Как правительство обяжет глав регионов отвечать за долги
Российские регионы болезненно пережили начавшуюся в 2013 году стагнацию российской экономики. В ряде субъектов администрациям с трудом дается выполнение указов президента Владимира Путина. Растут дефициты бюджетов и, как следствие, долги. Как Минфин решил контролировать ситуацию?
О подготовке Минфином законопроекта, который наделит президента России правом отстранять губернаторов от занимаемой должности за долги региона, представителям власти было известно как минимум с октября прошлого года. Со стагнацией в экономике сигналы бедствия поступали из разных точек на карте страны, а центр готовил адекватную реакцию в виде поправок в Бюджетный кодекс. В частности, озвучивалась информация о том, что Минфин собирается определить ответственность глав субъектов за превышение региональной задолженности уровня годового дохода на 10%, т.е. критическая задолженность определялась в 110% относительно объема доходов за последний фискальный год.
Выступая сегодня на Гайдаровском форуме, министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что по итогам 2013 года региональные бюджеты увеличили дефицит до 700 млрд руб. При этом долги регионов перед федеральным бюджетом выросли до 1 трлн 200 тыс. руб. Цифра оказалась неожиданной для правительства, ведь еще в декабре Минфин оптимистично ожидал, что показатель не превысит 300-400 млрд руб. По прогнозам экспертов министерства, в 2014 году дефицит и вовсе должен был снизиться до 210 млрд руб. С большим реализмом на происходящее в российских регионах смотрели аналитики Standard & Poor’s. Они предсказывали, что дефицит составит 600 млрд руб., но даже их подсчеты отстали от действительности.
«В прошлом году они (регионы) увеличили дефициты более чем в два раза […].Это, конечно, нас настораживает», – сказал Силуанов. По его словам, дефицит был покрыт за счет прежних накоплений, но в 2014 году подушки безопасности у региональных властей уже не будет. Значит, вырастут заимствования, а рост долговой нагрузки к снижающимся доходам и просроченные обязательства могут плохо сказаться на кредитном рейтинге российских регионов. Поэтому в министерстве озаботились вопросом устойчивости региональных бюджетов. В Минфине посчитали выходом из ситуации наделить губернаторов ответственностью за долговую политику субъектов.
В 2008 году, отмеченном глобальным финансовым кризисом, Дмитрий Козак в должности министра регионального развития говорил о необходимости санкций в отношении тех глав регионов, кто неэффективно расходует государственные субсидии, но до закона тогда не дошло. Оживление дискуссии вокруг региональных бюджетов, как и в 2008 году, произошло с нарастанием трудностей в российской экономике.
В настоящий момент федеральная власть оценивает работу глав субъектов по 12 критериям. Все они содержатся в законе «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». В Минфине предложили дополнить закон еще одним, 13 параметром оценки, который может стать ахиллесовой пятой в турбулентные времена. По задумке министерства, президент сможет поднять вопрос о доверии тому или иному губернатору, если сумма просрочки выплат по долговым обязательствам составит или превысит 10% от годового уровня доходов субъекта. В формулировке закона президент может отстранять от должности за действие или бездействие губернатора по сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам.
В статье закона будет предусмотрена возможность заключить с Минфином соглашение о восстановлении платежеспособности субъекта, если региональные власти выйдут за ранее установленный лимит. Тогда чиновники министерства вместе с региональными коллегами будут проводить «санацию» субъекта, а соглашение будет действовать в течение пяти лет. Отставку губернаторы могут получить именно во время исполнения или неисполнения плана санации, потому как рост задолженности может зависеть от объективных экономических причин, признают в Минфине. Таким образом, решение вопроса о задолженности региона будет контролироваться в ручном режиме, причем половину ответственности за процесс возьмет на себя Минфин.
В 2013 году правительство смягчило бюджетное правило, согласно которому сверхдоходы от нефти и газа поступают в Резервный фонд – федеральную подушку безопасности. Теперь часть от этих доходов можно пустить на межбюджетные трансферты. Также в прошлом году остановился рост расходов федерального бюджета (дефицит 0,5%), составив всего 3% к уровню 2012-го, когда этот показатель вырос на 18%. Бюджет 2014 года подвергся секвестру, в результате которого Минфин выручил дополнительные средства от урезания расходных статей. Маневры по замещению выпадающих доходов позволят ведомству покрывать растущие дефициты региональных бюджетов, которые возникли из-за двух накладывающихся друг на друга факторов: ухудшения экономической конъюнктуры и замедления темпов роста, а также повышенных социальных обязательств, возложенных на регионы «майскими указами» Владимира Путина.
Замедление роста экономики и стагнация привели к тому, что за первые три квартала, по данным Росстата, налог на прибыль сократился на 17%, за январь-ноябрь 2013 года финансовый результат компаний снизился на 15%, до 5,776 трлн руб. против 6,852 трлн за аналогичный период 2012 года, доля убыточных предприятий выросла на 30%, а показатель капитальных расходов в ряде субъектов опустился ниже уровня поддержания общественных услуг. Естественные монополии до 2017 года по указу правительства должны ежегодно сокращать капитальные расходы на 10%, повышая свою эффективность, но первыми под нож идут инвестиции – в 2013 году они составили 18% ВВП и почти не показали роста. Так же и региональные администрации вместо необходимых инвестиций в инфраструктуру и мер поддержки бизнеса, производят урезание расходов и направляют освободившиеся средства на выполнение указов президента.
Сложное положение отмечалось в разных регионах. Власти Смоленской области, к примеру, в октябре прогнозировали сокращение региональной экономики на 3% относительно 2012 года. В пять раз уменьшили налоговые отчисления «Транснефть», ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром», «Росатом» и «Ростелеком» – консолидированная группа крупных налогоплательщиков, обеспечивающая 40% регионального бюджета. Вице-губернатор области Игорь Скобелев обратился с этой информацией в местное представительство «Единой России» с просьбой посодействовать списанию регионального долга перед федеральным бюджетом. При этом Скобелев вспомнил российскую практику «прощения» долгов бедным африканским странам. Чем свои регионы хуже Африки, задался он вопросом.
Действия региональных властей по стимулированию экономики оказались скованы социальными статьями расходов. Достижение целевых показателей вынудило чиновников Вологодской области обсуждать урезание расходов за счет госаппарата и его перевода на четырехдневную рабочую неделю. Расчет был на то, что в Минфине заметят проблемы региона и помогут трансфертом из федерального бюджета. Но в ходе большой пресс-конференции 19 декабря президент Владимир Путин на вопрос об ухудшающемся самочувствии регионов ответил, что это, может быть, даже и хорошо.
«Нужно действовать по-другому, нужно сокращать неэффективные расходы, нужно структурировать социальную сеть, социальную сферу и экономику, добиваться большей отдачи, и тогда появятся ресурсы для реализации всех наших планов», – сказал Владимир Путин. Ровно этим в 2013 году и занимались в проблемных регионах, часть из которых на 80% формируют свои бюджеты из дотаций федерального центра.
Однако, при общем износе инфраструктурных фондов России на 48,1% (данные Росстата за 2013 год), а по отдельным статьям на 56,6% (транспорт и связь), 54,4% (образование) и 52,8% (здравоохранение), урезать дальше нельзя. Нужны инвестиции в развитие регионов, находящихся в настоящем экономическом кризисе. Но пока они вынуждены выполнять обещания федеральной власти на местах и другого выбора, кроме как ограничить свою экономическую свободу и передать часть ответственности Минфину, у многих уже не будет.
Написать комментарий