Какое значение приобретают выставки в условиях санкций и ВТО?
Международные выставки являются важным инструментом поддержки и продвижения отечественных производителей. Что необходимо для того, чтобы использовать этот инструмент с максимальным эффектом? Об этом рассказали участники V Всероссийской конференции по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, которая проходит в рамках VIII Международного форума выставочной индустрии «5рEXPO-2014» в московском Экспоцентре с 4 по 6 июня 2014 года.
Поддержка производителей и модернизация экономики
Выставки являются одним из важнейших инструментов торговой, промышленной, инвестиционной и внешнеэкономической политики страны, эффективным средством модернизации и повышения конкурентоспособности российской экономики, подчеркнул председатель комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, генеральный директор ЗАО «Экспоцентр» Сергей Беднов. Роль выставок становится еще более значимой в условиях ВТО, когда прямая поддержка производителей весьма ограничена.
«Выставочными проектами, так или иначе, охвачены все секторы отечественной экономики. Выставки иногда называют рынками в миниатюре. Здесь устанавливаются связи, заключаются сделки, продвигаются технологии, привлекаются инвестиции. Таким образом, выставочно-ярмарочная деятельность способствует решению задач по модернизации и повышению конкурентоспособности экономики, а, следовательно, она является важным компонентом обеспечения экономической безопасности страны», – отметил глава «Экспоцентра».
«На выставочных площадях осуществляется реализация многомиллиардных сделок купли-продажи товаров и услуг, технологий, которые создают огромный торгово-экономический эффект. И особую актуальность выставочная деятельность приобретает сегодня, на фоне новых геополитических вызовов и угроз экономической безопасности России. Кстати, уже сейчас до трети зарубежных участников отечественных выставок приезжают к нам из Азии. Вполне возможно, что в свете последних изменений их доля значительно возрастет. Тем более что выставки – это универсальный ключ к принятию быстрых и правильных решений», – сказал Сергей Беднов.
«Выставки – визитная карточка экономики, важный фактор формирования позитивного имиджа страны. В условиях растущей глобальной конкуренции и членства России в ВТО их значение объективно возрастает как с точки зрения продвижения продукции отечественного производителя, так и укрепления авторитета страны в мире, а также коммерческого успеха», – считает первый заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ Александр Торшин.
Выставки – это индикатор экономики
Выставки – это не только витрина экономики, но и ее индикатор. По активности выставочной деятельности можно судить о состоянии экономики, отметил зампредседателя Белгородской областной думы, президент Белгородской ТПП Валерий Скруг. Расходы на участие в выставках – одна из первых статей, на которых производители начинают экономить в трудной ситуации.
В России участие в выставках принимают всего 3% всех отечественных компаний, сообщил председатель Европейского отделения Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) Сергей Алексеев. После вступления нашей страны в ВТО количество российских участников выставок уменьшилось, а зарубежных – увеличилось. Сегодня доля импортной продукции в российской торговле составляет 44%, то есть порог экономической безопасности превышен почти втрое.
И развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры тоже отражает состояние экономики. На сегодняшний день в России есть 49 закрытых выставочных комплексов в 35 регионах. Но 62% общей выставочной площади приходится на Москву, 11% – на Санкт-Петербург, а на прочие регионы остается лишь 27%, рассказал Валерий Скруг.
Нужен грамотный расчет
Выставочные комплексы не столь привлекательны для инвесторов, как торговые центры, поскольку возврата капитала приходится ждать лет 12-18, пояснил президент Белгородской ТПП. Тем не менее, в регионах сейчас реализуется ряд проектов по созданию новых закрытых комплексов, так что в будущем общая выставочная площадь увеличится вдвое, а распределение ее между регионами должно кардинально измениться: на долю Москвы будет приходиться 30%, Санкт-Петербурга – по-прежнему 11%, а на долю остальных регионов – 59%, рассказал Сергей Алексеев.
Однако прежде чем строить выставочный комплекс в том или ином регионе, необходимо четко просчитать все параметры: площадь, реально возможное количество участников, действительные потребности – все это с учетом конкретных особенностей регионов и отраслей. «Сегодня на местах не всегда понимают специфику выставочной работы. Чего стоят, например, предложения построить в одном регионе сразу несколько выставочно-ярмарочных комплексов, когда объективные условия не позволяют обеспечить заполняемость даже одного из таких объектов», – отметил президент ТПП РФ Сергей Катырин. Необходимо разработать методику, помогающую рассчитать необходимый минимум выставочных площадей для каждого региона, заявил Валерий Скруг.
Все эти расчеты должны делать грамотные профессионалы, подчеркнул почетный президент Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI) Клиф Уоллес. Он привел пример Китая, где выставочная индустрия развивается бурными темпами, и создается огромное количество выставочных площадей, однако сегодня возникает риск, что они будут простаивать, поскольку не всегда была просчитана их нужность и окупаемость.
Необходим закон о выставочной деятельности
Одной из первоочередных задач является принятие закона о выставочной деятельности, единодушно заявили участники конференции. Все вопросы, связанные с организацией выставок, мерами поддержки участников, равными и понятными условиями работы в этом сегменте рынка должны быть отрегулированы на государственном уровне, подчеркнул Сергей Катырин. При активном участии ТПП РФ был разработан проект Концепции выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. К сожалению, пока этот документ увяз в согласованиях, отметил Сергей Беднов. Однако по результатам парламентских слушаний принята рекомендация разработать проект федерального закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. И работу над этим документом следует начать, не дожидаясь принятия концепции, убежден глава «Экспоцентра».
Необходим концептуальный закон, который регулирует единые правила проведения выставок на всей территории Российской Федерации. Его положения будут иметь обязывающее значение для органов исполнительной власти по предоставлению выставочных площадей и всякого рода помощи отраслевому бизнесу. Потребуется создание единого координирующего центра и четкое определение целей выставочно-ярмарочной деятельности, считает Александр Торшин. По его мнению, куратором отрасли должен стать вице-премьер (желательно, первый), а при правительстве надо создать соответствующий совет. Что касается регионов, то для них должны быть очерчены лишь общие рамки, чтобы детали можно было прописать в местных законах. Главное – законодательно оформить механизмы действия отрасли.
Для справки:
V Всероссийская конференция по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и VIII Международный форум выставочной индустрии «5рEXPO-2014» организованы Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и ЗАО «Экспоцентр». Мероприятия проходят при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, Правительства Москвы, Московской торгово-промышленной палаты и Российского союза выставок и ярмарок. В этом году впервые участниками форума стали Севастопольская ТПП и ТПП Республики Крым. В рамках форума проходит выставка, в которой участвуют свыше 120 компаний из 7 стран мира.
Написать комментарий