Кризис в отечественном сельхозмашиностроении: правда или миф?
О кризисе отечественного сельхозмашиностроения говорят довольного много. Непростой ситуацию в отрасли назвал и президент Владимир Путин во время недавней пресс-конференции, однако не поделился цифрами. Так ли все на самом деле? Какие перспективы есть у отечественных производителей?
Ведущей на российском рынке сельхозмашиностроения является ассоциация «Росагромаш». В нее входят 57 компаний, на долю которых приходится 90% всего выпуска сельхозтехники страны. В прошедшем году объемы производства в этой отрасли снизились на 18%, а продажи упали на 12%. Если с января по май 2012 года продукции было отгружено на 30,2 млрд руб., то за тот же период 2013 года на 12% меньше. Наблюдается значительное сокращение продаж практически по всем видам сельскохозяйственной техники: тракторов на 31%, комбайнов на 23%, сеялок на 22%, машин для внесения удобрений на 22%.
Но если в отечественном производстве сельхозтехники отмечается спад, то рынок сельхозмашин Европы, к примеру, демонстрирует уверенный рост на 5-7%, а в Индии на 15-20%. Участники общего годового собрания членов ассоциации «Росагромаш», которое проходило 16-19 июля в Барнауле, отметили низкий уровень спроса на технику в 2012 году и значительное снижение спроса в первом полугодии 2013 года. Кроме этого, ситуацию осложняет высокая закредитованность сельхозпроизводителей. Отечественные машиностроители считают, что причина этого в приобретении зарубежной техники по более высоким ценам.
Однако есть и исключения. Предприятие «ЭкоНива-Черноземья» в Воронежской области не только выполнило намеченный план, но и перевыполнило. На первое сентября этого года доля продаж трактов составила 85% (по плану 80%), зерноуборочных комбайнов – 52% (по плану 50%), кормоуборочных комбайнов – 50% (по плану 50%), прицепное оборудование в процентном соотношении от реализации тракторов – 41% (по плану 40%).
Причина такого различия проста и состоит в том, что «ЭкоНива-Черноземья» одно из предприятий госкорпорации (ГК) «ЭкоНива». Перед ней стоят задачи увеличения зон сервисного покрытия, минимизации времени реагирования на заявки клиентов и оптимизации работы отделов работы компании. В то же время министр сельского хозяйства Николай Федоров прямо заявил на собрании в Барнауле, что «ему и его ведомству все равно, на какой технике, отечественной или зарубежной будет работать российский крестьянин, лишь бы она способствовала получению высоких урожаев». Вероятно, подобным заявлением министр призвал российских сельхозмашиностроителей изменить отношение к организации работы региональных дилеров, тем более что есть возможности по производству эффективной и качественной сельхозтехники.
Но что происходит на отечественном рынке? Возьмем, к примеру, рынок энергонасыщенных колесных тракторов. ЗАО «Петербургский тракторный завод» является дочерней компанией ОАО «Кировский завод», которое ведет свою историю с Путиловского завода, основанного в столице Российской Империи в 1801 году. Стаж завода по производству тракторов отсчитывается с 1924 года, когда был выпущен первый трактор «Фордзон-Путиловец», и составляет более 80 лет. В 1962 году на заводе были собраны первые легендарные тракторы К-700 «Кировец», в 1975 году – первые К-701, а с 2000 года – тракторы нового поколения К-744. Всего за 40 лет с конвейера завода сошли более 467 000 тракторов марки «Кировец».
За прошедшие годы завод стал одним из самых крупных предприятий сельскохозяйственного машиностроения России, продукция которого получила признание не только в России, но и на международном рынке. Проведенное техническое перевооружение завода позволило повысить качество выпускаемой техники и расширить ее ассортимент для более полного удовлетворения требований потребителей. Мировой опыт показывает, что функция мощных колесных тракторов достаточно проста – тяга. Трактор должен тянуть широкозахватные орудия и комплексные агрегаты. Очень многие сегодня покупают такие тракторы в комплекте с посевными комплексами и практически только с ними их и используют.
Мощные тракторы классической компоновки созданы для работы с сельхозмашинами, требующими не только тяги, но и привода большого количества рабочих органов. Они также могут работать в междурядьях (при условии установки на них соответствующих колес). Сельхозмашины для этих тракторов могут навешиваться не только сзади, но и спереди и даже по бокам. Такие тракторы оснащаются не только задней, но и передней навеской, у них обычно несколько механизмов отбора мощности, мощная гидросистема с большим количеством пар выводов, система перераспределения нагрузки и т.п. Значительная часть мощности двигателя таких машин может расходоваться именно на привод рабочих органов сельхозмашин, их подъем-опускание и позиционирование во время работы.
При одинаковой мощности двигателя оснащенный набором рабочего оборудования классический трактор, относящийся на первый взгляд к младшему классу, может оказаться дороже шарнирно-сочлененного. Имеет ли смысл приобретать классический трактор для использования на тех же работах, что и шарнирно-сочлененный? Изначально более легкий классический трактор догружается балластом до массы, обеспечивающей достаточное тяговое усилие.
Еще один аргумент, приводимый обычно в пользу классического трактора – возможность использования его на транспортных работах. Этот трактор вписывается в габарит и может работать на дорогах общего пользования. Но насколько рационально использовать такие высокотехнологичные и сверхмощные тракторы на тяговых и транспортных работах?
Опыт указывает на следующие преимущества тракторов Кировского завода:
- Для мощного шарнирно-сочлененного трактора насыщенность функциями не главное, достаточно иметь минимально необходимый набор оборудования. По тяговым показателям и функциональности «Кировец» не уступает зарубежным аналогам, поэтому его приобретение вполне рационально;
- При достаточно хорошем финансовом положении хозяйству целесообразно иметь для высокотехнологичных работ мощные тракторы классической компоновки, оснащенные необходимым оборудованием; для работ по обработке почвы и посеву с помощью комплексных агрегатов – шарнирно-сочлененные тракторы; для вспомогательных и транспортных работ – тракторы класса 1,4; 2. Такое разделение обеспечит рациональное использование всего парка машин. Экономически такой вариант тоже оправдан, главный недостаток – необходимость вложить сразу большое количество средств, причем не только в приобретение тракторов, но и шлейфа;
- Бюджетный вариант – для работ по обработке почвы и посеву следует использовать тракторы шарнирно-сочлененные, на остальных работах тракторы класса 1,4; 3;
Сегодня зарубежные производители создают и поддерживают миф о сверхуниверсальности мощной классики. Выгодно это крупнейшим компаниям – John Deere и CNH. Мощная классика для этих компаний это высокоунифицированные машины с менее мощными классическими тракторами, которые выпускаются и продаются большими сериями. А поэтому и себестоимость производства мощной классики и их маржинальность для производителя намного выше в сравнении с полноприводными мощными тракторами на шарнирной раме.
Следует заметить, что Кировский завод был фактическим первым в мире создателем и производителем шарнирно-сочлененного трактора. Когда общее количество мощных шарнирно-сочлененных тракторов в Северной Америке едва ли превысило 500 единиц, Кировский завод за этот же период произвел около 30 тысяч машин, превосходящих свои аналоги. Все рассказы о том, что «Кировец» был скопирован с зарубежного трактора – не более чем миф.
На современном техническом уровне появилась возможность создавать компактные и прочные узлы и агрегаты, поэтому и стали появляться компактные мощные тракторы классической компоновки. Точнее их стоит называть полноприводными тракторами с жесткой рамой и передними управляемыми колесами.
Попробуем сравнить две схемы с позиций сегодняшнего дня
№ |
Параметры | Классический трактор | ШСР |
---|---|---|---|
1 | Тяговые возможности обеспечиваются следующими факторами: | Большие колеса (площадь пятна контакта с поверхностью). Несмотря на увеличение размеров колес, передние (управляемые) колеса остались меньшего размера. Колеса можно сдвоить или строить. | Большие колеса одинакового размера на передней и задней осях. Колеса можно сдвоить или строить. |
2 | Развесовка | На передние колеса приходится не более 40% общего веса трактора (при максимальной загрузке балластом). | На передние колеса приходится 55-60 % веса трактора, что оптимально для проведения сельскохозяйственных работ. |
3 | Привод на все колеса | Привод на все колеса обеспечивается при обеих схемах. | |
4 | Мощность двигателя | Трактор без балласта весит меньше ШСР, поэтому его выгодно использовать на работах, не требующих большого тягового усилия. Балласт сильно загружает раму и ходовую часть – поэтому повышаются требования к их прочности (и повышает цену). При этом идеальная развесовка достигается с помощью достаточно «изощренной» системы балластирования. | Трактор с ШСР имеет хорошую развесовку, балластировка помогает увеличить тяговые характеристики и позволяет оптимизировать развесовку для проведения различных видов работ. |
5 | Масса трактора | Трактор без балласта весит меньше ШСР, поэтому его выгодно использовать на работах, не требующих большого тягового усилия. Балласт сильно загружает раму и ходовую часть – поэтому повышаются требования к их прочности (и повышает цену). При этом идеальная развесовка достигается с помощью достаточно «изощренной» системы балластирования. | Трактор с ШСР имеет хорошую развесовку, балластировка помогает увеличить тяговые характеристики и позволяет оптимизировать развесовку для проведения различных видов работ. |
6 | Эффект движения след в след | — | — |
7 | Маневренность | Хорошая маневренность «классики» – миф, основанный на субъективном восприятии и различиями в способах измерения радиуса разворота, применяемых для оценки этой самой маневренности. Фактически «классический» трактор на сдвоенных колесах имеет такой же или даже больший радиус разворота по внешнему колесу, чем ШСР аналогичной мощности. При работе с прицепными широкозахватными орудиями маневренность самого трактора вообще уходит на второй план – определяющей становится маневренность самого агрегата. | |
8 | Проходимость | Проходимость трактора ШСР выше за счет возможности взаимного перемещения полурам – трактор может выбраться из глубокой колеи за счет того, что может расширить колею. | |
9 | Габариты | Есть мнение, что можно использовать для транспортных работ на дорогах общего пользования, так как на одинарных колесах трактор «в габарите». Противопоставить можно то, что для транспортных работ целесообразнее использовать трактор до 150 л.с. | |
10 | Расход топлива | Тракторы одинаковой мощности при условии комплектации системами гидравлики рабочего оборудования чувствительными к нагрузке (LS система) показывают одинаковые результаты. Подтверждение можно с легкостью найти в отчетах Небраской МИС. | |
11 | Результаты испытаний | Последнее время в среде дилеров и крестьян можно услышать новый «миф» о том, как «я своими глазами видел, как классический мощный трактор потянул такой же посевной комплекс быстрее, чем аналогичный по мощности трактор ШСР».
Конечно, поиск причин – это оценка идентичности условий для сравнения двух тракторов и анализа их настройки и профессионализма операторов:
Как правило, создание и поддержание условий, обеспечивающих чистоту эксперимента, в условиях хозяйства не возможно. Нужно обращаться в специализированные учреждения. Ниже рассмотрены результаты испытаний на Небраской МИС трактора «Кировец» (1979 года) и последней разработки Buhler Ind. (2011 года). |
Характеристики | Кировец К-701 М (1979 г.) | Buhler Ind. (2011 г.) | Расхождение характеристик, % |
---|---|---|---|
Year | 1975 | 2011 | — |
Gear | 8-th (R3-P2) | 8-th | — |
Power, kW | 192,84 | 196,59 | 1,94 |
Drawbar pull, kN | 73,5 | 75,12 | 2,20 |
Speed, km/h | 9,45 | 9,42 | -0,32 |
Crankshaft speed, rpm | 1900 | 1951 | 2,68 |
Slip, % | 3,64 | 4,1 | 12,64 |
Fuel consumtion, kg/kW.h | 0.291 | 0.293 | 0,69 |
Вывод – машины по своим характеристикам (несмотря на 30 лет разницы) практически идентичны. На 8-й передаче «Версатайл» выдал почти идентичные результатам испытаний К-701М в 1979 году тягово-экономические показатели. Исключение – более чем на 10 % выше буксование.
Максимальную мощность и лучшую экономичность «Версатайл» показал на 7-й передаче. Поэтому формально именно она служит базовой для определения «эталонных» тягово-экономических показателей. Тем не менее, учитывая более чем 30-лений разрыв между проведенными тестами, а также минимальную разницу в показателях мощности и экономичности «Версатайла» на 7-й и 8-й передачах, приведенное выше сравнение вполне корректно.
25 мая 2013 года ОАО «Кировский завод», ОАО «Росагролизинг» и ОАО «КАМАЗ» провели совместную техническую конференцию на базе Петербургского тракторного завода. В ее работе приняли участие компании – региональные операторы ОАО «Росагролизинг», многие из которых являются дилерами ПТЗ. Заместитель генерального директора ОАО «Росагролизинг» Алексей Савинов, приветствуя участников технической конференции, отметил, что «Росагролизинг» принимает активное участие в осуществляемом техническом и технологическом обновлении АПК, в том числе путем обеспечения сельхозтоваропроизводителей современной техникой и оборудованием, необходимыми для проведения сезонных работ. Количество техники, поставленной ОАО «Росагролизинг» для проведения весенне-полевых работ в 2012 году, увеличилось на 60% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и на 99% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го.
По данным на 4 июня 2012 года, в рамках реализации Программы обновления сельхозтехники, «Росагролизингом» заключено 3 095 договоров на 3 533 единиц техники общей стоимостью 8,6 млрд руб. Договора заключены с 2 155 контрагентами из 67 регионов. Наибольшее количество договоров по Программе обновления сельскохозяйственной техники заключено с аграриями Приволжского федерального округа. «Росагролизинг» принимает активное участие в осуществляемом техническом и технологическом обновлении АПК, сотрудничая с крупнейшими отечественными заводами-изготовителями. Наиболее востребованные производители техники – ОАО «Производственное объединение Елабужский автомобильный завод», ОАО «Сарэкс», ООО «Комбайновый завод "Ростсельмаш"», ЗАО «Петербургский тракторный завод», ООО ТД «ХТЗ Белгород», ЗАО СП «Брянсксельмаш».
Помимо реализации Программы обновления по системе «федерального лизинга» на 4 июня 2012 года с начала года заключено 1 607 договоров на 5 125 единиц сельхозтехники. Таким образом, общее количество сельскохозяйственной техники и оборудования на основании заключенных договоров по Программе обновления и системе «федерального лизинга» на 4 июня 2012 года составляет 8 658 единиц (для справки: в 2011 году ОАО «Росагролизинг» поставил в регионы 10,2 тыс. единиц техники).
Сотрудничество «Росагролизинга» с Кировским заводом и его дочерним предприятием – Петербургским тракторным заводом – осуществляется на протяжении ряда лет и характеризуется ежегодным увеличением объема поставок продукции по системе федерального лизинга. В 2011 году, в соответствии с заявками лизингополучателей, в регионы было поставлено 102 «Кировца». Текущий год, по оценкам руководства завода, станет лучшим в постсоветской истории предприятия. Если в 2011 году на Петербургском тракторном заводе ежемесячно производилось 30-40 тракторов, то в настоящее время с конвейера каждый месяц сходит уже 120 машин, а с октября ежемесячный объем производства возрастет до 150 тракторов.
В целях эффективного технологического переоснащения машинно-тракторного парка ОАО «Росагролизинг» планирует начало поставок тракторов «Кировец» серии К-9000. Новинка Петербургского тракторного завода принадлежит к шестому поколению тракторов семейства «Кировец», объединяющему лучшие качества предыдущих машин – высокую производительность, простоту и надежность конструкции, агрегатирование с другой техникой.
Выпуск новой модели Петербургского тракторного завода в промышленном масштабе планируется начать во втором полугодии 2012 года. ОАО «Росагролизинг» будет осуществлять поставки данной техники на условиях федерального лизинга в соответствии с заявками сельхозпроизводителей. Участники конференции в Санкт-Петербурге получили полную информацию о деятельности «Росагролизинга» в рамках реализации Программы обновления машинно-тракторного парка хозяйств, начавшейся в 2012 году, узнали о предложениях компании по поставкам техники и оборудования для предприятий различных форм хозяйствования, о расширении номенклатурного ряда и возможностях приобретения новых моделей сельхозтехники.
Представители ОАО «Кировский завод» и ОАО «КАМАЗ» рассказали о конструктивных нововведениях в производстве техники и планах по выпуску современных модификаций. Также были обсуждены актуальные вопросы повышения качества сельхозтехники, условия ее сервисного обслуживания и увеличение гарантийных сроков для агрегатов, приобретенных по системе федерального лизинга.
Также стало известно, что Петербургский тракторный завод планирует увеличить объем производства сельхозтехники и дорожно-строительной техники в 2015 году до 50 млрд руб. с нынешних 2,7 млрд руб. 30 млрд руб. в объеме продаж займет сельхозтехника — в частности, упор производитель планирует сделать на новую машину К-9000. Продавать ее и другую технику завод планирует, в том числе, через «Росагролизинг», объем средств которого на обновление парка техники до 2014 года составляет 20 млрд руб.
Генеральный директор Петербургского тракторного завода Сергей Занозин говорит, что стратегия развития предприятия предполагает существенное наращивание объемов производства за три года. «В прошлом году мы выпустили 400 машин, объем производства составил 2,7 млрд руб. В текущем году выпустим 1,5 тыс. единиц на 7 млрд руб. В 2015 году стоит задача нарастить объем производства сельхозмашин до 30 млрд руб., строительной и дорожной техники — до 20 млрд рублей», — сообщил Сергей Занозин. Основной машиной, которая должна обеспечить основной объем производства и продаж, он назвал новую модель трактора К-9000. «Эта машина только вчера снята со стапеля, ее мощность до 550 лошадиных сил. В этом году начнем ее производство, и к 2014 году в общем объеме производства она станет самой значительной», – сказал Занозин.
Старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин говорит, что К-9000 лучшая модель в России с двигателем Mercedes. «Она признана лучшим трактором 2008 года. Тракторы Кировского завода могут работать с любыми широкозахватными и комбинированными орудиями как российского, так и зарубежного производства. Новая серия тракторов, включающая пять моделей, — безусловный прорыв в отечественном тракторостроении. По техническим характеристикам новые модели не уступают аналогичным машинам ведущих мировых производителей», — комментирует аналитик.
По словам Олега Душина, в среднем объем реализации сельхозтехники Кировского завода через «Росагролизинг» достигает 40-45%, а в этом году ожидаемый годовой прирост продаж должен составить около 60%. «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года предполагают, что российские и локализованные производители к 2020 году выйдут на объем продаж тракторов более 65 тыс. штук в год. В 2015 году Кировский завод рассчитывает произвести сельскохозяйственные машины общей стоимостью 30 млрд руб., что составит 7-7,5 тыс. машин».
На рынке сельскохозяйственной техники представлена продукция и других российских производителей, скажем «Ростсельмаша». В настоящее время модельный ряд техники «Ростсельмаш» составляет 18 типов сельскохозяйственных машин и более 100 моделей и модификаций комбайнов, тракторов, кормоуборочной прицепной и навесной техники, техники для хранения и переработки зерна.
Производством зерна занимается множество хозяйств. При выборе техники, в том числе зерноуборочных комбайнов, руководитель каждого хозяйства следует своим принципам. Кто-то ориентируется на громкие имена производителей. Кого-то привлекают сверхсовременные, модные технологии. Кому-то кажется, что внушительная стоимость и рекордная производительность машин будет гарантировать успешную работу. Такие хозяйства есть, но зерноуборочные комбайны «Ростсельмаш» — не для них.
Комбайны «Ростсельмаш» выбирают те, кому важен, прежде всего, финансовый результат, кто ищет и находит оптимальные решения во всем, в том числе в вопросе выбора техники. Те, для которых производство зерна — прибыльный бизнес, а не «битва за урожай» любой ценой.
Настоящий краткий обзор свидетельствует, что отечественное сельхозмашиностроение по отдельным видам продукции находится в конкурентной борьбе с иностранными производителями и достойно представляет свой бизнес.
Написать комментарий