Кризиса на будет: Экономика России сложнее, чем кажется
Санкции нанесли ущерб российской экономике, но она гораздо более устойчива, чем кажется на первый взгляд, утверждают ведущие обозреватели российской экономики в своей новой статье.
Экономика России пострадала от санкций и высокой инфляции, однако вероятность возникновения крупного экономического кризиса в ближайшие три-пять лет не предвидится, говорится в новом авторитетном отчете CASE.
Тема растущих экономических проблем России была подхвачена многими оппонентами России. Но авторы отчёта опровергают пессимистические прогнозы. Общий вывод отчета заключается в том, что «Россия смогла выдержать удар, нанесенный западными санкциями, благодаря сочетанию ряда факторов, включая ее хорошо развитую рыночную экономику, ее незаменимое положение как поставщика основных товаров на мировой рынок, высокопрофессиональные ответы ее правительственных чиновников и неспособность Запада изолировать Россию на международной арене».
«Беспристрастная оценка экономических возможностей России, представленная в докладе, практически исключает вероятность серьезного кризиса, вызванного внутренними факторами, по крайней мере в перспективе трех-пяти лет», — делается вывод в докладе, что противоречит прогнозам о том, что экономика России в 2025 году упрется в стену невозврата.
Рост без развития
Ожидалось, что экономика России рухнет после введения экстремальных санкций в 2022 году. И действительно, первые несколько месяцев были шоком. Но летом она неожиданно расцвела, а в 2024 году именно европейские экономики впали в рецессию, поскольку эффект бумеранга санкций начал сказываться. Запад недооценил, насколько быстро и успешно президент России Владимир Путин сможет переориентировать свою торговлю на глобальный Юг и насколько глубоко Россия интегрирована в европейские экономики.
С середины 2023 года российская экономика претерпела важные структурные изменения: военные расходы увеличились, география внешней торговли изменилась, а реальные располагаемые доходы граждан выросли, поскольку заработные платы растут из-за хронической нехватки рабочей силы. Все это в совокупности обеспечило российскую экономику прочностью и стабильностью и сделало ее способной удовлетворять потребности военной машины Кремля в ближайшие годы, одновременно предоставляя необходимые финансовые ресурсы для финансирования программ социального обеспечения в масштабах, не допускающих роста протестных настроений, утверждают авторы. Процветающая торговля нефтью означает, что у России много денег, но конфликт на Украине серьезно понизил значимый прогресс.
Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как «рост без развития», характеризующийся количественным увеличением объемов производства давно освоенной продукции, расширением сферы услуг и ограниченной модернизацией инфраструктуры без существенного технологического прогресса.
Понимание этого неправильно
Авторы отмечают, что аналитики продолжают неправильно понимать Россию, переоценивая силу санкций, недооценивая качество экономического руководства страны и ее способность перестраивать свои рынки в условиях санкций.
В апреле 2022 года Всемирный банк прогнозировал падение ВВП России на 11,2% к концу года, но окончательная оценка составила всего -2,1%. В 2023 году российская экономика выросла на 3,6% против январского прогноза МВФ в 0,3%, а в 2024 году ее рост может составить 3,8-4,0%, тогда как в начале года международные эксперты называли цифру всего в 1,3%. Это не мелкие ошибки. Они опровергают глубокое непонимание того, что происходит в России, утверждают авторы, и приводят к очень плохим рекомендациям по политике.
«Мы считаем, что это несоответствие во многом субъективно и отражает основные черты трех основных групп аналитиков. Первая группа состоит из опытных специалистов по России, которые рассматривают текущие события через призму советской эпохи, интерпретируя диктатуру Путина как попытку восстановить советскую систему. Вторая группа включает аналитиков, которые работают на западные правительства или НПО и считают себя обязанными предлагать санкции и ограничения, демонстрируя уверенность в их эффективности. Третья группа состоит из экспертов с российским прошлым, в том числе бывших политиков, которые презирают Путина и убеждены в неизбежном крахе его режима. Глубокая предвзятость этих групп препятствует объективной оценке текущего состояния и перспектив российской экономики», — полагают авторы.
Санкции не работают, потому что «международное сообщество» на самом деле представляет собой лишь горстку стран, составляющих Глобальный Север, и даже в Европе, в самом ЕС, готовность вводить санкции слабо соблюдается или обеспечивается. Склонность Турции продолжать выступать в качестве перевалочного пункта для торговли с Россией, продолжающийся импорт российского газа Австрией и Венгрией и немецкие производители автомобилей класса люкс, которые продолжают экспортировать автомобили высшего класса в Москву через Минск, — это лишь некоторые из многочисленных примеров того, как подрываются санкции. Неспособность Запада привлечь Китай и Индию на борт и отказ присоединиться к режиму реального «международного сообщества» Глобального Юга, которое составляет 90% населения мира, пробивает большую дыру в режиме санкций.
Еще одним просчетом было возложить весь рост на военно-промышленный сектор. Гражданский сектор также процветал. Несколько факторов повлияли на этот рост, но среди самых важных были: российский бизнес отреагировал на санкции, вложив значительные средства в переоснащение заводов для замены труднодоступных западных технологий, и бурно развивающееся потребление, подпитываемое быстрым ростом реальных располагаемых доходов.
В 2023 году наибольший прирост валовой добавленной стоимости зафиксирован в гостиницах и предприятиях общественного питания (на 10%), в сфере информации и связи (на 10%), в финансовой и страховой деятельности (на 8,6%), в оптовой и розничной торговле (на 7,3%) и в строительстве (на 7,0%), что отражает рост доли расходов на конечное потребление в ВВП до 68,7% с 64,9% в 2022 году, в том числе доли расходов домашних хозяйств до 49,8% с 47,4%.
«Кажется, развитие российской экономики за последние два года, а также реальный эффект санкций должны были привести к переоценке качества экспертизы, используемой политиками, — однако этого пока не произошло», — утверждают авторы.
Устойчивый рост России
Введение двойных санкций по ограничению цен на нефть в конце 2022 и начале 2023 года также было неправильно понято. Когда в марте 2023 года были опубликованы данные по бюджету, которые показали огромный дефицит на 2022 год и падение налоговых поступлений в январе 2023 года, нефтяные санкции были восприняты как огромный успех. Однако цифры были обманчивыми.
«Более важными стали бюрократические факторы: чрезмерное укрепление курса рубля под влиянием жестких валютных ограничений и нерасторопность Минфина в изменении методики определения цены на нефть для целей налогообложения [которая ранее основывалась на цене санкционной смеси Urals, но была изменена на эталонную Brent]», — поясняют авторы.
Когда эти факторы перестали оказывать влияние, доходы бюджета стабилизировались и вскоре начали быстро расти, опережая экономический рост — Министерство финансов начало взимать «инфляционный налог» из дополнительных доходов по НДС, налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, вызванных значительным превышением уровня инфляции над тем, что предполагалось в проекте бюджета».
В 2023 году Министерству финансов пришлось залезть в Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 3,46 трлн руб., чтобы покрыть 17% дефицита бюджета. В 2024 году расходы бюджета на сегодняшний день полностью финансируются за счет доходов — хотя это может и не остаться таковым, поскольку обычно 20% всех расходов приходится на декабрь. В настоящее время официальный прогноз дефицита составляет 1,7% ВВП или около 3 трлн руб., что выше 0,8% в начале года. В 2026 году Министерство финансов ожидает, что дефицит бюджета останется неизменным.
«Следует добавить, что долг российского правительства по современным меркам незначителен», — говорят авторы.
Ожидается, что к концу 2024 года долг достигнет 18,1% ВВП, что оставляет огромное пространство для внутренних заимствований. Министерство финансов планирует выпустить 4 трлн руб. внутреннего долга в 2024 году, задействовав предполагаемые 19 трлн руб. ликвидности в отечественном банковском секторе. Этого достаточно, чтобы продолжать конфликт на Украине в течение многих лет.
Распродажа века
«Первым и самым важным обстоятельством является рыночный характер российской экономики, который недооценивается аналитиками», — утверждают авторы.
Большинство критиков России пытались изобразить Путина как человека, возвращающегося к советскому контролю. Знаменитый отчет Йельского университета, предсказавший, что экономика России канет в Лету, упоминал слово «советский» 19 раз, хотя мало кто из современных экономических комментаторов сегодня упоминает Советский Союз.
Утверждалось, что государство контролирует 100% железнодорожной и трубопроводной инфраструктуры, и что к 2018 году доля государственных компаний в общем корпоративном доходе достигла 63% в нефтегазовой отрасли, 79% в машиностроительном секторе и 92% в банковском секторе. Поэтому наблюдатели пришли к выводу, что экономика России может рухнуть так же легко, как когда-то рухнула советская.
Но это игнорирует тот факт, что половина экономики России находится в частной собственности и что даже ведущие государственные предприятия работают в условиях высокой конкуренции.
Изменения, внесенные Кремлем в правила после введения санкций, — прежде всего легализация «параллельного импорта», которая отменила десятилетние правила в области прав интеллектуальной собственности, — открыли массу новых возможностей для продажи известных брендов без уплаты роялти.
Аналогично, уход десятков иностранных брендов, многие из которых просто продали свой российский бизнес своим российским менеджерам, был, вероятно, крупнейшей передачей собственности в современной истории России. То, что на самом деле было присвоением десятилетий прямых иностранных инвестиций, также открыло огромные возможности для предпринимателей, поскольку они захватили бизнес стоимостью в миллиарды долларов по бросовым ценам.
В отчете Йельского университета утверждается, что уходящие международные компании имели доход, эквивалентный 40% ВВП, но этот доход не покинул страну; его просто забрали российские бизнесмены.
«Не менее важно и то, что именно собственность стала главной причиной непротивления властям, поскольку страх ее потерять прекрасно дисциплинировал российских предпринимателей. Другими словами, частная и рыночная природа российской экономики сделала ее гораздо более устойчивой, чем ожидали западные политики», — пишут авторы.
Поддержка товаров
Экономика России всегда была сильной благодаря фундаменту субсидии на сырьевые товары. Даже в хаотичные 90-е Россия страдала от множества кризисов, но экономика всегда восстанавливалась относительно быстро, и каждый кризис наносил все меньший ущерб, чем предыдущий.
«Несмотря на вероятное замедление экономического роста во второй половине 2024 года, Россия выглядит защищенной от краха существующей экономической модели в ближайшем будущем: бюджет остается сбалансированным, а реальные располагаемые доходы населения, как ожидается, будут расти и дальше. Конечно, увеличение военных расходов провоцирует рост инфляции, но пока она удерживается в пределах однозначных цифр», — утверждают авторы.
Эта устойчивость обусловлена субсидиями, которые страна получает от экспорта таких вещей, как нефть и металл. Лучший способ понять это — посмотреть на так называемый ненефтяной дефицит. Долгие годы основной бюджет был профицитным, но если волшебным образом убрать доходы от нефти и газа, то ненефтяной бюджет составлял около -4% от ВВП в некризисные годы. Другими словами, Кремль использовал доходы от нефти и газа для субсидирования остальной экономики. Во времена кризиса ненефтяной дефицит может резко вырасти до -13% в своем самом экстремальном значении в прошлом, поскольку Кремль использует свою подушку наличности, чтобы облегчить боль.
В целом это создает тревожную для Запада и весьма значимую для России тенденцию: Россия не просто «падает в объятия Китая», пишут авторы. Скорее, Москва превращается в центр «альтернативной модели глобализации», действующей вне рамок контролируемых Западом институтов и установленных правил. Эта тенденция может оказаться гораздо более опасной, чем широко обсуждаемый «экспорт коррупции» в западные страны. Как показали последние годы, использование нетрадиционных платежных систем, экспорт пиратской продукции, контрабанда товаров западных компаний — все эти практики гораздо проще реализовать, чем предполагалось ранее.
«Рассматривать все это лишь как способ обойти санкции крайне недальновидно, поскольку Кремль поставил перед собой цель фундаментально подорвать существующую систему и имеет разумные основания надеяться на успех», — заключают авторы.
Написать комментарий