«Месть со стороны США». Ограничат ли новые санкции военный потенциал России?
Госдеп США 26 октября обнародовал новые санкции против России. На этот раз под санкции попали 33 компании, среди которых оборонные предприятия и спецслужбы, в том числе «Калашников», «Вертолеты России», «Сухой», «МиГ» и «Туполев». Санкции вступят в силу 29 января 2018 года и ограничат сделки и финансовые операции с иностранными партнерами. Какие угрозы новые санкции создают для российского ВПК, ударят ли они по экспорту российских вооружений и будет ли ситуация и дальше деградировать, а торгово-экономическая и научно-технологическая изоляция России нарастать?
Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Дело в том, что многие из российских корпораций, попавших в санкционный список, уже находились под санкциями США, включающими запрет на предоставление им новых технологий и финансирования, кроме краткосрочного. Для адаптации к санкциям уже было достаточно времени. Сейчас эти «санкции» просто выглядят как месть со стороны США России за намерение поставить ЗРК С-400 Турции, «ревность» к России из-за «измены» своего традиционного сателлита Саудовской Аравии, а также неуклюжая попытка со стороны США ограничить конкуренцию на мировом рынке вооружений. Все это понимают, но США не сильно боятся – Турция уже не хочет в Евросоюз (а вхождение в Евросоюз неявно подразумевало превращение любой вступившей туда страны в верного вассала и чуть ли не раба США), возможностью исключения из НАТО ее не запугать, так как это Турция нужна НАТО, а не НАТО Турции. У Саудовской Аравии как у довольно крупного кредитора США есть прямые рычаги давления на США в виде возможности продажи крупного пакета ее гособлигаций. А США это было бы, прямо скажем, невыгодно.
Тут есть большой вопрос – кто от кого больше зависит – Россия от Запада или Запад от России? На самом деле, американский Boeing и французский Airbus почти полностью зависят от поставок титана из России. На производстве военных самолетов и вертолетов санкции не скажутся никак, поскольку это производство не зависит от импорта. Что касается гражданского авиастроения, то импортозамещения здесь не избежать, но, судя по тому, что Россия в прошлом обладала огромным потенциалом в авиастроении, речь идет о том, чтобы восстановить существующие производства, а не создавать их с нуля. Не исключен также фактор лоббирования закупок иностранных гражданских самолетов со стороны российских авиакомпаний. Но санкции Запада должны четко просигнализировать лоббистам – в направлении Запада погода нелетная, пора в самом прямом смысле заглянуть в себя.
Ситуация будет, конечно, деградировать, по мере деградации внешней политики и уровня истеблишмента в США. Но это их проблемы, а не наши. А в изоляцию России верят только дети, слабоумные и сенатор Боб Коркер (по сообщениям СМИ, именно он является автором новых антироссийских санкций). Даже СССР не был изолирован, хотя значительную часть своего существования находился под санкциями США – от «олимпийских» санкций до «закона Джексона-Веника», который был отменен только в 2012 году, и то заменен на новый санкционный список.
Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: Новые санкции способны существенно подорвать российский экспорт вооружений, так как США собирается «наказывать» третьи страны, которые будут приобретать продукцию военно-промышленного комплекса РФ. Фактически, санкции являются одним из способов конкурентной борьбы, хотя и не самой честной. Предполагается, что вместо российского вооружения иностранные государства будут приобретать американское, что в принципе не гарантировано при условии, что по своим конкурентным качествам, в первую очередь цене, а также по характеристикам аналогов у ряда экземпляров продукции российской оборонки, например у комплекса С-400, – нет.
Объем российского военного экспорта оценивается в 15 млрд долларов в год. Доля нашей страны на мировом рынке вооружений составляет примерно 23%, а США – около трети. Однако во многом доля США сформирована за счет навязывания союзникам по НАТО образцов вооружения американского производства в период после крушения Восточного блока. То есть заключение контрактов на поставку вооружения на тот момент являлось входной платой для новых участников Альянса, что опять же, является не совсем честным, но вполне укоренившимся приемом в конкурентной борьбе за рынки сбыта.
Я полагаю, что российские компании продолжат производство военной продукции для нужд армии. Хотя, конечно, в случае сокращения экспорта в страны НАТО, их финансовое состояние может ухудшиться. Им потребуется государственная помощь и субсидии, что, в общем-то, уже не в новинку.
Нельзя ввести санкции против всего мира. Военную технику в основном закупают не юридические лица, а суверенные государства. Наложить санкции американцы на целые государства могут, например, на тот же Иран или отдельные государства Латинской Америки, но вот, к примеру в отношении Индии или Китая, введение санкций США крайне невыгодно. Я думаю, что санкции, связанные с экспортом вооружения стоит рассматривать как исключительную формальность и ограничения, направленные в первую очередь на страны Альянса, в котором позиции Вашингтона традиционно сильны.
Алексей Панин, директор московского офиса UrusAdvisory: Пока в новой редакции американских санкций остается много белых пятен, поэтому окончательно понять масштаб ущерба можно будет только когда будет полноценно опубликован соответствующий закон. Особенно неясна формулировка о «значительных финансовых операциях». Кроме того, Госдеп уже заявил о том, что санкции будут применяться гибко.
В контексте Персидского залива – крайне сомнительно, что США за сотрудничество с Россией, например, подвергнут санкциям Саудовскую Аравию, учитывая упорное молчание официального Вашингтона о таких проблемах, как поддержка саудитами радикальных религиозных групп по всему миру, не говоря уже о «мелочах», вроде соблюдения прав женщин, сексуальных меньшинств и т.д в этой стране. Поэтому российскому движению в этом направлении вряд ли что-то угрожает. Аналогично, крайне сомнительно, что Китай будет принимать решение о покупке российских вооружений на основе американских законов. С точки зрения этих позиций реальный эффект как минимум по части экспортных направлений России от новых санкций неочевиден.
Здесь логичнее ожидать повторения истории с российским нефтегазовым сектором. В краткосрочной перспективе ущерб может быть незаметным (тем более, обычно санкциям не подвергаются уже заключенные контракты), однако в средне- и долгосрочной перспективе санкции могут сказаться на доступе России к чувствительным технологиям, которые страна не в состоянии произвести самостоятельно.
Безусловно, риск изоляции России существует, и постепенно США загоняют нашу страну в режим, аналогичный COCOM, когда составлялись перечни товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны восточного блока. Эта политика со стороны Соединенных Штатов очевидна, и она имеет явный коммерческий подтекст: через санкции Вашингтон решает свои экономические вопросы. Нет никаких оснований считать, что в ближайшие не то что месяцы, но и годы эта политика будет пересмотрена, так как, несмотря на многочисленные скандалы в двухсторонних отношениях, пик нашего конфликта еще не достигнут.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «ФИНАМ»: Учитывая долю ВПК в ВВП страны, ситуация с новым пакетом санкций не катастрофична для российской экономики. Однако их введение окажется довольно болезненным для предприятий оборонных предприятий, включенных в санкционный список. И без того в целом низкоэффективная и высокозатратная отрасль станет еще более затратной и менее эффективной.
Можно ожидать снижения экспорта вооружений, особенно в страны, для которых важны отношения с США. Чтобы пренебречь угрозой распространения американских санкций на покупателей продукции компаний, перечисленных в новом списке, нужно либо чтобы стране-контрагенту нечего было терять, как Ирану, либо быть слишком крупным контрагентом США, как Китай, на который будут закрывать глаза. Третьим странам, Турции или Саудовской Аравии, придется более взвешенно оценивать вероятные последствия или выстраивать более сложные схемы для получения интересующих образцов вооружений. Впрочем, пока это разовые сделки, а до 29 января еще достаточно времени, и намеченные поставки можно успеть завершить до этого срока.
Систему финансирования отрасли, судя по всему, будут перестраивать. Не зря Ростех как раз сейчас озвучивает планы по созданию крупной финансовой структуры на базе РФК. Таким образом из-под удара выводятся крупнейшие госбанки, включенные в систему международных расчетов.
Усложнится задача получения импортной компонентной базы, которую не удастся заместить в полном объеме. Опять же, придется выстраивать разные схемы прикрытия поставок, удлинять цепочки, разбивать партии, что приведет к удорожанию импорта.
Путь к полному импортозамещению лежит через преодоление технологического отставания. Для этого десятилетиями нужно вкладываться в образование, в науку, в развитие инженерной школы и поддержание системы профтехобразования. Без научно-технического сотрудничества, привлечения технологий и инвестиций извне это процесс может затянуться еще на десятилетия. И все равно в итоге международное сотрудничество, интеграция и разделение труда окажутся экономически перспективнее, эффективнее и конкурентоспособнее закрытых систем, опирающихся только на внутренние возможности развития.
Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Санкции осложняют работу в тех странах, куда уже вошли США, поэтому они являются еще одним из инструментов в конкурентной борьбе за рынки сбыта ВПК. Сильный маркетинг и прямой шантаж в продвижении западных образцов ВПК уже не помогает перед лучшим соотношением ценакачество со стороны России. Наши образцы дешевле, проще (на экспорт идут упрощенные изделия), по качеству равны или лучше западных (при сравнении в реальных условиях, а не «независимых» лабораториях), поэтому выбор для перевооружения армии очевиден – взять побольше за ту же цену при меньших издержках за постобслуживание. Подобные шаги задержат экспорт из России, часть контрактов будет проведена через третьи страны, а часть задержана, при этом возможно открытие локализованных производств и совместных предприятий, куда будет приходить основа и совершаться сборка. Несмотря на риторику и политические пристрастия, объемы средств, необходимые для защиты суверенитета от внешних посягательств, требуются большие, поэтому сотрудничество продолжится в том или ином виде. Со стороны России необходимо расширить свои возможности при продажах, пользоваться на 100% имеющимися каналами и открывать новые, а также использовать те рычаги, что уже есть. К сожалению, рынок ВПК довольно консервативен и изменения в его структуре не производятся быстро. Контракты заключаются на годы и десятилетия, поэтому встревоженность США понятна, ведь начинается новый период закупок и обновления армий мира, а ближайший конкурент активно возвращается на рынок и восстанавливает свои связи, в ряде стран строит новые. Такой подход вместе с параллельным продвижением по другим направлениям позволяет на данный момент создать перевес в давлении и потери от санкций будут минимизированы, к тому же и сами США пользуются услугами российского ВПК прямо и косвенно. Наложение ограничений не производится без оставления возможностей по сотрудничеству. Что касается работы с другими странами, то ситуация в мире все ближе к войне, поэтому любые задержки – это в большей мере действия конкурентов или попытки снизить цены, чем ограничения по санкциям.
Россия ускоренными темпами восстанавливает элементную базу и продолжает строить высокотехнологичные образцы вооружений, поступающие в войска в сжатые сроки. Отсутствие доступа к военным технологиям других стран было во все времена, а гражданские малопродуктивны из-за своей специфики, а выставки показывают только оболочку новых образцов. По ним можно делать выводы об общем направлении развития техники, но многие параметры так и остаются тайной, поэтому военно-техническое сотрудничество всегда было довольно слабым.
Банковская сфера в стране получила списки компаний под санкциями и официально отказалась от работы с собственным ВПК (кроме тех, кто и сам под санкциями), но терять триллионы рублей не собирается, поэтому финансовые потоки будут проводиться другими путями, но средства в «оборонку» даже не замедлят своего хода (если брать транзакцию бюджет-ВПК). Эта статья расходов непрозрачна и провести платежи можно спокойно, другое дело – гражданские самолеты. «Новый старый» конкурент не нужен на мировом рынке, поэтому основным получателем на первых порах должен стать внутренний потребитель, а в России в этом плане с 1991 года образовалась целина, поскольку потребности авиации не удовлетворяются. После обкатки на внутренних линиях или параллельно самолеты можно будет продвигать среди своих партнеров, то есть перенести вопрос на 5-7 лет вперед и выходить на Запад с уже сформированным имиджем в гражданской авиации. На данный момент торговый баланс между внутренними и внешними расходами/доходами примерно равен и занятие новых ниш серьезно его сместят в нашу сторону. В высокотехнологичных областях Россия остается одним из лидеров, который готов делиться с менее развитыми странами наработками во многих сферах, но физически сложно стране со 142 миллионами людей быть на равных со странами с 250 миллионов или 1,5 миллиарда человек. Приходится жертвовать производством гаджетов и качеством некоторых гражданских товаров, чтобы оставаться лидерами в других важных областях: энергетике (атомной и углеводородной), космосе (наш опыт непревзойден), строительстве (крупные стройки идут постоянно), ВПК, программном обеспечении (Антивирус Касперского стоит во всех учреждениях США), развитии новых областей в многочисленных НИИ. Образование остается одним из наших сильных сторон и позволяет быть на одном уровне с другими лидерами научно-технического прогресса, а вот прикладное приложение технологий – этот вопрос нужно задавать нашему бизнесу и его кураторам из правительства, поскольку государство не может руководить (в силу выбранной политической формации) каждым, кто занимается улучшением эргономики скрепок или подогревом руля. Изоляция находится больше в голове у людей, чем на самом деле, поэтому некорректно говорить о нарастании или снижении изоляции в век глобальной экономики и интернета.
Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Наше военно-техническое сотрудничество с «развитыми странами» сводится только к получению комплектующих и кредитов. Страны НАТО у нас оружия не закупают. Поэтому и опасность сводится к неполучению выше названного. Но надеяться на сотрудничество с Западом в этой области наивно. Санкции не ухудшают ситуацию, а лишь юридически закрепляют то, что есть.
Что касается наших поставок в третьи страны и сотрудничества с ними, то Запад сделает все, чтобы его сорвать и с санкциями и без них, поэтому в этой сфере вряд ли что-то изменится. Мы будем поставлять, Запад будет мешать. Это не политика, а борьба за деньги. И пока мы поставляем, и будем поставлять.
Что касается собственной обороноспособности, то нас вынуждают заниматься импортозамещением. Но этого в любом случае не избежать. И в этом смысле решение США лишь ускоряет, а не запускает процесс. Да это, к сожалению, создаст трудности. Но они неизбежны, и их нужно преодолевать.
Что касается изоляции, то мир состоит не из Запада, а из четырех сторон света. И для России военно-техническое сотрудничество с Китаем и Индией было и будет важнее, чем с Западом. Да, Запад будет этому мешать, но он в любом случае будет это делать. Однако порвать такое сотрудничество не в их силах, так как третьи страны не хотят оказаться в полной военно-технической зависимости от США. Поэтому слухи о нашей изоляции сильно преувеличены.
Написать комментарий