Мы продолжаем публикации совместно с творческой группой Арт-Ледокол, создающей документальный цикл «Купец VS» — о купцах и промышленниках, которые оказывались сильнее обстоятельств и шли против течения. Сегодня в центре внимания не только бизнес, но и личная история. История любви, ставшей вызовом обществу.
Козьма Терентьевич Солдатёнков родился в октябре 1818 года семье старообрядцев в Москве и не получил формального образования. Тем не менее, став владельцем текстильной мануфактуры, он сумел не только приумножить семейный капитал, но и превратиться в фигуру национального масштаба.
С 30 лет он начал собирать произведения русской живописи. Именно он, а не Третьяков, первым стал системно поддерживать художников — не только покупая их работы, но и финансируя обучение за рубежом. Он издавал книги, открывал библиотеки, строил богоугодные учреждения. На его средства была построена больница для бедных, позднее получившая имя Боткина, и ремесленное училище. Его щедрость и отзывчивость была столь известна, что ходил анекдот, что это Козьма Солдатёнков выкупил у царя крепостное право в 1861 году и отпустил крестьян на волю.
После смерти Солдатёнков передал свои собрания Москве — без громких жестов и мемориальных табличек. Для будущего.
На фоне внушительного вклада в экономику и культуру, личная жизнь Козьмы Солдатёнкова вызывала недоумение у современников. Он так и не вступил в официальный брак, не создал “правильную” купеческую семью. Однако рядом с ним долгие годы жила женщина — француженка Клеманс Дебуи, его возлюбленная и мать его сына.
Она почти не говорила по-русски. Он не знал французского. Но вместе они прожили, по всем свидетельствам, гармоничную жизнь. Ради неё Солдатёнков построил усадьбу в Сверчковом переулке. Он не скрывал её существования, но и не афишировал отношения — просто жил с ней, как с супругой, до последнего своего дня.
Во времена, когда купцам требовалось следовать чётким общественным ожиданиям — от стиля дома до семейного уклада, — Солдатёнков позволил себе не играть по этим правилам. Он сделал ставку не на внешнее одобрение, а на внутреннюю честность и на выбор сердца.
Клеманс осталась с ним до конца. А после его смерти — под его защитой. Усадьба, наследство, статус — всё было продумано.
Козьма Солдатёнков оставил России не только заводы, здания и фонды. Он оставил историю верности и любви, а также уникальную модель поведения, в которой сочетаются экономический успех и высокие моральные принципы. Его личность стала прообразом персонажей в литературе: современники узнавали его черты в произведениях Тургенева и Чехова. Это не было случайностью — он стал частью культурного кода своего времени.
Его пример — это не просто история любви или успеха. Это история о праве быть собой, даже если — против всех.
В следующей публикации цикла «Купец VS» мы расскажем о людях, предпринимателях, которые создали самые любимые сладости, которые мы с удовольствием едим до сегодняшнего дня. Мы узнаем, какой жёсткой была конкуренция на сладком поле, какие методы борьбы использовались в войне шоколадных, сливочных и мармеладных королей. Следите за обновлениями — на страницах «Капитала страны» и в проекте Арт-Ледокол.
Написать комментарий