06 ОКТ, 22:20 МСК
USD (ЦБ)    94.5054
EUR (ЦБ)    104.4481


К «батьке» за знаниями. Что заинтересовало российских чиновников в белорусском опыте хозяйствования?

17 Мая 2016 9645 2 Экономика
К «батьке» за знаниями. Что заинтересовало российских чиновников в белорусском опыте хозяйствования?

Обострившийся экономический кризис все нагляднее демонстрирует ущербность российской экономической модели. Страна, имея богатейшие природные ресурсы, обладая еще совсем недавно развитой промышленностью и сильным научным потенциалом, сегодня зависима от импорта практически во всем. Площади российских черноземов составляют половину от мировых площадей, а разговоры о продовольственной безопасности страны так и остаются разговорами уже несколько лет. На этом фоне российские чиновники все чаще говорят о белорусском опыте, который позволяет государству не только обеспечивать себя продовольствием, но и являться его экспортером. Вдохновляют российских чиновников новации наших соседей в дорожном строительстве, а также многие решения белорусского руководства в области экономики. Насколько годится нам белорусский опыт и так ли заинтересованы в нем российские чиновники?

Перенимаем опыт в сельском хозяйстве.

В сельском хозяйстве Белоруссии занято около 10% населения республики, отрасль представлена в основном крупными агрохолдингами, принадлежащими государству, возникшими на базе колхозов и других сельхозпредприятий советского периода. Дотации в отрасль из бюджета республики находятся на уровне 5% ВВП и состоят большей частью из налоговых льгот и субсидий. Большие средства республика последние годы выделяла на переоснащение и модернизацию сельхозпредприятий, сегодня до 65% молока в Белоруссии производится предприятиями, оснащенными самым современным оборудованием. Как результат, объемы потребления мяса и молока на душу населения в республике одни из высочайших в мире, и в полтора раза выше российских показателей.

Более того, Белоруссия экспортирует сельхозпродукцию на сотни миллионов долларов в год. Белорусские власти не стали «оптимизировать» национальную сельхозакадемию наук по российскому образцу, в итоге основу животноводства и растениеводства составляют местные высокопроизводительные породы и сорта с минимальной зависимостью от импорта.

Проблемы испытывает республика с обеспеченностью рыбой и морепродуктами – потребление этих продуктов на душу населения примерно в полтора раза ниже рекомендованной врачами нормы. В морской державе России этот показатель такой же – около 15 кг рыбы и морепродуктов в год на человека.

 В России в сельхозпроизводстве используется несколько иная модель хозяйствования. Если очень схематично, то выглядит она следующим образом. Государство делает ставку на частные агрохолдинги, на которые приходится основная доля государственных субсидий и иных форм поддержки. Ведущие агропроизводители пользуются особым вниманием высших государственных чиновников. Например, к известному агрохолдингу «Мираторг» весьма неравнодушен премьер Медведев, а самый крупный производитель молока в стране агрокомплекс им. Н.И. Ткачева связан с семьей нынешнего главы Минсельхоза Александра Ткачева.

Способ производства в сельском хозяйстве во многом напоминает «отверточную» сборку, принятую, например, в условно-отечественном автопроме. Агрохолдинги закупают импортный семенной и племенной материал, корма, удобрения, сельхозтехнику. Удешевлению продукции этот импорт никак не способствует, конкуренцию в виде мелких фермеров и ЛПХ государство методично устраняет, очень этому способствуют периодические вспышки специфических «чум» и «гриппов», которые затрагивают исключительно мелкого сельхозпроизводителя. В итоге агрохолдинги сообщают о росте прибылей, насыщении отечественного рынка своей продукцией и даже о грандиозных планах экспорта мяса. Итогом такого «хозяйствования» явилось то, что в России потребление мяса без учета субпродуктов второй категории в 2012 – 2014 году было ниже рекомендованной врачами нормы, сегодня этот показатель продолжает снижаться. Российские чиновники, вероятно, полагают, что все отличие между достижениями белорусского и российского сельского хозяйства кроется в технологиях. И по этой причине едут наши региональные депутаты и представители исполнительной власти в соседнюю республику за передовым опытом. Даже с Сахалина летят за уникальными знаниями – видимо областной бюджет такие «вояжи» оплачивать в состоянии. Надо полагать, что теперь понадобятся дополнительные средства на внедрение полученных знаний.

Учимся у белорусов строить и обслуживать дороги.

Высокое качество белорусских дорог давно вызывает зависть у российских автомобилистов. Причем разница в качестве между дорогами России и Белоруссии отмечается при одинаковых технологиях дорожного строительства уже давно. Тянутся депутаты и чиновники российских областей за передовым опытом в соседнюю республику. Едет делегация из Калуги набираться знаний в Белоруссию, не отстают от своих калужских коллег уральские чиновники, которых привлекла технология цементобетонных покрытий, разработанная в БелдорНИИ. О строительстве дорог с цементобетонным покрытием заговорили после того как на пространстве Таможенного союза в 2012 году начало образовываться перепроизводство цемента. Дороги по этой технологии стали строить в 2013 году в Казахстане, в 2014 году начато строительство дорог с цементобетонным покрытием в Белоруссии. И вот в прошлом году потянулись за белорусским опытом чиновники Псковской области, построен участок такой дороги и в Приморье, собираются использовать эти технологии на Сахалине. По данным специалистов БелдорНИИ, дорог с цементобетонным покрытием в Европе в среднем около 5%. Такие дороги хотя и обещают долговечность в эксплуатации, но на практике не выдерживают расчетного срока и капремонты на них начинаются гораздо раньше. Стоимость строительства и эксплуатации цементобетонных дорог при этом выше, нежели у традиционных асфальтовых.     

Желание перенять лучший мировой опыт строительства дорог не покидает наших депутатов и чиновников. В Рязанской области силами израильских специалистов в сентябре прошлого года была построена экспериментальная грунтовая дорога. После зимы она пришла в полную негодность, к счастью, без потерь для областного бюджета. А депутатов Госдумы очень привлекают попытки строительства дорог из пластика в Голландии.

Но после совещания с главой холдинга «Евроцемент» в Минтрансе министр транспорта Мантуров поддержал идею строительства дорог с цементобетонным покрытием, а закрепил эту инициативу премьер Медведев, подписав в этом месяце «Стратегию развития промышленности и строительных материалов на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года». Документ предполагает «цементобетонный» вариант дорожного строительства.

Приглянулся российским властям также опыт соседнего государства по взиманию платы за пользование автодорогами.

Белоруссия является транспортным коридором между странами Евросоюза и Россией, трафик транзитных грузоперевозок по автомобильным дорогам республики огромный. Плата за пользование ими взималась и ранее в форме экологического сбора, а с 2013 года в Белоруссии нужно оплачивать проезд по отдельным участкам республиканских трасс.

Оператором системы сбора платежей является государственная компания BelTol, а получаемые ею средства поступают прямиком в бюджет республики.

Российская система взимания платы с большегрузов «Платон» затронула интересы в основном российских перевозчиков, протестные акции дальнобойщиков не прекращаются и по сей день, а главным выгодополучателем от всей этой затеи является отнюдь не федеральный бюджет.

Берем только лучшее

Белоруссия – в силу небольшой численности населения – не имеет возможности построить независимую во всех аспектах экономику. Не обладают наши соседи и запасами углеводородов. Республика вынуждена интегрироваться с другими государствами, а кризис в мировой экономике заставляет применять непопулярные меры стабилизации бюджета. Эти приемы охотно берут на вооружение российские чиновники. Заявляют о желании поднять как в соседней стране пенсионный возраст гражданам России, российский Минфин по примеру белорусов предлагает взимать сборы на операции с валютой. А Минтруда желает ввести налог на тунеядство, «забыв», что безработица в Белоруссии не превышает 1%, а в России этот показатель в 6 раз больше. Не говоря уже о том, что подобный акт не противоречит белорусскому законодательству, чего не скажешь о российском.

Однако среди всех этих инициатив не просматривается желания создать собственное машиностроение по примеру наших соседей или построить такую модель в сельском хозяйстве, которая обеспечивала бы интересы большинства граждан России, а не отдельных коммерческих структур и связанных с ними чиновников.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
08.06.2016 0 0
Александр:

Интересно узнать источник с точным указанием безработицы в Белорусии. Никогда 1% не было и быть не могло. Цифра занижена как минимум в 10 раз, а то и того более

Л
18.05.2016 0 0
Людмила:

Во - первых, Батька с большой буквы. Во-вторых, Беларусь всегда отличалась мудростью руководства - Мазуров, Машеров... В -третьих, в Беларуси нет "дикого капитализма", как в России. Не допустили.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more