Моногорода: необходим индивидуальный подход и инновационное решение
Кризис обострил многие российские проблемы, заставив в срочном порядке принимать меры, которые назрели еще в конце прошлого столетия. В полной мере это относится и к проблеме моногородов. Особенностям и перспективам российских моногородов была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 30 марта в РИА "Новости".
Моногорода были, есть и будут
Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками - ведь с течением времени конъюнктура меняется. По мнению Вячеслава Бабурина, профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им. Ломоносова, государству необходимо страховать эти риски. В противном случае получается, что выгодами при успешной конъюнктуре пользуются все, а риски городам приходится брать на себя.
При этом, по мнению ученого, стремиться к тому, чтобы моногородов не было - бесполезная затея. Они всегда были, есть и будут. Есть множество важных общегосударственных и иных функций, которые они должны выполнять.
Однако стремиться к диверсификации производства в таких городах все же необходимо, считает Вячеслав Бабурин, поскольку у их жителей всегда должна быть свобода выбора.
Проблемы моногородов требуют индивидуального подхода
В России более 300 моногородов - это почти треть от общего числа городов. Главной проблемой моногородов является не только зависимость их бюджета от градообразующего предприятия, но и отсутствие у их жителей свободы при выборе места работы или сферы приложения труда.
Причины монопрофильности городов могут быть совершенно разными, и немаловажную роль при этом играет географический фактор. Так, например, Норильск на сотни километров удален от других центров с другими специализациями - и это служит дополнительным препятствием для его жителей в попытках разнообразить сферы приложения труда. С другой стороны, такие города как, например, Северодвинск и Новодвинск, при всей их монопрофильности, расположены совсем недалеко от областного центра (Архангельска) - и такое местоположение предоставляет возможности для диверсификации производственной деятельности, - поясняет Вячеслав Бабурин. По большому счету, их можно назвать моногородами лишь с натяжкой. И уж совсем не стоит относить к этому разряду многие монопрофильные города в Московской области.
Исходя из этого, и поддержка государства в каждом отдельном случае должна учитывать индивидуальные особенности города. "У каждого моногорода свои особенности и своя судьба, нельзя преобразовывать их по шаблону", считает Вячеслав Бабурин. "Создание федеральной программы по поддержке моногородов было бы большой ошибкой, - соглашается руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов. - господдержка моногородам необходима, но она должна быть очень избирательной, к каждому городу нужен индивидуальный подход".
Некоторые общие пути решения проблем моногородов
Тем не менее, существуют и некоторые общие пути решения проблем моногородов. Наиболее важные среди них:
*Модернизация традиционных производств - для повышения их конкурентоспособности
*Диверсификация экономики - для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению
*Развитие малого и среднего бизнеса - для обеспечения занятости и, опять же, предоставления свободы выбора населению
*Улучшение имиджа города и повышения качества жизни - для привлечения творческих кадров и инвестиций.
По мнению руководителя управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий мэрии Тольятти Дмитрия Жаринова, моногородам, по мере возможности, стоит использовать уже имеющуюся опытную и квалифицированную рабочую силу - и потому наряду с диверсификацией экономики надо развивать и традиционные отрасли производства.
Создание и поиск внутренних импульсов развития
Наряду с этим все большую значимость приобретает социальный аспект развития моногородов. "Индустриальная эпоха заканчивается. Мы вряд ли сможем диверсифицировать структуру моногородов за счет привлечения все новых предприятий. Нужно думать о других направлениях", - считает Вячеслав Бабурин.
Одним из главных направлений решения проблем моногородов должен стать поиск внутренних импульсов развития, - уверен Денис Визгалов. Для этого необходима постоянная работа с населением, воспитание любви к своему городу и поддержка любых низовых инициатив. Только тогда у людей появится мотив жить дальше в родном городе и стремиться его улучшить.
Кроме того, необходимо отойти от стереотипного восприятия города исключительно с экономической точки зрения - как города-производства, в котором люди живут для того, чтобы ходить на работу. Социальный фактор не должен восприниматься лишь как второстепенная надстройка к экономике, подчеркивает Денис Визгалов.
Имидж как необходимое условие развития
Повышение качества жизни и улучшение имиджа - необходимое условие притока инвестиций. Будущее моногородов зависит от создания креативных индустрий, считает американский урбанист Ричард Флорида. "Не важно, что ты работаешь на "Боинге", важно, что ты живешь в Сиэтле", - таков, по его мнению, современный тренд. Поэтому очень важно создать благоприятный имидж города. "Бренд привлекает творческих профессионалов, которые не только обладают знаниями, но и умением что-то делать. Вслед за ними приходят бизнес и инвестиции", - соглашается с американским исследователем Вячеслав Бабурин.
Впрочем, улучшение имиджа - это настоятельная потребность не только для монопрофильных, но и для "обычных" российских городов. Этой проблеме будет посвящен Конгресс по продвижению и развитию городов и регионов, который состоится 28-29 апреля 2010 г. в Москве в ЦВК "Экспоцентр". Именно в рамках подготовки к этому мероприятию и была организована пресс-конференция по моногородам.
Политика государства в отношении моногородов
Россия уже имеет некоторый опыт по перепрофилированию моногородов, отмечает заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. В конце 90-х - начале 2000-ных в нашей стране была успешно проведена реструктуризация угольной промышленности.
Федеральная программа для поддержки моногородов предполагает комплексный подход к решению их проблем. Наряду с мерами по обеспечению занятости населения - и здесь главное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса - она предусматривает планирование дальнейшего развития города, привлечение инвестиций, строительство предприятий и их взаимоувязку. Эта программа осуществляется регионами на условиях софинансирования. Причем каждый регион может самостоятельно выбрать из нее набор инструментов, наиболее подходящий для каждого конкретного города. Помимо этого регион может предложить и свои инструменты.
Комплексные программы модернизации моногородов рассматриваются на правительственной комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока из 27 предложенных регионами программ комиссия одобрила лишь 3.
Меры, принимаемые государством в отношении моногородов, в целом правильные и давно назревшие. Стоит жалеть лишь о том, что их начали применять с опозданием более чем на десять лет, - отмечает Денис Визгалов. По его мнению, в работе комиссии надо шире задействовать представителей самих моногородов: мэров, ученых, экономистов, экономикогеографов, психологов, социологов - чтобы составить как можно более полное представление о причинах проблем и подобрать правильный рецепт их решения.
Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками - ведь с течением времени конъюнктура меняется. По мнению Вячеслава Бабурина, профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им. Ломоносова, государству необходимо страховать эти риски. В противном случае получается, что выгодами при успешной конъюнктуре пользуются все, а риски городам приходится брать на себя.
При этом, по мнению ученого, стремиться к тому, чтобы моногородов не было - бесполезная затея. Они всегда были, есть и будут. Есть множество важных общегосударственных и иных функций, которые они должны выполнять.
Однако стремиться к диверсификации производства в таких городах все же необходимо, считает Вячеслав Бабурин, поскольку у их жителей всегда должна быть свобода выбора.
Проблемы моногородов требуют индивидуального подхода
В России более 300 моногородов - это почти треть от общего числа городов. Главной проблемой моногородов является не только зависимость их бюджета от градообразующего предприятия, но и отсутствие у их жителей свободы при выборе места работы или сферы приложения труда.
Причины монопрофильности городов могут быть совершенно разными, и немаловажную роль при этом играет географический фактор. Так, например, Норильск на сотни километров удален от других центров с другими специализациями - и это служит дополнительным препятствием для его жителей в попытках разнообразить сферы приложения труда. С другой стороны, такие города как, например, Северодвинск и Новодвинск, при всей их монопрофильности, расположены совсем недалеко от областного центра (Архангельска) - и такое местоположение предоставляет возможности для диверсификации производственной деятельности, - поясняет Вячеслав Бабурин. По большому счету, их можно назвать моногородами лишь с натяжкой. И уж совсем не стоит относить к этому разряду многие монопрофильные города в Московской области.
Исходя из этого, и поддержка государства в каждом отдельном случае должна учитывать индивидуальные особенности города. "У каждого моногорода свои особенности и своя судьба, нельзя преобразовывать их по шаблону", считает Вячеслав Бабурин. "Создание федеральной программы по поддержке моногородов было бы большой ошибкой, - соглашается руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов. - господдержка моногородам необходима, но она должна быть очень избирательной, к каждому городу нужен индивидуальный подход".
Некоторые общие пути решения проблем моногородов
Тем не менее, существуют и некоторые общие пути решения проблем моногородов. Наиболее важные среди них:
*Модернизация традиционных производств - для повышения их конкурентоспособности
*Диверсификация экономики - для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению
*Развитие малого и среднего бизнеса - для обеспечения занятости и, опять же, предоставления свободы выбора населению
*Улучшение имиджа города и повышения качества жизни - для привлечения творческих кадров и инвестиций.
По мнению руководителя управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий мэрии Тольятти Дмитрия Жаринова, моногородам, по мере возможности, стоит использовать уже имеющуюся опытную и квалифицированную рабочую силу - и потому наряду с диверсификацией экономики надо развивать и традиционные отрасли производства.
Создание и поиск внутренних импульсов развития
Наряду с этим все большую значимость приобретает социальный аспект развития моногородов. "Индустриальная эпоха заканчивается. Мы вряд ли сможем диверсифицировать структуру моногородов за счет привлечения все новых предприятий. Нужно думать о других направлениях", - считает Вячеслав Бабурин.
Одним из главных направлений решения проблем моногородов должен стать поиск внутренних импульсов развития, - уверен Денис Визгалов. Для этого необходима постоянная работа с населением, воспитание любви к своему городу и поддержка любых низовых инициатив. Только тогда у людей появится мотив жить дальше в родном городе и стремиться его улучшить.
Кроме того, необходимо отойти от стереотипного восприятия города исключительно с экономической точки зрения - как города-производства, в котором люди живут для того, чтобы ходить на работу. Социальный фактор не должен восприниматься лишь как второстепенная надстройка к экономике, подчеркивает Денис Визгалов.
Имидж как необходимое условие развития
Повышение качества жизни и улучшение имиджа - необходимое условие притока инвестиций. Будущее моногородов зависит от создания креативных индустрий, считает американский урбанист Ричард Флорида. "Не важно, что ты работаешь на "Боинге", важно, что ты живешь в Сиэтле", - таков, по его мнению, современный тренд. Поэтому очень важно создать благоприятный имидж города. "Бренд привлекает творческих профессионалов, которые не только обладают знаниями, но и умением что-то делать. Вслед за ними приходят бизнес и инвестиции", - соглашается с американским исследователем Вячеслав Бабурин.
Впрочем, улучшение имиджа - это настоятельная потребность не только для монопрофильных, но и для "обычных" российских городов. Этой проблеме будет посвящен Конгресс по продвижению и развитию городов и регионов, который состоится 28-29 апреля 2010 г. в Москве в ЦВК "Экспоцентр". Именно в рамках подготовки к этому мероприятию и была организована пресс-конференция по моногородам.
Политика государства в отношении моногородов
Россия уже имеет некоторый опыт по перепрофилированию моногородов, отмечает заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. В конце 90-х - начале 2000-ных в нашей стране была успешно проведена реструктуризация угольной промышленности.
Федеральная программа для поддержки моногородов предполагает комплексный подход к решению их проблем. Наряду с мерами по обеспечению занятости населения - и здесь главное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса - она предусматривает планирование дальнейшего развития города, привлечение инвестиций, строительство предприятий и их взаимоувязку. Эта программа осуществляется регионами на условиях софинансирования. Причем каждый регион может самостоятельно выбрать из нее набор инструментов, наиболее подходящий для каждого конкретного города. Помимо этого регион может предложить и свои инструменты.
Комплексные программы модернизации моногородов рассматриваются на правительственной комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока из 27 предложенных регионами программ комиссия одобрила лишь 3.
Меры, принимаемые государством в отношении моногородов, в целом правильные и давно назревшие. Стоит жалеть лишь о том, что их начали применять с опозданием более чем на десять лет, - отмечает Денис Визгалов. По его мнению, в работе комиссии надо шире задействовать представителей самих моногородов: мэров, ученых, экономистов, экономикогеографов, психологов, социологов - чтобы составить как можно более полное представление о причинах проблем и подобрать правильный рецепт их решения.
Написать комментарий
Проблема реабилитации моногородов является актуальной. Такие образования, несомненно, важны для экономики России, ведь на их долю приходится значительная часть ВВП страны. Из-за сокращения производства и банкротства градообразующих предприятий возрастает отсутствие выбора сфер приложения труда населения, ведущая к социальной нестабильности, а, следовательно, к кризису. Я считаю, верными меры по модернизации и "оживлению" моногородов, указанные в статье. Государство должно поддерживать моногорода, создавая федеральные программы. При этом необходимо учитывать индивидуальность города, его национальные, этнические географические особенности, привлекая представителей моногорода
Можно просто заставить парочку предприятий из Москвы и Санкт-Петербурга переехать подальше, разнести их по стране или помочь открыть пару филиалов (или пару заводов с центральным офисом/представительством в столицах). Или же избирать новые направления для того, чтобы открывать заводы и производства не только в столицах. В конце-концов, люди у нас в стране достаточно умные, и я не вижу проблемы в этом. И мне очень жаль, что ни один из русских олигархов не озаботится созданием в нашей стране русского "Microsoft" или первого нефтеперерабатывающего завода. Даже хотя бы в столице. Все равно корпорация в будущем будет достаточно крупная, и охватит пару моногородов.
Моногород – это уменьшенная модель большого города с высокой степенью концентрации проблем. Поэтому, им надо помогать и искать новые креативные методы поддержки. В существенном обновлении нуждаются структура и технологическая база целых отраслей промышленности. Чтобы сохранить конкурентоспособность и развивать моногорода, необходимо также обеспечить резкое повышение энергоэффективности и производительности труда, снизить издержки, активизировать внедрение инноваций.
Моногорода типа проблемных существуют двух типов, первые связаны с добычей полезных ископаемых, другие производящие невостребованную продукцию. В первом случае истощаются запасы падает добыча, падают доходы и люди остаются без зарплаты и без работы. Во втором случае государство поддерживает бесперспективное производство что бы не накалять обстановку в моногороде, а может в целом регионе. В принципе если посмотреть на это с другой стороны можно прийти к выводу, что в России не моногорода всего лишь два это Москва и Санкт-Петербург, остальные это моногорода. Жизненный уровень в наших столицах высокий и зарплаты приличные, по этому едут со всех концов страны, ближнего зарубежья, из-за границы. А как сделать такой же уровень жизни или близкий к такому в провинциальных городах? Пример: Компания Роснефть, люди которые на Севере занимаются непосредственно занимаются добычей нефти и газа имеют среднюю зарплату по ЯНАО 47 000 рублей , простой инженер или бухгалтер в офисе компании Роснефть в Москве получает в среднем 120 000 рублей, при чем на Севере все дороже начиная с цен на продукты, квартплата, коммунальные услуги и д.т. Человек работающий на Севере может и сам хотел бы переквалифицироваться, уехать в деревню купить домик и работать на ферме, но он не может этого сделать из-за несправедливого распределения доходов между регионом и центром. Опять во всем виноваты олигархи которые не хотят платить людям зарплату и государство которое олигархов не «бьет» по рукам. По моногородам второго типа, ситуация другая, здесь необходим только плавный переход от убыточного производства к перспективному, постройка нового или перепрофилирование старого производства.
Первоначально нужно выявить проблемы развития моногородов в России, а потом уже применять индивидуальный подход и инновационные решения. Ведь моногорода являются основой российской экономике. И на их долю приходится порядка 40 % суммарного ВРП Российской Федерации. На данный момент происходит снижение стоимости экспортной продукции градообразующего предприятия, что приводит к снижению рентабельности производства, сокращению персонала, сворачиванию инвестиционных и социальных программ. Но конкурентоспособность предприятий является необходимым условием поддержания экономики моногородов и государства в целом. Поэтому в сложившихся условиях необходимо снятие бремени социальной нагрузки на корпорации, формирование нового метода взаимодействия государства и бизнеса в поддержки социального сектора. Я думаю, что это приведет к сохранению экономического значения градообразующего предприятий.