Как железные дороги через Россию свяжут континенты
В ближайшем будущем железнодорожные пути, проходящие через территорию России, могут связать не только Корейский полуостров и Китай с Европой, но и Дальний Восток с Японией и даже США. Какие «мосты» между Западом и Востоком планируется построить в России?
Чем больше растет товарооборот между Западом и Востоком, тем важнее становятся дороги, по которым идут эти товары. Сейчас основные пути пролегают по морю, но и Запад, и Восток заинтересованы в развитии железных дорог. С начала двухтысячных годов обсуждаются проекты возрождения Великого Шелкового пути. Маршруты для него предлагаются разные, и многие проходят через территорию России.
Транссиб и БАМ
Составной частью трансконтинентальных маршрутов, пролегающих через Россию, служат Транссиб и БАМ. Согласно данным на официальном сайте РЖД, по Транссибу перевозится более половины внешнеторговых и транзитных грузов.
Эта линия длиной 10 тыс. км является самой протяженной в мире железной дорогой. В г. Тайшет (Иркутская обл.), от Транссиба отделяется БАМ (ок. 4300 км), который проходит севернее. Большая часть этой магистрали является однопутной (после г. Усть-Кут на Лене) и не электрифицированной (после станции Таксимо в Бурятии).
Чтобы привлечь грузоотправителей на эти магистрали, РЖД уже много лет проводит их масштабную реконструкцию и модернизацию. Летом 2013 года очередная программа,
Транскорейская магистраль
С 2008 года ведутся работы по соединению Транссиба с Транскорейской магистралью (на рис. ниже – цифра III). Это позволит создать самый короткий транспортный маршрут из Кореи в Европу. Он пройдет от крупнейшего южнокорейского порта Пусан, через Сеул, далее по территории Северной Кореи через северокорейский порт Рачжин и затем – до Турксиба через погранпереход Хасан – Туманган. Этот маршрут уменьшит расходы на грузоперевозки в Европу на 30% и сократит сроки доставки на 10 дней.
Реализация этого проекта зависит, прежде всего, от взаимоотношений между КНДР и Южной Кореей. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе в ходе встречи с российским президентом Владимиром Путиным в ноябре 2013 года высказала заинтересованность в проекте. В его реализации принимают участие южнокорейские компании – KORAIL, POSCO и Hyundai Merchant Marine. Они готовы взять на себя 34% затрат. Ранее сообщалось, что они инвестируют в проект примерно 197 млн долларов. 30% расходов по строительству оплатит КНДР и 36% – Россия.
Первый этап проекта – модернизация железной дороги Хасан-Раджин – был практически завершен еще в прошлом году. В сентябре 2013 года на сайте РЖД сообщалось о торжественном открытии этого участка пути, которое состоялось в порту Раджин. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в реконструкцию железнодорожной линии Хасан – Раджин было инвестировано более 5,5 млрд рублей.
Магистраль Россия-Япония
Соединить Европу с Японией планируется, построив мост или туннель на Сахалин, а затем продолжив дорогу через пролив Лаперуза. По оценкам экспертов, объем транзита по этому маршруту составит 10-12 млн тонн в год и через 30-40 лет может удвоиться, превысив 20 млн тонн. Экономия от доставки по Транссибу одного контейнера из Японии в Центральную Европу предварительно оценивается в 500 долларов.
В Японии идея трансмагистрали вызывает общенациональный интерес. В поддержку проекта там действует общественная организация «За соединение Японии с Евроазиатским материком».
Стоимость проекта предварительно оценивается в 10-15 млрд долларов (плюс затраты на прокладку железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева).
Реализация проекта предполагает три ключевых этапа:
- строительство железнодорожного перехода от материка до острова («материк-Сахалин»);
- строительство перехода между островами Сахалин и Хоккайдо («Сахалин-Япония»);
- реконструкция Сахалинской железной дороги.
Для соединения материка с Сахалином предлагается три варианта: тоннель, мостовой переход и дамба, на которой помимо дорог и шлюзов будет создана также и приливная электростанция. Окончательный вариант еще не выбран. При этом работы по строительству тоннеля уже велись в середине прошлого века. Возможно, именно тоннель является самым надежным и экономичным вариантом. Его ориентировочная стоимость составляет более 3 млрд долларов (т.е. 1/3 или 1/5 от стоимости всей магистрали), продолжительность строительства – 2-3 года, а срок окупаемости – 8-10 лет. Ширина пролива в самом узком месте составляет 7,8 км (для сравнения: ширина Ла-Манша – около 40 км, пролива Цугару в Японии, через который тоже проложен тоннель, – 54 км). Тем не менее, строительство тоннеля может столкнуться с трудностями, поскольку, в отличие от Ла-Манша и Цугару, где грунт скальный и вполне устойчивый, в Татарском проливе грунт «плывущий», кроме того, это район высокой сейсмичности.
Стоит отметить, что независимо от создания российско-японской магистрали, надежное транспортное соединение материка с Сахалином необходимо, поскольку на сегодняшний день они связаны лишь паромной переправой, которая из-за сложных погодных условий работает не более шести месяцев в году.
Что же касается тоннеля под проливом Лаперуза (длина ок. 50 км, самая глубокая точка – 71 м), то у Японии уже есть опыт строительства подобных сооружений. В конце 1980-х годов был сооружен тоннель Сейкан длиной 53,9 км, проложенный на глубине 140 м.
От Пекина до Нью-Йорка
С начала 1990-х активно обсуждается также проект строительства трансконтинентальной магистрали до Аляски с туннельным переходом через Берингов пролив. Идея создания такой трассы впервые была высказана еще в конце XIX – начале XX века. Строительство российского участка магистрали – железной дороги Правая Лена — Уэлен (поселок на Чукотке, недалеко от Берингова пролива) – внесено в «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года». Правда, запланировано на период после 2030 года.
На предыдущем этапе должна быть построена дорога, соединяющая Правую Лену с БАМом и Транссибом – Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ). Ее начали прокладывать еще в 1985 году, а закончить обещают в 2015-м. Конечная станция АЯМ, Нижний Бестях (следующая после Правой Лены), расположена на берегу Лены напротив Якутска. Изначально планировалось, что через Лену будет проложен железнодорожно-автомобильный мост, и столица Якутии войдет в комплекс АЯМ. Однако теперь в целях экономии мост решено сделать только автомобильным, так что полреспублики, включая и ее столицу, по-прежнему останутся без железнодорожного сообщения
Что же касается дороги в Америку, то глава РЖД уверен, что она может быть построена уже в ближайшем будущем. Об этом он заявил на встрече с Гильдией путешествий и туризма Великобритании в 2012 году, перепутав, правда, Чукотку с Камчаткой. «Уверен, что перспективы продолжения железной дороги на Камчатку и дальше через тоннель для соединения с североамериканскими дорогами – это проект с реализуемостью в не очень отдаленном будущем», – сказал Владимир Якунин.
Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 300-350 млрд. долларов. Из них:
- 100-115 млрд долларов – высокоскоростная железная дорога в России от Якутска до Берингова пролива;
- 30-35 млрд долларов – тоннель под проливом;
- 170-200 млрд долларов – высокоскоростная железная дорога от Берингова пролива до Ванкувера в Канаде.
Свой вариант трансконтинентальной магистрали предлагает и Китай. Ее общая длина от Китая до США (через Сибирь, Берингов пролив, Аляску и Канаду) составит почти 13 тыс. км – почти на 3 тыс. км длиннее Транссиба, сообщается на сайте Newsru.com. Китай готов не только финансировать этот проект, но и обеспечить все необходимые инженерные решения. Обещается, что скорость движения составит около 350 км/ч, так что путь из Пекина в Нью-Йорк займет около двух суток (самолетом –13 часов). О стоимости проекта пока не сообщается.
Написать комментарий
ох не доживем до этого