Как обвал рубля вместо правительства спас авторынок в конце 2014 года
Пессимистические настроения потребителей и резкий рост доллара вызвали ажиотажный спрос на автомобили, что поддержало российский автомобильный рынок лучше, чем действия правительства. Когда ажиотажный спрос выдохнется? Чего ждут дилеры и автопроизводители от наступающего 2015 года?
Успеть купить
Итоги ноября порадовали российских дилеров и автопроизводителей. Впервые за последние месяцы продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России почти не снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На фоне 26%-ного падения летом и 20%-ного снижения в сентябре, ноябрьские результаты можно отпраздновать как успех.
Правда, это, скорее, тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Последний раз подобный рост продаж был отмечен в марте, когда случилась первая волна ослабления рубля и граждане ринулись спасать сбережения. Сейчас общий настрой еще более пессимистичен: за октябрь-ноябрь рубль подешевел на целых 20%, и предпосылок к изменению этого тренда пока не видно.
Рост цен побуждает поторопиться с покупками, поэтому в автосалоны поспешили и те, кто приобрести автомобиль собирался, скорее, гипотетически – когда-нибудь, через пару месяцев или полгода. Чаще всего расплачиваются наличными, спасая тем самым сбережения от обесценивания. Автокредиты популярны все меньше, и не удивительно: ставки растут, закредитованность – тоже, а уверенность в будущем тает с каждым днем.
При этом почти половина покупок на российском авторынке приходится на граждан Белоруссии. Из-за падения рубля новые автомобили в России оказались на 30–50% дешевле аналогичных предложений в Белоруссии. Поэтому белорусы спешат воспользоваться ситуацией, покупая машины как для личного пользования, так и для перепродажи на родине.
Премиум или бюждет?
Автодилеры, не ожидавшие такого ажиотажа, жалуются на возникший дефицит. За октябрь и ноябрь дилерам удалось распродать все запасы, и на некоторые ходовые марки даже есть дефицит, рассказывает старший менеджер автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. Сейчас свободных машин в автоцентре почти нет, ближайшее поступление придет после новогодних праздников, предложить свободную машину покупателю очень тяжело, говорит гендиректор «Атланат-М Лахта» (представлены Opel, Chevrolet, Hummer, Saab) Евгений Пекарский. «Мы распродали даже те модели, которые не надеялись продать до весны 2015 года», – поясняет он. «Люди спешат в автосалоны, но в отличие от обычной предновогодней практики никто сегодня не говорит ни о каком дисконте, скидках или подарках, покупателей интересует – есть ли автомобиль в наличии и когда ближайшие поставки», – говорит управляющий директор новосибирской компании «СЛК-моторс» (продает Toyota и Lexus) Илья Суставов.
Участники рынка отмечают, что в нынешних условиях вырос спрос на модели премиум-сегмента, некоторые из них вследствие обвала рубля практически сравнялись в цене с автомобилями классом ниже. Самыми востребованными оказались паркетники.
Тем не менее, отечественная Lada могла бы, как и в предыдущие месяцы, оставаться лидером продаж, если бы не подкачали производители. Поставки от АвтоВАЗа «существенно сократились», при этом Granta «какое-то время не поступала вообще», хотя спрос на них был очень хороший – сожалеют дилеры. Гендиректор официального дилера Lada в Омске «Гарант» Олег Дынников сообщил, что в ноябре дефицит Granta составил около 20%. Представители АвтоВАЗа объясняют перебои проблемами с поставщиками. К концу ноября на заводе скопилось порядка 4 тыс. некомплектных машин, однако предприятие рассчитывает, что в декабре ситуация стабилизируется и производство «вновь выйдет на нормальные темпы».
Пока же Lada Granta пропустила вперед корейскую Kia New Rio. В пятерку самых продаваемых марок по итогам ноября вошли также Renault, Hyundai и Toyota. Впрочем, в будущем году, когда цены на иномарки повысятся, отечественные автомобили вновь станут весьма востребованными, полагают эксперты. Иностранные бренды не возместили объем продаж, потерянный АвтоВАЗом в ноябре, так что возникла ситуация отложенного спроса, считает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов.
Стимулирующее подорожание
О повышении цен ряд производителей объявил еще в начале ноября. Одними из первых стали Ford, Mercedes, Peugeot, Sang Yong, Honda, Mazda и Skoda. В общей сложности подорожало 24 автомобильных бренда, сильнее всего – новинка Chevrolet Tahoe (на 19%) и кроссовер Infiniti QX80 (примерно на 10%).
С декабря повысили цены BMW, Volkswagen, Nissan, Opel и многие другие. Среди самых стойких оказалась Kia, чей бестселлер Kia Rio собирается на питерском «Хендэ мотор мануфактуринг Рус» с локализацией 47% и пока подорожал лишь на 1%. Не планируют повышать цен до конца года также Toyota и Mitsubishi. Однако в 2015 году рост цен неизбежен.
«В среднесрочной перспективе при текущем курсе рубля цены на российские иномарки должны подняться на 10–15%, цены на импортируемые модели могут вырасти на 20–25%, считает гендиректор группы «Рольф» Татьяна Луковецкая. Но повышать стоимость одномоментно не решится ни один бренд – скорее всего, цены будут медленно тянуться вверх в течение года». При этом местные производители будут иметь преимущество перед «чистыми импортерами» благодаря возможности закупать комплектующие за рубли, отмечает президент Ассоциации РОАД Владимир Моженков.
Подъем будет недолгим
Участники рынка полагают, что нынешний подъем не продлится долго, и в следующем году падение продаж усилится. Причин для оптимизма, действительно, нет. Из-за ослабления рубля цены продолжат расти. При этом общий спад экономики и снижение уровня жизни никак не способствуют спросу на автомобили, тем более что все, кто подумывал о покупке, поторопились совершить ее до повышения цен.
Какое-то время основным драйвером авторынка выступало автокредитование. В кредит сегодня приобретается каждый третий автомобиль, чаще всего – бюджетные иномарки или отечественные Lada. Однако доля таких сделок уменьшается из-за значительного подорожания кредитов. Только в текущем году автокредиты подорожали на 1,5-2% в связи с ростом стоимости фондирования для самих банков, а также из-за увеличения кредитных рисков. В следующем году, с учетом сложной финансовой ситуации, они могут вырасти еще на 2–3%. «Рост ставок еще на два-три процентных пункта (11 декабря Банк России поднял ключевую ставку на 100 базисных пункта – до 10,5% – ред.) – и о продажах автомобилей в кредит можно будет вообще забыть... По нашим подсчетам, падение кредитных продаж в два раза приведет к снижению продаж на 400 тыс. автомобилей в год», – предупреждает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. Еще одной угрозой для авторынка он считает рост тарифов страхования. «Стоимость КАСКО и при первичном оформлении, и при пролонгации выражается уже космическими цифрами. С октября выросла стоимость обязательного страхования. И, скорее всего, это еще не предел», – отмечает глава РОАД.
Утилизация и материнский капитал
Стремясь остановить падение продаж, Минпромторг с сентября 2014 года возобновил программу утилизации автомобилей. Изначально планировалось, что она будет действовать всего четыре месяца, теперь же ее продлили до конца 2015 года. Правда, финансирование ее в будущем году значительно уменьшат. С сентября по декабрь на нее было выделено из бюджета почти 13 млрд руб., а на весь следующий год предполагается выделить всего 10 млрд. Сумма компенсаций за сдаваемый в утиль автомобиль при покупке нового составляет от 40 тыс. руб. за легковой до 350 тыс. руб. за грузовой автомобиль. По оценке Минпромторга, благодаря программе утилизации продажи отечественного автопрома к концу нынешнего года упадут всего на 6%, а не на 8%, как прогнозировалось ранее. В первом полугодии 2015 года по этой программе должно быть реализовано порядка 170 тыс. автомобилей, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Программа утилизации оказалась «максимально эффективной для относительно недорогих марок», отмечает президент ГК «Фаворит Моторс» (дилер Kia, Ford, Chevrolet и Volvo) Владимир Попов. При этом, по его мнению, она стала одним из факторов, которые помогли корейской Kia New Rio «забрать рыночную долю» Lada Granta, чье участие в программе было временно приостановлено.
Поддержать авторынок правительство готово даже за счет материнского капитала. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минтруда, Минфину, Минэкономразвития и Минпромторгу до 12 февраля 2015 года проработать «вопрос о возможности использования материнского капитала на приобретение транспортных средств». Правда, вице-премьер Ольга Голодец сразу же высказала сомнение в целесообразности такого решения, поскольку «автомобиль – вложение, которое со временем теряет в своей стоимости», гораздо менее важное и надежное, чем покупка жилья.
В качестве «кнута и пряника» планируется также изменить транспортный налог «с учетом экологических и возрастных характеристик автомобилей» и, возможно, субсидировать часть процентной ставки по автокредитам. Кредиты предполагается обсудить до февраля, а с налогами подождать до июня. Если государство возобновит программу субсидирования процентных ставок, то доля кредитных автомобилей может вернуться к показателям 2013 года в 40–45%, считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексей Волков. Впрочем, оживления авторынка большинство экспертов все равно ожидают не раньше 2016 года, когда общая экономическая ситуация может улучшиться.
Написать комментарий