Москва: от Кремля до окраин России?
Столичные власти объявили конкурс на разработку концепции развития «Большой Москвы» на ближайшие 30-50 лет. Он касается застройки территорий площадью свыше 150 тысяч гектаров, которые официально будут присоединены к городу с 1 июля 2012 года. Пойдет ли на пользу России рост ее столицы?
1. Все лучшее – столице
Москва уже сегодня многими воспринимается как город-монстр: огромный, переполненный людьми и транспортом мегаполис, оттягивающий на себя трудовые, интеллектуальные и денежные ресурсы.
Из 83 субъектов РФ 70 на протяжении последних 10 лет являются убыточными – в том числе, например, Якутия с ее алмазами, нефтью и газом, Оренбургская область – с крупнейшим в России газоконденсатным месторождением и почти всей таблицей Менделеева, с отменными урожаями хлеба и чудом сохранившимися машиностроением и оборонной промышленностью и т.д. Т.е. убыточными считаются 84% российских регионов. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства.
При этом бюджет Москвы сравним с размером бюджетов многих средних государств. Например, в 2012 г. объём доходов столичного бюджета составит 1,458 трлн. руб., расходов – 1,711 трлн. руб. Для сравнения: доходы государственного бюджета Украины на 2012 г. планируются в размере 332821 млн. гривен (1,307 трлн. руб.), расходы – в размере 358010 млн. гривен (1,406 трлн. руб.).
На долю Москвы приходится более 30% общероссийского объёма розничного товарооборота и более 40% - оптового.
Среди амбициозных планов российского правительства – превращение Москвы в одну из финансовых столиц мира. Пока же она превращается во все более дорогой и все менее пригодный для нормальной жизни город, где всем правят деньги: в угоду им застраиваются парки, перепрофилируются магазины, "реставрируются" архитектурные памятники, в массовом масштабе происходит переселение жителей из центральных районов на окраины. Денег становится все больше, и цена вопроса – все выше.
2. Число москвичей близко к критическому
По расчётам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существует экономически оправданный предел роста мегаполиса – 7 млн. человек. Дальше связь между количеством населения и подушевым ВВП, а также качеством жизни становится отрицательной. По итогам последней переписи населения, в Москве официально зарегистрировано 11,5 млн. жителей. Фактически же в столице постоянно проживает 12,5-13 млн. человек, при этом по будням в город приезжают на работу еще 3-4 млн. жителей Подмосковья. Москва уже сегодня находится на грани техногенной и цивилизационной катастрофы. Инфраструктура города не рассчитана на такую нагрузку. Прежде всего, это касается транспорта и дорог. На 1 миллион жителей в Москве приходится менее 17 станций метро, для сравнения в Париже – 111, Мадриде – 99, Милане – 65, Праге – 44, Лондоне и Берлине – 50, Вене – 60, Амстердаме – 69 станций. При этом московского метро банально не хватает и по километражу – в столице РФ на 1 миллион человек приходится 28 километров путей подземки. В Вене – 41, Лондоне – 49, Амстердаме – 57, Париже – 97 километров. Жителям даже не самых дальних московских окраин уже давно приходится делать нелегкий выбор: выезжать на работу на 2-3 часа раньше, чтобы проскочить пробки, или поспать чуть дольше, но затем энергично штурмовать набитые вагоны метро.
Сюда стоит добавить и катастрофу экономико-демографическую – в масштабах страны. По итогам переписи 2010 г., коэффициент общего прироста населения столицы по предварительным данным за 2010 год составил +6,7‰ против +5,1‰ за 2009 год. Рост Москвы происходит на фоне вымирания российских деревень и уменьшения городов. За последние 8 лет в стране исчезло 8,5 тысяч сел. Количество городов-миллионеров за это время сократилось вроде бы незначительно: с 13 до 12. Но при этом следует учесть, что многие города, чтобы сохранить свой "миллионный" статус, вынуждены были присоединить окрестные территории (как произошло, например, в Волгограде). При этом во многих регионах с убывающим населением скорость этого убывания увеличилась, по сравнению с 2009 годом. После кризиса в начале 1990-х годов притягивающая роль Москвы не только восстановилась, но и возросла. Столичный регион, благодаря миграции, стабильно прирастает на 100-130 тысяч человек в год за счёт межрегиональных мигрантов.
3. Москвичи нынче уже не те
Сегодня в Москве проживает 8-9% общего населения страны. Вроде бы цифра не самая выдающаяся. Жители Лондона, например, составляют 13% населения Англии, жители Токио – 10% населения Японии, жители Парижа – 4% населения Франции.
Однако этнический состав Москвы, даже по официальной статистике, значительно изменился. Доля мигрантов значительно возросла, сегодня их насчитывается уже не менее 2,5 млн. человек – почти четверть населения столицы. Безусловно, это не может не оказывать влияния на культурную и социальную жизнь города. Большинство мигрантов – низкоквалифицированные рабочие или "труженики торговли". Они сохраняют привычный для них уклад жизни и стиль поведения. Между тем, печальный опыт толерантной Европы напоминает о существовании "предела терпимости", за которым увеличивается вероятность межэтнических конфликтов. Судя по активизации скинхэдов и прочих националистов, предел этот не за горами.
4. Больше! Дальше! Дороже!
Между тем, ни власти страны, ни власти столицы, похоже, не осознают, что дальнейший рост Москвы может обернуться катастрофой. Вместо того, чтобы срочно изменить систему перераспределения доходов и налаживать жизнь на местах – что помогло бы остановить продолжающийся отток населения с востока страны, например – принимается новая программа по расширению столицы. Ее реализация, между прочим, по предварительным подсчетам, обойдется в 11 трлн рублей (16 млрд. руб. на геодезические изыскания на площади новых городских районов, 32 млрд. руб. — проектирование и разработка генплана, 1,1 трлн. руб. — выкуп участка под строительство объектов, 9,35 трлн. руб. на само строительство). В эту сумму не включены еще расходы на объединение коммунальных служб, инфраструктуру, дорожную и железнодорожную сети, привлечение рабочей силы, природоохранные мероприятия и многие другие статьи расходов.
Результаты же этой инициативы довольно спорные. Москва продолжает безудержный рост, жители бывших подмосковных территорий, попадающих ныне в границы Москвы, рискуют лишиться земельных участков и домов, получив за них компенсацию, размер которой будет определяться пока еще непонятно по каким принципам. Зато ожидается рост цен на землю, увеличение объемов строительства и приток инвестиций.
5. Решит ли Москва свои проблемы?
Общая концепция развития новых территорий, предложенная столичными властями, вызывает сомнения. Всю присоединяемую зону предлагается разделить на три "планировочных пояса". В ближайшем к городу поясе разместят правительственные органы. Ранее в числе первых кандидатов на переезд назывались Белый дом и администрация президента. Следующий планировочный пояс предлагается отдать под научные институты, образовательные и медицинские учреждения. Назначение последнего, самого дальнего от МКАД пояса в документации не объясняется. Правда, на заре своей деятельности нынешний мэр Сергей Собянин обмолвился о замечательных перспективах централизованного переселения пенсионеров столицы в города Подмосковья.
На присоединенных территориях предполагается построить жилье для 2,5 млн. горожан. Получается, что туда переселят почти каждого пятого жителя Москвы нынешней. Впрочем, глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заверяет, что переселять москвичей "административным путем" не планируется. Их собираются привлекать на новые места, предлагая более комфортные условия для проживания. Вспоминая не столь давний опыт по добровольно-принудительному переселению москвичей с Чистых прудов на зеленые просторы Царицына, в искренность подобного заявления веришь с трудом.
Помимо масштабного переселения в область ставится задача еще и резко сократить число рабочих мест внутри МКАД — на 1 млн. человек (всего в экономике города, по данным мэрии, занято 6,3 млн. человек). При этом на новых территориях должны появиться не менее 1,5 млн. новых рабочих мест.
Еще одной спорной инициативой столичных властей является строительство многоквартирных домов для мигрантов. Такими доходными домами или общежитиями должны будут обеспечивать своих работников ряд застройщиков. Проекты их разработают к лету 2012 г. Для начала жильем планируется обеспечить порядка 200 тысяч мигрантов, т.е. не более двадцатой части всех гастарбайтеров. Однако уже сейчас эта инициатива настораживает. Вместо того чтобы решать проблему доступного жилья для москвичей, власти решили заняться жильем для мигрантов. Вряд ли это уменьшит число тех, кто по-прежнему будет ютиться по подвалам и съемным комнатам, но зато почти наверняка увеличит приток новых мигрантов. Кроме того, дома для мигрантов, во избежание межнациональных конфликтов, планируется строить подальше от жилых кварталов – в промзонах. Однако на деле подобное решение лишь увеличит риск возникновения межэтнических конфликтов в будущем. "При организации приемлемого жилья для гастарбайтеров стоит избегать их концентрации в одном месте, - подчеркивает депутат Госдумы Олег Куликов. – На примере Запада мы видим, что такое гетто. Это неуправляемая территория со своими законами. Придётся создавать особую полицию, которая будет для них "своей". В нормальные условия мигранты повезут за собой семьи – значит, в иммигрантском квартале понадобятся иммигрантские школы. На каком языке будут учиться дети в таких школах? Кто их будет учить? Непонятно. Исторический опыт показывает, что такие анклавы имеют обыкновение разрастаться: жители ближайших районов предпочитают уехать, и на их место селятся новые мигранты. Не надо принимать меры, которые повысят в обществе градус расизма. Квартал для мигрантов – не решение старой проблемы, а зачаток новой".
Впрочем, возможно, когда жизнь в Москве станет совсем уж невыносимой, рост столицы прекратится сам по себе – так что новый план столичных властей, в конечном итоге, может пойти ей на пользу.
Написать комментарий