Недобросовестная, с точки зрения американцев, торговая практика зарубежных производителей (прежде всего китайских), усугубляемая чрезмерно обременительным экологическим регулированием внутри страны, привела к истощению медеплавильного производства в США, к чрезмерной зависимости США от импорта меди и препятствует дальнейшему развитию. В настоящее время Соединенные Штаты находятся в опасной зависимости от импорта медных полуфабрикатов, интенсивных производных продуктов из меди и медесодержащей продукции, а дисбаланс на мировых рынках делает внутренние инвестиции все более нецелесообразными.
В предыдущей статье мы рассказали, как Китай захватывает глобальное доминирование в медной промышленности. Успешная промышленная стратегия включает в себя наращивание производственных мощностей в ущерб текущей рентабельности, сопровождаемое огромными правительственными субсидиями, недобросовестную (с точки зрения «потерпевшей» американской стороны) практику демпинга и сокрытия происхождения продукции, наконец, растущие прямые инвестиции во всем мире, включая США, что позволяет уклоняться от уплаты пошлин. Вся эта единая скоординированная стратегия, в сочетании с доминирующим спросом Пекина на импорт, систематически подрывают конкурентоспособность США.
Ещё более тревожным является то, что китайские дочерние компании пользуются пробелами в американском инвестиционном надзоре. Поскольку Комитет по иностранным инвестициям США редко рассматривает проекты, реализуемые с нуля, такие компании, как Boviet Solar, дочерняя компания производителя меди Boway Alloy, построили заводы в США, используя для этого субсидии из американского госбюджета. На практике это означает, что американские налогоплательщики финансируют стратегию глобального доминирования Китая.
Таким образом, стратегические инвестиции Китая в Соединенные Штаты эксплуатируют слабый контроль США за иностранными инвестициями, осуществляемый Комитетом по контролю за иностранными инвестициями (CFIUS), который предназначен для защиты от враждебных поглощений важных американских компаний. Однако часто деятельность CFIUS не охватывает инвестиции в новые предприятия – гринфилды. Этот пробел позволяет компаниям, связанным с КНР, выдавать себя за обычных инвесторов, в то время как на самом деле они продвигают государственную промышленную стратегию Китая. За счет таких инвестиций китайские компании могут получить доступ к федеральным и государственным субсидиям, вклиниться в американские цепочки поставок и снизить эффективность тарифов и других мер торговой защиты, направленных на ограничение их доли на рынке.
В настоящее время CFIUS обладает широкими полномочиями по проверке иностранных приобретений американских компаний на предмет рисков национальной безопасности, включая определенные инвестиции (без права контроля) в критически важные технологии, инфраструктуру и конфиденциальные персональные данные. Однако активы по добыче, выплавке и переработке меди не обозначены как критически важные объекты инфраструктуры или критически важные технологии. В результате проверка CFIUS не запускается автоматически, когда иностранные компании инвестируют в эти активы.
Случай Boviet Solar, дочерней компании Boway, базирующейся в КНР, иллюстрирует этот риск. Boway – крупный китайский производитель полуфабрикатов из меди и медных сплавов, расширила свою деятельность в области возобновляемых источников энергии через свою вьетнамскую дочернюю компанию Boviet Solar. Компания получила государственные стимулы, включая грант в размере 500 000 долларов США в 2024 году, который может достичь 20 миллионов долларов США в течение следующих семи-двенадцати лет, для строительства производственного предприятия в Северной Каролине. Поскольку это была новая инвестиция, а не приобретение, она не попала под контролирующую прерогативу CFIUS.
В результате компании, связанные с КНР, напрямую встраиваются в американские цепочки поставок меди и солнечной энергии — двух отраслей, которые стратегически переплетены, поскольку солнечные панели и энергетические системы сильно зависят от медного сырья. Без более строгого надзора другие китайские производители меди могут повторить эти стратегии, получая субсидии в одних случаях, обходя тарифы в других, — в результате чего критически важные отрасли американской экономики все больше подвергаются воздействию промышленной стратегии Пекина.
Нельзя не напомнить, что Соединенные Штаты были мировым лидером по всей цепочке создания стоимости в производстве меди (добыча, очистка, производство полуфабрикатов и готовых изделий, содержащих медь) на протяжении большей части XX века. Однако, несмотря на то, что медь является важнейшим материалом для обрабатывающей промышленности и обеспечения национальной и экономической безопасности, производство меди в США резко сократилось. Сегодня в мировой выплавке и очистке меди доминирует Китай, контролирующий более 50% мировых литейных мощностей и располагающий четырьмя из пяти крупнейших аффинажных предприятий.
Для защиты от китайского «медного дракона» президентом Трампом Указом от 30 июля 2025 года введен ввозной таможенный тариф в размере 50% на полуфабрикаты из меди и производные продукты. Этот тариф дополняет любые другие пошлины, сборы, изъятия и сборы, применяемые к таким импортируемым медным полуфабрикатам и продуктам интенсивного медного производства. Освобождение от уплаты налога на рафинированную катодную медь и одновременное использование Закона о производстве оборонной продукции для сохранения американского медного лома внутри страны обеспечило американским металлургическим заводам необходимую им стабильность для конкурентоспособности. Впервые за десятилетия у компаний появился реальный шанс реинвестировать, расширяться и поддерживать высококачественные рабочие места, которые обеспечивают жизнедеятельность нашей промышленной базы.
Американские промышленные круги считают, что введение «медной» пошлины стало сильным шагом, но за ним должны последовать более строгие меры в области инвестиций. Вашингтон должен закрыть лазейки, позволяющие китайским инвестициям в новые проекты обходить надзор правительственных комиссий. Американские промышленники призывают политиков официально признать медь «критически важным минералом» для ускорения внутреннего производства. Кроме того, Америка должна гарантировать, что её собственный медный лом будет поставляться на американские заводы, а не подпитывать избыточные мощности Китая.
Рекомендуется изменить критерии проверки CFIUS, включив в них активы по добыче, выплавке и переработке меди. Этот пробел особенно актуален для инвестиций в новые предприятия, когда компании, связанные с КНР, строят новые объекты с нуля — проекты, которые часто полностью выходят за рамки юрисдикции CFIUS. Укрепление CFIUS путем требования проверки как иностранных приобретений, так и новых проектов, закрыло бы лазейку, которая в настоящее время позволяет КНР напрямую встраиваться в цепочки поставок США, и соответствовало бы предложениям инвестиционной политики администрации Трампа «Америка прежде всего».
Уроки рассмотренной «медной эпопеи» важны не только с точки зрения практики, но и в глубоком теоретическом плане. Пора признать, что хроническое игнорирование мейнстримной неоклассической теорией вопросов экономической безопасности и суверенитета становится непозволительной роскошью. Экономическая теория, которая стыдливо обходит проблемы стратегической конкуренции стран, вряд ли заслуживает высокого общественного признания и доверия.



















Написать комментарий