Ликвидация «РИА Новости». Откуда у бюджетной организации кредиты?
Закрытие информационного агентства «РИА Новости» и открытие на его базе агентства «Россия сегодня», которое возглавит телеведущий Дмитрий Киселев, обсуждается с различных идеологических точек зрения. Но ликвидация агентства могли иметь экономическую подоплеку. На что уходили бюджетные средства?
В понедельник, 9 декабря, в СМИ появилось сообщение о ликвидации «РИА Новости». Президент Владимир Путин подписал Указ «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных СМИ», а глава президентской администрации Сергей Иванов объяснил журналистам маневр с расформированием РИА и созданием на его основе агентства «Россия сегодня» необходимым сокращением расходов на государственные СМИ и повышением их эффективности.
В агентстве – поставщике новостной информации для российских и иностранных СМИ, как ни странно, о новости узнали из других изданий, хотя уставная цель структуры – информационно-пропагандистское сопровождение внешней и внутренней политики. В этом призналась бывший главный редактор РИА Светлана Миронюк на встрече с сотрудниками агентства, которая состоялась вечером понедельника.
Видеозапись выступления Миронюк еще до полуночи просочилась в Сеть, но была заблокирована технической службой агентства. Неосведомленность главного редактора, которая в общей сложности и на разных позициях проработала в РИА 10 лет, дала равные поводы говорить как об импульсивном решении раздраженной власти, так и о том, что недовольство зрело давно. Главным образом агентству пеняли за сомнительную точку зрения при освещении событий, которые принято считать достижениями действующей власти во главе с Владимиром Путиным.
Во-первых, это митинги на Болотной площади и последовавшие протесты оппозиции, которые со временем сошли на нет. Освещение РИА критики сравнивают с углом зрения либеральной прессы, работающей на «трансатлантическую империю» и «нездешний центр сил». Во-вторых, агентство, по мнению многих, не справлялось с разъяснением точки зрения российских властей по Сирии, практически игнорируя важные договоренности в Совбезе ООН. И, наконец, своеобразным тестом на лояльность стал «евромайдан» на Украине, где симпатии РИА якобы были не на нужной стороне.
Зазвучала также тема о сворачивании институтов модернизации, имеющих отношение к президентству Дмитрия Медведева. Косвенно верность этого предположения подтверждают источники в Счетной палате РФ, которые сообщили, что отчет о проверке деятельности ФГУП РАМИ «РИА Новости» за 2012 год засекречен. В свое время аудиторские проверки СП обнаружили многочисленные махинации в финансовой деятельности «Сколково». Видимо, такой же сценарий готовили и для РИА, но поступили гораздо проще.
Засекречивание данных о проверке, говорят источники и политолог Михаил Делягин, это признак того, что было выявлено большое количество нарушений. Они могут касаться управления федеральной собственностью за рубежом – она либо неэффективно используется, либо подвергается риску захвата, утраты или уничтожения в результате незаконных действий третьих лиц, выяснили в СП. Но на самом деле следует остановиться на короткой и предельно точной формулировке, которую озвучил Сергей Иванов: сокращение расходов и повышение эффективности.
Нюансы ликвидации еще не успели обсудить, как «РИА Новости» назвали лучшим российским СМИ с передовыми технологиями. Однако «лучшее СМИ», помимо того, что к нему предъявляют претензии идеологического свойства, не было коммерчески успешным. Напротив, это была отлаженная машина по освоению бюджетных средств. В 2012 году расходы федерального бюджета на РИА составили 3,4 млрд руб., а на 2013 год агентство запрашивало 3,5 млрд руб., но получило 2,7 млрд плюс 77 млн руб. на подготовку к Олимпиаде-2014.
В финансовом отчете руководства «РИА Новости» за 2012 год указано, что расходы агентства составили почти 3 млрд руб., доход от рекламы – 1,23 млрд руб., а чистая прибыль – 52,5 млн руб. Но эту прибыль руководство не могло просто так перечислить обратно в бюджет, из которого оно ранее получило 3,4 млрд руб. Согласно докладу о финансово-хозяйственной деятельности, РИА обнаружили износ центральной тепловой подстанции, аварийное состояние которой могло прервать работу нескольких федеральных СМИ. Руководство обратилось к распорядителям госбюджета, но дополнительные средства на починку подстанции не нашлось. Тогда РИА потратили почти всю прибыль на ремонт труб и системы отопления. Поэтому 5% дохода, которые РИА должно отчислять в федеральный бюджет, в 2012 году равнялись 2628 руб.
Для тех, кто не совсем представляет масштаб «РИА Новости», может ознакомиться с прощальной виньеткой агентства, готовившейся явно для сверхмощной и ультрасовременной презентации. Руководство РИА хотя и открыло лабораторию по изучению медийного пространства, запустило форум «Медиа будущего», смело экспериментировало с форматами информационных мероприятий (это то, что говорят в защиту агентства сторонники идеи института модернизации), но непомерно много тратило на внешний вид. В 2012 году 690 млн руб. ушло на техническую модернизацию помещений и проч. Кто бывал в здании на Зубовском бульваре, знает, что плазменные панели с новостями висят в проходных коридорах, где ни персонал, ни гости не задерживаются. Здесь же можно вспомнить и причудливо сконструированные ньюсрумы, которые были бы оправданы, будь организация коммерческой и прибыльной.
На видео с прощанием Светланы Миронюк главный редактор, до этого публично пустившая слезу, сказала, что за 10 лет государство вложило в «РИА Новости» 1 млрд долларов, которые теперь пропадут даром. Также если структура ликвидируется, то они не смогут быть хост-агентством на Олимпиаде в Сочи для тысяч российских и иностранных СМИ. «Тогда пусть это государство само освещает свою Олимпиаду», – вырвалось у Миронюк. Последовали аплодисменты сотрудников. Еще более интересной стала информация о том, что у РИА были кредиты, которые непонятно теперь, как отдавать. То есть государственных дотаций агентству на исполнение роли «лучшего СМИ» все это время не хватало.
При этом зарплаты в организации были выше рынка – средняя 86,926 руб. В РИА работали 1607 человек. Почему им платили столько? Потому что они были высококлассными специалистами, напоминали в руководстве агентства. Кроме этого, «РИА Новости» создало 47 брендов, но кто-нибудь из простых пользователей может назвать хотя бы три из них? Ведь агентство ориентировалось не только на представителей медиа-рынка и журналистский цех, но также на всю потенциальную русскоязычную аудиторию интернета.
В целом ликвидация ФГУП РАМИ «РИА Новости» укладывается в тренд повышения эффективности на государственных предприятиях и закрытия неэффективных организаций. Но если об агентстве спорят, пишут и даже сожалеют, то почти никто не говорит о ликвидации тем же Указом президента Российской книжной палаты, которая хранит «книжную память» нации и уж точно далека как от информирования и пропаганды, так и от модернизации чего-либо с целью освоения бюджетов.
Написать комментарий