Как развивать мебельную промышленность в России
Какую долю рынка мебели занимает отечественная продукция? Как развивать эту отрасль? В чем особенности нынешней ситуации? Чем может помочь бизнесу государство? Этим вопросам был посвящен целый ряд мероприятий, состоявшихся в рамках выставки «Мебель-2014» в столичном Экспоцентре.
Соотношение сил
В выставке «Мебель-2014», которая проходила в столичном Экспоцентре с 24 по 28 ноября 2014 года, приняли участие 712 компаний из 30 стран, при этом подавляющее большинство участников – 558 компаний – из России. К сожалению, реальная ситуация на рынке мебели не столь замечательна. Более 47% представленной на нем продукции – это импорт. Мебельная индустрия является частью лесопромышленного комплекса, но темпы роста ее (1–2%) заметно меньше, чем у всего комплекса в целом (4–5%), сообщил журналистам замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. По его мнению, необходимо сбалансированное развитие всех сегментов мебельной отрасли, для этого есть и возможности, и ресурсы. В ближайшие два месяца, сообщил чиновник, министерством будет разработана дорожная карта по развитию отечественного лесного комплекса. В нее будут включены новые дополнительные меры господдержки всех отраслей ЛПК, в том числе и мебельной промышленности.
От предложений – к законам
Главным событием деловой программы выставки стал круглый стол «Мебельное производство в России – проблемы, решения, приоритеты развития», в работе которого приняли участие представители Минпромторга России, отраслевых объединений, руководители крупнейших предприятий страны. Они обсудили пути повышения конкурентоспособности отечественной мебели и по итогам обсуждения направили в Совет Федерации ФС РФ предложение провести в 2015 году парламентские слушания по законодательной поддержке мебельной промышленности. Приоритетом государственной поддержки отрасли участники круглого стола предложили считать разработку целевых программ развития мебельной промышленности, включающих меры по стимулированию перевооружения предприятий, гибкую систему налогообложения, уменьшение кредитных ставок для промышленных предприятий, снижение уровня социальных взносов и защиту авторских прав.
Форум Директоров
На прошедшем в рамках выставки IX Форуме Директоров «Мебель как бизнес» руководители предприятий на примере опыта 877 российских компаний поделились идеями и стратегиями сохранения и развития бизнеса с учетом актуальных проблем мебельного рынка и реакций отдельных его сегментов на санкции и падение рубля.
В настоящее время емкость мебельного рынка в России составляет порядка 300 млрд руб. в год. Хотя глобального падения мебельной индустрии и не произошло, но рост ее в рублях, по отношению к прошлому году, составил всего 102% – с учетом инфляции и снижения курса рубля, это фактически говорит об уменьшении объемов произведенной продукции, отметил президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) Александр Шестаков. Казалось бы, падение рубля должно быть на руку отечественным мебельщикам, ведь стоимость их продукции зависит от курса валюты всего на 20%, тогда как стоимость импорта – на все 100%. Однако, хотя объемы импорта заметно сократились, рынок отечественных продаж «просел». По мнению Александра Шестакова, сейчас необходимо грамотно использовать «довольно приличный отрыв в стоимости отечественной мебели».
Для наращивания объемов продаж заместитель гендиректора по продажам и маркетингу ООО «ТД «Аскона» Роман Ершов настоятельно рекомендует использовать преимущества ТРЦ. За покупками сюда нередко отправляются всей семьей – и это ощутимо способствует росту продаж. Помимо этого, стоит также активнее использовать возможности интернета. В частности, у компании «Аскона» интернет-продажи составляют порядка 10% от всего объема.
Эксперты прогнозируют обострение конкуренции на мебельном рынке уже в самое ближайшее время, и потому выбор успешной стратегии становится особенно важен.
Конфедерерация и ЕАЭС
В рамках выставки был подписан меморандум о создании Конфедерации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности стран Евразийского экономического союза: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Целью новой организации станет «содействие объединению потенциалов Сторон для обеспечения развития деревообрабатывающей и мебельной промышленности в Едином экономическом пространстве через формы торгово-экономической интеграции, формирование однотипных механизмов регулирования мебельного и деревообрабатывающего секторов экономики, согласованной научно-образовательной, денежно-кредитной, валютно-финансовой, налоговой и таможенной политики, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы».
Подготовкой учредительных документов займется рабочая группа под руководством генерального директора АМДПР Олега Нумерова. Подписать их намечено до 1 июля 2015 года.
Образование Конфедерации будет соответствовать новому уровню интеграции в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках Евразийского экономического союза и единого экономического пространства, подчеркивает президент АМДПР Александр Шестаков.
«Сегодня у нас создано единое таможенное пространство. Выработаны единые правила, по которым будем жить. Вступил в действие Технический регламент "О безопасности мебельной продукции", который действует на территории Белоруссии, Казахстана и России. И Конфедерация создается для того, чтобы мы совместно наиболее динамично могли развиваться. Этот орган будет регулировать взаимоотношения внутри мебельного кластера и принесет пользу мебельной, плитной, фанерной и деревообрабатывающей промышленности как России, так и Белоруссии и Казахстана», – заявил президент АМДПР.
Таможня
В дни выставки в Экспоцентре работал Консультационный центр по таможенному оформлению. Участники и посетители могли получить квалифицированные консультации по широкому кругу вопросов, касающихся ведения внешнеэкономической деятельности, таможенного оформления импорта и экспорта, транспортировки товаров, логистики закупок в рамках Таможенного союза.
Работающие в центре юристы, сотрудники Федеральной таможенной службы РФ и Центрального таможенного управления, специалисты в области логистики и транспорта предоставляли информацию о наиболее актуальных изменениях в законодательстве, нюансах взаимодействия с перевозчиками и таможенными органами, помогая компаниями избежать возможных ошибок и финансовых потерь.
Правилам таможенного оформления и технического регулирования в рамках Таможенного Союза и ВТО был посвящен также специальный семинар, организованный компанией «ВСН-ТРАНЗИТ» и ЗАО «Экспоцентр». Гендиректор ООО «ВСН-ТРАНЗИТ» Наталья Рудковская рассказала участникам семинара об изменениях в действующих на территории Таможенного Союза общих правилах таможенного оформления мебели и комплектующих к ней, в т.ч. в связи вступлением России в ВТО. Требования безопасности мебельной продукции в настоящее время серьезно ужесточаются, причем по целому ряду параметров: от эргономики, пожарной, радиологической и электрической безопасности до ограничения миграция вредных веществ.
Возможности технического регулирования активно используются также в борьбе с недобросовестной конкуренцией – «черными» сертификатами, «пустыми» протоколами, фальсификатами. Этой цели призвана служить вся система регулирования обращения мебельной продукции на территории Таможенного союза и действующий технический регламент «О безопасности мебельной продукции».
Главное событие мебельного рынка России
Международная выставка «Мебель-2014», главное событие мебельного рынка России и Восточной Европы, проводится ЗАО «Экспоцентр» при поддержке Минпромторга РФ, под патронатом ТПП РФ, при содействии ведущих отраслевых объединений – Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России и Ассоциации «Центрлесэкспо».
Написать комментарий