Москве нужна новая опричнина
Приход нового мэра Москвы порождает надежды на улучшения состояния столицы. Что необходимо сделать новому градоначальнику? Как решить накопившиеся административные и транспортные проблемы московского мегаполиса?
Москва во многом является социальным городом, отличаясь этим от многих других регионов России, в первую очередь потому, что в 1993 году Лужков спас ее от «приватизации по Чубайсу».
Поэтому огульно отрицать и разрушать все прежнее нельзя.
Но для сохранения достигнутого – и чтобы превратить Москву в социальный город в полном смысле слова – надо решить ряд наболевших проблем.
1. Надо выждать. Судить Собянина раньше первого полугода работы нельзя: ему незнаком такой сложный организм, как Москва; его будут подставлять чиновники (из саботажа, из усердия – «заставь дурака богу молиться, лоб расшибет», из желания сначала проверить шефа на прочность – по российской норме поведения: хочешь, чтоб к тебе относились как к человеку – докажи, что ты человек).
Критерием должно быть не наличие ошибок нового управления Москвой – они уже есть и еще будут (чего стоит непереключение светофора на Брестской в течение 12 минут, чтобы мимо мэрии ехала Тверская!) – и не выявление пороков прошлого управления (чего сложного – открыл книгу «Эксмо» и читай), а исправление ошибок и порок и (обязательно!!) наказание за них с разъяснением, за что именно.
2. Оздоровление системы управления городом. Одна из основных задач – оздоровление и упрощение системы управления в условиях ее запутанности и (как минимум, латентной) враждебности, наличия большого количества реальных проблем и потребности в относительно быстрой демонстрации публичного успеха.
Решение: создание мобильного аппарата, ориентированного лично на мэра и его представителей и обеспечивающего их управленческие потребности. Он решает стратегические задачи и преобразует линейные системы управления, не мешая им решать текущие, рутинные задачи и не дезорганизуя тем самым систему управления в целом. (При этом старая система управления, загруженная решением прежних задач, имеет меньше сил для сопротивления).
(Исторически такой принцип применялся многократно – от опричнины Ивана Грозного и дворянства Петра до рабочего центра экономических реформ при правительстве Гайдара, который был параллельным аппаратом правительства).
Форма нового аппарата – Комитет по модернизации при мэре Москвы. Ее основная функция – штаб и координационный центр осуществляемых в Москве реформ, включая:
· выявление приоритетных с точки зрения развития направлений преобразований (с точки зрения тактики предположительно ЖКХ, строительный комплекс и продовольственные рынки, с точки зрения стратегии – контроль за собственностью, муниципальными предприятиями и утяжеленность аппарата);
· выявление направлений преобразований, реформа в сфере которых принесла бы наиболее наглядный результат и вызвала бы наименее значимое сопротивление (предположительно – аренда московской недвижимости);
· выявление и предупреждение попыток сопротивления старой системы управления;
· проверка, обучение и слаживание «в полевых условиях» собственной команды;
· продвижение позитивных образов нового мэра и новой Москвы.
3. Реформирование трехуровневой системы управления городом. Замена компактной «советской» структуры двухуровневого управления Москвой (горисполком – 33 района) на трехуровневую (мэрия – 10 префектур – управы) была изначально направлена на обеспечение власти Лужкова (он создал свое собственное звено управления и сконцентрировал реальную власть в нем).
Сначала ввели 10 префектур, не меняя число районов. Потом стали по кусочкам дробить районы, умножая число городских чиновников (за годы Лужкова оно выросло примерно в 5 раз). Рекордсмен – Зеленоград: из 1 района создано 5 с новыми рабочими местами для чиновников. Районы стали уже слабо сопоставимы по численности населения.
Усложнение системы управления позволило скрыть логистику финансовых потоков, что создало предпосылки для коррупции. Созданы новые руководящие должности для пристраивания нужных людей (до Лужкова родственников не принимали на работу в одну и ту же структуру, при нем кумовство расцвело пышным цветом. Для пристройки родственников Лужкову даже предложили идею пиар-раскрутки молодежной команды управления Москвой, составленной… из детей и внуков действующих городских чиновников).
Финансовая информация сосредотачивалась не ниже префектур и обычно скрывалась, а входящие в префектуру муниципальные районы даже не знали, какой у соседа бюджет. При мэрии и префектурах создавались отделы, службы и множество аффилированных подрядных структур, на которые и направлялось основное финансирование. Эти аффилированные структуры становились «семейным бизнесом», распределяющим финансовые потоки. Мэрия и префектуры были полностью выведены из-под общественного контроля карманной и хорошо прикармливаемой Мосгордумой (если новая власть не хочет распускать ее – это аргумент в пользу того, что она нужна именно такой, какой создал ее Лужков).
Муниципальные же управы сидели на голодном пайке и были превращены в «козла отпущения», отсекающего возмущение жителей от префектур и мэрии (как во всей стране негодования россиян переведено с ее руководства на лишенные денег местные власти).
Коррупционная система управления Москвой строго логична. Если Собянин действительно хочет избавиться от коррупции, ему нужно разобрать эти логические конструкции «по кирпичику». Как минимум нужно:
· Отменить префектуры и сделать ключевым звеном управления примерно равные по численности населения (примерно по 250 тысяч человек) районы. В советское время их было 33, сейчас с учетом выросшей территории это число может составить до 50.
· Избирать Мосгордуму по 2 депутата от района (на переходный этап к одномандатным выборам – одного человека по партспискам, одного одномандатника).
· Запретить родственникам работать в одном городском учреждении.
· Ввернуть оргвозможности общественного контроля за коррупциогенными и нарушающими условия конкуренции действиями чиновников (включая общественный контроль за соответствием расходов и доходов семей чиновников).
· Ввести электронную систему принятия решений – для ускорения управления и возможности скрытого сквозного контроля; до ее создания сделать через Интернет максимально прозрачными логистику финансовых потоков городского хозяйства.
· Проработать вопрос о возможном создании Большой Москвы – федерального округа, объединяющего территорию внутри бетонки, в рамках которой существует постоянная интенсивная суточная миграция; при едином управлении инфраструктурой этой территории разделить ее на субъекты Федерации с численностью населения около 3 млн. чел. каждый.
4. Удешевление московского жилья. Полная недоступность жилья при наличии большого объема пустых так называемых «инвестиционных» квартир неприемлема. В свое время на рынке московского жилья искусственно нагнетался ажиотаж при помощи специально нанятых недобросовестных размещателей бесплатных объявлений (обычно пенсионеров).
Неприемлемо обещание лужковской мэрии «не допустить удешевления жилья»: его удешевление и, соответственно, рост доступности для москвичей должен стать одним из критериев успешности деятельности мэрии.
5. Повышение скорости движения транспорта в Москве. Должен быть выработан объективный показатель средней скорости дорожного движения в Москве, и мэрия должна принять план по повышению этой скорости до нормальной.
Помимо озвучиваемых мер, необходимо:
· ввести службу эксплуатации светофоров в состав департамента дорожного движения (сейчас это отдельная структура в городском ГИБДД);
· городскую систему менеджмента автострахования (чтобы не надо было ждать сотрудника ГИБДД при мелких столкновениях);
· повсеместное строительство народных гаражей, в том числе подземных (снос «ракушек» переместил стоянки с газонов на проезжую часть и резко усилил пробки), и удобных народных стоянок (а не помоек за 200 руб./час, как на Ильинке);
· провести компьютерную оптимизацию связности городского пространства (наличие большого числа улиц с односторонним движением и запрещенных поворотов удлиняет маршруты и усиливает пробки, повышая прибыли производителей бензина);
· везде, где позволяет пространство, заменить обычные перекрестки европейскими круговыми развязками (без светофоров, с непрерывным движением);
· строительство второго «этажа» магистралей везде, где это не портит исторический и архитектурный облик города;
· создать единую комплексную систему управления всем транспортным комплексом Большой Москвы – до бетонки (с возможной передачей в управление профессиональной компании, как в Париже и Гонконге);
· единое управление светофорами (сейчас нормальны длительные паузы в переключении и дезорганизующий движение режим работы – например, включение сначала движения вперед, а после большой паузы – поворота направо);
· обучение сотрудников ГИБДД регулированию дорожного движения и ПДД, перевод их с расчистки дороги для чиновников, олигархов, преступных авторитетов на исполнение служебных обязанностей.
Помимо прочего, нормализация дорожного движения позволит озеленить город. Москва моего детства была зеленым и просторным городом и должна стать такой вновь.
6. Снижение тарифов ЖКХ. Необходимо снижение тарифов ЖКХ за счет усиления финансового контроля на всех уровнях и пресечения воровства.
Когда говорят «денег нет» - это не правда: в кризисный 2009 год в моем подъезде стены перекрашивали трижды. Можно было вообще не красить, но, вероятно, была необходимость списать деньги – при дефицитном городском бюджете.
Не надо валить рост тарифов ЖКХ на рост цен на газ и электроэнергию. По России в целом за 2000-е годы цены производителей в сфере «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» выросли в 6,6 раз, а тарифы ЖКХ – в 18,8 раза. В Москве ситуация похожа. Разница – это произвол уже не естественных монополий федерального уровня, а городских коммунальных монополий.
Ю.В.Росляк в выступлении на Президиуме Московского экономического общества указал, что рост тарифов на электроэнергию во многом вызван осуществлением московскими властями «совместно с Чубайсом» масштабной инвестиционной программы по вводу дополнительных энергетических мощностей, стоившей 350 млрд. руб. Загрузка переносится с этих мощностей на более экономичные мощности «Мосэнерго», что означает, насколько можно судить, избыточность указанной программы, указанных расходов и, соответственно, тарифов на электроэнергию, оплачиваемых москвичами. Данная ситуация должна быть расследована.
Наводить в ЖКХ порядок надо не только на уровне технологических решений, но и на уровне вульгарного финансового контроля, иначе Москва окончательно превратится в непригодный для жизни город.
7. Нормализация межнациональных отношений. Потенциально главная проблема – межнациональные отношения. Это разговор для специалистов, но ситуация, когда москвичи вынуждены ходить к станциям метро встречать своих детей и женщин, неприемлема.
Хочется верить, что московские власти, работая на будущее нашего города, работают тем самым на благо Москвы, а не Северного Душанбе.
На первом этапе достаточно обеспечить равноправие граждан вне зависимости от национальности (в том числе прекращением коррупции: недопустима ситуация, когда дворники получают на руки половину выписываемых зарплат), обуздать этнические мафии и успокоить «агентов влияния» спецслужб.
8. Нормализация цен торговых сетей. Необходимо снижение цен в торговой сети за счет развития конкуренции, включая обеспечение свободного доступа товаропроизводителей на рынки (разумен полный запрет торговли перекупщикам на рынках – пусть идут в торговые центры или сдают товар в сетевые магазины).
При необходимости обеспечить доступ российских производителей на рынки и их безопасность на них силами ОМОНа и внутренних войск.
9. Пополнить бюджет. Включить в бюджет дополнительные доходы от ограничения коррупции и роста деловой активности из-за ускорения дорожного движения.
10. Перенос столицы. Поставить вопрос о переводе столицы из Москвы (предлагается г.Енисейск Красноярского края).
Для более полного обсуждения проблем Москвы я буду предлагать Оргкомитету III Российского Социального Форума провести специальную сессию, посвященную проблемам Москвы, и пригласить к участию в ней мэра Собянина и представителей мэрии.
Написать комментарий
Да хоть сто раз побывала... Она спенциалист по национальной психологии? Признанный в мире? Или работает на Газпром с "Единой Россией", которым очень нужно, чтобы России мешали её терриртории, чтобы народ был извечно коррупционным, вдобавок завистливым, и ни на что не способным? Оксанов, Бостон, США
Оксанов, эта девушка за последние 5 лет была здесь раз десять подолгу и людей разных социальных слоёв успела узнать очень неплохо.
Cудить многомиллионный народ - русских – по впечатлениям канадской девушки, неправомерно. Русский народ неплохо и всесторонне описан великими российскими писателями, не говоря о множестве зарубежных людей, самых разных специальностей. "Девушка" - это вроде того, что "все американцы тупые", "все французы скупые", "все евреи умные", и множества подобных "шедевров". Как негражданин России, т.е. человек, не связанный обязательствами "лизать или хаять", заявляю, что обвинение русского народа в завистливости, как главной национальной черте -подлая клевета на русский народ. Выражаю своё возмущение тем, что подобный комментарий был пропущен руководством журнала. Что до "сделать", то достаточно доказательств того, что русские умеют совсем неплохо делать очень многое. Примеров - миллион. Однозначная оценка "Собачьего сердца" и "Мастера и Маргариты" - свидетельство отсутствия элементарной способности понимать русскую литературу. В то же время, однозначная оценка героев "Собачьего сердца", которую пропагандировала российская демшиза - это намеренная спекуляция во имя победы либертарианистской революции в России. Достаточно внимательно прочитать знаменитое о "Поделить всё". Там нет «поровну». Там гениальное предвидение Булгакова: именно так и работает нынешнее государство в странах современной экономики. Одна из его функций, о которой можно прочитать в самом простейшем учебнике: "Перераспределение доходов в целях социальной справедливости". Другая: "Перераспределение ресурсов". Технически это делается так: все доходы и прибыль всех граждан и всех предприятий страны УЧИТЫВАЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ (думаю, что и Шариков понимал, что прежде, чем "поделить", надо УЧЕСТЬ, что же делить), затем государство взимает налоги в зависимости от того, какой доход и какая прибыль получены ВСЕМИ и КАЖДЫМ, и уже потом ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЕТ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Булгаков (уверен, намеренно) не вложил в рассуждения Шарикова механизм "поделить всё", тем самым Преображенский был спровоцирован на банальное и даже "фашистское" о том, что "поделить" нельзя. А чтобы русский читатель, воспитанный на русской литературе, всё-таки не ошибся в оценках, Булгаков описал "тяжкий труд" Преображенского, делиться которым он не хочет ни с кем. Этот труд - осмеянная во времена Булгакова "технология омоложения" путём пересадки половых органов от животных - скандалов по этому поводу было сколько угодно на Западе, а саму "операцию" делали люди, не имевшие отношения к медицине. Ну и то, на кого «работает» Преображенский – на типичных подонков и даже на убийц-чекистов. Т.е. «заработок» предельно аморален. Да и сам Преображенский это признаёт. Даже «очистка», которой занимается Шариков, более моральна: он уничтожает бездомных животных, источник эпидемий. Булгаков вовсе не от «юмора» придумал такое противопоставление: грязь Преображенского хуже «грязи» Шарикова. Отмечу, что и сама "операция", с помощью которой Преображенский сделал "великое открытие" - это издевательстово Булгакова над экспериментами методом "тыка": пересадить гипофиз "сверху" и половые железы "снизу" - и получится человек из собаки. В образованных кругах российских читателей хорошо известно и то, кого пародирует, а то и обличает Булгаков - имена предельно прозрачны: Чугункин ("Чугунин") – Сталин ( « стальной»), Преображенский - великий "преобразователь человечества" - Ленин. В повести столько намеренно поставленных "вешек", что прочитать её так, как это сделали в "демократической" России - это доказать полную деградацию российской образованщины. Булгаков прекрасно сумел поиздеваться над будущем «совковщины». Там даже: "Не читал, но сжечь" - гениальное предвидение: " Пастернака не читал, но произведение вредное". Многое можно сказать и о "Мастере и Маргарите"... Не то, что написано здесь… А.И.Оксанов, Бостон, США.
Одну знакомую канадскую девушку, посетившую Россию, спросили, что, по её мнению, главная черта русских. И она неожиданно ответила "вы завистливые". Мы плохо видим себя в зеркале. Взгляд со стороны оказывается точнее. Да, Россия - страна завистливых людей. Те, кто внутри, завидуют иностранцам. Те, кто вне, считают деньги в карманах у оставшихся. Мысли в голову не приходит, а как сделать, как произвести, как заработать. Зато "придётся платить" и т.п. Национальным символом должен быть не орёл, даже мутировавший, а василиск - коварный тип с крылышками и змеиным жалом. Ещё одно забавное наблюдение - советская интеллигенция брежневской поры была помешана на Булгакове. Если почитать непредвзято, то становится очевидно - "Собачье сердце" - абсолютно фашистское произведение, круто замешанное на классовой ненависти, а "Мастер и Маргарита" - сатанизм, предвосхитивший и Гарри Поттера, и сайентологию, и KISS с Металликой. Каковы пророки, таков оказался и результат. Нельзя ядом выкормить добро.
Пункт 10 самый правильный. Москва как столица России уже отработана. ХХ1 век будет определяться странами Тихого океана, сюда и надо переносить Столицу. Пётр1 переносил на Балтику-Атлантику, тогда это было правильно. Сегодня прогресс за АТР.
У того, кто порождал Гаспром, действительно, много на кону. Так много, что и Там придётся платить.Аннушка уже пролила масло... А.И.Оксанов, Бостон, США
"А.И.Оксанов: Зачем так строго?" Профессия подразумевает строгость. Слишком много на кону.
Зачем так строго? В любой статье можно найти полезное: или в качестве советов, как делать, или в качестве предостережений, как не ошибиться. Опричнина - скорее всего элемент риторики. Но то, что нужны организационные перемены - сомнений нет. То, что предлагает Михаил Делягин, вовсе не экзотика, и вовсе не противоречит мировому опыту: самоуправляемые муниципалитеты (районы) при вышестоящей организационной структуре штата (федерального округа). Округ великоват, но бывают и побольше. Если бы реорганизация осуществлялась с предоставлением большой самостоятельности районам - это было бы похоже на мировое самоуправление таких образований. Ну а если бы ещё и вспомнили о КОСах - комитетах общественного самоуправления на уровне микрорайонов и заодно посмотрели бы те наработки по уставам этих КОСов, которые были закреплены в их уставах в конце 80-х - возможно, Москва стала бы современнее. И чем плоха идея выборов в Городскую Думу по одномандатным спискам? Разве это нечто, в мире невиданное? Наоборот - общепринятое. Совсем не ужасом является и двухпалатный парламент в таких таких образованиях. И даже Конституция федерального образования. Работает. А мэр-губернатор - исполнительная власть, не имеющая права самостоятельно придумывать налоги и тратить бюджетные средства без разрешения парламента. Сотни лет такое работает в мире.Разве Россия - не ФЕДЕРАЦИЯ? Правда, могут возразить: Россия - это не мир, Россия - это нечто вне мира. А её жители? Люди или тоже нечто? Ну а что касается конкретных предложений Михаила Делягина, то их надо обсуждать, а не отметать. Очень многое в них вполне разумно и полезно. Так зачем с водой выплёскивать ребёнка в ожидании того, что народится новый, который, когда вырастет, будет управлять без коррупции и произвола? Действуя так - не дождётесь! А.И.Оксанов, Бостон, США.
"Решение: создание мобильного аппарата, ориентированного лично на мэра и его представителей и обеспечивающего их управленческие потребности". Типичное аппаратное решение. Поверх аппарата и сбоку "неправильного" аппарата ещё один аппарат, "правильный". Главный вопрос - кто будет сидеть в этом аппарате и обладает ли он должными способностями и квалификацией не то что для решения, но хотя бы для ПОНИМАНИЯ проблем. Пока что Собянин рубит сплеча, рассыпает скороспелые распоряжения и не удосуживается посидеть хотя бы пару недель и просто подумать. Начиная с Хрущёва мы этот стиль управления уже шестьдесят лет наблюдаем. Какая модернизация? Превратим Москву в Когалым XXL? На это много ума не надо. Типовые станции метро нам уже предложили. Новое - хорошо забытое старое. Поезжайте на Филёвскую линию, там Никита Сергеевич уже удешевлял метро. Полюбуйтесь. "Для более полного обсуждения проблем Москвы я буду предлагать ... провести специальную сессию, посвященную проблемам Москвы, и пригласить к участию..." Штурмовать мозгами, одним словом. Закидать проблемы мозгами. Этих заседаний "с участием" уже было видимо-невидимо, а воз и ныне там. Может, мозги поменять? см. по теме: http://www.novayagazeta.ru/data/2010/116/12.html