Лидеры и аутсайдеры российской модернизации
Какие из инновационных проектов, реализуемых в России, действительно работают на будущее страны? Насколько они успешны и перспективны? Что влияет на позитивную и негативную оценку проекта? Что важнее – пиар или экономика? Обо всем этом говорилось на круглом столе, который состоялся в РИА "Новости" 7 декабря 2010 года. Каковы же итоги состоявшегося заседания?
Как оцениваются результаты и перспективы уже реализуемых инновационных проектов? Какие из них признаны наиболее значимыми? Что влияет на позитивную и негативную оценку проекта? Эти и многие другие вопросы выяснили специалисты Центра политических технологий. В ходе исследования они провели опрос 30 представителей крупных международных и российских компаний и составили рейтинг девяти инвестиционных проектов. Результаты были представлены на круглом столе, который состоялся в РИА "Новости"7 декабря 2010 года.
1.Критерии отбора и оценки проектов. Для исследования были отобраны девять инновационных проектов, реализация которых была начата относительно недавно, но уже дала какие-то результаты. В качестве критериев при отборе учитывались:
1) общественная значимость проекта;
2) привлекательность проекта либо для инвесторов, либо для спонсоров
3) ориентированность на перспективу. С этой точки зрения, не затрагивалась, например, Олимпиада в Сочи, поскольку в ней участвуют уже состоявшиеся спортсмены, но был рассмотрен проект Универсиады в Казани, так как в ней участвуют молодые спортсмены.
Проекты оценивались экспертами с точки зрения общественной значимости, инвестиционной или спонсорской привлекательности, ориентации на модернизацию, масштабности и реалистичности.
2. Рейтинг проектов
1. Универсиада 2013 в Казани
2. Инновационный град Сколково
3. Цифровизация национального телевидения
4. Семь федеральных университетов
5. Четыре инновационные ОЭЗ
6. Президентская библиотека им. Бориса Ельцина
7. Научно-технический музей XXI в.
8. Кинотелестудия "Главкино"
9. Всероссийский образовательный инновационный форум "Селигер".
3. Проекты-лидеры. Универсиада и Сколково получили наиболее позитивный отклик, главным образом, потому что гарантом их успешности выступает в первом случае правительство Татарстана, а во втором - президент России, отметила эксперт Центра политических технологий Ольга Мефодьева.
Оба эти проекта имеют важную имиджевую составляющую, их можно назвать проектами надежды, добавил заместитель директора Института политических исследований Григорий Добромелов. В Универсиаде участвуют не состоявшиеся спортсмены, а молодые - те, кто через какое-то время будут формировать позитивный имидж страны. Сколково для всех, кто находится за пределами России - это и некий бренд, и некий показатель того, как меняется Россия. Будет успешным Сколково - будут говорить о том, что в России модернизация идет, пояснил политолог. Все остальные проекты не имеют такой важной имиджевой составляющей, не будут привлекать такого внимания за рубежом.
И Сколково, и Универсиада привлекательны для инвесторов, чему способствует, в том числе, и позитивный имидж компаний, участвующих в этих проектах (Cisco и Боинг в Сколково, "Мегафон" - в Универсиаде). Оба эти проекта достаточно многовекторны. Универсиада включает в себя не только модернизацию спортивной инфраструктуры, но также информационные и логистические проекты. В проекте Сколково участвуют не только производственные компании, но также вузы и научно-исследовательские лаборатории.
Однако оба проекта-лидера имеют и схожие недостатки. Главным из них эксперты считают их локальную ограниченность.
4. Проекты-аутсайдеры. Главной причиной низкой оценки проектов "Главкино" и "Селигер" стали негативные ассоциации. Так, "Главкино" ассоциируется с агитпропом и спорным влияние Бондарчука - Михалкова на российское телевидение и киноиндустрию. Самой большой ошибкой является название этого проекта, считает Григорий Добромелов. "Голливуд - это то же самое Главкино, но в США. Но Голливуд - это объединение частных компаний, и никому не придет в голову обвинять их в том, что они управляются напрямую из Белого дома. Но любой проект, снятый под эгидой Главкино, будет восприниматься как пропагандистский проект российских властей", - поясняет эксперт.
"Селигер" ассоциируется с ВЛКСМ. Оба этих проекта, по мнению экспертов, обладают низкой конкурентоспособностью и не особенно привлекательны для инвесторов. Проект "Селигер" считается привлекательным для бизнеса только с точки зрения лояльности власти. Однако именно политизированность проекта и стала причиной его негативной оценки. Прекрасная идея молодежного образовательного форума дискредитирована подменой понятий. Вместо ориентации молодежи на профессиональное развитие главным стимулом для участников форума стало стремление сделать карьеру благодаря заведенным на форуме знакомствам с нужными людьми.
Тем не менее, как в сфере кино-и телеиндустрии, так и в сфере воспитания молодежи инновационные проекты очень нужны. Необходимо повышать качество теле- и кинопродукции, пропагандировать позитивные ценности и пробуждать в молодежи благородные стремления.
5. Грамотное позиционирование - залог успеха. Проект по цифровизации национального телевидения является очень актуальным и масштабным. Он стимулирует множество новых технологий и окажет колоссальное влияние на российское население и на расширение кругозора и смену ценностной парадигмы. Тем не менее, эксперты относятся к нему с некоторым недоверием. Свои сомнения они объясняют как географическими факторами (в России немало труднодоступных регионов), так и экономическими. Стоимость проекта очень высока, а программа его реализации весьма неопределенна. Несмотря на то, что цифровизация - это один из пяти приоритетов президентской комиссии по модернизации, ничего не известно о том, как этот проект будет реализовываться, какие города будут включаться в него на каждом конкретном этапе и кто будет этот проект исполнять, отмечает Ольга Мефодьева.
То же самое относится и к проекту создания федеральных университетов. Сам по себе он очень актуален и служит ответом на целый комплекс проблем, возникших в российском образовании за последние 20 лет. Главной из них является оторванность образовательного процесса как от науки, так и от экономики. Тем не менее, проработка этого проекта оставляет желать лучшего. В реформировании образования не усматривается никакой системы. Флагманы, под которыми объединяются вузы, выбраны неправильно или под влиянием кумовства. Непонятно, как будут взаимодействовать национальные исследовательские университеты и федеральные университеты. Не реформируется средняя и начальная школы. Кроме того, с началом экономического кризиса вопросы реформирования образования отошли на второй план. Проект недостаточно освещается СМИ, поэтому сложилось мнение, что с ним не все в порядке, отмечает эксперт Центра политтехнологий.
Невысокий рейтинг многих проектов во многом связан с их неудачным позиционированием, считает Григорий Добромелов.
6. Локальность - серьезный недостаток. Одной из причин невысокого рейтинга проектов по созданию Инновационных ОЭЗ, Президентской библиотеки и Музея XXI века стала их узкая локализация и отсутствие масштабности. Для того чтобы каждый из них возымел должный эффект, необходимо реализовать минимум десяток подобных проектов в разных регионах России. Все это вызывает сомнения в инвестиционной привлекательности этих проектов для западных компаний. Дополнительными минусами служат непрозрачность и сильная зависимость от административного аппарата в проекте по созданию ОЭЗ и проблемы с оцифровкой книг и с авторским правом при создании Президентской библиотеки.
7. Список значимых модернизационных проектов постоянно расширяется. Часть экспертов считает, что список проектов, отобранных для участия в рейтинге, стоит изменить и расширить.
По мнению председателя совета директоров НПО "Национальное телемедицинское агентство" Михаила Натензона, некоторые проекты, представленные в рейтинге, недостаточно масштабны и не могут повлиять на инновационное развитие России. Такой выбор резко принижает результаты всего исследования. В качестве альтернативы, например, Музею XXI в. он предлагает проект по использованию телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Создание общенациональной телемедицинской системы поднимет отечественное здравоохранение на новый качественный уровень и стимулирует развитие новых технологий. "19 ноября на совете глав правительств СНГ было подписано соглашение о создании совместимых телеметрических систем в странах СНГ. Россия опередила всех. Таких технологий в таком масштабе нигде пока нет", - заявил эксперт.
Старший партнер и соучредитель инвестбанка "Третий Рим" Данило Лацманович считает спортивные проекты менее значимыми для модернизации России, чем образовательные или управленческие. "В устройстве всевозможных спортивных международных мероприятий у России и так большой опыт и хорошая репутация. Но нигде не слышно про институты, которые сделали бы политическую и экономическую систему независимой от той конъюнктуры власти, которая существует на сегодняшний день, не видно дальнейшего развития этой системы, - поясняет он. - Достаточно серьезным проектом явилось бы обучение исполнительной власти, менеджеров среднего и нижнего звена, отправление их на обучение в МВI и т.д. - по примеру Китая и Сингапура. Если посмотреть на статистику, то они при всем своем патриотизме отправляют невероятно много людей по госпрограммам на обучение на Запад. В России эта цифра на порядки ниже".
Еще одним проектом XXI века является, по его мнению, проект Электронной России. Он как раз ставит госаппарат на службу населению и стране. Южная Корея и Сингапур прекрасно реализовали этот проект.
8. Проект проектов. Отдельно стоит сказать о планах по созданию в Москве Международного финансового центра. "Это своего рода проект проектов, - отмечает советник Института современного развития Никита Масленников. - Он складывается подобно паззлу, и в каждом его кусочке - еще куча всяких решений, которые должны быть найдены. МФЦ - это некая функция, результат, синергетический эффект от тех мер, которые необходимы в плане структурной модернизации нашей финансовой системы: банков, финансовых рынков, госбюджета и многих других вещей. Рассматривать МФЦ просто как проект - это несусветная глупость, которая рано или поздно сведется к двум вещам: созданию очередных новостроек в виде Сити, а также принудительному обучению всех московских таксистов английскому языку.
Сегодня финансовый мир развивается таким образом, что если у страны нет признанного финансового центра, то она в глобальной экономике - неизбежный аутсайдер. Поэтому идет гонка за центры. Россия справедливо провозгласила эту цель: это некий горизонт, к которому надо стремиться. Это означает, что вы в рамках этого коридора возможностей делаете все необходимое для того, чтобы на выходе получить этот результат - МФЦ. Но с этим связано и множество других вопросов. Финансовый центр не может быть при инфляции выше 5 %, при валюте, которая не выполняет хотя бы частично функции резервной, которая не присутствует в международном торговом и платежном оборотах. Финансовый центр не может существовать без понятного и внятного права - и для нас это сегодня огромная проблема. И в Мумбаи, и в Дубае, и в Гонконге право - английский королевский суд, и инвесторам все понятно. Это не решается проектом. Это вопрос системной модернизации финансовой системы, структурного социально-экономического программирования", - поясняет эксперт.
1.Критерии отбора и оценки проектов. Для исследования были отобраны девять инновационных проектов, реализация которых была начата относительно недавно, но уже дала какие-то результаты. В качестве критериев при отборе учитывались:
1) общественная значимость проекта;
2) привлекательность проекта либо для инвесторов, либо для спонсоров
3) ориентированность на перспективу. С этой точки зрения, не затрагивалась, например, Олимпиада в Сочи, поскольку в ней участвуют уже состоявшиеся спортсмены, но был рассмотрен проект Универсиады в Казани, так как в ней участвуют молодые спортсмены.
Проекты оценивались экспертами с точки зрения общественной значимости, инвестиционной или спонсорской привлекательности, ориентации на модернизацию, масштабности и реалистичности.
2. Рейтинг проектов
1. Универсиада 2013 в Казани
2. Инновационный град Сколково
3. Цифровизация национального телевидения
4. Семь федеральных университетов
5. Четыре инновационные ОЭЗ
6. Президентская библиотека им. Бориса Ельцина
7. Научно-технический музей XXI в.
8. Кинотелестудия "Главкино"
9. Всероссийский образовательный инновационный форум "Селигер".
3. Проекты-лидеры. Универсиада и Сколково получили наиболее позитивный отклик, главным образом, потому что гарантом их успешности выступает в первом случае правительство Татарстана, а во втором - президент России, отметила эксперт Центра политических технологий Ольга Мефодьева.
Оба эти проекта имеют важную имиджевую составляющую, их можно назвать проектами надежды, добавил заместитель директора Института политических исследований Григорий Добромелов. В Универсиаде участвуют не состоявшиеся спортсмены, а молодые - те, кто через какое-то время будут формировать позитивный имидж страны. Сколково для всех, кто находится за пределами России - это и некий бренд, и некий показатель того, как меняется Россия. Будет успешным Сколково - будут говорить о том, что в России модернизация идет, пояснил политолог. Все остальные проекты не имеют такой важной имиджевой составляющей, не будут привлекать такого внимания за рубежом.
И Сколково, и Универсиада привлекательны для инвесторов, чему способствует, в том числе, и позитивный имидж компаний, участвующих в этих проектах (Cisco и Боинг в Сколково, "Мегафон" - в Универсиаде). Оба эти проекта достаточно многовекторны. Универсиада включает в себя не только модернизацию спортивной инфраструктуры, но также информационные и логистические проекты. В проекте Сколково участвуют не только производственные компании, но также вузы и научно-исследовательские лаборатории.
Однако оба проекта-лидера имеют и схожие недостатки. Главным из них эксперты считают их локальную ограниченность.
4. Проекты-аутсайдеры. Главной причиной низкой оценки проектов "Главкино" и "Селигер" стали негативные ассоциации. Так, "Главкино" ассоциируется с агитпропом и спорным влияние Бондарчука - Михалкова на российское телевидение и киноиндустрию. Самой большой ошибкой является название этого проекта, считает Григорий Добромелов. "Голливуд - это то же самое Главкино, но в США. Но Голливуд - это объединение частных компаний, и никому не придет в голову обвинять их в том, что они управляются напрямую из Белого дома. Но любой проект, снятый под эгидой Главкино, будет восприниматься как пропагандистский проект российских властей", - поясняет эксперт.
"Селигер" ассоциируется с ВЛКСМ. Оба этих проекта, по мнению экспертов, обладают низкой конкурентоспособностью и не особенно привлекательны для инвесторов. Проект "Селигер" считается привлекательным для бизнеса только с точки зрения лояльности власти. Однако именно политизированность проекта и стала причиной его негативной оценки. Прекрасная идея молодежного образовательного форума дискредитирована подменой понятий. Вместо ориентации молодежи на профессиональное развитие главным стимулом для участников форума стало стремление сделать карьеру благодаря заведенным на форуме знакомствам с нужными людьми.
Тем не менее, как в сфере кино-и телеиндустрии, так и в сфере воспитания молодежи инновационные проекты очень нужны. Необходимо повышать качество теле- и кинопродукции, пропагандировать позитивные ценности и пробуждать в молодежи благородные стремления.
5. Грамотное позиционирование - залог успеха. Проект по цифровизации национального телевидения является очень актуальным и масштабным. Он стимулирует множество новых технологий и окажет колоссальное влияние на российское население и на расширение кругозора и смену ценностной парадигмы. Тем не менее, эксперты относятся к нему с некоторым недоверием. Свои сомнения они объясняют как географическими факторами (в России немало труднодоступных регионов), так и экономическими. Стоимость проекта очень высока, а программа его реализации весьма неопределенна. Несмотря на то, что цифровизация - это один из пяти приоритетов президентской комиссии по модернизации, ничего не известно о том, как этот проект будет реализовываться, какие города будут включаться в него на каждом конкретном этапе и кто будет этот проект исполнять, отмечает Ольга Мефодьева.
То же самое относится и к проекту создания федеральных университетов. Сам по себе он очень актуален и служит ответом на целый комплекс проблем, возникших в российском образовании за последние 20 лет. Главной из них является оторванность образовательного процесса как от науки, так и от экономики. Тем не менее, проработка этого проекта оставляет желать лучшего. В реформировании образования не усматривается никакой системы. Флагманы, под которыми объединяются вузы, выбраны неправильно или под влиянием кумовства. Непонятно, как будут взаимодействовать национальные исследовательские университеты и федеральные университеты. Не реформируется средняя и начальная школы. Кроме того, с началом экономического кризиса вопросы реформирования образования отошли на второй план. Проект недостаточно освещается СМИ, поэтому сложилось мнение, что с ним не все в порядке, отмечает эксперт Центра политтехнологий.
Невысокий рейтинг многих проектов во многом связан с их неудачным позиционированием, считает Григорий Добромелов.
6. Локальность - серьезный недостаток. Одной из причин невысокого рейтинга проектов по созданию Инновационных ОЭЗ, Президентской библиотеки и Музея XXI века стала их узкая локализация и отсутствие масштабности. Для того чтобы каждый из них возымел должный эффект, необходимо реализовать минимум десяток подобных проектов в разных регионах России. Все это вызывает сомнения в инвестиционной привлекательности этих проектов для западных компаний. Дополнительными минусами служат непрозрачность и сильная зависимость от административного аппарата в проекте по созданию ОЭЗ и проблемы с оцифровкой книг и с авторским правом при создании Президентской библиотеки.
7. Список значимых модернизационных проектов постоянно расширяется. Часть экспертов считает, что список проектов, отобранных для участия в рейтинге, стоит изменить и расширить.
По мнению председателя совета директоров НПО "Национальное телемедицинское агентство" Михаила Натензона, некоторые проекты, представленные в рейтинге, недостаточно масштабны и не могут повлиять на инновационное развитие России. Такой выбор резко принижает результаты всего исследования. В качестве альтернативы, например, Музею XXI в. он предлагает проект по использованию телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Создание общенациональной телемедицинской системы поднимет отечественное здравоохранение на новый качественный уровень и стимулирует развитие новых технологий. "19 ноября на совете глав правительств СНГ было подписано соглашение о создании совместимых телеметрических систем в странах СНГ. Россия опередила всех. Таких технологий в таком масштабе нигде пока нет", - заявил эксперт.
Старший партнер и соучредитель инвестбанка "Третий Рим" Данило Лацманович считает спортивные проекты менее значимыми для модернизации России, чем образовательные или управленческие. "В устройстве всевозможных спортивных международных мероприятий у России и так большой опыт и хорошая репутация. Но нигде не слышно про институты, которые сделали бы политическую и экономическую систему независимой от той конъюнктуры власти, которая существует на сегодняшний день, не видно дальнейшего развития этой системы, - поясняет он. - Достаточно серьезным проектом явилось бы обучение исполнительной власти, менеджеров среднего и нижнего звена, отправление их на обучение в МВI и т.д. - по примеру Китая и Сингапура. Если посмотреть на статистику, то они при всем своем патриотизме отправляют невероятно много людей по госпрограммам на обучение на Запад. В России эта цифра на порядки ниже".
Еще одним проектом XXI века является, по его мнению, проект Электронной России. Он как раз ставит госаппарат на службу населению и стране. Южная Корея и Сингапур прекрасно реализовали этот проект.
8. Проект проектов. Отдельно стоит сказать о планах по созданию в Москве Международного финансового центра. "Это своего рода проект проектов, - отмечает советник Института современного развития Никита Масленников. - Он складывается подобно паззлу, и в каждом его кусочке - еще куча всяких решений, которые должны быть найдены. МФЦ - это некая функция, результат, синергетический эффект от тех мер, которые необходимы в плане структурной модернизации нашей финансовой системы: банков, финансовых рынков, госбюджета и многих других вещей. Рассматривать МФЦ просто как проект - это несусветная глупость, которая рано или поздно сведется к двум вещам: созданию очередных новостроек в виде Сити, а также принудительному обучению всех московских таксистов английскому языку.
Сегодня финансовый мир развивается таким образом, что если у страны нет признанного финансового центра, то она в глобальной экономике - неизбежный аутсайдер. Поэтому идет гонка за центры. Россия справедливо провозгласила эту цель: это некий горизонт, к которому надо стремиться. Это означает, что вы в рамках этого коридора возможностей делаете все необходимое для того, чтобы на выходе получить этот результат - МФЦ. Но с этим связано и множество других вопросов. Финансовый центр не может быть при инфляции выше 5 %, при валюте, которая не выполняет хотя бы частично функции резервной, которая не присутствует в международном торговом и платежном оборотах. Финансовый центр не может существовать без понятного и внятного права - и для нас это сегодня огромная проблема. И в Мумбаи, и в Дубае, и в Гонконге право - английский королевский суд, и инвесторам все понятно. Это не решается проектом. Это вопрос системной модернизации финансовой системы, структурного социально-экономического программирования", - поясняет эксперт.
Написать комментарий
Очень много проектов в России под контролем государства. Однако, почему государство забывает об обычных своих обязанностях?
Вопрос "Что важнее - пиар или экономика?" - чисто риторический. Обучение исполнительной власти - деньги потраченные на ветер - как волка не корми, все равно в лес смотрит. И если чиновник что-то изучает, то с позиции как обойти закон. И в общем то, люди живут как бездомные собаки, которые лают на проходившие мимо них караваны финансовых потоков, в надежде что что-то упадет или обломится. Поэтому в нашей стране нет по настоящему ни лидеров, ни аутсайдеров, а есть лишь большой или малый распил финансовых потоков.