Ла-Манш: капитализм дает серьезный сбой
В ночь с 18 на 19 декабря 2009 года из строя вышли сразу 8 составов экспресса "Евростар". Почти 25 тысяч людей провели много часов на вокзалах по обе стороны Ла-Манша в полном неведении. Что стоит за этими событиями: халатность, кризис западной системы ценностей, несовершенство технологий или коварство природы?
1. Европа не выдерживает испытания холодом. Европа страдает от морозов и снегопадов: десятками отменяются авиарейсы, закрываются крупнейшие аэропорты, блокированы автострады, растет число автомобильных и железнодорожных аварий. Однако предрождественское настроение европейцев омрачает не только стихия, но и пресловутый человеческий фактор.
В ночь с 18 на 19 декабря из строя вышли сразу 8 составов экспресса "Евростар", соединяющего Лондон с Парижем и Брюсселем. Почти 25 тысяч людей вынуждены были провести многие часы на вокзалах по обе стороны Ла-Манша в полном неведении, что же им делать. "Мы не можем иначе добраться до Лондона. Нам негде жить. Нам не дают всей информации, и мы не понимаем, почему поезда не ходят", - пожаловался журналистам один из застрявших на континенте пассажиров.
Но еще хуже пришлось тем, кто оказался в пяти составах, застрявших под Ла-Маншем. Обычно поезда преодолевают этот туннель за двадцать минут. Теперь же почти 2 тысячи человек оказались заблокированы в туннеле на несколько часов. Некоторые из них провели в вагонах экспресса 18 часов и вспоминают об этом "с содроганием". В одном из составов на 800 человек приходилось всего 2 туалета. По свидетельствам очевидцев, которые широко транслируют британские СМИ, многие оставались в полном неведении о том, чем вызвана остановка посреди пути и как долго придется ждать помощи. В лишенных света вагонах временами вспыхивала настоящая паника. У людей не было воды, еды, туалеты не работали. Постепенно в вагонах становилось очень жарко и душно, и людям приходилось раздеваться практически до белья, чтобы хоть как-то освежиться. Ситуация осложнялась тем, что в застрявших вагонах были дети, астматики и люди, подверженные панике. "Временами не было электричества, связи – вообще ничего. При этом мы были совсем недалеко отсюда", - рассказала девушка, которая находилась в застрявшем в тоннеле поезде.
Тем же, кто решил самостоятельно выбраться из поезда, повезло не больше, пишет The Times. Люди рассказывают, что когда они вышли в сам тоннель, темный и неосвещенный, они не знали, что делать, куда идти, и их никто не инструктировал.
К счастью, обошлось без жертв. Пассажиров двух поездов эвакуировали из туннеля и доставили в британский терминал. Правда, при этом им пришлось около мили идти пешком с багажом по темному тоннелю. Два поезда довезли до лондонского вокзала на буксире, а один Eurostar, выехавший из Парижа в пятницу вечером, вернулся обратно 13 часов спустя, так и не доехав до британской столицы.
2. Кто виноват: зима, техника или люди? Несмотря на заверения руководителей компании "Евростар", в этой истории остается много неясных мест. Прежде всего, удивляет внезапная массовая поломка поездов. Помимо пяти поездов, застрявших в туннеле, еще пять сломались на других участках маршрута. В то, что причиной поломки стали сильные снегопады и суровые морозы (до минус 8!) поверили далеко не все, указывая, что похолодания случались и раньше, но поезда ходили исправно.
Ведущий британский железнодорожный эксперт, заместитель главного редактора лондонского журнала "Железные дороги" Филип Хейг считает, что причина случившегося с поездами в туннеле под Ла-Маншем лежит в дефекте локомотивной системы снегозащиты. Точнее, в несовершенстве фильтра в боковой части локомотива, препятствующего проникновению снега в электрооборудование. Снег смог попасть в электросистему, и возникший конденсат остановил движение. "Евростар" должен был предусмотреть возможность таких аварий. По сути дела, такие ситуации могут случаться ежегодно. Огромная разница температур в туннеле и за его пределами существует постоянно, и "Евростар" должен был быть к этому готов и создать систему защиты своих поездов при работе в холодную погоду.
"Поезда снаружи на воздухе очень сильно охлаждались (температура была достаточно низкая для этих мест – минус 8 градусов), а внутри в туннеле очень влажный воздух и плюс 25. Когда холодный поезд резко входит в туннель, начинается быстрый процесс конденсации влаги. Из-за этой конденсирующейся влаги вышла из строя электрика – то самое электричество, которое приводит в движение поезда. Причем это случилось с французской стороны, где поезда снаружи идут дольше по холоду, чем с британской. Британские поезда не успевали так сильно остыть", - поясняет научный редактор журнала "Вокруг света" Александр Сергеев.
Хорошо, допустим, все дело в большом перепаде температур. Однако, во-первых, –80 – это, прямо скажем, не очень сильный мороз (в соседней Германии в эти дни было до минус 33). Во-вторых, очевидно, что при прохождении туннеля зимой большой перепад температур неизбежен: неужели конструкторы поездов этого не предусмотрели?
Но даже если принять эти объяснения, то остается непонятной причина поломки остальных поездов, которые до туннеля не добрались. Как передает агентство Associated Press, высокоскоростные поезда TGV (удлиненной модификацией которых и является "Евростар") во Франции проходят более длинные маршруты, чем Eurostar, не испытывая никаких проблем с морозом; разве что снижают скорость на определенных участках, что приводит к незначительным опозданиям.
В конце концов, можно даже принять "погодные" объяснения, списав на то, что "всего предусмотреть невозможно", хотя опять же странно: высокоскоростные поезда проектируют все же лучшие европейские конструкторы и производят, надо полагать, не китайские, а высококвалифицированные и добросовестные европейские рабочие. Но все равно остается непонятным, почему на эвакуацию людей из 50-километрового тоннеля потребовалось больше десяти часов? Это тем более странно, что, по рассказам очевидцев, довольно скоро после остановки в туннеле к одному из вагонов по небольшому служебному тоннелю подъехал автомобиль, чтобы забрать известную супермодель Клаудиу Шиффер, ехавшую в поезде. Остальным пассажирам, повезло гораздо меньше.
В одном из застрявших поездов оказался депутат Европарламента от Франции Доминик Бодис. Он вместе с детьми и женой собирался в Лондон в отпуск. "Как депутат Европейского парламента в начале января я собираюсь отправить запрос еврокомиссару по вопросам транспорта и в Европейский парламент с требованием провести расследование случившегося этой ночью", - заявил разгневанный Бодис. "События из ряда вон, а инертность компании просто возмутительна", - подытожил он.
3. Аварии в тоннеле под Ла-Маншем бывали и раньше. Претензии по поводу плохо организованной эвакуации, помимо компании "Евростар", надо предъявить и компании "Евротаннел", которая занимается эксплуатацией туннеля под Ла-Маншем.
По признанию экспертов, Евротуннель считается одной из самых совершенных в мире технических систем. Он имеет протяжённость около 51 км, из них 39 км – непосредственно на дне моря, и состоит из трёх тоннелей: двух основных с рельсовыми путями и служебного технического между ними. Служебный тоннель через каждые 375 метров имеет проходы, объединяющие его с основными. Он разработан для доступа к основным тоннелям обслуживающего персонала и аварийной эвакуации людей в случае опасности.
Тоннель строился семь лет и открылся для движения транспорта в 1994 году. За прошедшие 15 лет система безопасности Евротоннеля была испытана пять раз, последний – в декабре этого года.
В первый раз, 18 ноября 1996 года, в тоннеле произошёл пожар – загорелся челночный поезд, везущий грузовики. 34 человека из горящего поезда, в основном водители машин, были эвакуированы в служебный тоннель прибывшей французской службой спасения. Восьмерых пострадавших вывезли из тоннеля на машинах скорой помощи. Остальные были эвакуированы с помощью другого поезда, следовавшего в противоположном направлении. Пожарная команда тушила огонь несколько часов кряду, борясь с низким давлением воды в системе пожаротушения, сильным сквозняком в вентиляции и высокой температурой. 200 метров тоннеля были серьёзно повреждены, ещё 200 метров были повреждены частично. Последние вагоны и локомотив поезда были полностью выведены из строя. Евротоннель был вновь открыт три дня спустя, но только для грузовых поездов. Пассажирские перевозки возобновились лишь через пару недель, а полностью Евротоннель стал работать с 7 января 1997 года.
Во второй раз, 10 октября 2001 года один из поездов неожиданно остановился посреди тоннеля. Возникла паника среди пассажиров, многие оказались подвержены приступам клаустрофобии. Пассажиров пришлось направить в служебные помещения и затем эвакуировать на другом поезде. В общей сложности люди провели под землей около пяти часов.
Еще два раза – в августе 2006 г. и сентябре 2008 г. – возникал пожар в товарных поездах, перевозивших грузовики. Особенно сильным был последний пожар. Тогда было эвакуировано 32 человека, в основном водители, сопровождавшие свои машины. 14 из них были госпитализированы, так как отравились угарным газом или получили лёгкие ранения при эвакуации. Тоннель продолжал гореть всю ночь и даже утром. В полном объеме движение в нем было восстановлено лишь 5 месяцев спустя – 23 февраля 2009 г.
Казалось бы, при столь богатом печальном опыте действия в чрезвычайных ситуациях должны быть отработаны до автоматизма. Однако, как оказалось, это касается лишь VIP-персон, да и то не всех.
4. Крах западной системы ценностей. Что это – бессилие перед стихией или же признак, того, что европейская мораль угасает, а ценность человеческой жизни неумолимо снижается? Как ни обидно, но такая ситуация казалась бы менее удивительной, произойди она не в самом центре цивилизованной и демократичной Европы, а где-нибудь в России. К сожалению, трагические события последних месяцев уходящего года еще раз подтвердили, что, несмотря на озабоченность нашего правительства демографической ситуацией в стране, жизнь каждого конкретного человека у нас практически ничего не стоит, и люди гибнут просто из-за халатности тех, кто должен был бы отвечать за их безопасность. Плохо проведенный ремонт и непродуманная проектировка помещений – и страшная гибель 75 человек при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Недостаточно оперативная работа спасателей и сомнительные кресла в вагонах "Невского экспресса" – и количество погибших при крушении поезда возросло до 27. Как ни цинично это звучит, но подобное отношение было бы более уместным в перенаселенных Китае и Индии.
Похоже, вирус равнодушия и обесценивания человеческой жизни захватывает и стремительно стареющую Европу. Капитализм и демократия оказались против него бессильны. Мир, где мораль все больше заменяется рекламой, а смысл жизни – карьерой, неминуемо обречен на вымирание, ведь власть и могущество здесь определяются умением получать прибыль и никак не связаны с пользой для общества, а забота о детях и ближних лишь мешает ублажению и пестованию себя, любимых.
По материалам сайтов: vesti.ru, newsru.com, svobodanews.ru, gzt.ru, rian.ru, infox.ru, wikipedia.org.
Написать комментарий