Кризис в Греции: уроки для Европы и России
Финансовый кризис в Греции стал тревожным сигналом для всех стран Евросоюза. О его причинах, возможных последствиях и механизмах преодоления рассуждали участники видеомоста "Москва-Брюссель", проведенного 3 мая 2010 года РИА "Новости". Что нового сказали ведущие эксперты страны?
Причины греческих трудностей
Мировой кризис послужил спусковым механизмом для обострения проблем, которые нарастали в экономиках отдельных стран в течение последних десятилетий. Одним из ярчайших примеров этого стала Греция. Природа ее нынешнего бедственного положения имеет не внешний, а внутренний характер, подчеркивает Алексей Кузнецов.
Грецию приняли в Евросоюз, можно сказать, авансом, напоминает Фабиан Зулиг. В пору вступления (в 1981 г.) ее экономика отставала по многим критериям. В стране существуют серьезные инфраструктурные проблемы. Из-за кризиса под очень серьезным давлением оказалась государственная власть. Требовались определенные действия в сфере госрасходов. Как и в большинстве стран, все это было недофинансировано. При этом в действительности бюджетный дефицит был еще больше, чем это декларировало прежнее руководство страны - как выяснилось, оно фальсифицировало экономическую статистику страны. Все это сработало как деструктивный фактор. Кроме того, держателями долгов Греции оказались очень многие страны - так что греческое правительство фактически не может привлечь дополнительные средства. Греция платит все больше и больше относительно других стран еврозоны, и это постоянно и значительно повышает давление на Грецию, поясняет Фабиан Зулиг.
Страны, которые столкнулись с наибольшими проблемами сейчас - Греция, Испания, Португалия - традиционно отстают по переходу к инновационной экономике, - подчеркивает Алексей Кузнецов. Политика Евросоюза в отношении этих стран, по существу закладывает мину замедленного действия, считает он. Евросоюз пытается подтянуть их экономику по уровню ВВП на душу населения, но применяет при этом искусственные меры: дотации и т.п. В результате не создается никаких предпосылок для устойчивого долгосрочного самостоятельного развития этих стран. Сейчас, по соотношению расходов на научные исследования и разработки к ВВП страны, особенно если учитывать расходы не государства, а частного бизнеса, Греция находится просто в провальном положении. По сравнению с ней даже восточноевропейские новые члены выглядят намного лучше, поясняет Алексей Кузнецов. Для выхода из экономического тупика Греция должна выработать модель долгосрочного устойчивого развития с опорой на собственные силы - однако в условиях кризиса сделать это невероятно трудно.
В этом отношении пример Греции может послужить тревожным сигналом для России. По мнению экономиста, весьма велика вероятность того, что после окончания мирового кризиса российское правительство "спустит на тормозах" все сегодняшние утверждения о необходимости модернизации экономики. Если не будет предпринято никаких действенных шагов по диверсификации российской экономики - как это уже и произошло в "успешное" предкризисное десятилетие - то следующий кризис окажется для России гораздо страшнее.
Конфликт общих и национальных интересов
Кризис в Греции стал первым тревожным звонком в еврозоне, отмечает Руслан Гринберг. Между тем, еще в момент образования Евросоюза многие исследователи предупреждали, что создается рискованная ситуация: существует единый центральный банк и независимые финансовые политики. Сегодня уже ясно, что абсолютно независимые финансовые политики при полной утрате денежного суверенитета - это нонсенс. Греция стала просто самым показательным примером. На самом деле, пакт о стабильности (согласно ему, дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП - ред.) нарушили все страны, считает эксперт. По его мнению, для преодоления создавшихся проблем необходимо развитие наднациональных регуляторов - не только в Евросоюзе, но и в мире. Этого настоятельно требует возрастающая взаимозависимость всех стран.
Пора признать, что мы живем в изменившемся мире, подчеркивает Фабиан Зулиг. Кризис сделал взаимозависимость очевидной, и на нее необходимо реагировать. Механизмы поддержания экономического равновесия в Европе должны стать более значимыми, однако изменения необходимы не только в европейском, но и в глобальном управлении, подчеркивает эксперт. Определенные шаги в этом направлении должна предпринять "большая двадцатка". Изменения лишь на уровне Европы, не затрагивающие остальные страны, не будут достаточно эффективными, считает Фабиан Зулиг.
Однако любое наднациональное регулирование предполагает определенное ограничение национальных интересов и суверенитета в экономической сфере. На сегодняшний день налицо еще очень мощный национальный эгоизм, отмечает Руслан Гринберг. Мы живем в одной большой деревне, но дома находятся в разных веках, поясняет он на образном примере. Возникает очень серьезный конфликтный потенциал. Действует закон неравномерного развития. При этом богатые страны, включив в свой клуб более бедные, уже не могут потом их уволить. Единственный путь регулирования денежно-кредитной сферы - это все большее развитие наднациональных элементов, уверен эксперт.
Гармонизация правил игры - очень важная и полезная вещь, считает Алексей Кузнецов. Она создает предсказуемость всего экономического пространства. "Разные страны реализуют разные экономические стратегии, поскольку и цели у всех разные, - поясняет он. - Но есть набор сфер, где регулирование необходимо, поскольку без него существуют возможности спекулировать на разности в "правилах игры". При такой постановке вопроса введение наднационального регулирования лишено политического негативного подтекста и отвечает реальным интересам всех участников рынка.
Единые правила вместо единого правительства
Евросоюз в своей интеграции уже созрел до идеи единого экономического правительства, но реализовать ее будет весьма сложно в силу политических причин и мощного национального эгоизма, считает Руслан Гринберг. До Соединенных Штатов Европы, еще очень далеко, но другого выбора у членов ЕС нет, отказ от этой идеи будет означать откат назад.
Однако в обозримом будущем создание глобального мирового правительства крайне маловероятно, для этого у стран не хватит политической воли, полагает Фабиан Зулиг. Вместо этого будут введены определенные правила, регулирующие работу финансового сектора. В долгосрочной перспективе в Европе должен быть создан полноценный кредитный союз и полноценный экономический союз, но сейчас необходимо развить механизмы, которые управляли бы экономической составляющей, а не только финансово-кредитной, поясняет эксперт.
Так, на европейском уровне обязательно будут введены нормы для хедж-фондов, поскольку все, что связано с хеджированием, в ходе кризиса сыграло исключительно негативную роль. Необходимо также создать механизм, позволяющий оценивать институциональные риски.
Ольга Буторина напоминает о таких аспектах финансовой жизни как аудит и деятельность рейтинговых агентств. Для того чтобы исключить возможность негативного влияния рейтинговых агентств и аудита на развитие экономической ситуации (что было налицо в нынешнем кризисе), теперь аудитора и рейтинговое агентство будут выбирать не сами компании, а назначать правительство или правительственные органы. Известно, что от рейтинга и результатов аудита зависят котировки акций компании на бирже и ее возможности заимствовать средства под низкий процент. Если назначать аудитора будут государственные органы, и тем более если этот аудит будет разделен на части и его будут проводить разные независимые компании, то поле для конфликта интересов будет резко сужено, поясняет экономист.
Кроме того, к концу 2010 года Банк международных расчетов сделает новые предложения по поводу банковского контроля. Будет выпущена новая группа регулирующих правил, касающихся новых финансовых инструментов и банковской деятельности в условиях глобализации. Подключение России к этим механизмам было бы весьма полезно для нас, так как это механизмы безопасности на случай кризиса, подчеркивает Ольга Буторина.
Инновации - обязательное условие роста
Европе необходимо не только создать механизмы кризисного управления, но и разработать надежную стратегию роста - без нее, считает Фабиан Зулиг, "борьбу можно продолжать до бесконечности". "Пока нет структурного роста, который необходим, чтобы достойно войти в ближайшие годы, - поясняет он. - Необходимо создать механизм подстегивания роста по всей Европе, включая и Грецию". При этом акценты должны быть сделаны на инновации, образование, правовые рынки и развитие профессиональных навыков, считает эксперт. Долгое время Европа была сильна своими конкурентными товарами, но сейчас они не выдерживают в гонке с потоком дешевой продукции из азиатских стран. "Европа может выстоять в мировом соревновании только в качестве инноватора, - считает Руслан Гринберг. - Похоже, что это ее роль".
Между тем, общеевропейские расходы на НИОКР сейчас не превышают 5% от ВВП, отмечает Ольга Буторина. Основная же часть бюджета ЕС тратится на поддержку сельского хозяйства и относительно отсталых членов ЕС. О необходимости увеличения финансовой поддержки научно-исследовательских работ эксперты и представители некоторых государств говорили еще во время обсуждения общеевропейского бюджета до 2013 года. В следующем году по этому поводу начнутся новые дебаты.
Проблемы перехода к инновационному развитию в Европе - это во многом проблемы политических барьеров, что обусловлено наличием общего бюджета, поясняет Алексей Кузнецов. Пути инновационного развития для каждой конкретной страны более-менее определены, однако при переходе к инновационной экономике на общеевропейском уровне чьи-то интересы неизбежно будут ущемлены.
Тем не менее, увеличение расходов на науку и технику будет очень благоприятно для Евросоюза и откроет новые возможности для сотрудничества в сфере инноваций между Россией и ЕС, считает Ольга Буторина. Россия могла бы стать партнером европейских стран в создании своеобразного нового совета экономической взаимопомощи, полагает Руслан Гринберг. По его мнению, наша страна должна предложить общую программу модернизации, для которой использовались бы ресурсы еврозоны."У России сегодня есть большой шанс провести модернизацию с помощью Европейского союза... И это не простая помощь, а именно взаимовыгодная, - поясняет он. - Ведь ЕС сам заинтересован в быстром экономическом выздоровлении, в стабильном росте. И если бы мы представили реальную, конкретную программу модернизации своей экономики, тогда это было бы интересно и для Европы, и для России. Мы просто не справимся с модернизацией без помощи ЕС". Более того, добавляет Гринберг, программу модернизации российской экономики ждут и Украина, и Белоруссия, и Молдавия. Потому что с точки зрения структурных недостатков экономики они практически наши "сестры". И в этом смысле Евросоюзу снова будет выгодно помочь России с модернизацией, ведь такая помощь положительно скажется и на некоторых других странах.
Мировой кризис послужил спусковым механизмом для обострения проблем, которые нарастали в экономиках отдельных стран в течение последних десятилетий. Одним из ярчайших примеров этого стала Греция. Природа ее нынешнего бедственного положения имеет не внешний, а внутренний характер, подчеркивает Алексей Кузнецов.
Грецию приняли в Евросоюз, можно сказать, авансом, напоминает Фабиан Зулиг. В пору вступления (в 1981 г.) ее экономика отставала по многим критериям. В стране существуют серьезные инфраструктурные проблемы. Из-за кризиса под очень серьезным давлением оказалась государственная власть. Требовались определенные действия в сфере госрасходов. Как и в большинстве стран, все это было недофинансировано. При этом в действительности бюджетный дефицит был еще больше, чем это декларировало прежнее руководство страны - как выяснилось, оно фальсифицировало экономическую статистику страны. Все это сработало как деструктивный фактор. Кроме того, держателями долгов Греции оказались очень многие страны - так что греческое правительство фактически не может привлечь дополнительные средства. Греция платит все больше и больше относительно других стран еврозоны, и это постоянно и значительно повышает давление на Грецию, поясняет Фабиан Зулиг.
Страны, которые столкнулись с наибольшими проблемами сейчас - Греция, Испания, Португалия - традиционно отстают по переходу к инновационной экономике, - подчеркивает Алексей Кузнецов. Политика Евросоюза в отношении этих стран, по существу закладывает мину замедленного действия, считает он. Евросоюз пытается подтянуть их экономику по уровню ВВП на душу населения, но применяет при этом искусственные меры: дотации и т.п. В результате не создается никаких предпосылок для устойчивого долгосрочного самостоятельного развития этих стран. Сейчас, по соотношению расходов на научные исследования и разработки к ВВП страны, особенно если учитывать расходы не государства, а частного бизнеса, Греция находится просто в провальном положении. По сравнению с ней даже восточноевропейские новые члены выглядят намного лучше, поясняет Алексей Кузнецов. Для выхода из экономического тупика Греция должна выработать модель долгосрочного устойчивого развития с опорой на собственные силы - однако в условиях кризиса сделать это невероятно трудно.
В этом отношении пример Греции может послужить тревожным сигналом для России. По мнению экономиста, весьма велика вероятность того, что после окончания мирового кризиса российское правительство "спустит на тормозах" все сегодняшние утверждения о необходимости модернизации экономики. Если не будет предпринято никаких действенных шагов по диверсификации российской экономики - как это уже и произошло в "успешное" предкризисное десятилетие - то следующий кризис окажется для России гораздо страшнее.
Конфликт общих и национальных интересов
Кризис в Греции стал первым тревожным звонком в еврозоне, отмечает Руслан Гринберг. Между тем, еще в момент образования Евросоюза многие исследователи предупреждали, что создается рискованная ситуация: существует единый центральный банк и независимые финансовые политики. Сегодня уже ясно, что абсолютно независимые финансовые политики при полной утрате денежного суверенитета - это нонсенс. Греция стала просто самым показательным примером. На самом деле, пакт о стабильности (согласно ему, дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП - ред.) нарушили все страны, считает эксперт. По его мнению, для преодоления создавшихся проблем необходимо развитие наднациональных регуляторов - не только в Евросоюзе, но и в мире. Этого настоятельно требует возрастающая взаимозависимость всех стран.
Пора признать, что мы живем в изменившемся мире, подчеркивает Фабиан Зулиг. Кризис сделал взаимозависимость очевидной, и на нее необходимо реагировать. Механизмы поддержания экономического равновесия в Европе должны стать более значимыми, однако изменения необходимы не только в европейском, но и в глобальном управлении, подчеркивает эксперт. Определенные шаги в этом направлении должна предпринять "большая двадцатка". Изменения лишь на уровне Европы, не затрагивающие остальные страны, не будут достаточно эффективными, считает Фабиан Зулиг.
Однако любое наднациональное регулирование предполагает определенное ограничение национальных интересов и суверенитета в экономической сфере. На сегодняшний день налицо еще очень мощный национальный эгоизм, отмечает Руслан Гринберг. Мы живем в одной большой деревне, но дома находятся в разных веках, поясняет он на образном примере. Возникает очень серьезный конфликтный потенциал. Действует закон неравномерного развития. При этом богатые страны, включив в свой клуб более бедные, уже не могут потом их уволить. Единственный путь регулирования денежно-кредитной сферы - это все большее развитие наднациональных элементов, уверен эксперт.
Гармонизация правил игры - очень важная и полезная вещь, считает Алексей Кузнецов. Она создает предсказуемость всего экономического пространства. "Разные страны реализуют разные экономические стратегии, поскольку и цели у всех разные, - поясняет он. - Но есть набор сфер, где регулирование необходимо, поскольку без него существуют возможности спекулировать на разности в "правилах игры". При такой постановке вопроса введение наднационального регулирования лишено политического негативного подтекста и отвечает реальным интересам всех участников рынка.
Единые правила вместо единого правительства
Евросоюз в своей интеграции уже созрел до идеи единого экономического правительства, но реализовать ее будет весьма сложно в силу политических причин и мощного национального эгоизма, считает Руслан Гринберг. До Соединенных Штатов Европы, еще очень далеко, но другого выбора у членов ЕС нет, отказ от этой идеи будет означать откат назад.
Однако в обозримом будущем создание глобального мирового правительства крайне маловероятно, для этого у стран не хватит политической воли, полагает Фабиан Зулиг. Вместо этого будут введены определенные правила, регулирующие работу финансового сектора. В долгосрочной перспективе в Европе должен быть создан полноценный кредитный союз и полноценный экономический союз, но сейчас необходимо развить механизмы, которые управляли бы экономической составляющей, а не только финансово-кредитной, поясняет эксперт.
Так, на европейском уровне обязательно будут введены нормы для хедж-фондов, поскольку все, что связано с хеджированием, в ходе кризиса сыграло исключительно негативную роль. Необходимо также создать механизм, позволяющий оценивать институциональные риски.
Ольга Буторина напоминает о таких аспектах финансовой жизни как аудит и деятельность рейтинговых агентств. Для того чтобы исключить возможность негативного влияния рейтинговых агентств и аудита на развитие экономической ситуации (что было налицо в нынешнем кризисе), теперь аудитора и рейтинговое агентство будут выбирать не сами компании, а назначать правительство или правительственные органы. Известно, что от рейтинга и результатов аудита зависят котировки акций компании на бирже и ее возможности заимствовать средства под низкий процент. Если назначать аудитора будут государственные органы, и тем более если этот аудит будет разделен на части и его будут проводить разные независимые компании, то поле для конфликта интересов будет резко сужено, поясняет экономист.
Кроме того, к концу 2010 года Банк международных расчетов сделает новые предложения по поводу банковского контроля. Будет выпущена новая группа регулирующих правил, касающихся новых финансовых инструментов и банковской деятельности в условиях глобализации. Подключение России к этим механизмам было бы весьма полезно для нас, так как это механизмы безопасности на случай кризиса, подчеркивает Ольга Буторина.
Инновации - обязательное условие роста
Европе необходимо не только создать механизмы кризисного управления, но и разработать надежную стратегию роста - без нее, считает Фабиан Зулиг, "борьбу можно продолжать до бесконечности". "Пока нет структурного роста, который необходим, чтобы достойно войти в ближайшие годы, - поясняет он. - Необходимо создать механизм подстегивания роста по всей Европе, включая и Грецию". При этом акценты должны быть сделаны на инновации, образование, правовые рынки и развитие профессиональных навыков, считает эксперт. Долгое время Европа была сильна своими конкурентными товарами, но сейчас они не выдерживают в гонке с потоком дешевой продукции из азиатских стран. "Европа может выстоять в мировом соревновании только в качестве инноватора, - считает Руслан Гринберг. - Похоже, что это ее роль".
Между тем, общеевропейские расходы на НИОКР сейчас не превышают 5% от ВВП, отмечает Ольга Буторина. Основная же часть бюджета ЕС тратится на поддержку сельского хозяйства и относительно отсталых членов ЕС. О необходимости увеличения финансовой поддержки научно-исследовательских работ эксперты и представители некоторых государств говорили еще во время обсуждения общеевропейского бюджета до 2013 года. В следующем году по этому поводу начнутся новые дебаты.
Проблемы перехода к инновационному развитию в Европе - это во многом проблемы политических барьеров, что обусловлено наличием общего бюджета, поясняет Алексей Кузнецов. Пути инновационного развития для каждой конкретной страны более-менее определены, однако при переходе к инновационной экономике на общеевропейском уровне чьи-то интересы неизбежно будут ущемлены.
Тем не менее, увеличение расходов на науку и технику будет очень благоприятно для Евросоюза и откроет новые возможности для сотрудничества в сфере инноваций между Россией и ЕС, считает Ольга Буторина. Россия могла бы стать партнером европейских стран в создании своеобразного нового совета экономической взаимопомощи, полагает Руслан Гринберг. По его мнению, наша страна должна предложить общую программу модернизации, для которой использовались бы ресурсы еврозоны."У России сегодня есть большой шанс провести модернизацию с помощью Европейского союза... И это не простая помощь, а именно взаимовыгодная, - поясняет он. - Ведь ЕС сам заинтересован в быстром экономическом выздоровлении, в стабильном росте. И если бы мы представили реальную, конкретную программу модернизации своей экономики, тогда это было бы интересно и для Европы, и для России. Мы просто не справимся с модернизацией без помощи ЕС". Более того, добавляет Гринберг, программу модернизации российской экономики ждут и Украина, и Белоруссия, и Молдавия. Потому что с точки зрения структурных недостатков экономики они практически наши "сестры". И в этом смысле Евросоюзу снова будет выгодно помочь России с модернизацией, ведь такая помощь положительно скажется и на некоторых других странах.
Написать комментарий
Включение таких стран, как Греция, в Евросоюз, напоминает коллективизацию в нашей стране, когда обирали богатых и отдавали бедных. А как же поговорка «В Греции все есть»?