Минфин передумал закупать валюту на открытом рынке
В начале сентября 2013 года Минфин объявил об отказе от планов закупки валюты на открытом рынке для пополнения Резервного фонда. Эксперты решили, что Минфин не захотел будоражить неспокойный валютный рынок. Есть ли у этого другая причина?
Данные об исполнении федерального бюджета за январь-июль, на первый взгляд, не дают повода для беспокойства. Профицит за этот период составил 0,8% ВВП. Обращает на себя внимание резкое сжатие бюджета (табл. 1): соотношение доходов бюджета и ВВП снизилось на 2,3 процентных пункта, расходов бюджета – на 2,5 процентных пунктов.
Таблица 1. Исполнение федерального бюджета за январь-июль 2013 года (в % к ВВП).
% ВВП | Январь-июль 2012 г. | Январь-июль 2013 г. |
---|---|---|
ДОХОДЫ | 22,24 | 19,77 |
Нефтегазовые доходы | 11,46 | 9,81 |
Ненефтегазовые доходы | 10,78 | 9,96 |
РАСХОДЫ | 21,37 | 18,99 |
Процентные расходы | 0,57 | 0,54 |
Непроцентные расходы | 20,80 | 18,45 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) | 0,87 | 0,77 |
Ненефтегазовый дефицит | -10,59 | -9,03 |
Источники внутреннего финансового дефицита | 1,84 | 2,19 |
Источники внешнего финансового дефицита | 0,33 | -0,11 |
изменение остатка средств | -3,04 | -2,85 |
Источник: Минфин России.
Средняя цена на нефть марки Urals за первые семь месяцев 2013 года составила 107,1 долл./барр., что на 10,1 долл. выше цены, заложенной в бюджетных проектировках. По нашей оценке, за этот период федеральный бюджет получил 255 млрд руб. сверхплановых нефтегазовых доходов. С ненефтегазовыми доходами дела обстоят заметно хуже. Поступления внутреннего НДС под влиянием падения темпов роста экономики и налоговых вычетов за январь-июль текущего года были ниже соответствующих поступлений за 2012 год на 19 млрд руб. Соотношение поступлений внутреннего НДС и НДС на импорт и ВВП в текущем году заметно ниже, чем в 2011 и 2012 годах, (рис. 1), противоположная ситуация складывается с поступлениями по акцизам, но их доля в общем объеме доходов федерального бюджета заметно ниже, чем НДС.
Рисунок 1. Соотношение поступлений по основным видам налогов и ВВП
Источник: Минфин России.
Отчетные данные по федеральному бюджету и экономике позволяют уточнить сделанные нами ранее прогнозы исполнения бюджета за 2013 год в целом. Для начала отметим, что темп прироста экономики на 1,8% в консервативном варианте нового макропрогноза Министерства экономического развития на 2013 год получен при гипотезе о заметном ускорении роста во втором полугодии (до 1,9% и 2,2% в третьем и четвертом кварталах соответственно, после роста в 1,6 и 1,2% в первом и во втором кварталах). В макропрогнозе Центра развития на 2013 год темп прироста ВВП составляет 1,6% (1,7 и 1,8% в третьем и четвертом кварталах соответственно) при сходных с прогнозом МЭР ценах на нефть и инфляции.
Доходы федерального бюджета и поступления по основным видам налогов в соответствии с прогнозом Центра развития представлены в таблице 2.
Таблица 2. Прогноз Центра Развития по доходам федерального бюджета, млрд. руб.
Прозноз ЦР | Закон о бюджете на 2013 год | |
---|---|---|
Доходы | 12969 | 12865 |
Нефтегазовые доходы | 6396 | 5926 |
Ненефтегазовые доходы | 6573 | 6940 |
НДС внутр. | 1924 | 2173 |
НДС на импорт | 1752 | 1925,4 |
Акцизы | 504 | 573,8 |
Доходы от приватизации | 23,5 | 427,7 |
Резервный фонд | 373,4 |
Источник: Данные Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, Минфина России.
Из приведенных данных видно, что доходы федерального бюджета в 2013 году могут быть перевыполнены по сравнению с запланированными на 100 млрд руб., при этом перевыполнение по нефтегазовым доходам составит 470 млрд руб. при недоборе нефтегазовых доходов примерно на 370 млрд руб. В то же время мы предполагаем, что план получения доходов от приватизации в текущем году будет недовыполнен примерно на 400 млрд руб. Формально, при такой ситуации, на пополнение Резервного фонда остается около 70 млрд руб. (при запланированных 373,4 млрд руб.).
Однако и использование данных 70 млрд руб. для этих целей находится под вопросом по двум причинам. Во-первых, такой сценарий возможен при выполнении плана по государственным заимствованиям в объеме 606 млрд руб. За первые семь месяцев сальдо операций на рынках государственных внутреннего и внешнего долгов составило – 3,8 млрд руб., и у нас возникают некоторые сомнения в достижимости поставленной цели. Во-вторых, в 2013 году крайне сложно складывается ситуация с исполнением региональных бюджетов (полугодовой профицит по исполнению консолидированных бюджетов регионов не должен вводить в заблуждение). Как видно из данных таблицы 3, доходы регионов в текущем году в первом полугодии сократились по сравнению с 2012 годом на 201 млрд руб., и это сокращение (в соотношении примерно 2:1) обусловлено 25%-ным снижением поступлений налога на прибыль и резким (почти на 20%) уменьшением трансфертов из федерального бюджета. Возникают опасения, что регионы в таких условиях не смогут выполнить требования указов Президента от 7 мая 2012 года (по оценке, дополнительные расходы регионов на их реализацию должны составить не менее 1% ВВП). «Разбор полетов» неизбежно предстоит. И в его ходе, конечно, вылезет на поверхность и факт сокращения финансовой поддержки регионов. Какой будет на это реакция Президента Путина? Остается только догадываться.
Таблица 3. Доходы консолидированных бюджетов регионов, млрд. руб.
2012 г. | 2013 г. | |
---|---|---|
Доходы консолидированных региональных бюджетов | 3899 | 3698 |
Налоговые и неналоговые доходы | 3088 | 3038 |
Налог на прибыль | 1119 | 835 |
Трансферты | 811 | 660 |
Источник: Минфин России.
Подводя итоги, нам кажется, что вполне вероятным сценарием исполнения федерального бюджета в 2013 году станет неисполнение плана по государственным заимствованиям и дополнительная помощь регионам. Но тогда... речь может идти не о пополнении Резервного фонда, а об использовании средств этого фонда для финансирования федеральных и региональных бюджетных обязательств. Какие уж тут покупки валюты на открытом рынке…
Андрей Чернявский
Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики
Написать комментарий