Итоги турсезона – 2015
Туристический сезон в целом завершен, и уже можно говорить о некоторых итогах: где отдохнули в этом году жители России? А также начать оценивать перспективы и формировать планы на будущее.
Простой и быстрый ответ ни для кого не будет неожиданностью: летом 2015 года многие из тех, кто привык проводить отпуск за рубежом, предпочли отправиться на российские курорты. Для части населения рост валюты сделал желанные заморские берега недоступными, но дело не только в этом: немаловажную роль сыграло и общее изменения вектора общественных настроений. Возможно, назвать это ростом патриотизма будет чересчур громко, но выбор внутреннего туризма в противовес внешнему обусловлен не только деньгами, но и идейными соображениями.
Уже в июле туроператоры, ориентированные «на экспорт», с грустью констатировали: объем продаж зарубежных турпакетов по сравнению с прошлым годом упал на 20%. Сейчас, в октябре, можно смело говорить о 30%, но окончательные цифры Ростуризм предоставит в начале следующего года. Что предпочли жители России в качестве альтернативы?
Крым
Первый и очевидный ответ – конечно, Крым. Теперь, когда любимый многими черноморский полуостров вновь стал частью РФ, жители страны захотели провести отпуск именно здесь. Бонусы, казалось, очевидны: не нужно визы, рукой подать, да и возможность говорить на родном языке не надо недооценивать. Кроме того, за последние годы крымский отдых заслужил репутацию бюджетного… Вот здесь россиян и ждал неприятный сюрприз: цены взлетели, словно оголодавшие за прошлые годы крымчане решила воспользоваться патриотизмом новых соотечественников. Многие москвичи вернулись из отпуска в Крыму этим летом недовольные: цены в магазинах, на рынках, в кафе, в отелях – московские. Чистота моря, пляжей и в целом уровень сервиса при этом – совсем не турецкий.
По словам губернатора республики Крым, здесь идет активный процесс привлечения к налогообложению «самозанятых граждан, осуществляющих сдачу жилья внаём. В течение 2014 года путём приобретения соответствующего свидетельства привлечено к налогообложению 2633 объекта недвижимости, в которых предоставляются места для кратковременного проживания. Общая сумма поступившего налога по данной форме налогообложения за 2014 год составила около 9 миллионов рублей». Каждый восемнадцатый взрослый житель республики занят в сфере туризма, каждая шестая семья получает доходы за счёт оказания услуг в сфере туризма. «Люди готовы платить государству разумные налоги или сборы за счёт оказания услуг по приёму туристов, но их отпугивают бюрократические сложности в организации и ведении данного вида бизнеса». А если эта процедура упростится, что это значит для туристов? Вероятно, то, что цены еще повысятся.
Сочи
Олимпиада превратила Сочи в люксовый с виду курорт. Отели города заполнены и зимой, и летом. По словам руководителя города Сергея Юрченко, «в Сочи работают и морской, и горный кластеры: в прошлом году аэропорт Сочи принял 2 миллиона 800 тысяч туристов. 2015 год еще не закончен, но уже сейчас эта цифра достигла 3 миллионов, а по итогам года будет еще больше».
Алтай
Алтай – регион, который манит и жителей России, и многих зарубежных туристов. Конечно, это отдых не для массового туриста. Тем не менее за 10 последних лет туристический поток в крае вырос более чем в три раза, число круглогодичных мест размещения сегодня составляет в регионе почти 20 тысяч. Площадь номерного фонда за этот же период возросла на 30 процентов. На данный момент туристическая отрасль Алтайского края имеет долю 6,5% в общем валовом региональном продукте. Для сравнения: в целом в мировой экономике туристический бизнес составляет в национальном валовом внутреннем продукте около 10 процентов. Пока Алтай не достиг этой цифры, но можно сказать, что в целом показатели роста хорошие: 10 лет назад развитие отрасли стартовала с долей 2,5%.
Еще очень важно, что за эти 10 лет поменялась психология местного алтайского населения. Если сначала алтайцы относились неодобрительно к тому, что «вся роскошь – для туристов», то теперь они поняли, что туристы приносят деньги. Отношение кардинально поменялось, и многие охотно идут работать в туристскую отрасль. Недавно была открыта «Алтайская академия гостеприимства», она готовит кадры для предприятий и организаций, принимающих туристов.
В современной мировой практике все чаще туристические объекты делят не только по регионам, но и по темам, и российская туристическая отрасль стремится развиваться в рамках тренда. Ведь тематический потенциал у наших тур-объектов – огромен.
Круизный и яхтенный туризм
Сейчас среди российских и иностранных туристов достаточно популярны круизы по рекам России, но существуют еще Арктика и Дальний Восток. Ежегодно около 3 миллионов туристов посещают Аляску – а на дальневосточные российские территории не заходят. Причина: неразвитая инфраструктура. Несмотря на трудности, в этом сезоне открыты три первых круиза в Арктике – от Шпицбергена до Земли Франца-Иосифа. Потенциальный рынок круизов – до 80 тысяч человек в год.
Событийный туризм
В различных регионах Российской Федерации проходит множество ярких фестивалей, ярмарок: «Библионочь», «Бородинская битва», «Алые паруса», «День селёдки» в Калининграде. Этим и другим ивентам не хватает популярности – рекламы, для того чтобы стать полноценными.
Гастрономический туризм
Гастрономические фестивали, принятые во всем мире, наиболее актуально для южных регионов России, где широко развита винодельческая промышленность. Главная специфика виноделия в Крыму – большое количество винодельческих предприятий с полным циклом производства, от закладки виноградников до розлива готовой продукции. Винные фестивали в Крыму проводятся в Алуште, Феодосии, Бахчисарае.
Культурно-исторический туризм
Это одна из самых перспективных тем во всем мире. Мы же фактически можем похвастаться лишь «Золотым кольцом». Правда, в этом году под эгидой Министерства Культуры «введены в эксплуатацию» несколько новых межрегиональных маршрутов, которые обещают стать достойными аналогами и даже конкурентами «Золотого кольца». Это «Серебряное ожерелье», «Русские усадьбы», «Великий шелковый путь», «Красный маршрут».
Создание каждого из этих маршрутов – большая комплексная работа: реставрация культурно-исторических памятников, создание соответствующей инфраструктуры в каждом пункте, дороги, логистика, включение туроператоров, привлечение непосредственно туристов. Вложены миллиарды рублей государства и частных инвесторов. Основная проблема новых российских межрегиональных маршрутов все та же – отсутствие рекламы. Сезон прошел, но большинство россиян и не знают, что у них была такая интересная возможность для отдыха. Рекламы нет, а она необходима. Планируется ли широкомасштабная рекламная кампанию маршрутов в следующем сезоне? Заинтересованы ли турагентства в том, чтобы их продавать? Каковы впечатления туристов, которые побывали на маршрутах этим летом? Какая отдача предполагается в 2016 году? Все эти и многие другие важные вопросы о внутренних межрегиональных маршрутах Минкультуры и Ростуризм оставили без ответов.
Между тем само же министерство делает на новые туры по России большую ставку и надеется, что они будут достаточно востребованы. Особенно теперь, когда из-за кризиса люди все меньше отдыхают за границей и с интересом ищут бюджетную альтернативу внутри страны. А на рынке внутреннего туризма – недостаток интересных бюджетных предложений, который и призваны восполнить «Серебряное ожерелье», «Русские усадьбы», «Великий шелковый путь» и им подобные маршруты.
В августе в Ялте, на заседании президиума Госсовета по развитию туризма в Российской Федерации, президент РФ Владимир Путин отметил, что «при грамотном, заинтересованном, современном подходе у нашей страны есть все возможности для превращения туризма в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики». Владимир Путин подчеркнул, что доля туристической отрасли в национальных экономиках растет во всем мире. По его словам, сейчас идет жесткая конкурентная борьба за туристические потоки и привлечение зарубежных гостей, однако при этом необходимо, чтобы собственные граждане предпочитали отдыхать в своей стране.
«Мы в этой конкуренции долгое время уступали, и уступали значительно. Прежде всего из-за недостаточно развитой туристической инфраструктуры и невысокого качества услуг сервиса. Ситуация сегодня постепенно, медленно, но все-таки меняется. Так, количество путешествующих по России в 2014 году выросло почти на 30% и достигло 41,5 миллиона человек. Кроме того, на 16% увеличился и въездной туризм», — сказал президент.
Генеральному мессиджу вторит и Министерство культуры РФ: замминистра культуры Алла Манилова в июльском интервью «Российской газете» отметила: «Туристская отрасль входит в мире в тройку ведущих отраслей – доноров национальных экономик. Является самой эффективной с точки зрения занятости: каждый 11-й работающий человек на планете так или иначе связан с этой сферой, так посчитали во Всемирной туристской организации при ООН».
В целом не будет преувеличением сказать, что внутренний туризм становится новым трендом, и государство прикладывает для его реализации немало усилий.
Написать комментарий