К модернизации через образование
Проведение широко декларируемого в последнее время курса на модернизацию экономики страны невозможно без качественно нового уровня образования – в первую очередь, в регионах, в сельской местности. Эту взаимосвязь отметили еще более 100 лет назад: в архивных публикациях российских общественных деятелей мы находим подтверждения этой мысли.
«Заботясь о распространении образования, мы усердно хлопочем об увеличении числа училищ, теряя из виду, что разумный ход общественного образования зависит не от числа училищ, но от их достоинства. Напрасно думают, что мы страдаем от малого числа средних учебных заведений. Мы больше страдаем от их неудовлетворительности. Мы страдаем не от недостатка людей учившихся, но от изобилия людей недоучившихся и испорченных дурным развитием, от малого числа людей основательно воспитанных и серьезно приготовленных школой к труду и самостоятельной жизни». («Причины бедности наших гимназий» - «Журнал Министерства народного просвещения», 1863, № 10, с.12).
«Деятельность науки в ее применении к обогащению человека возрастает с каждым днем. В будущем богатейшим и потому могущественнейшим народом будет тот, у которого при труде будет наиболее знания. Необходимое для обогащения образование не менее того научает и разумному употреблению богатства». (Лавлей Э. Народные школы. Их современное положение, относящееся к ним законодательство во всех государствах. СПБ, 1873 – 560 с. № 29283).
«Школа должна чутко прислушиваться ко всем важнейшим течениям жизни, должна следить за всеми новейшими и существеннейшими условиями и требованиями ее и сообразно с этим направлять умственное, нравственное и физическое развитие учащихся, дабы таким путем положить прочное основание для развития общественной жизни». («Русская школа», 1900, № 5-6, с. 123).
«Дурно устроенная школа служит могущественным фактором подрыва здоровья и физического развития юношества». («Русская школа», 1900, № 5-6, с. 155).
«Великая миссия народной школы – учить молодое поколение жить одной общей гражданской жизнью и подчинять свои сравнительно второстепенные племенные интересы великим государственным задачам, равным образом касающимся существенных жизненных потребностей всех граждан, без различия». («Русская школа», 1900, № 7-8, с. 159).
«При современной международной конкуренции, невежественный народ не может удержать своего положения ни в отношении своей промышленности, ни в отношении своей политической роли». («Русская школа», 1900, № 7-8, с. 181).
«Общее образование важно не только как базис для образования профессионального, но оно важно как самостоятельное средство повышения производительности труда». («Русская школа», 1900, № 9, с. 129).
«Невежество русского народа и некультурность русского общества вообще ставят непреодолимые препятствия для развития общественной нравственности, то есть сознания своих обязанностей не только по отношению к близким людям, но и по отношению ко всем гражданам вообще». («Русская школа», 1900, № 12, с.167).
«России недостает именно таких интеллигентов, которые умеют не только рассуждать о жизни, а творить жизнь, активно участвовать в коллективном строительстве сложной жизни страны. Недостает граждан, состоящих из трудящихся мыслителей и из мыслящих тружеников». («Русская школа», 1915, №4, с.89).
«Надо уметь быть организованными и уметь совместно действовать. Этого качества у нас нет. Мы индивидуалисты. У нас нет навыков в совместной деятельности. Наша история последнего времени, уклад нашей жизни не содействовали у нас развитию этих качеств.
Ведь творцом в жизни являются не железные дороги, не банки, а зиждительный дух человека. Человек, окрыляемый этим духом, творит новые формы жизни.
У нас желали могильной тишины, среди которой должны были жить маленькие люди и квакали, только квакали, как лягушки в болоте. У нас боялись сильной, яркой мысли, стальной энергии. Таких непоседливых, беспокойных людей у нас не любили, не давали дорогу.
Больно, тяжело за нашу землю, за наше население, понуро ходящее по земле.
Мы не привили широким слоям нашего населения жажды творения, желания работать, сознания чувства долга перед страной и родиной. А нашу молодежь мы держим в апатии и не зажигаем в ней жажды творения.
Мы дух творения не только не возжигали, а угашали. И вот результат.
У нас везде барьеры и заборы, везде препятствия, препоны. Этим самым мы отбивали охоту творить, ярко, вдохновенно работать». (Озеров И.Х. «Новая Россия». Петроград, 1916).
«Культурное развитие страны может протекать нормально и двигаться вперед лишь в случае, если, наряду с продвижением элементарной культуры и элементарного образования в самые широкие слои населения, будут концентрически расширяться и группы организаторов средней и высшей квалификации, и если страна будет участвовать в мировом движении науки и техники.
Вся работа страны должна осуществляться на строго научной основе. Условием развития науки является децентрализация ее. Научная работа должна опираться на весь предшествующий опыт и быть в тесной связи с современной научной мыслью. Это относится и к любой практической деятельности, которая тоже должна базироваться на научной основе». (Из тезисов доклада Константина Владимировича Дрягина, директора Вятской публичной библиотеки им. А. И. Герцена от 27 августа 1927 года. – ГАКО, ф. Р-1137, оп. 1, д. 2174, л. 28).
Согласитесь: более века прошло, но эти цитаты все еще актуальны. Не в этом ли причина того, что модернизация нашей экономики идет столь неспешно?
Написать комментарий
Модернизация нашей экономики идет ещё как, только в обратном разрушительном направлении! Вот посмотрите уже и бюджет еле сверстали. Ничего толкового не производим. Миллиарды просто отдали США, а сами берем под более высокие проценты. Пенсионный фонд трещит по швам. Чтоб не роптало население увеличили жалование холуям - полицаям и военным, чтоб охранять чиновничьи задницы. Вступили в ВТО - теперь пылесос по откачке всего и вся заработает на полную мощь. Нас попросту ждет участь Греции.