Московская международная финансовая неделя Мосинтерфин-2013
Ежегодный международный финансовый форум МОСИНТЕРФИН-2013 в этом году по традиции стал площадкой для обсуждения актуальных проблем российского финансового рынка, в котором приняли участие представители власти, участники рынка, экспертное и деловое сообщество. Центральной темой дискуссии стала трансформация финансовых рынков: участники обсудили изменения регулирования и рыночных практик в связи с появлением мегарегулятора, создание в Москве международного финансового центра и повышение инвестиционной привлекательности России в целом, улучшение инвестиционного климата, интеграцию российской финансовой системы в глобальный контекст и многие другие темы.
Министр финансов РФ Антон Силуанов открывая Форум отметил важность его проведения и актуальность поднимаемых вопросов. Министр зачитал всем присутствующим приветствие от Президента РФ Владимира Путина, в котором, в частности, отмечалось, что МОСИНТЕРФИН предоставляет хорошую возможность для обсуждения широкого спектра профессиональных проблем и изучения передового опыта. Как и в прошлые годы, повестка форума отличается насыщенностью и разнообразием. «Убежден, что форум пройдет в рабочей творческой атмосфере, будет содействовать развитию отечественного финансового рынка, укреплению национальной кредитно-финансовой системы, формированию благоприятного инвестиционного климата в нашей стране», - отметил президент.
Антон Силуанов подчеркнул, что перед страной сегодня стоят непростые вызовы, ситуация в мировой экономике достаточно тревожная. Страны с развивающимися рынками снижают темпы экономического роста, хотя отдельные страны и показывают небольшие «ростки», непонятно, насколько этот рост устойчив. «В общей непростой макроэкономической ситуации нам нужно выработать свою линию и ответить на вызовы, которые стоят перед экономиками стран. Нам нужен свой путь привлечения инвестиций, развития, структурных реформ, который будет адекватен нынешней ситуации и будет направлен на поддержку темпов роста экономики», - сказал министр. В следующем году, по его словам, правительство ставит перед собой задачу роста ВВП на уровне порядка 3%. Это непростая задача в условиях того, что по этому году ожидаются темпы роста около 1,8%. Силуанов отметил, что время, когда мы могли рассчитывать на рост за счет постоянного повышения цены на нефть, прошло, этот фактор себя исчерпал, и экономика должна быть готова к тому, что сырьевая конъюнктура будет не улучшаться, а может быть, даже и ухудшаться. Стране необходимы инструменты, чтобы привлекать инвестиции – как внутренних инвесторов, так и иностранных. Для этого, по словам Силуанова, необходимо понятное экономическое и законодательное пространство, реформы, регулирование и институты, которые позволяли бы обеспечить защиту инвестиций. Именно это будет адекватным ответом на те экономические вызовы, которые существуют, убежден министр. «Доверие к финансовым институтам, к бюджетной и налоговой политике – ключевые моменты доверия к экономической системе в целом», - добавил он.
В развитой экономике вклад финансового рынка в ВВП трудно переоценить, это кровеносная система экономики, подчеркнул Первый заместитель Председателя Банка России, руководитель Службы Банка России по финансовым рынкам Сергей Швецов. По его словам, от того, насколько финансовый рынок хорошо работает, зависит доступность инвестиций для предприятий, а также благополучие наших граждан и в активной фазе жизни, и после выхода на пенсию. Важна защита финансовой стабильности – насколько финансовый рынок способен выдерживать внешние шоки. »Поэтому наша задача – реализовывать те многочисленные планы, которые уже приняты и которые имеются в виду. Мы как мегарегулятор начали с того, что обратились к СРО, к участникам рынка, чтобы они сообщили о тех приоритетах, которые они видят в развитии финансового рынка«, - рассказал он. Швецов также добавил, что наивно думать, что ЦБ способен даже совместно с правительством принять все решения, реализовать все планы, и участие самого рынка является необходимым условием успеха. Главное – взаимоувязать все меры, гармонизировать их, чтобы в сложной конкурентной борьбе на глобальном рынке Москва, да и Россия в целом, заняла то место, которое ей должно предназначаться.
А каково сегодня место Москвы в глобальном пространстве? Разговор о том, что Москва должна стать серьезным мировым финансовым центром, на разных уровнях идет уже много лет, напомнил Советник Президента Российской Федерации, заместитель Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества Сергей Глазьев. Он также отметил замедление экономического роста на всем евразийском пространстве, связанное с глубокими структурными сдвигами мировой экономики и переходом с одного экономического уклада на другой. Это, по его словам, всегда характеризуется ростом диспропорций, турбулентности, снижением экономической активности традиционных направлений, которые со временем должны «свернуться» за счет роста активности в новых направлениях. Если традиционные отрасли сегодня стагнируют, то новые бурно растут (нано-, биоинженерные технологии и другие), показывая темпы роста около 5% в год. Искусство политики развития в переходный период заключается в концентрации ресурсов на этих перспективных направлениях, убежден Глазьев: «Если мы в рамках нашего единого экономического пространства сможем правильно выстроить приоритеты и распределить ресурсы, то все остальные задачи будут решаться по мере достижения определенных рубежей». По его словам, если мы хотим совершит рывок, необходимо ставить перед собой задачу выхода на норму накопления не менее 25%. Страны, которые демонстрировали экономическое чудо, выходили даже на 40% нормы накопления. Насколько это реально? Сегодня наши сбережения примерно в 1,5 раза превышают инвестиции, отметил Глазьев, на рубеж 25% мы можем выйти на базе текущих сбережений. Огромный резерв кроется в оттоке капитала, который составляет 50-60 млрд долдаров ежегодно. «Сегодня наша экономика после отмены валютного контроля превратилась в такую неэквивалетную систему сообщающихся сосудов с оффшорными зонами. У нас постоянно идет круговорот капитала с оффшорами, объем которого составляет 400 млрд в год», - констатировал он. Крупнейшие компании, направляю деньги в оффшоры и возвращая их в Россию под видом иностранных инвестиций, фактически искажают картину платежного баланса таким образом, что мы все больше денег отдаем за рубеж.
«Мы платим за псевдоиностранные инвестиции в пять раз больше, чем получаем. И эта диспропорция все время увеличивается. А между тем, это гигантский резерв для увеличения нормы накопления», - отметил Глазьев.
Он также подчеркнул, что со стороны властей сохраняется «крен» в сторону коротких денег. При нынешних сроках рефинансирования ЦБ трудно рассчитывать, что участники рынка будут ориентироваться на длинные деньги, считает эксперт. А производственный цикл предполагает, что деньги нужны не на год. Поэтому нужен переход к механизмам длинного рефинансирования – на 2-3, а то и 4 года. ЦБ мог бы, имея достаточный опыт и накопленные инструменты, начинать постепенно расширять клиринговые механизмы рефинансирования. Немалую роль в этом могли бы сыграть банки развития. «Если бы ЦБ вместе с правительством продумали бы механизм рефинансирования через банки развития, мы бы существенно увеличили поток предоставленных средств по низким процентным ставкам. Пока рефинансирование банков идет через бюджет, понятно, что здесь достаточно серьезные ограничения. Или на внешних рынках занимают деньги, мы вынуждены свои деньги размещать дешево, а зарубежные деньги привлекать дорого», - отметил Глазьев. Впрочем, Минфин не поддержал идею удлинения сроков рефинансирования ЦБ. По словам Антона Силуанова, проблема в том, что не хватает хороших проектов и хороших заемщиков. »Длинное рефинансирование, может быть, и способствовало бы дополнительной ликвидности у банков, но это не значит, что появятся хорошие проекты, хорошие заемщики. Надо работать над тем, чтобы проекты генерировать. Мы скептически относимся к тому, что увеличивать долю рефинансирования со стороны ЦБ в пассивы. Ведь основные ресурсы банковского сектора – это население, вклады, депозиты предприятий и т.д. Поэтому сейчас менять политику ЦБ, наверное, было бы неправильно«, - сказал министр.
Деоффшоризация – это не только российская проблематика, сказал Президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и напомнил, что эта тема поднималась в этом году на международном уровне и на заседаниях «восьмерки», и на заседаниях «двадцатки». Россия присоединилась ко всем инициативам в этой области, главная из которых была разработана ОЭСР (анти-BEPS). Борьба с размыванием налоговой базы и ее перемещением за пределы страны происхождения волнует сегодня все страны, сказал Шохин, в оффшорах »гуляет« от 20 до 30 трлн дол. Все страны жаждут вернуть деньги в страну происхождения налоговой базы.
Коснулся он и инвестиционного климата – в первую очередь, по мнению Шохина, фискальную нагрузку на бизнес надо не увеличивать как минимум, а лучше снижать, а институциональные основы регулирования финансового рынка совершенствовать. Вместе с тем, он обратил внимание на то, что инициативы последнего времени о такой работе не свидетельствуют. «Буквально на прошлой неделе в Госдуму внесен проект, возвращающий правоохранительным органам право проводить налоговые проверки. Это улучшит инвестиционный климат? Вряд ли. Сократит ли вывод в оффшоры? Не думаю», - сказал Шохин. Что касается мегарегулятора, по его словам, есть целый ряд проблем, которые должны быть достаточно быстро решены. В частности, конфликт интересов, связанный с новыми компетенциями ЦБ. «Речь идет о том, что ЦБ вынужден вмешаться и в политику стимулирования экономического роста. Это новая тема для регулятора. Создание длинных денег для экономики, создание финансового рынка, способствующего росту экономики. Есть проблема и сохранения независимости ЦБ, который как мегарегулятор наделяется функциями, которые раньше выполняло правительство. ЦБ, не имея права законодательной инициативы, вынужден ее делегировать правительству. Может быть, предоставить ЦБ право законодательной инициативы и тем самым и ответственности в полном объеме за создание благоприятного инвестиционного климата», - заключил Шохин.
Минфин законодательную инициативу отдать ЦБ не готов, сказал заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев. По его словам, у ведомства с регулятором серьезных проблем не возникало. Он отметил, что финансовой системе не хватает рынка капитала как канала распределения ресурсов. Это одна из ключевых проблем. «У нас есть банковская система, но ее роль достаточно ограничена. Здесь должна быть важна роль и небанковских финансовых ресурсов, которые должны быть источником длинных денег. Это может быть 3-4 года, а может быть 20-30 и даже 100 лет. В мире есть даже пример выпуска облигаций на 1000 лет. Она была размещена, и на нее был спрос», - сказал чиновник. По его словам, для того чтобы финансовый рынок заработал, необходимо четыре параметра. Фактор номер один – это качественное управление, регулирование этого рынка. Второе – глобальная кооперация. Местечковые финансовые рынки не жизнеспособны, и здесь ведомство идет по пути снятия ограничений, с 1 января 2013 введен доступ Euroclear к облигациям федерального займа, с 1 января 2014 планируется и по остальным биржевым инструментам разрешить такую же торговлю, рассказал Моисеев. Третий вопрос – это надзор, мегарегулятор, убежден замминистра, это единственная возможность навести порядок на небанковском рынке с точки зрения комплексности оценки ситуации. Четвертый фактор – это инвестиции, в частности, создание большого блока внутренних розничных инвесторов.
«Время ошибок, за которые не надо расплачиваться, прошло», - считает депутат Госдумы РФ Оксана Дмитриева. Она отметила, что российская экономика находится в стадии спада, а номинальные не нефтегазовые доходы бюджета падают. Цена на нефть падать не будет, но и привычного ее роста не будет, сказала депутат, не будет расти и добыча – уже сейчас она находится на уровне советских времен и по нефти, и по газу.
Безусловно, на форуме была затронута и пенсионная реформа, особенно в связи с изменениями в накопительном пенсионном компоненте и акционированием негосударственных пенсионных фондов. На будущий год все накопительные средства будут переданы в Пенсионный фонд России, который будет готов в любой момент передать пенсионные взносы негосударственным пенсионным фондам по мере их вступления в систему гарантирования, заявил председатель правления ПФР Антон Дроздов. Говоря об инвестиционной политике, он отметил, что ПФР придерживается консервативной стратегии: выбирая между доходностью и рисками, выбор будет сделан в пользу минимизации рисков. Все меры, которые сейчас реализуются, направлены на повышение стабильности системы, подчеркнул Дроздов и добавил, что правительству необходимо взвесить, насколько эффективно инвестирование пенсионных средств в российскую экономику. «Если да, то нужно вкладывать, если нет – лучше не рисковать, потому что мы потеряем все деньги», - заключил Дроздов.
Вице-президент РСПП Виктор Плескачевский вернулся к теме мегарегулятора и напомнил, что в 90 - х годах разные секторы финансового рынка были отданы разным регуляторам, не синхронизированным между собой. Дискуссия о мегарегуляторе – это вопрос о снижении издержек. Однако емкость всего российского финансового рынка по отношению к ВВП, по его словам, примерно в 2,8 раза ниже чем у развивающихся стран и примерно в 6 – чем в развитых. «Мегарегулятор есть в основном в странах, где участников рынка очень мало (например, Казахстан). В России их намного больше, мы даже намерены стать международным финансовым центром. Поэтому я призываю к очень осторожным, аккуратным шагам, помнить главный принцип любого врача – не навреди», - заключил эксперт.
Президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков отметил, что в последние годы многие законодательные вопросы, которые дискутировались много лет, сдвинулись с места. Появились, в частности, ликвидационный неттинг, допуск Euroclear к ОФЗ. Что касается рефинансирования, по мнению Аксакова, надо разработать механизмы, которые ЦБ мог бы принимать как обеспечение по длинным кредитам. «Здесь я очень рассчитываю на закон о секьюритизации. Если не в этом году, то в следующем мы примем этот закон обязательно. Появятся бумаги, которые можно будет и размещать на рынке, по крайней мере, старшие, надежные транши. Часть можно будет закладывать в ЦБ. В ЦБ понимают, что это надежный инструмент», - сказал он. Сегодня финансироваться в ЦБ могут в основном госбанки и очень крупные частные, а «второй эшелон» банков, многие из которых очень надежные, не имеют такой возможности. ЦБ может принимать в обеспечение кредиты, предоставленные малому и среднему бизнесу, но для этого надо каждый договор изучать, что очень неэффективно. «Мы и Ассоциация российских банков работаем над стандартами предоставления кредитов малому и среднему бизнесу, если эти стандарты будут понятны ЦБ, если по ним будет проводиться секьюритизация однородных кредитов, то они могут приниматься в обеспечение и появится возможность рефинансировать более широкий круг банков, конкуренция на рынке возрастет», - заключил Аксаков.
Президент Финансового университета при Правительстве РФ Алла Грязнова подчеркнула, что, вступая в мировое сообщество, российскому финансовому рынку приходятся решать вызовы, которые стоят сегодня в глобальном мире. Поэтому важно использовать международный опыт, в частности, развитых стран, который формировался годы, десятилетия и даже столетия существования рыночной экономики. «В третий раз собрать здесь наших уважаемых коллег из разных стран, финансистов, и рассмотреть актуальные вопросы – это наш долг и наша честь», - подчеркнула она. В этом году, по ее словам, в центре внимания целый ряд проблем, связных с инвестициями в российскую экономику, с развитием национальной финансовой системы. «У нас появился мегарегулятор, и нам хотелось бы посмотреть, как он работает в других странах. Опыт зарубежных стран поможет не делать ошибок, а сразу идти по более правильному пути.
После пленарного заседания форум продолжился работой круглых столов. Первый из них, «Налоги на финансовых рынках, длинные деньги и стимулирование инвестиций», модерировали Председатель правления Национальное агентство прямых инвестиций Игорь Вдовин. Обсуждалось, в частности, какие механизмы необходимы для создания института специальных целевых счетов для стимулирования в инвестиции сбережений граждан, что необходимо для формирования спроса на инвестиции и какие факторы оказывают доминирующее влияние на них, как влияет система налоговых льгот и преференций на инвестиционное стимулирование проектов: преимущества и недостатки.
На другом круглом столе обсуждали соотношение саморегулирования и государственного регулирования на финансовых рынках. В ходе дискуссии было рассмотрено, какая модель саморегулирования лучше для финансового рынка, возможно ли саморегулирование на финансовом рынке без материальной ответственности, насколько отдельные сегменты финансового рынка готовы к саморегулированию. Модератором выступил вице-президент РСПП Виктор Плескачевский.
Также в ходе форума прошла специальная отраслевая конференция «Финансовые особенности строительной отрасли в России». Ее модератором выступил Председатель Совета директоров ИКГ «FIRST» Владимир Гамза, а в центре внимания оказалось финансирование строительных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. Участники обсудили стратегическое значение и нереализованный до сих пор экономический потенциал этих макрорегионов – как ускорить инфраструктурное развитие регионов восточной части страны, как строить больше современного жилья и социальных объектов, определяющих качество и привлекательность жизни в регионах Сибири и Дальнего Востока, откуда взять недостающие финансовые ресурсы и как повысить эффективность текущих вложений.
На круглом столе «Актуальные проблемы финансирования реального сектора экономики и рыночные практики» обсудили подходы к стимулированию становления и развития инновационной экономики, формирование спроса на высокотехнологичную российскую продукцию, потенциально успешные рыночные ниши, оценили платежеспособность российского рынка инноваций и новых технологий. Модерировали круглый стол Исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев и Генеральный директор ЗАО «Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса» Виктор Ермаков.
Еще одно обсуждение было посвящено финансовой грамотности – «Программы повышения финансовой грамотности населения: достижения и проблемы. Роль в развитии финансовых рынков». Эксперты обсудили, какой должна стать национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения, есть ли способы мотивации населения для получения знаний в рамках программы повышения финансовой грамотности, каковы лучшие российские и зарубежные практики работы организаций, занятых финансовой грамотностью населения. Модератором круглого стола стал Президент Российского Биржевого Союза, Председатель Совета Директоров НП «РТС» Анатолий Гавриленко.
На круглом столе «Профессиональная сертификация финансистов: методология, разработка стандартов и пути их реализации» обсудили разработку отраслевых профессиональных стандартов для финансистов и экономистов, а также учебно-методических ресурсов, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, создание системы независимой оценки качества образовательных программ. Модераторами выступили Вице-президент–исполнительный директор Международной общественной организации «Гильдия финансистов» Виктор Корнилов, Заместитель Председателя Исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Сергей Иванов, Генеральный директор Финансово-Банковского Совета СНГ Павел Нефидов и Президент телеканала «Просвещение» Владимир Косенчук.
Отдельное место в работе форума заняла межотраслевая сессия «Инвестиционный тест-драйв» - открытый диалог с инвестором. Эта диалоговая площадка стала проводником в процессе поиска и привлечения банковских и инвестиционных компаний к вложению средств в новые бизнес-проекты.
Программа МОСИНТЕРФИНА-2013 получилась чрезвычайно насыщенной, и в целом форум прошел, как и пожелал президент В.В. Путин в своем приветствии, в творческой рабочей атмосфере. Участники форума не сомневаются, что еще не раз соберутся обсудить актуальные вопросы развития финансового рынка и экономики в целом в рамках Московской международной финансовой недели.
Написать комментарий
Господа где бы и с кем вы не заседали зайцы капусту вам не принесут пока у власти орудуют медвежатники