23 ДЕК, 23:05 МСК
USD (ЦБ)    102.3438
EUR (ЦБ)    106.5444


Линар Якупов: «У нас должна быть точная карта инвестиционных проектов»

16 Августа 2011 9673 0 Интервью и комментарии
Линар Якупов: «У нас должна быть точная карта инвестиционных проектов»

Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан указом президента республики преобразован в Агентство инвестиционного развития. Руководитель Агентства Линар Якупов рассказал «Капиталу страны» о причинах реорганизации и инвестиционном климате в регионе. Чем Татарстан может быть интересен инвесторам?

Полтора месяца назад в Республике Татарстан возникло, в сущности, новое структурное подразделение. Что изменилось в процессе преобразования Комитета в Агентство?
 
 _013_01 _016_02
Линар Якупов: После того как было объявлено о создании агентства, многие начали волноваться, что теперь все забудут малый и средний бизнес, и сейчас все будет концентрироваться вокруг крупного бизнеса. Сразу хочу отметить, что в агентстве на данный момент два департамента: первый - по предпринимательству, второй - по инвестициям. Мы очень глубоко изучили опыт других государств и регионов. В итоге для себя обозначили два основных столпа: экономика должна развиваться за счет развития малого и среднего бизнеса; второе - нужно активно привлекать инвестиции. Ничего нового мы здесь не открыли. Но эти два направления, по которым развивается сегодня вся мировая экономика. Раз так получилось, что мы были образованы на базе Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства, то нам сам бог велел объединить эти два сосуда в один. Ведь для создания благоприятного привлекательного климата в регионе для международного бизнеса, в первую очередь, нужно создать такой же климат для всего бизнеса в целом, будь он малый, средний или крупный. Здесь задачи едины. Вот почему малое и среднее предпринимательство мы не забываем, оно у нас в приоритете. Стоит сказать, что все те программы, которые реализовывались Комитетом - они у нас остались прежними и реализуются в прежнем объеме. Более того мы их сейчас еще более расширяем, работая прежде всего над качеством этих программ, делаем их рыночно ориентированными.  

Нельзя не сказать, что выбрав организационную структуру Агентства, мы хотели дать определенный посыл иностранному и российскому бизнесу: не надо нас ассоциировать с бюрократией и министерствами. Ведь наше ведомство должно быть открытым для бизнеса.

Работаете ли вы кроме исламских инвестиций с европейскими и американскими инвесторами, и чем они отличаются друг от друга?

Л.Я.: Что касается привлечения инвестиций, мы нацелены на работу как с внешними инвесторами - это иностранные государства и СНГ, так и с внутренними. Возьмите вопрос оттока капитала из страны. Я не буду сейчас сильно углубляться в проблему этих средств, которые уходят, но они уходят, в том числе, в виду того, что инвесторам и предпринимателям внутри страны не создаются достаточно хорошие условия для того, чтобы средства могли быть реинвестированы. Поэтому здесь перед нами стоит еще одна задача - удержать внутренних собственных инвесторов и, разумеется, привлечь внешних.

По работе с внешними инвесторами, конечно, мой опыт и мое прошлое больше связано с работой по Юго-восточной Азии и Ближнему востоку, с мусульманским миром. Здесь, конечно, работы много, потенциал огромный.  Я буквально вчера вернулся с одного совещания инвесторов мусульманских стран, которое проходило в Каире. На нем многое говорилось о ликвидности. Я не буду называть цифру сейчас, пускай эта информация останется конфиденциальной, но это действительно баснословные деньги. И ведь что важно: отличие европейских инвесторов от арабских инвесторов в том, что арабские инвесторы заходят только деньгами. Они не заходят сюда ни для захвата рынка, ни для продажи своего оборудования и так далее. Они хотят инвестировать в новые проекты, где могли бы капитализироваться, получить определенные дивиденды, и в тоже время, чтобы, пользуясь технологиями, которые у нас здесь есть, производить продукцию для своей же страны. То есть они заинтересованы в продукции произведенной нами для того, чтобы она выходила и продавалась на их рынках. Ясно, что на сегодняшний день лучшего партнера мы не найдем. Но проблема заключается в том, что мы, к сожалению, не можем предложить качественные проекты, где нам был бы нужен только финансовый инвестор.

Посмотрите, если мы говорим о европейских и американских инвесторах, то это в основном связано с приобретением у них оборудования и технологий. Понятно, должен быть некий синергетический эффект и для страны, которая не совсем четко представляет с какими технологиями нужно работать. И где-то, может быть, нам удастся объединить желание инвесторов Европы заходить со своими технологиями. Может быть, в этом как раз вся эквилибристика и будет.

Есть у нас и такие, мы про них не забываем, дальневосточные инвесторы. Япония и Корея, например. Работать в этом направлении мы уже начали. Что интересно: азиатские тигры готовы заходить к нам и технологиями, и деньгами. Отрадно также, что не старыми технологиями, а именно новыми ноу-хау. И они на самом деле перерастают, таким образом, в экспортеров технологий и капитала. То есть это как раз то, что мы, наверно, получим, если объединим арабов и европейцев.

Конечно, если это большие проекты, нам важно, чтобы в них для синергетического эффекта мы использовали бы несколько игроков. Хотя, например, с арабскими инвесторами мы работаем над тем, чтобы начать с маленьких проектов. В целом, мы настроены, работать как с европейскими, так и с азиатскими инвесторами. Мы не делим инвесторов ни по религии, ни по географическому расположению. Если тот или иной проект должен у нас существовать, то для этого, как говорится, все способы хороши.

Вы сказали об интересе ближневосточных инвесторов к производимой у нас продукции. Как на сегодняшний день обстоит дело с экспортом отечественной продукции за рубеж?

Л.Я.: Маркетинг как не работал, так не работает. Мы все время говорим, что все страны создают свои агентства по продвижению экспортной продукции. В России до сих пор такой государственной организации не существует. Проект о создании Агентства по продвижению экспорта Российской Федерации выдвигался Минэкономразвития России. Однако, в связи с тем, что функции по развитию экспорта перешли в Министерство промышленности и торговли России, проект по созданию Агентства не был утвержден. Сейчас создается Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

А ведь мы даже про свою продукцию, которая у нас есть, до сих пор не можем довести правильную информацию до рынка. Люди заинтересованы, а мы ее не продвигаем. И методический материал у нас не готов. Начиная с закупок. Спрашивают - дайте всех ваших экспортеров, всю вашу продукцию, а у меня нет даже полного перечня той продукции, которую мы выпускаем. Мы сейчас при агентстве создаем Центр по продвижению экспорта именно для малых и средних компаний. Данная программа идет по линии Минэкономразвития РФ. Но опять-таки все зависит от того, насколько хорошо мы это будем делать. Представляете,  элементарно даже информацию о среднем и малом бизнесе, который продает на экспорт свою продукцию, найти очень сложно. Мы запрашиваем у ведомств, а они не занимаются мониторингом, потому что смотрят на наши большие предприятия. Запрашиваем у таможни, а они говорят - мы не имеем права предоставлять такую информацию. Как же помогать тем направлениям, которые никак не обозначены?

Сейчас у нас на базе Казанского научно-исследовательского института авиационной технологии создается технопарк промышленных технологий «Инновационно-технологический центр КНИАТ». Главным направлением его работы станет совершенствование технологического обеспечения предприятий машиностроения на уровне разработки оптимальных технологических процессов с использованием наиболее прогрессивного и экономичного оборудования. Когда мы посетили этот технопарк, спросили: какое производство, куда продают? Даже в Мексику, оказывается, продают. Этим гордиться нужно. Говорить об этом, чтобы всем известно было. Это тоже показатель того, насколько конкурентоспособную продукцию на сегодняшний день мы готовы выдавать на рынок. Если мы это готовы выдавать, то соответственно для инвесторов это будет хороший сигнал о потенциале. Почему бы ему не прийти и не быть частью всего этого?

Вы говорите о синергии всех этих методов и подходов, но что сейчас мешает республике быть более успешной в привлечении инвестиций?

Л.Я.: У нас с одной стороны есть индустриальный потенциал и научный. Но вот PricewaterhouseCoopers проводил исследование инвестиционной привлекательности Татарстана. И пишет, что основными трудностями ведения бизнеса в Татарстане по мнению инвесторов, которые сюда пришли, являются следующие. Первое - профильное образование. Не хватает квалифицированных специалистов ряда специальностей, достаточно низкий уровень знания английского языка и невысокая производительность труда. Это то, над чем мы все должны работать. Дальше идет высокая стоимость тепла, энергии и водоснабжения, непредсказуемость динамики тарифов. Этот вопрос тоже требует, чтобы им серьезно занялись как можно скорее. Отсутствие полноценной рекламы о регионе и как следствие его недостаточная узнаваемость за рубежом. Это тоже непосредственно задача агентства. Мы сейчас и с CNBC, и с Альджазирой, и с Bloomberg эту работу начинаем.

Чего сегодня ждут потенциальные инвесторы от правительства республики?

Л.Я.: Среди приоритетов правительства инвесторы хотели бы видеть дальнейшее снятие административных барьеров и переход на систему одного окна. Наше агентство как раз и создано для того, чтобы стать одним окном для инвестора. Инвестор уже сейчас может не знать другие министерства. Ему достаточно прийти к нам и обозначить свои задачи. Дальше мы все уже отрабатываем сами. И ему нет необходимости ходить от министерства к министерству и пытаться всю эту информацию собрать воедино. Как единый координирующий орган по инвестиционной деятельности - это наша функция.

Конечно же, встают вопросы о повышении эффективности государственных инвестиций, в том числе о дальнейшей приватизации, об изменении формы государственного участия, о поддержке бизнеса, о формах эффективной работы с инвестиционными проектами. К примеру, 75% опрошенных инвесторов отметили именно это. Мы буквально 8 июля приняли у себя закон о государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан. В связи с этим хотелось отметить, что именно наше Агентство станет «местом встречи» для инвесторов и реализуемых ими инвестиционных проектов в сфере государственно-частного партнерства. Мы будем координировать деятельность органов исполнительной власти республики, обеспечивая «зеленый свет» проектам на всех стадиях реализации инвестиционных программ.

За один день, конечно, изменения в головах не произойдут. И наверно, потребуется определенное время, чтобы мы все-таки и внутри правительства правильно распределили роли. Если говорить о государственно-частном партнерстве, то действительно нужно прорабатывать ответственность как со стороны правительства, так и со стороны инвесторов. По большому счету закон о государственно-частном партнерстве был долгожданным для инвесторов. Потому что закон о концессиях в Российской Федерации, к сожалению, до сих пор не покрывает все запросы инвесторов, которые имеются. И поэтому государственно-частное партнерство в том виде, в каком оно есть в других государствах, движется у нас не теми темпами. Но это начало пути, и мы для себя это обозначили.

 _009 _010_01

Какие перспективы ожидает агентство в ближайшее время?

Л.Я.: В течение года у нас должна быть точная карта Республики Татарстан по расположению тех или иных инвестиционных проектов. По кластерам, по территориям, по инфраструктуре, по энергетике, по возможностям. Мы сейчас анализируем все районы республики, анализируем их потенциал: какая промышленность лучше развивается, какие ископаемые есть, какие человеческие, трудовые ресурсы, как выстроена логистика. По результатам определим, в каком направлении по каждому району республики будем идти дальше, какие будем развивать проекты.

В каком направлении сейчас работает агентство?

Л.Я.: Для нас самое главное - я хвалюсь этим, а может и не стоит хвалиться, - что нам с первого дня не стали ставить задачу, чтобы вот столько-то население занять, привлечь вот столько-то инвестиций. Все четко понимают, что это системная работа, которую нужно вести. За один день все сделать не получится. Оттого, что мы быстренько сегодня что-то сделаем, завтра инвестор не придет. Нужно системно готовиться, шаг за шагом идти. Понятно, мы параллельно и вопросами пиара занимаемся, и инвестиционные проекты какие-то рассматриваем, и встречи проводим, но методическая основа она, конечно, очень важна в плане продвижения. Потому что ты не можешь продвигать пока ты, в конце концов, не определишься, что ты будешь предлагать инвесторам.

И еще важный момент, на котором мы хотели бы сконцентрироваться, это то, что мы хотим сами говорить инвесторам, куда нужно им приходить. То есть имеется два варианта. Или ты просто себя как площадку берешь и говоришь - приходите, все кто хочет. Или же мы даем некий сигнал тому или иному сектору. Вот вы приходите, потому что для вас у нас вот такие-то и такие ресурсы есть.

У государства ресурсы всегда ограничены. Мы понимаем, что со стороны правительства мы должны сделать базовую инфраструктуру, подвести коммуникации, еще что-то. Поэтому нам важно, чтобы мы знали и четко могли перераспределять имеющиеся средства на то, чтобы сделать упор на тот или иной сектор, или на то или иное направление. Поэтому мы еще параллельно занимаемся тем, что сейчас делаем анализ того, на каких все-таки направлениях выгодно Татарстану концентрироваться больше всего.

Ни для кого не секрет, что мы живем в конкуренции - все близлежащие регионы так или иначе с нами конкурируют за российских и внешних инвесторов. В виду того, что у инвесторов больший горизонт и большее знание рынков, они в курсе всех тенденций и знают, во что лучше инвестировать. Вот почему наша задача - прежде всего, увидеть, кто с нами рядом, кто нас окружает, какой рынок сегодня существует, какие преимущества есть у Татарстана. Поэтому нам особенно важно сконцентрироваться сегодня на тех направлениях, которые делают Татарстан конкурентоспособным и способным вывести требуемую продукцию на внутренний и внешний рынки.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more