05 НОЯ, 22:55 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Модернизация государственной службы: цели и методы

29 Октября 2010 9715 0 Редакционные статьи
Модернизация государственной службы: цели и методы

Модернизация жизненно необходима не только российской экономике, но и системе государственного управления. О том, как улучшить работу госслужбы, рассказали участники межрегионального видеомоста, состоявшегося в РИА «Новости» 22 октября 2010 года. Как привлечь на государственную службу наиболее талантливых молодых людей? Как сделать госслужбу открытой?

Реформа госслужбы

Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы (2009-2013 гг.)" была утверждена президентом Дмитрием Медведевым в марте 2009 года. Разработкой рекомендаций по ее эффективной реализации занимается Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. По его инициативе в столице и регионах прошел ряд круглых столов с участием ученых и работников государственных и муниципальных служб. Основное внимание эксперты уделили тому, как улучшить имидж чиновника и привлечь на государственную службу талантливую молодежь.

Чиновники заняли место олигархов

Сегодня имидж чиновника скорее отрицательный, чем положительный. Как заметил профессор Российской академии государственной службы Владимир Комаровский, "сейчас главным раздражителем для граждан вместо олигархов стали чиновники". Причин тому сразу несколько.

Государственные служащие нацелены, скорее, на соблюдение формальных процедур, чем на достижение конкретного результата - и это явно противоречит интересам граждан.

Общение их с чиновниками затрудняется также из-за своеобразного "языкового барьера", отмечает директор Центра социально-экономических исследований г. Вологды Андрей Потралов. Задача чиновника - доносить официальную информацию, но как только он начинает говорить языком закона и протокола, то сразу становится непонятен обывателю.

Вдобавок к этому чиновники зачастую просто не умеют себя вести. В существующих актах и нормативах никаких требований по этому поводу не содержится. Между тем, правила поведения и владение основами психотехники играют весьма важную роль при работе с людьми.

Личный негативный опыт общения с чиновниками подкрепляется и преобладающей тенденцией СМИ уделять гораздо большее внимание различным скандальным фактам, чем примерам успешной и старательной работы. 

Открытость и доступность - новые технологии

Чем больше граждане будут знать о работе чиновников, тем лучше будут к ним относиться, считают эксперты. Основным источником информации должны стать специальные сайты и порталы государственных служб.

На них должна быть размещена информация о различных видах государственных услуг и порядке их получения. В идеале большая часть госуслуг также будет предоставляться в электронном виде. Это сделает процесс общения власти с гражданами более рациональным, привлекательным и коротким. О положительном опыте в этой сфере рассказал заместитель начальника управления инноваций в органах власти администрации Ростовской области Юрий Черныш. По его мнению, предоставление услуг в электронном виде улучшает имидж госслужбы - в отличие от личных контактов с чиновниками, которые зачастую вызывают негативное отношение. Пока из 314 услуг, о которых рассказывается на специальном портале администрации Ростовской области, в электронный вид планируется перевести 10.

Помимо сведений об услугах, на сайтах госслужб стоит размещать информацию и о решениях органов исполнительной власти, причем не только об уже принятых, но и о тех, которые находятся в процессе обсуждения, считает директор центра развития госслужбы ГУ-ВШЭ Николай Клищ. Он указывает, что такая практика существует уже во многих странах, и граждане очень активно используют эту информацию при обсуждении различных нововведений и вносят достаточно дельные предложения.

Кроме того, стоит публиковать и сведения о самих чиновниках, их квалификации, профессиональном росте и должностных обязанностях. По мнению заведующего кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС Александра Турчинова, это тоже поможет улучшению имиджа.

Формы и сроки общения органов госвласти со СМИ также необходимо откорректировать в соответствии с духом времени, заявляет редактор радиостанции "Эхо Москвы" в Ярославле Марк Нуждин. Сейчас на письменное обращение журналиста орган власти обязан ответить в течение 30 дней - этот срок надо значительно сократить. Кроме того, считает директор Департамента государственной политики в области СМИ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Екатерина Ларина, власть должна учиться подавать СМИ положительные информационные поводы - тогда образ чиновника в СМИ будет представлен более объективно.

Нужна обратная связь

Необходимо изменить менталитет чиновников, так чтобы они ощущали себя представителями государства. Для воспитания вежливости и корректности очень важна обратная связь, подчеркивает Николай Клищ. На Западе и в США, отмечает он, госорганы при составлении отчетов о проделанной работе предоставляют также информацию от граждан, насколько качественно была оказана та или иная услуга и насколько были вежливы и компетентны госслужащие. В некоторых американских штатах получение обратной информации при любом взаимодействии с госслужащими является обязательным.

Ликбез населения

Использование новых технологий, способствующих большей открытости, не даст нужного эффекта без систематической просветительской работы с населением, подчеркивают эксперты. Можно создать и технологии, и законы, но граждане не будут ими пользоваться, и они не будут работать, поясняет Владимир Комаровский. Общество пока не готово воспринимать и использовать те возможности, которые им предоставляют современные средства коммуникации в плане общения с органами власти. Безграмотность населения является препятствием для общения власти с обществом, считает председатель департамента государственного управления администрации Пермского края Яна Дорофеева.

Необходимо обучить граждан пользоваться механизмами открытости и тому, чтобы вникать в работу госслужбы. Для этого нужна последовательная и систематическая просветительская деятельность на всех уровнях, начиная со школ и других учебных заведений и заканчивая серией публикаций: кто есть кто в областном правительстве и органах местного самоуправления, отмечает Марк Нуждин. Люди должны знать, кто за что отвечает и куда по каким вопросам обращаться.

Успешные шаги в этом направлении уже сделаны в Ростовской области. Получить консультацию о различных видах госуслуг там можно по бесплатному единому телефонному номеру. Упрощает взаимодействие с властями и создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. В Ростовской области создано уже 10 таких МФЦ. В любом из них предоставляются услуги всех ветвей власти: и федерального, и регионального, и местного уровней.

Кадры решают все

В конечном итоге, положительный имидж государственных служащих зависит все же, в основном, от качества их работы. Именно повышение этого качества и является целью проводимой реформы. Помимо улучшения организации труда она предусматривает и постоянное улучшение квалификации госслужащих. Причем, как свидетельствует опыт Ростовской области, использование компьютерных технологий и возможностей дистанционного обучения позволяет значительно сократить расходы и охватить большее число чиновников.

Особое внимание стоит уделять подготовке и переподготовке муниципальных служащих, считает замначальника управления оргработы муниципальной службы мэрии Ярославля Светлана Краевая, поскольку именно муниципальные служащие работают с населением каждый день, решая множество вопросов социальной службы, здравоохранения, образования и т.д. Между тем, хотя в федеральном законодательстве и зафиксировано, что муниципальные образования могут иметь программу развития, но фактически никакой системы повышения квалификации муниципальных служащих нет, поскольку у муниципальных образований нет на это средств. Поэтому на уровне федерации надо решать вопрос финансирования и осуществления целевой программы не только для государственных, но и для муниципальных служащих.

Кроме того, очень важно привлекать на госслужбу молодых и талантливых сотрудников. Для этого, помимо стабильной и достойной зарплаты (сегодня она в 3-5 раз меньше, чем на соответствующих позициях в частном секторе) надо задействовать и систему нематериальной мотивации: гарантировать возможность карьерного развития, получения дополнительных навыков и профессионального образования, отмечает Николай Клищ. Нужно вводить технологии, которые обеспечили бы более объективную оценку профессионализма чиновников, вне зависимости от его отношений с руководством, считает Александр Турчинов. Необходима система контрактов и гарантий, уверен вице-президент Российской криминологической ассоциации Игорь Сундиев. В Швейцарии чиновники боятся потерять службу, потому что боится потерять всю систему гарантий. У нашего чиновника никаких гарантий нет.

Сегодня госслужбе особенно нужны яркие, пассионарные личности. Чем дальше от Москвы, тем выше роль личности, потому что выше социальный контроль и глубже социальная коммуникация, считает начальник кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России Виталий Бельский. Там, где чиновники - яркие личности, им легче работать. Там нет проблем с имиджем и кадрами. Чиновник - это часть политической системы. Чем выше будет легитимность нашей политической системы, тем легче будет работать чиновникам.
Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more