22 НОЯ, 07:23 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Китай как мировой центр капитала: миф или реальность?

15 Апреля 2008 9666 30 Экономика
Китай как мировой центр капитала: миф или реальность?

В последнее время ведутся дискуссии о перемещении мирового центра капитала и богатства из Америки и Европы в Китай. Однако уже сейчас просматриваются исторические и экономические факты, которые позволяют оспорить данный тезис.

         В последние годы активно обсуждается вопрос о смещении мирового экономического центра в Китай. Об этом свидетельствует второй по объему в мире ВВП, первая позиция по объему золотовалютных резервов, лидерство в области привлечения иностранных инвестиций и т.п. Огромное население и гигантский внутренний рынок создают основу для дальнейшего наращивания китайской экономической мощи. Кроме того, вокруг Китая сплачиваются азиатские страны, многие из которых становятся все более заметными игроками на мировом рынке. Где же предел этому процессу и есть ли он вообще? Не окажутся ли Соединенные Штаты и Европа в подчиненном положении относительно нового экономического гиганта – Китая? Какова будет судьба России рядом с новым центром мирового богатства и капитала?

         Все эти вопросы являются весьма и весьма дискуссионными. Об этом свидетельствует, в частности, проведенный журналом «The Wall Street Journal» опрос среди нобелевских лауреатов по экономике. Крупнейшим авторитетам задавался вопрос о том, какая экономика (китайская, американская или европейская) через 75 лет будет крупнейшей. Против Китая высказались Джон Нэш, Клайв Грэйнджер, Вернон Смит и Джордж Акерлоф, тогда как за Китай свои голоса отдали Лоуренс Клейн, Рональд Коуз, Гарри Марковиц, Роберт Солоу, Милтон Фридман, Уильям Шарп и Кеннет Эрроу. При этом почти все лауреаты отмечали, что лидерство Китая будет экстенсивным, т.е. по объему ВВП. Что же касается эффективности и уровня жизни, то перевес будет на стороне США.

         Среди отечественных аналитиков также бытуют полярные мнения. К какому из них присоединиться?

         На наш взгляд, более верным является мнение, согласно которому Китай не сможет стать настоящим экономическим лидером, а если даже и станет таковым, то ненадолго. Каковы аргументы такой позиции?

         Не перечисляя их все, остановимся только на нескольких, которые, как правило, не фигурируют на страницах печати.

         Во-первых, история Китая насчитывает множество серьезных культурных «разрывов», которые отрицают пресловутое единство китайской нации. Данный тезис противостоит мнению многих специалистов, которые отмечают 5-тысячелетнюю историю китайской цивилизации, на протяжении которой имела место удивительная культурная преемственность. Именно эта преемственность якобы и делает сегодняшних китайцев такими сплоченными и эффективными. Однако исследование, недавно проведенное Збигневом Бжезинским и его коллегами, показывает, что это не совсем так. Например, династии Цин и Хан отстоят от династий Суй и Тан более, чем на 300 лет. При этом правление первых длилось более 400 лет, а правление вторых – менее 400 лет. После этого был еще один перерыв более, чем в 400 лет, вслед за чем «проявились» династии Мин и династии Цин, каждая из которых насчитывала около 300 лет. Для сравнения: непрерывное существование Византийской империи длилось более 1000 лет. Таким образом, культурный портрет сегодняшнего китайца мало похож на его предка, жившего хотя бы 700 лет назад, не говоря уже о 5 тысячелетиях.

         Во-вторых, Китай никогда не оказывал по-настоящему большого культурного влияния на мир. Хотя сегодня многие восхищаются китайской культурой, философией и мудростью, она не играла большой роли в развитии каких-либо стран и этносов. Можно сказать, что китайская культура всегда было культурой только для китайцев, а этого недостаточно для мирового экономического лидера. Например, из сегодняшних двух мировых центров капитала – Европы и США – исходили фундаментальные идеи, которые преобразовывали весь мир. Из Китая таких идей никогда не исходило. В этом смысле культурное влияние Индии на мир гораздо сильнее, чем влияние Китая. А без мощной идеологической основы надолго удержать капитал нельзя.

         В-третьих, все прогнозы превращения Китая в гегемона системы мирового капитала базируются на неправомерных экстраполяциях. Даже если предположить, что такое и произойдет, то это, скорее всего, будет лишь кратким эпизодом в истории человечества. Ссылаясь на уже упоминавшееся исследование Збигнева Бжезинского, следует указать на выявленную им важную историческую закономерность: снижение имперского долголетия. Срок жизни всех известных империй сокращался по мере приближения к 21 веку. Более того, есть основания считать, что время империй вообще прошло. Поэтому доминирование Китая при нынешней интенсивности развития всех звеньев мировой экономики вряд ли будет продолжительным. Скорее всего, оно быстро сменится главенством какого-то нового лидера. Нечто подобное произошло, когда сам Китай сменил предыдущего лидера – Японию, в отношении которой также имели место серьезные страхи, которые, как известно, не оправдались.

         В-четвертных, Китай пока не прошел основные экономические тесты на прочность. Пока что, все развитие китайской экономики шло в рамках так называемого эффекта начального периода, когда любой рост выглядит значительным по сравнению с ничтожной начальной базой. Рывок из нищеты в достойное состояние очень заметен, но это не значит, что он и дальше продлится. Здесь напрашивается аналогия с российской экономикой, в отношении которой часто говорят, что она в последнее время демонстрирует чудеса динамичности развития. Однако не надо забывать, что до этого она демонстрировала еще большие чудеса падения. Результат: в 2006 г. ВВП России был ниже, чем в 1990 г. А вот, что будет через 5 лет – это вопрос. Аналогично с Китаем, который все предыдущие годы обладал главным преимуществом – дешевой рабочей силой. Однако этим преимуществом десять лет назад обладала и Россия; теперь этого преимущества нет и в помине. Не исключено, что то же самое ожидает и Китай, только через 5-7 лет. По крайней мере, предпосылки этого имеются: за период 1978-2003 гг. рост доходов в среднем по стране вырос в 22 раза. Возрастает городское население, а с ним в Китай приходят иные стандарты потребления и жизни. Кроме того, период автаркии для Китая закончился и он открывает свои финансовые рынки для иностранных инвесторов, что сделает его финансовую систему менее стабильной и более зависимой от мирового рынка капитала.

         В-пятых, уже сейчас в Китае намечается экономический пузырь. Заработки населения ощутимо возрастают, капиталы из-за границы прибывают, цены на землю и на недвижимость стремительно летят вверх. Падение котировок китайских компаний на фондовом рынке уже имели место. Тем самым первые признаки перегрева экономики проявляются. Если эта тенденция усилится и закончится надуванием финансового пузыря с его последующим «проколом», то это может отбросить Китай на многие годы назад и вопрос о его лидерстве отпадет сам собой.

         Все перечисленное ни в коей мере не отрицает экономического «величия» Китая, но и не дает оснований для слишком оптимистичного взгляда на его место в мировой экономике. Если он и станет лидером, то лидером однобоким, по некоторым параметрам. В нем будет сосредоточено много людей, в нем будет производиться много продукции, но жизнь в нем будет не самой приятной. А последний момент ставит под вопрос и сам факт лидерства.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
23.07.2012 0 0
Анна.:

США уже не беспорный лидер. Почему Во-первых Америка уже не процветающее государство,где 48% бедняков,где одна десятая часть населения питается по талонам ,как у нас не так давно питались по талонам. Поэтому образ жизни по-американски уже не привлекателен. Во-вторых отсутствие передовых технологий ,кроме военных. Америка уже не центр цивилизации. Согласна с автором,китайская культура ни на кого не влияла,кроме китайцев и японцев Мир становится бесполярным Равняться на бедноватую,нищающую Америку уже не имеет смысла.

И
18.02.2011 0 0
Игорь Лавровский:

"Олег Высочанский: А.И.Оксанов: "Умные" и "интеллигентные" обманули народ. Я б уточнил, что кучка оборотней при попустительстве большинства". Интересно, что люди ничему не учатся ни на своём, ни на чужом опыте. "Обманули народ", "кучка оборотней"... Мы в 1937-м или в 2011-м? Или новое - хорошо забытое старое и скоро снова появятся инициативные товарищи, подводящие под свои шкурные интересы какую-нибудь старую-новую "единственно верную" идеологию? Оксанов, похоже, уже готов отплыть в Россию по следам Льва Давидовича для наведения революционного порядка... Псевдонимчик, как у них водится, уже заготовил. Лялин, Ленин, Оксанов, Татьянин, Еленин, это что за большевик лезет к нам на броневик?

И
18.02.2011 0 0
Игорь Лавровский:

"А.И.Оксанов: Не грешите, господин, Лавровский... " Римский папа теперь живёт в Бостоне?

А
16.02.2011 0 0
А.И.Оксанов:

Игорь Лавровский До чего же смело:"...я НИ У КОГО не на службе, кроме Господа Бога"!!!! Нормальные верующие сомневаются, служат ли они Богу, или Дьявол командует ими. Просят простить их грехи, в том числе и те, которые совершили по неразумию. А в "Единой России" всё просто: что бы ни сказал партейный работник - всё от Бога. Коммунисты были скромнее: они считали, что всё у них от Маркса. Не грешите, господин, Лавровский... Уж очень похоже, что это выражение Вашей гордыни вовсе не от Бога. Оксанов.

И
16.02.2011 0 0
Игорь Лавровский:

"Олег Высочанский: ... И.Лавровский судя по комментариям у них на службе". Что интересно, что я НИ У КОГО не на службе, кроме Господа Бога. Просто примиритесь, уважаемый, что существуют другие мнения, отличные от Вашего, единственно верного.

О
16.02.2011 0 0
Олег Высочанский:

А.И.Оксанов: "Умные" и "интеллигентные" обманули народ. Я б уточнил, что кучка оборотней при попустительстве большинства. И.Лавровский судя по комментариям у них на службе.

А
16.02.2011 0 0
А.И.Оксанов:

Вот ужасная, "русофобская", статья, на первый взгляд: http://www.za-za.net/index.php?menu=authors&&country;=usa&&author;=nesterenko&&werk;=001 Но замените всю ту "грязь" про "русских", которой переполнена эта статья, на то, что относится к русской "образованщине" - от русского дворянства и до нынешних "либералов" и "патриотов", и вы поймёте, что очень и очень многое - правда. Это очень выгодно в России - смешивать народ и тех, кто над народом. Вот и Лавровский "схохмил": "Вина - народу. И закуски." Ныне даже статистика говорит, что пьёт больше не народ, а всё те же, кто над народом. Не говоря о "закуске" - Лавровский крупно прокололся. Всё в России, что приписывают "народу" - ложь тех самых, кто над народом. В СССР социальные расходы государства (16% ВВП) были в 1,5 - 2 раза меньше, чем в соседней цивилизованной Европе, но о том, что русский народ привык жить "на халяву", говорят именно в России. Как же - "бесплатная медицина" и "образование"... Как же - "забота государства"... Бесплатное за счёт примитивности и нищеты тех, кто это сеял - медицину и образование. Именно в СССР "народ" получал за труд в 2-4 раза меньше, чем в развитом мире, а сейчас и такое ему не светит. Именно в СССР доходы от труда были 50% ВВП, как в США при расцвете капитализма в 1900-ом году, а сейчас они не дотягивают и до 40% ВВП, не говоря о том, что совсем недавно, при "либералах", они были и 20% ВВП. Зато те народы, которые не "паразитируют на государстве", имеют доходы от труда и 60% ВВП, и 70% ВВП. Не потому ли, что там народ - это ВСЕ, а в России очень нравится отделять народ от умных, интеллигентных, предприимчивых, услужливых, вороватых, кто над народом? Не "народ" одобрял всяких тиранов - народ бунтовал. Мифы о "великих", которые были просто тиранами, создали именно те, кто над народом. И так было в течение всей истории России - от Александра Невского и до Петра Первого со Сталиным. Ныне и Ельцин причислен к "великим". Кто причислил? Те же самые, кто считал и считает народ быдлом ("да-да-нет-да", "Путина в президенты, Кириенко в думу"...), кто упрекает народ в пассивности, в том, что народу не нужна "свобода" - их свобода, народ не хочет "демократической" власти - их власти. Народ НИКОГДА ничего не знал про то, что делали "историей России" те самые, кто над народом. Опросы, где многое относительно репрезентативно, показывают, что народ совсем иначе относится к тому, что выявляют передачи типа "Суда истории", народ, который вовсе не собирается смотреть такие передачи, которые, вдобавок, ведутся на непонятном народу языке, просто не рвётся звонить на телевидение, чтобы сообщить, кто из этих, чуждых народу, прав. Когда в СССР только чуть-чуть появилась свобода, народ сразу стал другим. Каждый из живших тогда должен помнить, как в транспорте, на улицах, в самых неподходящих местах, люди ходили с карманными приёмниками и слушали то, что происходило на съездах. Времена изменились... "Умные" и "интеллигентные" обманули народ. И народ, как было неоднократно в истории России, ушёл от России, стал выживать самостоятельно. Не уверен, что в мире есть другой народ, способный в течение стольких лет жить самостоятельно. Без государства, без демократии, без интеллигенции. Вино можете пить сами, господин Лавровский! И хорошо закусывать - "Единая Россия" Вам это обеспечила. Но Вам не мешает и молиться на ночь - чтобы народ не вышел на улицы и площади, и не послал всех тех, кто его предавал в течение столетий и предаёт поныне, туда, откуда уже не вернуться. Ну а тем, кто не Лавровский, надо просто понять, как живёт народ России - во многом, хуже народа Египта. И решить, с кем они. Оксанов, Бостон, США

О
15.02.2011 0 0
Олег Высочанский:

Полностью согласен с А.И.Оксановым. Только добавлю, что Ельцин и его окружение именно целенонаправлено разваливали страну. Теперь его эстафету приняли Путин и Медведьев. Это только тупой не видит.

И
15.02.2011 0 0
Игорь Лавровский:

"И вина - не народа Оксанов, Бостон, США" Вина - народу. И закуски.

А
15.02.2011 0 0
А.И.Оксанов:

В СССР в 1990 году ВВП был 2500 миллиардов долларов 1990 года, вторая экономика мира, примерно 45% ВВП США. В нынешних долларах это в районе 4000 миллиардов долларов. СССР спокойно мог развиваться с годовым ростом ВВП 4-5%, что соответсвует удвоению ВВП за 20 лет. И можно судить о том, что потерял СССР в результате безграмотных реформ. А если "догадаться", что в середине 1991 года в СССР ПОЛИТИЧЕСКИ была создана ДЕМОКРАТИЯ, более совершенная, чем в любой стране тогдашнего мира: Съезд, который избирался на всенародных демократических выборах и мог решать ВСЕ ВОПРОСЫ НАЦИИ, разделение властей, двухпалатный парламент, в одной из палат которого были представлены на равных все республики, и многое другое, то уже можно понять, что было упушено страной. Ну а далее ПОЛИТИЧЕСКИ было намного лучше: Ельцин, как и Ленин в своё время, избавился от империи, которую было очень сложно реформировать, и сразу избавился от громадной массы сил, преододеть сопротивление которых в империи Горбачёв практически не мог. Трудно представить себе более благоприятные условия для реформ, чем это получил Ельцин. КПСС была ликвидирована, 6-ая статья отменена, КГБ было расколото, исчезли все партийные и государственные структуры СССР, у которых была громадная власть, Конституция 1992 года была самой демократической в мире, Ельцина, в отличие от Горбачёва, поддерживал народ и интеллигенция. Проиграть в таких условиях надо было УМЕТЬ или ХОТЕТЬ! Ельцин ПРОИГРАЛ. И его историческая вина перед Россией громадна. Но ещё больше вина перед Россией её интеллигенции, которой достался САМЫЙ ЛУЧШИЙ ШАНС изменить многовековой ход истории страны, а ОНА ПРЕДАЛА СТРАНУ И НАРОД. Купилась на номенклатурных "либералов", выбрада ПРЕДЕЛЬНО КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ - назад в давний марксовский капитализм. И результат закономерный. В России ныне экономически то, что хуже даже 19 века: душевое производство зерна на уровне 1861 года, прибавочная стоимость выше, чем было в конце 19 века, политическая стстема вполне аналогичная тому, что было в первой трети 20-го века в Италии и Германни. Экономически Россия скатилась на задворки мира, стала всего лишь сырьевым придатком, страной, в которой свой труд предельно дёшев, и которая оплачивает не только дорогой зарубежный труд, но и не только громадные зарубежные социальные программы, но и военные программы, направленные и против России. НИКОГДА не было такого позора в истории России. И вина - не народа, не "плохих вождей", вина интеллигенции, образованцины, которая в презрении к "шариковым-быдлу", предала страну, народ, себя. Оксанов, Бостон, США. ю

О
14.02.2011 0 0
Олег Высочанский:

Ну что ж можно поздравить Китай - 2-е место по ВВП - 5,87 трлн долларов. Это серьезная заявка. А мы 20 лет про*рали. При нынешнем развитии событий, полагают эксперты агентства Associated Press, Китай может занять и первое место в мировой экономике, обогнав США в период между 2020 и 2030 годами.

А
13.02.2011 0 0
Аида:

Станет ли Китай мировым финансовым центом или нет, вопрос времени.С фактами не поспоришь, и сегодня они играют в пользу Китая.Как Китай, за относительно небольшой срок, превратился из полуколониальной страны с полунатуральным сельским хозяйством и слабо развитой промышленностью в столь бысторо розвивающуюся державу?Думаю ответ лежит на поверхности. Активно проводившиеся социальные и экономические реформы с 1978 года дали толчек к созданию эффективного механизма управления экономикой страны. Уже в 1987 году все макроэкономические показатели страны увеличились в 2 раза.Так называемый "Двухколлейный подход" позволил выстроить рыночную экономику параллельно плановой.Основными факторами,благодаря которым Китай достиг столь грандиозных масштабов, можно отметь то, что Китай созидал новое, а не критиковал старое;производился и производится четкий контроль микро- и макроуровней экономики;главными методами реформирования было постепенное, эволюционное продвижению к рынку, и осуществлялись эти реформы не по чужим рецептам, а исходя из особенностей страны. Также нельзя оставить без внимания китайскую цивилизацию, единственную из древнейших, которая существует и по сей день, сохраняя не прерывающуюся приемственность. Воозможно именно это позволило сегодня говорить на тему "Китайское чудо"...

А
20.07.2010 0 0
Айсауле:

Так и так Китайцы сейчас во всем мире, можно сказать что они сами могут скоро завоевать весь мир и сами могут назначить себя центром мирового капитала, и никто даже не могут противостоят против китайцев, потому что их слишком много. Но конечно я соглашусь, что центром мирового капитала это США. Но есть ли гарантия, что США вечно будет сохранять свой денежный капитал, поэтому нельзя сделать такой спешки вывод, о том, что США это центр мирового капитала, со временем и другие развивающие страны, кроме Китая, могут придумать нечто необыкновенное что изменят наше будущее, так что надеемся на лучшее.

А
31.05.2010 0 0
Абазова Диана:

Невозможно не согласиться с аргументами, позволяющими завоевать мировой центр капитала. Основными составляющими развитой экономики Китая является дешевая рабочая сила, высокий уровень дисциплины китайских работников, а также высокая работоспособность. Даже если Китаю не удастся захватить мировой центр капитала, тем не менее уровень зависимости развитых и развивающихся стран от китайского ширпотреба не утратит своей силы. Несомненно Китай стремится к мировому лидерству в экономике и вышеперечисленные обстоятельства подтверждают это. Развитие высокотехнологичных производств, внедрение инновационных технологий, которые больше используются США, еще долго будут обеспечивать ей лидерство.

Ч
31.05.2010 0 0
Черкасова Ольга:

Китай врядли будет мировым центром капитала при всех кажущихся для этого возможностях. При всей своей пятитысячилетней истории китайцы не смогли продвинуться дальше своих собственных границ. Азия, а в особенности Китай, - совершенно другой мир. Рано или поздно будет дорожать рабочая сила, ресурсы, что поставит Китай в равное положение с другими странами

Г
20.04.2010 0 0
Гуляев Михаил:

Хорошо, что у нашей страны есть такой союзник как Китай. Действительно ощутимо его влияние на всю мировую экономику. Сейчас наверно с трудом можно найти товар, который был привезен не из Китая. А если и найдется, то будет стоить больших денег. И именно в низких ценах преимущество китайского ВВП. Лет 20 назад, наверно ни кто и представить себе не мог, что мировой поставщик ширпотреба начнет производить автомобили и продавать их за рубежом. Китай страна богатая традициями и сохранившая дух своей религии даже в экономике. Она активно перенимает и порой даже целиком копирует опыт соседних стран. Не обошли Китайцы и стратегии успешных экономических держав, видимо в этом и есть секрет миллиардной страны. Конечно же, и такое огромное население способствовало успеху на мировой арене. О плохом. Со стороны человеку может показаться, что в связи с успехами в экономике Китай очень благополучная страна, на самом деле это совсем не так. Огромное население это конечно хорошо, но какой ценой? Китайцы живут, можно сказать, друг у друга на головах. Загрязненность в мегаполисах у них превышает критических отметок. В связи с этим им приходится дышать через маски и для желающих подышать нормальным воздухом установлены платные автоматы. Плюс эпидемии, которые проносятся, чуть ли не ежегодно по и так слабым от экологии Китайцам. Уже во многих странах, в том числе и нашей, наблюдаются огромные миграционные потоки. Всё это сильно влияет на многие сферы в стране, но главное на экономику. Смотря на историю Китая, экономика там имела свойство непостоянности ,возможно всё, время покажет.

Х
01.02.2010 0 0
Хамрабаев Маруф:

Немного не соглашусь с Автором. Я думаю Китай все таки обгонит США после кризиса. Даже Сорос где-то сказал, что после кризиса грядут большие перемены, частности это касается США и Китай. Китай выиграет от мирового финансового кризиса значительно больше по сравнению с любыми другими странами мира. В тот же момент нельзя не признать, что позиции Соединенных Штатов Америки на мировой арене весьма и весьма пошатнутся.

К
30.01.2010 0 0
Котов Александр:

Я согласен что Китай и не станет мировым лидером в ближайшие десятилетия,хотя уверенно выдвегает свою кандидатуру на этот пост. Проблемы:демографическая экспансия,конфуцианство,это решаемые проблемы и скорей всего Китай решит их в ближайшее время. Но что касается семьи напоминающей род или клан, это на мой взгляд важнейшая проблема, которая несет в себе культуру и традиции и это ступень не одного десятка лет. Промышленность удивляет,инввестиции ростут, перемещение значительного объема капиталов,рынки завоевывают и неважно количеством или качеством. Одни развязки чего стоят в з уровня и это не миф.

Х
29.01.2010 0 0
Худояров Тимур:

Возможно Китай и не станет мировым лидером в ближайшие десятилетия, но при данных темпах развития уверенным на все 100% быть нельзя. На сегодняшний день Китай занимает доминирующую позицию в азии, да и в мире имеет высокие показатели ВВП, но лидером мировым он может стать при нескольких условиях: 1. При улучшении качества жизни населения (что очень проблематично из-за нехватки территории и проводимой гос. политики) 2. Необходимо прийти к соглашению со всей Восточной Азией и "заставить" их принять лидерство Китая. 3. Нужно развить некую концепцию влияния на мир не только экономическим рычагом, но и культурным, дать другим странам чуство причастности к себе как к мировому лидеру. Мне кажется эти условия трудновыполнимыми, поэтому мировым лидером Китай не станет. Но с другой стороны, учитывая перегрев экономик развитых странах, Китай является идеальным новым местом развития мировой экономики, при его повышенной плотности населения, ненасыщенности рынка, унификации населения и адекватной государственной политикой. Это все даст шанс на скорое развитие страны, повышения уровня з/п, притокам иностранного капитала, но это так же приведет к дестабилизации экономики Китая и последующему ухудшению положения. Многое зависит так же от того как поведут себя мировые валюты, и будет ли повышаться уровень доверия к Юа́нь. Например сегодня на радио RSN уже на полном серьезе рассматривали вопрос о доминировании китайской валюты и то что она действительно имеет предпосылки переростания в мировую денежную единицу (а буквально год назад это было на уровне мифа или слишком оптимистичной мысли для Китая).

О
29.01.2010 0 0
Одоевкий Никита:

Абсолютно согласен с автором данной статьи, Китай вряд ли можно рассматривать как потенциального экономического лидера. Во-первых, западная часть страны остается крайне бедным аграрным государством (а это почти 800 млн. людей). "Бедный" в китайском понимании крестьянин в месяц имеет в лучшем случае несколько десятков юаней, живет в отсталой деревне в лучшем случае в мазанке. У него нет электричества, он не может позволить себе медицинское обслуживание (оно платное), есть проблемы с образованием для ребенка. Во-вторых, в Кита у государства минимальное количество социальных обязательств. Лишь недавно создана пенсионная система, и этой пенсии хватает на коммуналку и хлеб да кашу, даже мясо для многих является роскошью. Таким образом, Китай расходует намного меньше на социальные нужды, нежели развитые страны. Это, на мой взгляд, одна из причин наличия таких огромных золотовалютных резервов. Понятно, что использовать их глупо, чтобы существенно поднять уровень жизни в стране их просто не хватит, зато их количество производит впечатление фантастически бурного роста и успешности страны. В-третьих, как правильно отметил автор статьи, рост экономики и, правда, существенный, но лишь из-за крайне низкой стартовой точки. В-четвертых, Китай скоро столкнется со многими внутриэкономическими проблемами, которые существенно затруднят его рост: это и отсутствие внутреннего спроса на производимые товары, которых просто слишком много, и рост уровня зарплат, который постепенно заставит задуматься западных гигантов о переносе производств в еще более дешевые страны, и, конечно, рост социальных обязательств перед своими гражданами. Таким образом, “величие” Китая не надо переоценивать, до мирового финансового центра этой стране еще предстоит колоссальный путь, и не факт, что ей суждено его пройти.

З
28.01.2010 0 0
Замосковная Анна:

Возможно Китаю не стать мировым центром капитала, но среди развивающихся стран первое место Китая соменеию не подлежит. Так в чем же секрет китайского экономического чуда? Статистический анализ быстрого экономического роста позволяет выделить многие факторы,объясняющие, почему ни Латинская Америка, ни Ближний Восток, ни Южная Азия, ни Африка не смогли в последние годы поспеть за восточноазиатскими«драконами» и «тиграми». Большие инвестиции и вложения в человеческий капитал, более сильные институты, более осторожная макроэкономическая политика (низкая инфляция), растущее участие в мировой торговле, и т. д. Однако,во-первых, всегда остается необъясненный остаток: даже если учесть все факторы, Восточная Азия в последние десятилетия все равно росла быстрее – то ли потому,что там много китайцев, то ли из-за того, что она между Америкой и Западной Азией, в общем мы толком не знаем, почему. А, во-вторых, обяснить, как этоВосточной Азии удалось поддерживать и сильные институты, и правильную макроэкономическую и промышленную политику, тогда как другимразвивающимся странам это не слишком удается, тоже совсем не просто. Кажется,ничего сложного, не бином Ньютона, вроде бы рецепты известные, а вот, поди ж ты, у других стран и не получается. Может быть, ответ надо искать в глубинах китайской истории? Народы, как и люди, мудреют с опытом, а опыт приходит с возрастом. Китайская цивилизация,как уже говорилось, единственная из древнейших, которая существует и по сей день, сохраняя никогда не прерывавшуюся преемственность; остальные сгинули под нашествиями завоевателей, в лучшем случае передав им свои культурные достижения, а в худшем – вообще без следа, так что изобретенные ими «велосипеды» пришлось открывать заново. Секрет восточноазиатского экономического чуда, возможно, не разгадать, не поняв, почему в Китае все религии мирно уживались и никогда не было религиозных войн или почему в китайских иероглифах, обозначающих слова, связанные с водой, остались три стилизованные капли. Может быть, именно беспрецедентная преемственность китайской традиции, сохранившая «неэффективные» иероглифы, которые в свою очередь позволили уберечь ассоциативность мышления и культуры, способствовала формированию знаменитой китайской приспособляемости, которая позволила пережить столетие унижения (1840-1949 гг.) и добиться ускорения экономического роста – сначала через плановую экономику советского типа (1949-78 гг.), затем через рыночные реформы (с 1978 г.). Политика меняется, великая страна бессмертна – многие народы хотели бы сказать о себе такое, но, согласитесь, у Китая больше оснований,чем у других.

Л
27.01.2010 0 0
Леонид Е.:

Я согласен с автором. Спасибо за статью. С уважением Л.

К
25.01.2010 0 0
Куренной Аркадий:

За последние годы страны азиатско-тихоокеанского региона накопили огромные финансовые ресурсы. Так, валютные резервы Китая составляют порядка 1,5 триллионов долларов, а в одной только China Investment Corp находится 200 миллиардов долларов готовых к инвестициям. Другой заметной тенденцией последнего времени стало перемещение значительного объема капиталов частных банков из традиционных европейских центров (таких как Швейцария и Люксембург) в места, где можно обеспечить достаточный уровень конфиденциальности и свободы. Неудивительно, что Сингапур объявил о рекордном увеличении объемов частного капитала, пришедшего в страну за последние несколько лет. Эти ресурсы начинают искать и находить применение, прежде всего, в «домашней» среде локальных финансовых центров, где появляется возможность организовывать многомиллиардные сделки по привлечению капитала. Примером могут служить первичные размещения китайских банков в Гонконге в 2006 году, когда Bank of China привлек почти 10 миллиардов долларов, а ICBC - 19 миллиардов. Избыточная ликвидность сочетается с довольно развитой инфраструктурой, которая в состоянии обеспечить как потребности эмитентов, так и запросы инвесторов. При этом сами инвесторы довольно неплохо представляют себе возможности растущей экономики и в состоянии взвешенно подойти к оценке рисков, которые являются неотъемлемой частью инвестиционного процесса.

J
18.01.2010 0 0
JohnRQ:

классный у вас блог, мне очень нравится

Н
11.01.2010 0 0
Наталия Постникова:

Китай, действительно, не сможет быть мировым экономическим лидером. Но причиной, скорее всего, является тот факт, что страна не может развивать науку самостоятельно: научно-исследовательская база у нее существенно отстает от стран Европы и США, что мешает в полном объеме развиваться экономике. В конечном счете, данная проблема компенсируется путем заимствования уже опробованных технологий у других стран, что в итоге не позволяет привлечь инвестиции в наукоемкий сектор экономики. Так же существует еще один значительный фактор - покупательная способность граждан Китая. Основа мирового оборота финансов - это отношение спроса и предложения. На сегодняшний день данная страна является одним из лидеров по объему ВВП и продолжает наращивать его. Тем не менее, она не способна обеспечить в денежном эквиваленте потребление произведенной продукции. Другими словами, граждане Китая не способны приобрести произведенную ими же продукцию, так как их доходы слишком малы и не сопоставимы с покупательной способностью граждан Европы и США. Экономическую силу страны в данном случае должен показывать не размер ВВП, а объем ВВП, приходящийся на одного гражданина. А он у Китая значительно ниже европейского. Наряду с этим присутствует нежелание инвесторов приходить на внутренний рынок Китая до тех пор, пока их рынок не станет достаточно открытым. Таким образом, Китай сегодня и в ближайшем будущем не сможет стать полноценным лидером мировой экономики, а как следствие, и центром мирового капитала.

В
29.12.2009 0 0
Владимир Балашов:

Бурные темпы роста экономики и рынков капитала КНР это просто эффект низкого старта, хотя конечно же нельзя не учитывать грамотную политику властей. Так же многие компании привлекает огромный внутренний рынок Китая. Я считаю, что китайский рынок капитала все-таки станет одним из крупнейших в мире, об этом можно судить просто на основе количества IPO на китайских биржах и объемах торгов за последние годы,также рынок слияний/поглощении КНР один из крупнейших в мире несмотря на кризис. Что же касается, глобального лидерства Китая, то здесь у меня возникают сомнения. У КНР огромное количество внутренних проблем, такие как старение населения, сепаратизм и тд., даже не учитывая культурные аспекты.

Н
29.12.2009 0 0
Ниара Ас'Сарен:

Сейчас Китай образует одну из геополитических сил: Япония-США-Китай-Россия. Последние две демонстрируют неплохой рост ВВП. Но США жаждет сдержать Китай и для того создал мини0НАТО (Япония-Южная Корея-Австралия-Новая Зеландия), препятствуют возвращению Тайваня Китаю, оказывают военную помощь тайваньским военным, продавая современное вооружение (любимый источник доходов в США еще со второй миррой). Проблема США в том, что сдерживать Китай и впоследствии поставить его на колени и подмять под американскую гегемонию нужно быть в хороших отношениях с Японией (а японцы любят красиво врать друг другу). При этом нельзя позволить Японии вооружиться или сблизиться с Китаем. Иначе это помешает формированию в АТР геополитического равновесия, управляемого американцами. Увеличение американского военного присутствия в Японии и в Корее может привести к взрывоопасному столкновения китайских и американо-японских интересов. США ведет очень сложную политическую игру. Они не могут позволять вольностей ни одной стране из тихоокеанского региона, потому пользуются тем, что смогли затащить Китай в мышеловку под названием ВТО, а так же широко-обсуждаемый конфликт китайского правительства с буддистами и Далай-Ламой (к слову буддизм является самой многочисленной мировой религией), через нарушение «прав человека» и «демократии» (это любимая причина США ввести свои войска). У Китая слишком специфический стиль жизни, который сложно насадить людям с западным стилем мышления и даже с мусульманским. Это больше под силу для Японии с ее красивой ритуализацией обыденных вещей (еды, чаепития). Проблемы в победе над Китаем начинаются с того момента, когда появляется эффект «Чайна-таун» в разных государствах. Китайцы селятся вместе и сохраняют свою культуру и не забывают свою родину, переселившись. Межрасовые и межнациональные браки уничтожат разницу и оставят США с латиносами, афроамериканцами и китайцами. P.S. у вас повтор, часть второго и третьего абзаца совпадают

О
22.12.2009 0 0
Ольга Шарапова:

Полностью согласна с автором. Несколько раз была в Китае (в разных городах) и могу сказать, что с каждым приездом страна меняется в лучшую сторону. Конечно, во многом Китай живет за счет России, точнее не без ее помощи…Жаль только, что Россию Китай закидывает такой низкокачественной продукцией, которую внутри страны (для жителей Китая) не производят. Отсюда и сложившееся мнение о том, что китайская продукция не качественная. Отнюдь. Продукция, производимая внутри страны и для ее жителей должного качества. А еще страшно за территорию России, ведь в некоторых прилегающих к Китаю регионах России (Приморский край, Читинская область, Амурская область) китайцев больше, чем русских. Отсюда и за экономику России стоит побеспокоится, так как китайцы очень шустрый и трудолюбивый народ. Россия и Китай взаимовыгодные партнеры, но доступ китайцев в Россию я бы ограничила. Сегодня Китай развивается сумасшедшими темпами, уровень жизни там значительно улучшился. Идет урбанизация, модернизация, развитие городов, рост благосостояния населения, улучшение качества образования. Но говорить о Китае как о мировом центре капитала, на мой взгляд, пока рано. Чтобы быть мировым лидером нужно придумывать что-то новое, развивать технологии, науку, «быть первопроходцем». А Китай пока все копирует у других стран (Япония, США, Россия и др.)…Остается только пожелать удачи этой загадочной и трудолюбивой стране.

С
16.12.2009 0 0
Сланова Нино:

Сложно не согласиться с автором. Как не прискорбно признавать США – бесспорный лидер. Сомнительно, что китайцы со своей активностью и энергичностью когда-либо перегонят штаты. Скорее всего, перевес действительно будет на стороне США. Китай не является пока конкурентом США на мировых рынках. И возможно им никогда не станет. Пример Японии перед глазами. По своей креативности, по инновационности, по качеству накопленного человеческого капитала США не имеют в мире равных. Ниши США и Китая четко разделены. США, как и в случае с Японией в прошлом, уступили Китаю производство и выпуск потребительских товаров, за исключением продукции с/х. И перешли на выпуск в основном передовой инновационной продукции (ИТ, высокие технологии, биотехнологии и пр.). Это разделение труда, выгодное для обеих стран, и является цементом их прочного партнерства. И залогом их сравнительно быстрого выхода из кризиса. В чем причины успехов Китая? Ответ достаточно прост - в здравом смысле его руководителей и в менталитете трудолюбивого китайского народа.

U
04.08.2009 0 0
UnodoFot:

Соглашусь с автором. Многое из вышеперечисленного действительно актуально

Показать еще комметарии (23)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more