Как государству оживить малое и среднее предпринимательство?
В последнее время в России на уровне государства был принят ряд важных мер по поддержке малого и среднего предпринимательства. Однако к существенному изменению состояния это не привело. Что нужно делать, чтобы его доля в ВВП выросла до 60-70%?
Отечественный бизнес существует около 28 лет и успел за это время пережить несколько системных кризисов. Малое и среднее предпринимательство (МСП) действует в основном в торговле и услугах, а его доля в ВВП не превышает и 20%. При этом в производственной и социальной сфере МСП практически нет.
Население России проявляет очень низкую активность в создании новых бизнесов. Это связано с множеством причин. В первую очередь с боязнью трудностей, низкой престижностью деятельности, недоступностью кредитов, бюрократическими барьерами. Население отпугивает от ведения малого и среднего бизнеса (МСБ) избыточная фискальная и административная нагрузка, поэтому большинство людей в нашей стране даже не рассматривают для себя возможность начать свое дело.
Стоит отметить и низкий уровень проникновения малого и среднего бизнеса в социально-значимые отрасли (образование, воспитание и досуг детей и молодежи, медицина и социальное обслуживание, легкая промышленность и товары широкого потребления, продовольственная индустрия, высокие технологии и инновации).
На поддержку МСП (субсидии на пополнение оборотных средств, компенсацию процентных ставок, государственные гарантии при кредитовании, создание бизнес – инкубаторов и т.д.) из федерального и региональных бюджетов ежегодно, в среднем, выделяется около 40 млрд руб. В последнее время был принят ряд важных мер по поддержке МСП, создано Агентство кредитных гарантий, ожидается принятие поправок в Налоговый кодекс о введении налоговых каникул для начинающих предпринимателей.
Однако к существенному изменению состояния малого и среднего бизнеса в стране это не приводит. Отсутствует рост реального сектора, участия предприятий малого и среднего бизнеса в целом ряде важных отраслей экономики, практически не улучшаются качественные показатели как самих компаний, так и производимых ими продуктов.
В связи с этим встает вопрос о роли государства в этом процессе. Одни говорят, что его присутствие чрезмерно. Другие выступают за увеличение такой роли. В этот спор необходимо внести ясность. Государство может присутствовать в экономике как регулятор (контролер), собственник, заказчик или партнер. Как регулятор – наше государство преуспело. Как собственник – тоже. В любой стране государство – самый большой покупатель товаров и услуг, это нормально. Но как партнеру нашему государству еще надо развиваться. К сожалению, у нас сырьевая экономика. Мы мало производим того, что потребляем ежедневно и в больших количествах. Наши магазины забиты импортом, а конкурировать с ним «с нуля» почти невозможно. Протекционизм – не выход. Выход – государственно-частное партнерство: масштабное, разнообразное и доступное для всех, кто хочет и способен что-то делать.
В условиях необходимости кардинального изменения и модернизации экономики властям разного уровня стоит стать координаторами прорыва. Никто другой этого сделать просто не сможет. Без непосредственного участия государства эту ситуацию быстро не изменить.
Для развития предпринимательской среды более всего необходимо объединять многочисленные, но слабые по отдельности региональные и местные предпринимательские сообщества страны в рамках единой сети.
Также будет полезно сформировать единую систему диалога и «двусторонней связи» бизнеса и власти, объединить аналитическую и экспертную работу предпринимательского сообщества и государства при подготовке и реализации важных решений. Кроме этого, развивать общение между бизнес-объединениями и общественными организациями других социальных групп, налаживать отношения и обмен опытом между российскими и зарубежными бизнес объединениями.
Мы не обойдемся и без увеличения эффективности, прозрачности и доступности системы государственной поддержки нового и уже действующего малого и среднего бизнеса. Если государство будет стимулировать и укреплять предпринимательскую кооперацию, это позволит более эффективно конкурировать на рынке, создавать сложные продукты и объединяться в сфере развития социальных гарантий для работников. Но для этого также необходимо стимулировать производство и приобретение малыми и средними компаниями высокотехнологичной продукции.
Немаловажно на государственном уровне создавать условия для кредитно-финансового обеспечения малого и среднего бизнеса, новых для нашей страны подходов к взаимодействию капитала и производства, в том числе за счет формирования и использования МСП нематериальных активов. Во всем мире любое достижение можно «отнести в банк» или «сходить с ним в суд». У нас все не так, к сожалению. Репутация, уровень профессионализма персонала, изобретения, патенты, награды и прочее – могут добавлять компании возможности привлечения инвестиций и получения более доступных кредитов.
Только решение этих вопросов позволит развивать малый и средний бизнес и довести его долю в ВВП России до 60-70%.
Валентин Агарков,
Председатель Координационного совета Ассоциации молодых предпринимателей
Написать комментарий
Я тоже мечтаю о своём бизнесе,но,к сожалению,у меня был горький опыт ведения бизнеса.Пришлось прекратить предпринимательскую деятельность.Но мечта осталась.Очень жаль,что у нас в России так тяжело вести бизнес.Не успеешь начать- плати налоги.А как же раскрутка?Получается,сначала налоги,а заработаешь потом.Про проверки молчу,особенно пожарников. Местная администрация если и не помогает,то хоть бы уж не мешали.Поэтому,думаю,ещё долго я не смогу осуществить свою мечту.Хотелось бы,чтобы давали время на раскрутку, минимум пол-года безналогового периода. Ведь ещё не факт,что всё пойдёт хорошо.
Столыпина спросите
Просто надо не мешать и дать хоть немного подняться предпринимателям,а не облагать бешеными налогами сразу,что ставит на колени весь бизнес.Коли смотрим в капитализм,то смотреть надо как в нормальных странах он развивается.Там дают льготы,чтобы бизнес раскрутился,а у нас уже сразу начинают с налогов.