В субботу, 18 октября по Америке прокатилась волна массовых протестов против наступления президента Дональда Трампа на демократию, права и свободы граждан, под общим лозунгом «Нет королям». «Трамп подминает под себя правительство, разрушает нашу демократию шаг за шагом, и добьется своего, если мы будем сидеть и ничего не делать», говорили демонстранты. Они несли плакаты «Боритесь с фашистским режимом», «Демократия нуждается в твоей решимости», «Нет королям, нет фашистам».
Марши протеста прошли в 2700 городах во всех 50 штатах, и в них участвовали 7 миллионов человек, на 2 миллиона больше, чем во время первого такого марша протеста в июне, когда Трамп проводил военный парад в Вашингтоне, а по стране прошли протесты под лозунгами «Нет королям».
Нельзя сказать, что протесты против политики Трампа начались неожиданно. Еще во время его инаугурации в январе, когда он рассчитывал собрать огромную восторженную толпу его сторонников на площади перед Капитолием в Вашингтоне, чтобы произнести свою эпохальную речь о начале «новой эры» Америки – толпа не собралась, отчасти по причине мороза - в других городах уже прошли массовые протесты против планов Трампа на новый президентский срок. Сейчас худшие опасения многих об этих планах подтверждаются, и люди вышли на улицы.
Нынешние массовые протесты лишены какой-либо одной объединяющей идеи, требования, как, например, во время массовых маршей против расовой дискриминации в 60-е годы, или миллионных походов на Вашингтон против Вьетнамской войны. Пока такая идея сформулирована движением протеста в самых общих чертах – демократия уходит у нас из-под ног, Трамп прибирает к рукам всё больше власти, расизм снова поднимает голову. Поскольку у нынешнего движения протеста нет единого руководства, его лозунги в значительной мере – творчество масс. В то же время за лето определились некоторые направления массовой критики администрации Трампа.
Одно из таких направлений — это массовые протесты против кампании депортации нелегальных иммигрантов, начатой Трампом. В принципе американцы поддерживают политику Трампа по сокращению потока мигрантов в США из стран Латинской Америки, но то, как эта политика стала осуществляться, вызывает возражение многих американцев, чьи родственники оказались под угрозой высылки и кто сами — потомки иммигрантов в иммигрантской стране. Программа депортации вылилась в облавы на потенциальных нелегальных мигрантов в сборочных цехах, супермаркетах, жилых районах.
Эти облавы, проводимые отрядами Иммиграционной и таможенной полиции США (ICE) вызвали протесты и сопротивление местных жителей. В поддержку этой полиции Трамп направил войска национальной гвардии, вопреки возражениям губернаторов штатов и мэров городов, таких как Лос-Анджелес, Чикаго, Нью-Йорк, Даллас и Портленд.
Эти конфликты отразились и в лозунгах демонстрантов – «Мы все иммигранты и у каждого здесь равные права». В Чикаго, где протесты против облав на мигрантов были особенно сильны, демонстранты последнего марша протеста несли мексиканские флаги и лозунги «Руки прочь от демократии» и «Убрать полицию ICE» .
Трамп нанес ответный удар по этим протестам против депортации. Две недели назад он собрал 800 генералов и адмиралов на совещание, где объявил им, что войска будут теперь использовать американские города в качестве «тренировочных полигонов», в том числе, очевидно, против таких протестов.
Участники шествий протеста несли также лозунги в защиту социальных программ, введенных администрациями демократов, в том числе медицинского страхования «Обамакер». Говорилось о зажиме критики в прессе, закрытии телепрограмм, выступающих с критикой Трампа. Другие требования и призывы марша протеста сводились к общему мотиву – двести пятьдесят лет назад мы избавились от королевской власти и выбрали свободу и демократию, и мы не хотим возврата к монархии.
Насколько эти настроения выльются в решения избирателей на предстоящих промежуточных выборах в конгресс через год, пока неясно, Возможно, семь миллионов протестующих против «короля Трампа» добавят голосов против его партии и на выборах 2026 года. Пока реакция Трампа на массовые протесты была однозначной – отщепенцы, «не представляют американский народ».
Его коллеги были еще более конкретны: спикер Майкл Джонсон назвал это движение - «ненавидим Америку». Другие сторонники Трампа называли митинги «террористическим крылом» демократической партии, «платными протестующими», «частью движения антифа». Звучали призывы задействовать против участников протестов Национальную гвардию. Наиболее определенно накануне массовых протестов в субботу выступила пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт, которая сказала, что «основную часть электората демократической партии составляют террористы ХАМАС, нелегальные иммигранты и уголовные преступники».
Но наиболее ярко с присущим ему юмором выступил сам Трамп. Вечером в день протестов он выпустил в своем интернет канале воображаемое видео, сделанное по его сценарию. В нем он сидит за штурвалом реактивного истребителя с короной на голове, на борту самолета написано «Король Трамп» и самолет кружит над колоннами протестующих. Когда истребитель пролетает над Таймс сквер в Нью-Йорке , из него вылетает мощная струя коричневой жидкости, которую некоторые журналисты охарактеризовали как «помои», которая накрывает протестующих. Это ответ Трампа – все ваши протесты –«фейк», за мной американский народ, который меня избрал с разгромным счетом, поддержит и ещё раз. Тем не менее, «антимонархические» протесты в США показали, что авторитаризм во власти пока еще плохо приживается в сознании американцев.
Написать комментарий