Кому «бесплатный гектар», а кому пиар. Как власти придумали беззатратный способ развития Дальнего Востока
Президент Путин подписал закон о бесплатной раздаче всем желающим россиянам гектара земли в некоторых регионах Дальнего Востока. Идея раздачи гражданам бесплатных земель не нова и использовалась в истории не раз. В прессе стали сравнивать инициативы наших чиновников с подобными решениями Линкольна и Столыпина, что сразу поставило наших чиновников в один ряд с великими государственными деятелями прошлого, а сам земельный вопрос приобрел звучание в медийном пространстве едва ли не эпохальное. Так ли похожи методы решения государственных проблем чиновниками нынешними и деятелями минувших лет, поможет ли раздача «бесплатного гектара» сделать Дальний Восток привлекательным для проживания? Чего больше в этой инициативе – вреда или пользы для экономики региона?
Как было в Америке...
Не касаясь причин, по которым различные политические силы в США «продавливали», либо сопротивлялись принятию закона о гомстедах (бесплатных земельных участках), можно отметить, что потребность в них среди населения была высочайшая. Еще в конце 18 века нелегальные поселенцы-скваттеры самовольно занимали федеральные земли и правительство вынуждено было принимать ряд законов, облегчающих доступ фермерам к земельным участкам (уменьшение размеров участка, снижение стоимости), однако успехов эти меры не имели. В итоге, во второй половине 19 века президент США Авраам Линкольн подписал «акт о гомстеде». Согласно этому закону, любой американский гражданин мог получить бесплатно участок размером до 65 гектаров на федеральных землях бесплатно. Вначале на 5 лет, в течение которых фермер должен был обработать хотя бы часть надела и возвести на нем постройки. После пятилетнего срока, если фермер выполнял эти нехитрые требования, участок переходил в его собственность. Можно было за символическую плату выкупить эту делянку и раньше отведенного срока.
Закон о гомстедах на то время был одним из самых демократичных и передовых. Но длилось «счастье» относительно недолго. Уже через 20 лет 3/4 всех фермерских хозяйств в западных штатах были заложены за долги. Произошло укрупнение участков, преобладающей формой землепользования стала аренда, платежи по которой постоянно росли. Все вскоре вернулось на «круги своя»: крупные землевладельцы, спекулятивный земельный рынок, протестные движения и все то, от чего пытались уйти, принимая закон о гомстедах.
…а как в Канаде и Австралии
Аналогичный закон примерно в то же время был принят и в Канаде, но масштабы его были значительно скромнее. Если в США речь шла о нескольких миллионах переселенцев, то в Канаде число фермеров, получивших бесплатные наделы, исчислялась сотнями тысяч. Принятие закона о гомстедах в Канаде вскоре привело к двум крупным восстаниям франко-индейских метисов (в 1879 и 1885 гг.).
Территории Автралийского континента осваивались беднотой Англии и Ирландии. До 1868 года правительство Великобритании, пытаясь разгрузить собственные тюрьмы, ссылало в Австралию заключенных, а после стало поощрять переселение туда беднейших слоев своих граждан, привлекая их раздачей бесплатных земель, на которых широко применялся труд каторжников. С начала 20-го века переселенцам-англичанам оплачивался переезд на новое место жительства, выдавались подъемные, а поскольку среди переселенцев преобладали в основном мужчины, задействовали специальную программу по привлечению переселенцев-женщин, которая действовала до 30-х годов прошлого века.
Как осваивал Сибирь и Дальний Восток Столыпин
Во многом идея раздачи бесплатных участков за Уралом в России была вызвана, также как и в США, огромным числом безземельного крестьянства, но реализация этого проекта проходила с гораздо большим участием государства. Огромные расстояния и суровый климат осваиваемых земель просто не оставляли другого варианта. За государственный счет ездили на место будущего жительства специальные ходоки для осмотра местности, целиком оплачивался переезд крестьянских семей со всем скарбом и скотиной. Кроме того, выдавалась ссуда в размере, достаточном для покупки коровы, лошади (говоря современным языком – трактора), домашней утвари, одежды, инструмента, выдавались семена для посева и многое другое. Сельхозкредиты стоили 4-5% годовых и выдавались сроком на 55,5 лет. По этой программе на бесплатные земли поехало около 4 млн человек. Примерно 1 млн вернулся обратно (близкое соотношение наблюдалось и в США), примерно столько же закрепилось на полученных участках, а около 2 млн человек остались в качестве батраков или оказались наемными работниками на открывающихся предприятиях – сельское хозяйство стало достаточно бурно развиваться, начали открываться маслобойни и мукомольные предприятия, Россия по производству сливочного масла стала выходить на первые места среди европейских стран.
Государство обеспечивало необходимую инфраструктуру, строились больницы, школы. Только за 8 лет (с 1906 по 1914 гг.) в Сибири и на Дальнем Востоке было построено более 12 тыс. км дорог. Это при уровне развития технологий начала 20-го века!
А нам слабо?
На этот вопрос очень коротко ответил президент Путин на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге. Когда одна из участниц встречи посетовала на то, что участки выделяют вдали от населенных пунктов, а для постройки жилья дешевые кредиты не предусмотрены, президент заявил, что у государства кроме «народного гектара» для потенциальных переселенцев ничего больше нет.
Иными словами, при раздаче дальневосточных земель копируется модель американского образца средины позапрошлого века – гражданам обещается земельный участок и ничего более. Все остальное своими силами и за свой счет.
Но есть и различия: американские фермеры получали до 65 гектаров земли, нашим предлагают 1 гектар.
Кстати, столыпинская программа не ограничивала земельные наделы, и появились даже крестьяне-стодесятники, то есть такие хозяйства, которые обрабатывали более 100 гектаров. Современные сельскохозяйственные технологии позволяют такую площадь обрабатывать одному работнику. При меньших угодьях техника простаивает и хозяйство становится менее эффективным. При размере участка в 1 гектар, говорить о сельскохозяйственном производстве становится просто бессмысленно.
А еще слабо потому, что с помощью кальки, снятой в весьма урезанном виде с американской программы позапрошлого века, пытаются решить несколько иные задачи, чем те, для которых эта программа была создана. Линкольн, а потом и Столыпин пытались сначала как-нибудь занять массу безземельного крестьянства. Решения поднять уровень производства сельхозпродукции и освоить новые земли шли вторым эшелоном. У сегодняшней России задачи пристроить «излишки» крестьянства нет. Поднимать уровень сельхозпроизводства силами индивидуальных крестьянских хозяйств наше правительство отнюдь не стремится. Сегодня в России до 40% сельхозугодий бездействуют, а численность сельского населения находится на уровне 25% от общего числа жителей страны. Иными словами, избытка безземельного крестьянства нет и в помине.
То есть речь может идти только о попытке заселить Сибирь и Дальний Восток и не более. В таком случае, способы решения этой проблемы выбраны, как минимум, странные.
Также возникают сомнения по поводу успешности начинаний правительства еще и вот по какой причине. Когда советское руководство решило осваивать целину, то был создан план, определены этапы и сроки реализации, выделены средства, назначены ответственные и «процесс пошел». Можно как угодно относиться к необходимости этой кампании, по-разному оценивать ее результаты – речь не об этом. Была поставлена задача, было желание ее выполнить, и страна, всего десять лет назад пережившая войну, испытывающая дефицит всех ресурсов, за 6 лет сумела освоить более 40 млн га целины. Строились дороги, создавалась инфраструктура, правительство понимало, что людям нужно жилье, и 300 тыс. человек получили квартиры. Миллионы граждан Украины, Белоруссии и европейской части России остались жить на освоенных землях.
Сегодня российское правительство, запустив проект по раздаче земли, объявляет в сети всероссийский конкурс на лучшую идею того, как можно использовать пресловутый гектар – то ли гостиницу посреди тайги отгрохать, то ли торговый центр, то ли цирк.
Иными словами, затеяв широко разрекламированный масштабный проект по раздаче населению гектара земли, представления о том, для чего этот гектар может вообще понадобиться гражданам, правительство не имеет.
Чего больше от «дармового гектара» – вреда или пользы?
Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, что считать пользой? Если задача этой затеи состоит в том, чтобы чем-нибудь «развеселить» народ в период экономического спада, грядущей массовой и весьма непопулярной приватизации госсобственности, когда
волна энтузиазма, связанная с присоединение Крыма, военными действиями на Донбассе и в Сирии начинает спадать, то для заполнения информационного пространства громкая кампания по бесплатной раздаче земель оказывается весьма кстати.
Если же говорить о пользе «бесплатного гектара» в смысле поднятия экономики Сибири и Дальнего Востока, притока населения в эти регионы, то тут результативность этой программы обещает быть гораздо скромнее.
В Магаданской области население за последние четверть века сократилась в четыре раза, на треть сократилось население Камчатки и Сахалина, около четверти «потеряли» Приамурье и Хабаровский край.
Во всех этих регионах нет каких-то аномалий по смертности и рождаемости по сравнению с европейской частью России, убыль населения здесь происходит за счет миграции – людям некомфортно тут жить.
Губернатор Магаданской области готов предоставлять всем желающим россиянам до пяти гектаров земли, но что заставит уехавших людей вернуться, не понятно – уезжают отнюдь не по причине недостатка гектаров, в Магадане много пустующих квартир, которые никому не нужны даже бесплатно. А в ближайших окрестностях крупных городов, таких как Хабаровск, Благовещенск, где есть вся необходимая инфраструктура, земли давно уже в частной собственности, там выделять нечего.
На этот факт обратили внимание президента Путина, и он согласился, что «абсолютно недопустимо давать это где-то на выселках, где ни дорог нет, ни электроснабжения, ни водоснабжения» и даже пообещал поговорить на этот счет с губернаторами. Но каким таким чудесным образом от этих «разговоров» вдруг появятся вблизи от центров цивилизации бесхозные земли со всей необходимой для жизни инфраструктурой, совершенно непонятно. То есть пара участков для отчетов и «победных» телерепортажей наверняка найдется, но для массовой раздачи такой земли нет.
Кроме того, сегодня в Сибири и на Дальнем Востоке земля не является ограничивающим фактором для роста численности населения. Проблема в отсутствии рабочих мест и приемлемых условий для жизни. А как раз в решении этой задачи правительство проявляет удивительную неторопливость.
О том, что Зауралье пустеет, чиновникам известно давно. Идея создания специального министерства, которое занималось бы вопросами Дальнего Востока, возникла еще в средине 2000-х годах. Прошел немалый срок и вот в 2013 году работает Минвостокразвития, запущена федеральная целевая программа по развитию региона. Прошло еще несколько лет и президент Путин вдруг обнаружил, что с тарифами естественных монополий в регионе как-то неладно, электричество слишком дорогое, на Чукотке, например, дороже на 65%, чем в среднем по стране. Теперь для решения этой проблемы разрабатываются специальные законопроекты(http://rg.ru/2016/05/04/reg-dfo/putin-prizval-davat-dalnevostochnyj-gektar-s-infrastrukturoj.html ).
Глава Минвостокразвития рапортует об успехах ведомства, докладывая, что за последние годы удалось построить 200 новых предприятий, а до конца года планируется создать еще целых 16(!). В годы индустриализации СССР строил до 1000 предприятий в год.
Основная часть инвестиций в строящиеся предприятия сегодня приходится на Китай, рабочих мест обещается создать до 80 тыс. ( https://news.mail.ru/politics/25510453/ ). Регион за минувшие четверть века покинули более полутора миллионов человек, цифра 80 тыс. в этой ситуации больше годится для отчетов, нежели для поднятия экономики региона. К тому же, большая часть этих рабочих мест, как показывает практика прошлых лет, будет занята китайцами, невзирая ни на какие договоренности. И никакой «бесплатный гектар» решить эту проблему не поможет ни в малейшей степени. Зато он позволяет проводить шумные кампании в информационном пространстве, выделяются и успешно «осваиваются» средства на многочисленные экономические форумы и прочие мероприятия, посвященные проблемам Дальнего Востока. На этом, пожалуй, вся польза от правительственных инициатив и заканчивается.
Прямого вреда, впрочем, от раздачи «бесплатного гектара» тоже не ожидается. То есть, в медиапространстве полно страшилок, о том как китайцы примутся массово скупать дальневосточные земли и вскоре «приберут к рукам» все территории до Урала. Разумеется, у китайцев есть огромная потребность в сельхозугодьях, водных ресурсах, древесине и многом другом. Они через подставных лиц скупают земельные участки, пытаются получать вид на жительство, но все эти схемы являются полулегальными и массовыми быть не могут, разговоры о засилье китайцев на Дальнем Востоке являются по большей части преувеличением. В этом смысле «бесплатный гектар» кардинально ситуацию не изменит – участки запрещено продавать иностранцам, в том числе, и по прошествии пятилетнего «испытательного срока». Наверняка будут злоупотребления и тут, участки могут скупаться на подставных лиц, но действия эти являются полузаконными и вряд ли примут массовый характер. К тому же законодательная база в этом проекте является недоработанной, отсутствуют четкие критерии оценки деятельности потенциального собственника участка, нет согласования с законами о ТОРах, в которых предусмотрена возможность изьятия земель для нужд бизнеса, не учтены особенности национальных традиций землепользования. Например, общественные организации Якутии многократно обращались к президенту Путину и к премьеру Медведеву с просьбой не распространять действие закона о бесплатном гектаре на республику, мотивируя это тем, что в законе никак не предусмотрена защита недр, которых в республике разведано всего 10–15%, кроме того, могут оказаться под угрозой исчезновения местные промыслы, требующие обширных пастбищ. В принятом законе просьбы общественников Якутии никак не отражены.
Подобное отсутствие уверенности в завтрашнем дне отпугивает любых инвесторов, в том числе и китайских.
Иными словами, план правительства по заселению Дальнего Востока прекрасен тем, что не стоит гсударству ни копейки, кроме средств, потраченных на пиар-компанию. Эффективность этого плана можно оценивать, вероятно, похожей суммой.
Написать комментарий
Правительство наше не знает что делать, страну пихают в 16-17в.в., а на дворе 21 - просто нет слов, жаль что в результат скорей всего будет очень худой для всех граждан РФ. Историю надо знать, но не копировать.
Почему бы ЦБ не выдать желающим выехать на ДВ и воспользоваться землей целевые кредиты? Минуя КБ. Понятно, что если давать через КБ, то большая часть денег осядет в тени, уйдет полулегальным способом и до конечного пользователя не дойдёт или дойдёт в крайне урезанном формате. Почему бы не давать целевые кредиты закредитованнным предпринимателям или физ.лицам, с условием их переезда на ДВ. С предоставлением кредитных каникул, как по новым, так и по старым кредитам. С требованием, чтобы целевой кредит не использовать для погашения имеющихся, а для создания крепеой мат. базы, с которой можно будет платить по кредитам. Ведь все равно же более трети закредитованного населения не смогут расплатиться по кредитам. (урезанные зп и потеря работы), так так есть достаточно большой шанс и кредиты вернуть и экономику оздоровить. Но это для нашего Правительства и других властей будет очень сложно. Похоже они вампирят энергетику народа, Судя по констатации "новой реальности" они наслаждаются страданиями населения, получают силы от обнищания народа и повального суицида. не желающих безропотно страдать или вешаться, готовы безжалостно отстреливать.
Правительство РФ уже давно не знает, что ему делать с страной Россия. Какие-то огромные неосвоенные территории, какие-то людишки, что-то там требуют... То ли дело пара-тройка нефтегазоскважин и труба ! И людей много не нужно для обслуживания и денюжка капает приличная, и голова не болит за судьбу страны. Кто знает, может Путин уже пообещал эти земли Китаю, типа, наши не идут, давай договоримся по сходной цене за земельку. Тем более, что Китай уже подвел к границе всю необходимую инфраструктуру