Межнациональные отношения в российской глубинке: тенденция к обострению
В конце июня 2012 года межнациональный конфликт в поселке Демьяново Кировской области чуть было не закончился массовой дракой. Это лишь один из эпизодов, свидетельствующий о снижении толерантности в регионах страны. В чем истоки такого роста напряженности? Как ведет себя при этом местная власть?
История вопроса: роль местной администрации и духовенства в стабилизации обстановки
История Вятского края практически не знает этнических конфликтов. Представители различных народов всегда мирно уживались в совместных поселениях, и вопрос национальности соседа никогда не затрагивался. Если же межнациональные конфликты все же случались, то реакция местных властей, духовенства и подавляющего большинства жителей не оставляла сомнений в том, что будут предприняты все меры к их прекращению.
Приведу характерный эпизод начала прошлого века, описанный журналистом С.П.Наумовым:
«Под влиянием черносотенцев, днем 22 октября 1905 года по старому стилю, после обедни в Спасском соборе разразился погром, и толпа стала убивать политиков. Около магазина Кардакова была зверски убита гимназистка Нина Пестрикова, имевшая красный бант на груди. Внимание погромщиков было отвлечено тем, что кто-то стал разбивать окна в магазинах, и толпа, забыв о политике, занялась грабежом. Полиция не приняла участие в ликвидации погрома, так как, видимо, сама и организовала его. Кто-то дал залп из 5-6 револьверов по погромщикам по собственной инициативе. Этого было достаточно, чтобы погромщики бросились бежать, бросая награбленные вещи. Потом говорили, что стреляла рабочая дружина, но это неправда. Рабочей дружины в Вятке тогда не было, она возникла позднее».
Из рапорта Вятского полицмейстера губернатору от 22 октября 1905 года:
«Сегодня, после молебствия на площади Кафедрального собора, толпа манифестантов в количестве 10.000 человек следовала по городу с портретами Государя Императора и национальными флагами при пении гимна «Боже, Царя храни…». Когда толпа проходила по Московской улице, завязалась драка. Такие драки проходили на улице Николаевской, улице Спасской и на углу улиц Преображенской и Спенчинской, где толпою манифестантов пять человек убито и 15 человек ранено, из них двое – тяжело» (Так сообщено в документе; в приложенном списке указано 6 убитых и 16 раненых – А. Р.). (ГАКО, ф. 582, оп. 146, д. 221, л. 25).
Показательно, как быстро среагировала на это событие православная церковь.
Из речи Филарета, епископа Вятского и Слободского, сказанной 23 октября 1905 года:
«Во вчерашний день, в день празднования Казанской Иконы Божьей Матери, в нашем городе Вятке совершилось прискорбнейшее событие. После торжественного молебна на площади, совершенного по просьбе городского управления и граждан, народ с портретом Государя и национальными флагами восторженно пошел по улицам, поя то молитву «Спаси, Господи, люди твоя…», то народный гимн «Боже, царя храни…». Но эта мирная, патриотическая манифестация была омрачена страшным преступлением – убийством нескольких лиц. Никто не волен не только над жизнью других, но и над своей. Потому что она дается Богом. Посему только Бог и может ее отнять. Этим унижается Святая Русь не только перед просвещенным христианским Западом, но и перед иноверческими народами. Горе как тем, которые вызвали к этому преступлению, так и тем, которые совершили его. И подобное творится не в одном нашем городе, а во многих других на радость врагам и на погибель нам. «Увы, нам, грешным!». Оглядываясь назад, видим, что забыли мы Бога, отвернулись от Него, и вот Бог предоставил нас своей воле, которая, без благодати Божьей, не может творить ничего доброго. Всматриваясь вперед – впереди беспросветная тьма, грозящая гибелью всем и каждому…». (ГАКО, ф.582, оп.146, д.221, л.32).
В нашем крае, как и в других губерниях России, бывали, например, случаи антисемитизма, но причиной их были не национальные предрассудки, а, чаще всего, обычная зависть. Продемонстрировать это можно на очень показательном примере.
Из анонимного доноса Вятскому губернатору из Воткинского завода от 22 апреля 1910 года:
«Ваше превосходительство!
Когда Вы примите меры к удалению из нашего завода жидов? У нас их живет много и почти половина незаконно, например, Раскины – Илья и Давид. Про первого писал Вам на днях воткинский пристав Якимов, который производил следствие. Разумеется, он ничего правильного Вам не написал, да и не мог, так как сам у Раскина в лапах. Он должен Раскину 500 рублей, которые взял у него, проиграв в карты казенные деньги. Раскин у пристава свой человек, так что ожидать хорошего следствия нельзя. Раскин вреден как для торговцев, так и для рабочего класса. У торговцев он отбивает кусок хлеба, так как, имея большие средства, держит много мастеров, при этом сам ничего не делает. Он берет много заказов от рабочих в рассрочку. Рабочие, ввиду малого заработка, идут на это поневоле и берут некачественный товар.
Кроме того, Раскин ежегодно, к Пасхе, выписывает массу готового дамского платья из Москвы и Варшавы и продает его, на что не имеет права. Пристав же не обращает на это никакого внимания и берет у него вещи для своей жены.
Просим Ваше Превосходительство избавить нас от жидов, особенно от Раскиных». (ГАКО, ф.582, оп.140, д.260, л.13).
И вот чем закончилась эта история.
Из доклада старшего чиновника по особым поручениям Кузнецова Вятскому губернатору от 11 мая 1910 года:
«Сообщаю, что евреи проживают в Воткинском заводе законно. Раскины занимаются исключительно своим ремеслом. У Ильи Раскина своя мастерская при магазине готового платья, что вполне допустимо.
По обычной еврейской предприимчивости он приторговывает, отчасти, и готовым платьем.
Большая часть местного населения пользуется его услугами, а потому Раскин имеет недоброжелательных конкурентов.
Что касается пристава Якимова. Жизнь Якимов ведет скромную, он хорошо обеспечен и нужды не испытывает. Помимо положенного содержания, он имеет от исполнительных листов до 60 рублей в месяц.
Пристав Якимов пользуется у местной интеллигенции расположением, а у остального населения – престижем». (ГАКО, ф.582, оп.140, д.260, л.1-3, 8-10, 13).
От «воли» к «произволу»: причины обострения ситуации в регионе
В современной исторической литературе крайне редко отмечается, что одной из главных причин событий, произошедших в нашей стране после 1917 года, стало то, что священники-патриоты ушли на фронт, а на их место пришли люди совершенно другого толка.
Священник Дмитрий Болдырев писал в своей замечательной статье «Большевизм в церкви» («Русская мысль», 1917, №11-12, с.40-50) о состоянии православной церкви:
«Новый тип псаломщиков-товарищей (церковных бюрократов) образовался во время войны и обнимает собой тех молодых людей, которым нигде в другом месте не удалось укрыться от воинской службы.
Как теперь оказалось, в деревне православие было золотым налетом на дикости. Революция смыла этот налет и осталась одна голая дикость, которая ждет своих миссионеров.
В каждой деревне уже можно услышать, что храмов не нужно, мол, и под открытым небом можно молиться. «Народные массы», «демократические массы» и просто «массы» – вот что осталось на месте расчлененного исторического целого, именуемого русским народом.
Волю народа заменили мы суммой произволов, как и самый народ – массой».
Таким образом, процесс последующего разрушения храмов был уже подготовлен.
Известный российский экономист Борис Бруцкус, выступая 13 июля 1917 года на заседании Вольного экономического общества, прозорливо отмечал: «Западные народы совершали революции, которые освобождали их труд и увеличивали их творческую энергию. Русский народ совершил революцию как будто бы для получения какого-то огромного земельного и всякого другого наследства, которое должно его освободить от трудов и гарантировать беспечальное житье. Но народ – стихия. Ответственной может быть только интеллигенция, которая не сумела открыть глаза народу на его иллюзии и уберечь его от жестоких испытаний, неизбежных последствий этих иллюзий».
Очень похожая ситуация сложилась в России после революции 1992 года. В местные органы власти – как, впрочем, и в областные, – пришли и продолжают приходить в основном недостаточно образованные карьеристы. Цель таких людей – обогатиться за счет бюджета, спокойно живя при немалых окладах. Конечно, и там есть грамотные ребята, но их очень мало, и работать им не дают.
Расчет простой: не хватит зарплаты, взятками доберем. Вот и усложняются у нас все вопросы согласования, например, в строительстве. Вот и растет количество чиновников в областных департаментах и на местах. Ведь у чиновников есть родственники и дети, а их тоже надо пристраивать на «непыльные» места.
Александр Александрович Галицких в период выборных кампаний твердит с плакатов о будущих «новых решениях», не конкретизируя их содержания. Между тем под раскаты обещаний чиновников происходят такие события, как в Демьяново (в конце июня 2012 года полиция в последний момент предотвратила массовую драку местных жителей с приезжими из Дагестана).
Многочисленные департаменты, наполненные принятыми «по блату» сотрудниками, совершенно не контролируют происходящее на местах, и, самое главное, не принимают никаких мер к его благополучному разрешению. И таких примеров немало.
Вот уже много дней население города Слободского не может смотреть телевидение: блокирована работа фирмы кабельного телевидения СКАТ, которая обеспечивает просмотр телевизионных программ. Не хочу входить в причины конфликта фирмы с местной властью – этим должны заниматься правоохранительные и правозащитные организации. Непонятно, чего ждут областные власти? Неужели повторения «демьяновского сценария»?
Таких вопросов и нерешенных проблем очень много. Но ответов на них, при низком образовательном и, что особенно важно, нравственном уровне чиновников местной власти, нет и, вероятно, еще долго не будет.
Написать комментарий
А все дело в продажной местной власти. Уж поверьте такого в Дагестане никогда не произойдет. Потому что там власть своих защитит даже если они не правы. Приезжие подкупают местные власти, а местный народ поэтому бесправен. Если вы внимательно посмотрите на правоохранительные органы, суды, приставов и прокуроров, налоговые органы то увидите какое огромное число "южан" залезли и рвутся на эти должности. Главноая цель - делать деньги. Они в основном и разлагают всех и вся, а процесс этот начался еще с 75-80 годов. Выучили на свою голову... обходить законы (это у них в крови вне зависимости от национальности и должностного положения). Их много сейчас и в Кремле. Достаточно назвать серого кардинала Суркова-Дудаева, который определял всю нашу политику при Путине.