Малое предпринимательство как фактор инновационного процесса
Какие меры государственной поддержки малого инновационного бизнеса используются в различных субъектах России? Какие результаты продуцируют новые регулятивные подходы? Можно ли предложить комплекс мер для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства? Каковы перспективы отечественного малого инновационного бизнеса?
Малый бизнес – это сектор национальной экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия. Государственная поддержка субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором описаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу, а также Налоговым кодексом РФ.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
- Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
- Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно – для средних предприятий;
- до ста человек включительно – для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
- Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основными плюсами для субъектов малого предпринимательства является льготный налоговый режим, который выражается, во-первых, в уменьшенном объеме налоговых платежей, а, во-вторых, в упрощенном порядке налоговой отчетности, установленном в главах 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.
Для сравнения: в США под малым бизнесом понимается компания с численностью занятых не более 100 человек, в Европейском Союзе – 50 человек. Средний бизнес по численности занятых имеет следующие верхние границы: в США – до 500 чел., в ЕС – до 250 чел. В Австралии предприятие считается малым, если его численность занятых составляет 1-19 чел., средний бизнес – от 20 до 200 человек. Кроме трудовых ресурсов, малый бизнес может быть квалифицирован по объему продаж, стоимости активов, чистой прибыли. Также в США и ЕС существует понятие микропредприятия (microbusinesses) с численностью занятых до 10 чел. [4].
Организационные механизмы развития малого инновационного предпринимательства
Поддержка малого инновационного бизнеса в регионах. В последние годы за счет средств государства было значительно увеличено финансирование фундаментальной науки (в 2006-2008 гг. – в 1,6 раза) и прикладных разработок, в том числе – через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки. Были созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающие Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество "Российская венчурная компания"), федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и открытое акционерное общество "РОСНАНО".
Москва является лидером по поддержке малых инновационных предприятий среди регионов России. Реализована городская целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 2 ноября 2004 года N 763-ПП). В рамках этой программы предпринимателям предоставляются субсидии, выделяются средства из венчурного фонда, работающего по принципу частно-государственного партнерства. Однако крайне рискованные проекты при отсутствии гарантированного рынка сбыта в 1 млрд. руб. венчурные фонды пока не финансируют. Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, выступающий поручителем малых инновационных компаний, должен в ближайшее время повысить суммы гарантий с 50 до 70%.
В городе работает несколько технопарков и бизнес-инкубаторов. Специализированная территория для малых инновационных предприятий в Зеленограде составляет 100 тыс. кв. м. Можно полагать, что финансовый кризис сможет повысить востребованность резидентами элементов инновационной инфраструктуры.
Финансовый кризис увеличил среднюю процентную ставку по кредитам с 14-17% до 22-24%. Мэр Москвы поддержал предложение о том, что для рентабельных и приоритетных для города малых инновационных компаний следует компенсировать ставку кредита до докризисного уровня. Если же предприятие не относится к числу приоритетных с точки зрения города, то ему компенсируется 2/3 процентной ставки [6].
Омская область. В 2007 году в Омской области началась реализация целевой программы развития малого инновационного предпринимательства. Программа была рассчитана на 2007-2009 годы, на ее реализацию было направлено 114 млн. рублей. По расчетам Минэкономики области, должно было произойти трехкратное увеличение доли отгруженных инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров субъектами МИП, должен был быть обеспечен рост числа субъектов малого предпринимательства не менее чем в 2 раза. Программа стимулировала дополнительный приток финансовых и материальных средств в инновационную сферу (на 1 рубль вложенных бюджетных средств привлекалось не менее 2 рублей внебюджетных).
В программе ставка была сделана на совершенствование нормативно-правовых основ регулирования деятельности субъектов МИП и финансовые механизмы развития инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. Параллельно предполагалось расширять деловые возможности субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, совершенствовать условия осуществления инновационной деятельности, а также оказывать информационную, методическую и организационно-кадровую поддержку малого инновационного предпринимательства. В омской программе был заложен принцип комплексной поддержки инновационной деятельности субъектов малого инновационного предпринимательства, которые должны обеспечить возможность преодоления барьеров в инновационной сфере и сформировать предпосылки для прозрачного ведения бизнеса.
Свердловская область. 24 октября 2008 года в Екатеринбурге состоялся Форум малого бизнеса «Старт-ап 2008», в котором приняли участие около 2000 предпринимателей из большинства городов Свердловской области. Основная цель форума – оказать содействие жителям Свердловской области в создании и развитии своего бизнеса, предоставить возможности для получения начинающими и будущими предпринимателями полезной информации, необходимых знаний и контактов.
Организаторами мероприятия выступили комитет по развитию предпринимательства Свердловской области и Федерация молодых предпринимателей при поддержке большинства действующих объединений малого и среднего бизнеса. Планировалось, что форум будет проходить ежегодно и станет наиболее значимым мероприятием для предпринимателей Свердловской области, в рамках которого будут устанавливаться необходимые контакты, деловые связи, обсуждаться основные проблемы, препятствующие развитию предпринимательства, и разрабатываться предложения по их решению.
Новосибирск. В Новосибирске создается муниципальный фонд финансовой поддержки проектов в сфере малого и среднего бизнеса, которые будут реализовываться в рамках формируемой комплексной целевой программы по развитию наукоемкого производства и инноваций в промышленности города. Программа рассчитана до 2020 года. Муниципалитет наряду с другими хозяйствующими субъектами, такими, как Сибирское отделение РАН, крупные вузы и предприятия, выступит учредителем фонда. Причем после того, как будут внесены необходимые изменения в федеральный закон №131 о местном самоуправлении в части расширения финансовых полномочий муниципалитетов в сфере научной и инновационной политики, в этом фонде будет присутствовать и бюджетная составляющая муниципалитета г. Новосибирска. На первом этапе деятельности фонда предполагается поддержка малого предпринимательства с применением механизма частно-государственного партнерства, который позволяет снизить неизбежные в инновационной сфере риски [7].
В целях стимулирования развития малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации предлагается реализация следующего комплекса мер:
1) Определение в федеральном законодательстве критериев отнесения предприятий к субъектам МИП.
Очевидно, что политика государственного регулирования в отношении субъектов малого предпринимательства, работающих в традиционной и инновационной сферах, должна носить дифференцированный характер. В этой связи предлагается внесение поправок в Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», касающихся установления критериев отнесения предприятий к субъектам МИП.
Принимая во внимание рассмотренные выше подходы к идентификации МИП, федеральный закон целесообразно дополнить статьей следующего содержания:
Статья 4.1. Субъекты малого инновационного предпринимательства.
- К субъектам малого инновационного предпринимательства относятся субъекты малого предпринимательства, соответствующие условиям статьи 4 настоящего федерального закона и производящие один или несколько видов инновационной продукции, входящих в перечень, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. Удаление видов инновационной продукции из перечня возможно только после истечения 5 лет с момента их ввода в перечень.
- Доля продаж произведенной инновационной продукции в общем годовом объеме продаж субъектов малого инновационного предпринимательства должна быть не менее 30%. В противном случае субъект малого инновационного предпринимательства утрачивает статус инновационного.
Кратко прокомментируем это предложение. Во-первых, за основу определения МИП была взята активная роль малого предпринимательства в инновационной сфере, а именно – производство инновационной продукции.
Во-вторых, перечень инновационной продукции для субъектов МИП устанавливается Правительством Российской Федерации. Введение этой меры позволяет:
- задать вектор развития малого инновационного предпринимательства на фоне общей дезориентации в инновационной сфере и низкой доли инновационной продукции в объеме выпуска;
- устранить лишние споры вокруг характера инновационности того или иного вида продукции.
Конечно, потенциальный перечень инновационной продукции не сможет охватить все виды деятельности и технологические сферы, но на начальном этапе выстраивания сектора МИП предлагаемая мера сможет придать процессам первоначальный импульс, и в этом заключается ее практическая значимость. Кроме того, в целях координации государственной политики в области инноваций перечень инновационной продукции может соответствовать (полностью или в части) перечню критических технологий Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть стабильность перечня инновационной продукции для МИП. Это важно, поскольку предлагаемый 5-ти летний период времени позволит субъектам МИП выстраивать долгосрочные стратегии развития производства, а также пользоваться в течение этого периода налоговыми льготами, предоставленными субъектам МИП (речь о налоговых льготах пойдет ниже).
В-третьих, в документе предлагается установить минимальную долю продаж инновационной продукции в общем годовом объеме продаж МИП на уровне 30%. Данная мера, с одной стороны, акцентирует внимание субъектов МИП на реализацию производимой инновационной продукции (то есть – ориентацию на рынок), а с другой – задает минимальный порог инновационной активности.
В целях учета региональной специфики, фактического и перспективного географического размещения производства, возможно предусмотреть отдельные виды инновационной продукции для ряда депрессивных субъектов Российской Федерации (рейтинговые зоны «D», «C»), а также видов экономической деятельности, нуждающихся в активизации инновационной компоненты.
2) Разработка организационных механизмов, стимулирующих сотрудничество малого и крупного бизнеса.
В настоящее время в России субъекты малого инновационного предпринимательства оказываются очень уязвимыми на открытом рынке, поскольку в национальной экономике спрос на инновационную продукцию отечественного производства остается достаточно низким.
Разработка организационных механизмов, стимулирующих взаимовыгодное сотрудничество малого и крупного бизнеса, предполагает реализацию стратегической альтернативы развития МИП, в которой крупный бизнес становится основным субъектом спроса на инновационную продукцию, производимую МИП. Таким образом, перечень инновационной продукции, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, становится недвусмысленным сигналом и крупному бизнесу к освоению производства инновационной продукции.
Почему же в новых условиях крупный бизнес будет заинтересован в сотрудничестве с субъектами МИП? Ответом на данный вопрос могут стать налоговые и амортизационные льготы, предоставляемые субъектам МИП. За счет размещения крупным бизнесом заказов на производство отдельных узлов, комплектующих для конечной инновационной продукции у субъектов МИП крупный бизнес сможет значительно снизить свои издержки. То есть, новые экономические условия будут делать для крупного бизнеса более выгодным передачу малым инновационным предприятиям в аутсорсинг значительного комплекса производственных операций, и менее выгодным – реализацию производства полного цикла своими силами. Таким образом, крупный бизнес с помощью малого бизнеса сможет заниматься производством инновационной продукции с меньшими издержками (позиции в перечне инновационной продукции, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, могут иметь следующий вид: «аппараты мобильной связи и комплектующие к ним; цифровые видеокамеры и комплектующие к ним» и т.д.).
Что касается формата налогообложения субъектов МИП, то в их отношении целесообразно установить применение упрощенной системы налогообложения с использованием объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (статья 346.14 НК РФ). При этом базовая ставка единого налога 15% (статья 346.20 НК РФ) может быть снижена до 5%. В случае невыполнения требования о минимальной доле реализованной инновационной продукции в общем годовом объеме реализации к субъекту малого предпринимательства применяется базовая ставка единого налога 15%.
Кроме дополнительных налоговых льгот, для субъектов МИП предлагается введение ускоренного режима амортизации, предполагающего применение единовременных амортизационных вычетов в размере 1 млн. руб., а также коэффициента ускорения амортизации со значением 4. Для реализации данных предложений необходимо внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ.
Учитывая минимальный уровень развития малого инновационного предпринимательства, потери региональных бюджетов в налоговых поступлениях от введения налоговых льгот для субъектов МИП практически не возникнут.
3) Формирование Федеральной программы исследовательских грантов для субъектов МИП.
Третье предложение по развитию малого инновационного предпринимательства связано с адаптацией в России успешной зарубежной практики стимулирования развития субъектов МИП. Объектом изучения зарубежного опыта является правительственная программа США Small Business Innovation Research (SBIR).
Координируемая Администрацией по малому бизнесу (Small Business Administration) программа SBIR была учреждена в 1982 году законом Small Business Innovation Development Act. Целью программы является вовлечение малого бизнеса в исследования и разработки, которые имеют потенциал для дальнейшей коммерциализации. В программе SBIR к малому бизнесу относятся коммерческие компании с численностью занятых до 500 чел.
Программа SBIR создана для решения следующих задач: стимулирование технологических инноваций с привлечением малого бизнеса, усиление роли малого бизнеса в выполнение НИОКР для правительства, увеличение коммерциализации инноваций в частном секторе через программу SBIR и др.
В программе участвуют следующие агентства: Department of Agriculture, Department of Commerce, Department of Defense, Department of Education, Department of Energy, Department of Health and Human Services, Department of Homeland Security, Department of Transportation, Environmental Protection Agency, National Aeronautics and Space Administration, National Science Foundation , National Institutes of Health.
В настоящее время суммарный бюджет программы составляет порядка 2 млрд. долларов. Программа охватывает более 15 000 компаний, чья деятельность воплощается в более чем 45 000 патентов. В программу вовлечены 400 000 ученых и инженеров, что обеспечивает концентрацию научных и инженерных талантов страны. Экономический эффект программы составляет более 21 млрд. долларов. Кроме того, ежегодно по итогам программы SBIR самой успешной компании-участнику вручается специальная премия (Tibbetts Awards) за экономический вклад в технологические инновации, достижения в бизнесе и эффективное сотрудничество, реальный вклад в развития штата, региона.
Похожая на SBIR программа STTR (Small Business Technology Transfer Program) ставит задачу расширить практику частно-государственного партнерства между малым бизнесом и некоммерческими исследовательскими институтами.
В Российской Федерации аналогов американским программам SBIR и STTR не существует, хотя многие предпосылки для их инициирования уже имеются. По существу, ни один из федеральных органов исполнительной власти России не работает напрямую с субъектами МИП в области исследований и разработок.
Учреждение федеральной программы исследовательских грантов с их дальнейшей коммерциализацией позволит, во-первых, выявить сектор субъектов МИП для дальнейшей с ним работы, а, во-вторых, сгенерировать спрос на инновации со стороны государственных органов и инновационные предложения со стороны грантополучателей. На наш взгляд, реализация аналогичных программ может стать эффективным инструментом консолидации инновационного потенциала малого бизнеса и на региональном уровне.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №11-02-00647а).
Литература
- Гармашова Е.П. Развитие теории инновационных процессов [Текст] / Е. П. Гармашова // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.1. — С. 90-94
- Сергеева В.В. Моделирование процесса инновационной деятельности
- Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры. Электронный доступ: http://regions.extech.ru/left_menu/shepelev.php
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р)
- www.wikipedia.org – Интернет-энциклопедия «Википедия».
- Москва - лидер по поддержке малых инновационных предприятий / ИА «Альянс Медиа», 23-10-2008.
- Белов Ю. Инновационным проектам в Новосибирске создают фонд поддержки // »Коммерсант-Новосибирск», №184 от 10.10.2008.
Написать комментарий