Либерализация экспорта сырья: лед оттаял
Таяние арктических льдов угрожает мировой экологии, но дает возможность России отказаться от строительства дорогостоящих ледоколов и воспользоваться Северным морским путем для транспортировки сырья в Китай. Появится ли благодаря этому конкуренция между газовыми компаниями?
С отступлением вечной мерзлоты растопленная Арктика ожила. Период навигации в чистых водах, нескованных льдом, растягивается вот уже несколько лет. В 2010 году Администрация Северного морского пути оформила разрешение на проход вдоль северного побережья России всего четырех судов. Тогда в правительстве обсуждалось строительство шести атомных и дизель-электрических ледоколов, каждый стоимостью в миллиард рублей. Спущенный на воду ледокол «Витус Беринг» в январе 2013-го принимал президент Владимир Путин, а годом ранее по водам Арктики прошло уже 46 торговых кораблей. В середине июля 2013 года разрешение проследовать Северным морским путем получили 204 судна. К 2021 году судоходство по этому маршруту должно вырасти в десять раз. По расчетам Морского института Северной Кореи, в 2030 году на него придется четверть торговых поставок из Европы в Азию. Вместе с тем экологическая катастрофа с критическим выбросом метана в атмосферу может привести к либерализации экспорта российского сырья.
В газовой компании «Новатэк» оценили потенциал переработки сжиженного природного газа на полуострове Ямал в 16,5 млн тонн в год. Сначала в компании рассматривали вариант строительства газопровода в Китай через тундру, но из-за дороговизны и масштаба проект казался непосильным. Решение подсказало резкое таяние арктических льдов, которое позволит Северному морскому пути уже в 2020 году быть проходимым восемь месяцев из двенадцати. Руководство «Новатэк» первым поставило на транспортировку газа в Китай по морю. Компания успела объявить тендер на производство высокопрочных танкеров для перевозки сырья. Конкурировать «Новатэк» будет с перерабатывающими заводами в Мексиканском заливе и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. По прогнозам, в 2030 году Китай будет потреблять 430 млрд кубометров газа в год, а у конкурентов может оказаться контрактов на 40 млрд кубометров. Однако это будет возможно только при одном условии – если конкуренцию в экспортных поставках прежде разрешат в России. Пока исключительным правом на экспорт обладает один «Газпром».
В 2018 году «Газпром» запланировал открыть газопровод «Сила Сибири», который будет проложен из Якутии через Хабаровск и Владивосток в Китай. Пропускная способность трубы на первых порах не превысит 38 млрд тонн в год. Окончательные договоренности по этому вопросу ожидаются в сентябре. Еще 35 млрд тонн сжиженного газа должны поставить «Роснефть», «Новатэк» и «Газпром». Но для этого газовому монополисту придется пойти на либерализацию экспорта СПГ. Для запуска завода на Ямале к 2016 году «Новатэку» потребуется 30 млрд долларов инвестиций. Тем не менее многообещающий проект привлекает других игроков отрасли. В него уже вложилась французская компания Total, купив в 2011 году 20% проекта за 425 млн долларов, и китайская China National Petroleum Corporation (CNPC также участвует в переговорах по финансированию газопровода «Сила Сибири»). Иностранцы инвестировали удачно – в конце 2012 года «Новатэку» удалось добиться от Владимира Путина разрешения совместно с «Газпромом» распределить контракты на поставку СПГ в Китай. Во избежание жесткой конкурентной борьбы за контракты Путин потребовал действовать согласовано. Президент пообещал к концу года внести поправки в законодательство, которые ограничат монополию «Газпрома» на экспорт. Это даст «Новатэку» гарантии для получения банковских кредитов на постройку завода по производству СПГ на Ямале. Для России в целом это вопрос глобальной конкурентоспособности в освоении крупнейшего рынка на Востоке, который в будущем немногим уступит Европе.
Арктика еще долгое время не будет претендовать на звание нового Суэцкого канала, но она серьезно сокращает издержки для экспортеров. Так, «Норильский никель» сможет экономить миллионы на перевозке меди и никеля без сопровождения ледокола, а норвежская судоходная компания Tshudi инвестировала на территории Норвегии в заброшенную шахту по добыче руды, которую можно доставлять в Китай. На Ямале до этого так же остро стоял вопрос транспортировки. При сравнительно низких затратах на бурение и извлечение газа отсутствие доступного транспорта делало добычу невыгодной. Теперь же Россия может отказаться от производства запланированного количества ледоколов, тем более что в Объединенной судостроительной компании возникали проблемы с размещением заказа и эффективным освоением средств – танкеры с СПГ и другим сырьем смогут ходить Северным морским путем, не опасаясь нарваться на льдину.
Выгоду из оттаявшей Арктики намерены извлекать также и иностранные нефтяные компании Exxon Mobil и Statoil. «Роснефть» займется бурением в Карском море при участии Exxon и разведает еще семь месторождений. По мнению профессора Кембриджского университета Питера Уэдхемса, таяние льдов высвободит 50 гигатонн метана, что приведет к глобальному катаклизму, на устранение последствий которого потребуется расходы равные мировому ВВП. Ученые спорят о скорости сокращение ледяного покрова в области вечной мерзлоты, но сам процесс не подвергается сомнению. Метан разогреет атмосферу на 2-3 градуса и в перспективе двадцати лет Северный ледовитый океан будет полностью проходимым для судов большую часть года.
От глобального потепления пока выигрывают сырьевые компании и Россия в целом. По оценке агентства Bloomderg, СПГ для Китая в перспективе будет значительно выгоднее трубопроводного газа. Стоимость одной тысячи кубометров газа из трубопровода сегодня обходится Китаю в 321-390 долларов (цена на переговорах с «Газпромом»), а тот же объем СПГ – 315 долларов. Правда, в 2012 году Китай закупил всего 14 млн тонн СПГ. Однако в энергосистеме страны газ в последнее время заменяет уголь – его закачивают в подземные газохранилища. И, несмотря на стагнацию в экономике, объемы закупок китайское правительство снижать до 2030 года не собирается. С января по июнь текущего года потребление газа в Китае выросло на 13,1%. Это внушает оптимизм российским представителям сырьевой отрасли. Но уступающий монополию «Газпром» проигрывает не много: вне зависимости от положения в Арктике его завод по переработке СПГ будет находиться у самой границы с Китаем – во Владивостоке и немного дальше – на Сахалине. Поэтому «Газпром» может сохранить преимущество.
Написать комментарий