22 ДЕК, 15:30 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Как Роскосмос поделили на два

22 Октября 2013 9694 2 События и факты
Как Роскосмос поделили на два

Неуклонная оптимизация, все стремительнее набирающая обороты, добралась до Роскосмоса, который, несмотря на десятилетия реформ и недофинансирования, продолжал оставаться последним оплотом российского величия. Что останется у страны, когда Роскосмос освободят от «несвойственных ему хозяйственных функций»?

Спусковой механизм реформ

Крушение «Протона» в июле этого года фактически предоставило карт-бланш инициаторам реформ в ракетно-космической отрасли. Премьер-министр Дмитрий Медведев немедленно поручил вице-премьеру Дмитрию Рогозину не только найти виновных, но и «разработать и представить список мер по усилению контроля в космической отрасли и предотвращению подобных происшествий». В качестве ответа последовало предложение о разделе Роскосмоса.

Окончательная оптимизация Роскосмоса происходит ровно по той же схеме, что и в остальных отраслях и сферах. Сначала государство уходит почти от всех своих обязательств: отказывается оплачивать госзаказы, координировать работу предприятий – все из благих побуждений, чтобы не мешать рыночному саморегулированию. Попутно с поощрения или попустительства государства понемногу начинается «дележ пирога» и перманентные реформы. Затем, когда предприятия уже достаточно деградируют, плачевное состояние отрасли предъявляют публике, чтобы убедить в необходимости скорейших и решительных действий, в том, что государство управляет неэффективно, и потому все мало-мальски ценное надо срочно приватизировать.

При такой стратегии об успехах и перспективах российских предприятий говорить не выгодно. Гораздо полезнее активно обсуждать неудачи. Разбился самолет российского производства – и тогдашний Президент России и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ Дмитрий Медведев заявляет: «дальше так невозможно, с таким парком. Ценность человеческой жизни выше, чем все остальные соображения, включая поддержку национального производителя… Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей…». Несколько аварий при запуске ракет и спутников – и доктор философских наук, журналист и экономист по образованию, а ныне вице-президент РФ Дмитрий Рогозин лоббирует окончательную реформу космической отрасли.

ОАО вместо космоса

Ровно так же, как это уже произошло с авиацией, энергетикой, железными дорогами, обороной и совсем недавно – с наукой, космическую отрасль тоже предлагается разделить на два сектора – затратный и прибыльный. Затратный – наука и инфраструктура – останется в ведении Федерального космического агентства. Прибыльный – все предприятия – будут сведены в некую объединенную ракетно-космическую корпорацию в форме ОАО (ОАО ОРКК). Таким образом, делается первый шаг к приватизации этих предприятий. Вместе с ними в нужные руки перейдут и технологии, многие из которых – хотя сегодня и не принято об этом вспоминать – до сих пор остаются передовыми. В частности, Россия по-прежнему лидирует в производстве ракет-носителей и ракетных двигателей. В сегменте кислородно-керосиновых двигателей Штатам пока приходится пользоваться российскими двигателями РД-180 и НК-33. Сроки приватизации Дмитрий Рогозин уже озвучил: вывести предприятия и учреждения из состава ОРКК на рынок ценных бумаг и провести IPO планируется через два-три года.

Очевидно, что реформа проводится не для того, чтобы решить какие-то конкретные задачи и достичь каких-то практических целей (имеются в виду общегосударственные, конечно). Таких задач и целей правительство не ставит, вместо четкой космической доктрины оно ограничивается лишь общими словами об улучшении положения или второстепенной статистикой. Об истинных целях реформ можно судить по тому, кто назначен руководителями новообразованных космических структур.

Кому доверен «космос»?

Главой Роскосмоса станет генерал-полковник Олег Остапенко, третий по счету главком Космических войск на этом посту. До последнего момента он занимал должность

заместителя министра обороны РФ по науке. Деятельность его была связана больше с инфраструктурой, чем с промышленностью, и в обновленном Роскосмосе, освобожденном от «бремени производства», Олег Остапенко «продолжит реформирование ракетно-космической отрасли, начатое Владимиром Поповкиным». При этом сам Поповкин активно выступал против разделения, предложенного Рогозиным.

Роскосмосу в реформе, озвученной Рогозиным, отводятся функции некоего «федерального органа исполнительной власти». «Он будет отвечать за функции системного интегратора и государственного заказчика». При этом велика вероятность, что значение и влияние Роскосмоса резко понизятся, если Минобороны по руководством Сергея Шойгу добьется права самостоятельно заключать контракты с будущей ОРКК.

Главой же ОРКК, которая объединит все производственные активы, назначен Игорь Комаров, бывший подчиненный главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который и продвинул его на этот пост. Другим претендентом был Роман Троценко, советник президента «Роснефти» Игоря Сечина и бывший глава «Объединенной судостроительной корпорации». Ни Комаров, ни Троценко не имеют никакого отношения к космосу, по образованию экономисты и являют собой яркий пример «эффективных менеджеров». Очевидно, что подобная конкуренция кандидатов обусловлена заботой вовсе не о том, кто лучше разовьет космическую отрасль, а о том, какие группировки получат над ней больший контроль.

Игорь Комаров в середине 1990-х за четыре года прошел в Инкомбанке путь от заместителя главного бухгалтера до первого вице-президента. Потом он пару лет занимал пост первого вице-президента в Национальном резервном банке, затем пару лет был заместителем председателя правления Сбербанка. С 2002 по 2008 г. работал заместителем гендиректора ГКМ «Норильский никель» по экономике и финансам. В октябре 2008 года был назначен советником гендиректора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. С 2009 года и до последнего времени Игорь Комаров был одновременно президентом ОАО «АвтоВАЗ» и председателем совета директоров ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ».

За это время «АвтоВАЗ» был успешно «спасен» «Ростехом» и продан международному альянсу Renault-Nissan. Компания досталась Игорю Комарову с убытками свыше 50 млрд руб. Вернуть«АвтоВАЗ» к прибыли удалось благодаря госпомощи на общую сумму около 75 млрд руб. и антикризисной программе, которая включала снижение издержек и сокращение персонала. Тем не менее, сегодня, к моменту ухода Комарова с «АвтоВАЗа», предприятие вновь стало убыточным, в первом полугодии 2013 года его чистый убыток по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) в первом увеличился в 8 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3 миллиарда 726 миллионов рублей. Продажи компании за 9 месяцев 2013 года сократились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 12%, а России они снизились на 14%.

Что же касается положения рабочих на этом градообразующем предприятии, то их количество было сокращено почти вдвое (со 110 тысяч до 70 тысяч), нагрузка возросла, социальные гарантии и условия труда ухудшились, а зарплаты не выросли, при том что члены менеджмента получают больше миллиона рублей в месяц, - рассказал в интервью «Газете.Ru» глава профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

От перемены мест слагаемых…

Стоит понимать, что все проводимые реформы – это этапы общей стратегии, осуществляемой с начала 1990-х. Кто и в какой момент их озвучивает – уже частности, хотя, конечно, какое-то значение они имеют. Например, по этим действиям и словам можно судить о профессионализме и ответственности за судьбу страны тех, от кого она сегодня зависит. Но не будь Ливанова или Рогозина, реформу РАН и Роскосмоса озвучил и «пролоббировал» бы кто-то другой.

Что же касается противоборства президента России и премьер-министра, то существует оно лишь в публичных заявлениях. На деле, с начала 1990-х проводится последовательный курс на сырьевую переориентацию России, разрушение стратегических отраслей экономики и приватизацию всех прибыльных активов в интересах определенного круга лиц и иностранных компаний. Этот курс вполне отчетливо озвучивается в выступлениях Дмитрия Медведева, тогда как тексты Владимира Путина носят более популистский характер и призваны уверить народ в неустанной заботе российских властей о процветании страны и ее населения. Однако «забота о процветании» ни в коей мере не мешает приватизировать стратегические отрасли, в том числе и в пользу иностранных инвесторов.

При этом ракетно-космическая отрасль – одна из самых стратегических, от нее зависит не только обороноспособность, но и в целом будущее нашей страны. Роскосмос как федеральный орган исполнительной власти, по сути, должен находиться под особым контролем президента. Поэтому активность премьер-министра в реформировании этой отрасли возможна лишь при условии, что такой подход одобрен и президентом, иначе это было бы грубейшим нарушением аппаратной этики.

 

Далее читайте:

Космос – сложнее, чем горнолыжный курорт

Куда улетают «космические» миллиарды России?

ОАО вместо космоса

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
П
26.10.2013 0 0
Павел:

Это системный стандарт: как в Ростехнологиях. Будет очередная корпорация, которая создаст свои холдинги, которые будут сосать предприятия по договорам на несуществующие услуги и за счет распродаж их "непрофильных" активов - с этого и делиться с самой корпорацией. Это все и организует ставленник Чемезова по накатанной схеме. Тупо все это и однообразно. Предприятиям придется выживать не благодаря корпорации, а вопреки: финансовая нагрузка усилится за счет холдинговой надстройки, которую "надо кормить", дополнительная ненужная нагрузка в виде отчетности, "бюджетирования" и т.д., куча фирм-помоек корпорации со своими ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ "услугами" (непослушных директоров - меняют) и прочая мразота.. Какое тут можно ожидать развитие? Просто кормушка с активами вместо отрасли.

А
22.10.2013 0 0
А.А. Зимин:

+



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more