутнефтегаз». В рамках Восточной газовой программы намечен маршрут газопроводной системы Якутия—Хабаровск—Владивосток и основные этапы разработки «Газпромом» Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения.
Для развития экономики первостепенную важность имеют транспортные проекты и проекты по развитию энергетической инфраструктуры. Выход на дальневосточную энергосистему имеет только юг республики, остальные районы обеспечиваются электроэнергией лишь через локальные источники, которые крупные промышленные потребители вынуждены создавать самостоятельно. Вся северная часть республики находится в зоне сверхзатратной дизельной энергетики. Хотя уровень инвестиционной активности частных инвесторов в Якутии в два раза выше среднего показателя по стране, но проблемы с транспортом и электроэнергией существенно снижают эффективность практически всех инвестиционных проектов.
Дороги и мосты
С 1985 года в рваном ритме продолжается строительство одноколейной железнодорожной ветки Беркакит – Томмот – Якутск, которая должна соединить центральную часть республики с БАМом и Транссибом. Конечная станция Нижний Бестях строится на берегу Лены напротив Якутска, где расположен крупный речной порт. Изначально планировалось, что железная дорога будет продолжена до Магадана, а мост через Лену, строительство которого вот-вот начнется в Якутске, будет совмещенным, железнодорожно-автомобильным и войдет в комплекс Амуро-Байкальской железнодорожной магистрали (АЯМ). Постепенно планы федерального центра изменились: мост через Лену решено сделать только автомобильным, прокладка рельсов до Магадана отодвигается на неопределенное время. В итоге, станция в Нижнем Бестяхе становится тупиковой, транспортно-логистический узел Нижний Бестях – Якутск останется разорванным. Тем не менее, доставка грузов по железной дороге все же упростит и удешевит их дальнейшую транспортировку на север, в арктические районы. В 2005 году на строительство одноколейки было выделено 48,5 млрд руб. Работы должны были завершить в 2012 году, потом срок сдачи перенесли на 2013-й, недавно глава минтранса РФ Максим Соколов пообещал, что дорога будет достроена в 2015 году.
Мост через Лену был спроектирован еще в 1988–1989 годах, до этого, в 1986 году, был проведен комплекс геолого-изыскательских работ и выбрано наиболее подходящее место для строительства. К 2006 году проект был переработан с учетом новых требований и стандартов. Мост с железнодорожным путем посередине и двумя однополосными автодорогами по сторонам имел длину 2870 м. Девять пролетов моста, по 308 м каждый, должны были покоиться на 20 опорах.
Общая длина всего комплекса составляла 3550 метров, в него входили правобережная струенаправляющая дамба, а также автодорожные развязки и земляное полотно железной дороги на обоих берегах. Из-за отсутствия подходных эстакад этот вариант был на 6% экономичнее всех остальных. Общая стоимость строительства оценивалась примерно в 15 млрд руб. В рамках программы «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы и на период до 2015 года» на строительство моста отводилось пять лет: с 2007 по 2012 год. За прошедшее с тех пор время мост так и не был построен, при этом уменьшился в ширине и фукциональности и подорожал больше чем в четыре раза.
Согласно результатам конкурса, объявленным Росавтодором в апреле 2014 года, максимальная стоимость проекта составит 63,9 млрд руб., если же верить премьер-министру, то и все 80 млрд руб. Более 40,2 млрд руб. вложит в проект государство, остальную часть средств – не менее 20% – концессионеры. По итогам конкурса концессию получило ООО «Транспортные концессии (Саха)» — консорциум «ВТБ Капитал», «Стройпроект», «Бамстроймеханизация» и «УСК Мост». Построить мост планируется теперь к 2021 году.
Точки роста
Как рассказал в интервью журналу «Эксперт» министр по федеративным отношениям и внешним связям республики Валерий Максимов, на территории республики планируется создать несколько крупных территориальных кластеров.
Наиболее проработанным является проект по развитию Южной Якутии. Он уже реализуется на принципах государственно-частного партнерства и включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных Правительством РФ в мае 2013 года. В рамках проекта предусмотрено строительство Канкунской ГЭС мощностью до 1 тыс. МВт, Эльконского ГМК (добыча и обогащение урановой руды), Тарыннахского и Таежного горно-обогатительных комбинатов (добыча и переработка железной руды), Инаглинского угольного комплекса (производство коксового концентрата). Помимо этого планируется построить Селигдарский горно-химический комбинат, на котором будут производиться фосфатные удобрения и Якутский центр газодобычи для добычи и переработки газа и выпуска продуктов газохимии и гелия. Строительство первой очереди объектов планируется завершить до 2019 года. Предполагается, что на каждый бюджетный рубль в проект будет привлекаться четыре рубля средств частных инвесторов.
Западноякутский кластер Западной Якутии предусматривает расширение нефтегазодобычи, организацию нефтегазоперерабатывающей и гелиевой промышленности, продолжение добычи алмазов и лесопереработки.
Развитие Северо-Восточной Якутии связано с организацией добычи цветных и редкоземельных металлов. В Центральной Якутии создается транспортно-логистический узел с учетом строительства моста через Лену в районе Якутска. Здесь активно развиваются научно-образовательный комплекс, информационные технологии, туризм, агропромышленной комплекс, обрабатывающие производства – ювелирное и гранильное. Как отметил министр, сегодня Россия добывает 26% всего объема алмазов в мире, но производит всего 3,7%. Порядка 65–70% российского алмазного сырья уходит на экспорт. Разрабатывается также проект в сфере судостроения и строительства энергоэффективных модульных дизельных электростанций с утилизацией тепловой энергии, солнечных электростанций и в перспективе организация сборки ветряных электростанций малой мощности.
Среди проектов, рекламируемых главой республики Егором Борисовым, помимо «индустриального парка по гранению и выпуску ювелирных изделий», также «IT-парк, который поможет продвигать технологические продукты, разработанные в Якутии, на мировой рынок», и «налаживание производства базальтового волокна, из которого можно делать композитные материалы».
В рамках федеральной программы по развитию Арктики запланировано развитие малой авиации и развитие поселка Тикси как крупного транспортно-логистического узла и научного центра.
В транспортной сфере основные проекты Якутии согласованы в федеральных агентствах и Минвостокразвития. В частности, предусматривается реконструкция 17-ти аэропортов ФКП «Аэропорты Севера», строительство шести судов класса «река-море», строительство и реконструкция автомобильной дороги «Амга».
Приватизация продолжается
Так же как и по всей стране в Якутии происходит дальнейшая приватизация государственной и республиканской собственности. В 2011 году перечень государственного имущества Якутии, не подлежащего отчуждению в 2012-2014 годах, был сокращен на четверть: из 21 компании осталось 16: АК «АЛРОСА» (ОАО), ОАО «АЛРОСА-Нюрба», ОАО «Нижне-Ленское», ОАО «Сахатранснефтегаз», ОАО «Саханефтегазсбыт», ОАО ПО «Якутцемент», ОАО «Ленское объединенное речное пароходство», ОАО «Морской порт Тикси», ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОАО АКБ «Алмазэргиенбанк», ОАО «Региональная страховая компания «Стерх», ОАО «Якутский хлебокомбинат», ОАО ЛК «Туймаада-Лизинг», ОАО «Водоканал», ОАО «Республиканская инвестиционная компания», ОАО «Корпорация развития Южной Якутии».
Из перечня были исключены ОАО «Колымская судоходная компания», ОАО «Янское речное пароходство», ОАО «Автовокзал», ОАО «Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства», ОАО «Корпорация развития Восточной Якутии».
Республика продолжает сокращать свою долю в компаниях, в том числе и стратегических.
В 2013 году была продана часть акций АК «АЛРОСА», так что доля Якутии сократилась с 32% до 25% плюс 1 акция, а доля России – с 50,92% до 43,9%. «По соглашению между акционерами, Росимуществом и правительством Якутии, до 2020 года планируется сохранить совокупный контроль за компанией», – сообщил глава компании Федор Андреев президенту РФ в конце февраля 2014 года.
В 2014 году обсуждается вопрос о полной продаже нескольких предприятий, которыми на 100% владеет республика:
ОАО «Дирекция по строительству железной дороги «Беркакит-Томмот-Якутск» (размер уставного капитала 544 млн. руб.);
ОАО ФАПК «Сахабулт» (предприятие по заготовке и обработке мехов и пушнины, размер уставного капитала 354 млн руб.);
ОАО «Нерюнгринская птицефабрика» (размер уставного капитала 354 млн руб.).
Еще в ряде компаний доля республики продолжит сокращаться.
Далее читайте:
Написать комментарий