Инвесторам надо помогать
На страницах «Капитала страны» была опубликована статья О природе финансового кризиса: инвесторы и спекулянты, прочтение которой заставило автора изложить свою позицию на процесс активизации инвестиционной деятельности в условиях кризиса с учетом мирового опыта.
1. Частный капитал нуждается в помощи. Мировой финансовый кризис преподносит и еще преподнесет много нового и неожиданного. Одни сомнения бывшего главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Алана Гринспена в абсолютности идеологии свободного рынка, сторонником которой он был всю свою жизнь, дорогого стоят. Но если серьезно, то поводом для того, чтобы сесть за письменный стол стало рассуждение в Интернет-журнале «Капитал страны» об инвесторах, которые не смогли найти новые инвестиционные рынки и, в силу своих человеческих слабостей, превратились в рыночных спекулянтов. И особенно вывод: «кризис носит цивилизационный характер и, чтобы его преодолеть, надо принципиально менять нынешнюю ментальную модель современного инвестора» (О природе финансового кризиса: инвесторы и спекулянты).
А если все не совсем так? Ведь авторы упомянутой статьи сами признают: «было бы неверно утверждать, что инвесторы только пассивно сплавлялись по течению. Они искали новые возможности искренне и честно». Но, вместо того, чтобы пойти навстречу этим поискам, создать благоприятные условия для инвестирования, заранее провести необходимые маркетинговые исследования, предлагается менять их ментальность. Интересно, как скоро можно поменять ментальность, и насколько сопоставимы сроки этого процесса со сроками развития и спада кризиса? Похоже, авторы считают, что перед ними вечность, на пространствах которой можно с комфортом разместиться, а не месяцы и годы, отпущенные на преодоление кризиса.
Итак, нужно другое решение – совершенствование инвестиционного процесса и, в частности то, с чего мы начали, а именно: создание благоприятных деловых условий для инвесторов. Причем именно деловых, а не пафосных или показушных, до которых так охочи многие рыночные спекулянты. А вот после того как благоприятные условия будут созданы, можно вспомнить и о необходимости мягкого регулирования рынка. Согласитесь, если такая мера успешно действует в Китае, то почему она не будет иметь успеха в нашей стране? Главной целью такого регулирования должно стать создание дополнительных преимуществ для стратегических инвесторов по сравнению с рыночными спекулянтами. Даже если спекулянты обещают золотые горы. Цена таких обещаний теперь уже хорошо известна. Согласимся, что какая-то доля спекулянтов всегда присутствует на финансовом рынке, и это неизбежно. Важно, как известно, чтобы масса спекулянтов не превышала некую критическую величину, делающую спекулятивным финансовый рынок в целом.
Государственное регулирование иностранных инвестиций ни в коей мере не должно подменять рыночные механизмы. Его цель – стимулировать и дополнять механизмы рынка, особенно в тех секторах экономики, где они не способны сформировать рациональные инвестиционные потоки. Но повторяю, это следует организовывать только после того, как будут созданы соответствующие благоприятные условия для инвестирования. Иначе эффект от подобных действий будет минимальным.
Таким образом, инвестора надо не перевоспитывать или как-то «менять его ментальность», ему надо помогать, помогать и помогать. И не ради того, чтобы любыми способами и на любых условиях получить его инвестиции, а в целях развития экономики страны. Соблюдая при этом деловые интересы инвестора.
Нельзя ждать, когда рыночные механизмы самостоятельно отрегулируют инвестиционные потоки. Темпы развития кризисных явлений нарастают стремительно.
2. Новые императивы инвестиционного рынка. В настоящее время на международном инвестиционном рынке идет смена ориентиров, связанная с переходом от программы «привлечения инвестиций в тот или иной проект» к более четкой и перспективной концепции «продвижения специфических возможностей региона, способного и готового развивать ту или иную отрасль экономики». Соответственно меняются и потребности международных инвесторов. Теперь, наряду с традиционно значимыми факторами размещения производства (стоимость труда, недвижимости, коммунальных услуг) возросла роль таких факторов, как наличие кластеров, специальных технологических и исследовательских возможностей или инноваций, а также способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия.
Большое значение приобретают заранее проведенные маркетинговые исследования, которые предоставляются инвесторам и позволяют им сравнивать инвестиционные преимущества стран или регионов, применительно к той или иной отрасли экономики. Задача региона – ориентировать инвесторов в нужном направлении, а маркетинговые исследования должны способствовать этому. Мировой опыт показывает, что затраты на такие исследования быстро окупаются.
Мы убеждены, что учет новых требований рынка позволит существенно улучшить алгоритм взаимодействия с иностранными инвесторами, а это, в свою очередь, будет способствовать приходу на инвестиционный рынок инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве.
3. Современные инструменты помощи инвесторам. Но, вступая во взаимодействие с инвестиционным сообществом, очень важно соответствовать его нормам и требованиям. Поэтому, нужна поддержка международных организаций системы ООН, таких, скажем, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), признанного авторитета в области инвестиций.
На этом комплексная работа по формированию новой среды для привлечения иностранных инвестиций не должна заканчиваться. Нужен Интернет-портал для работы с иностранными инвесторами, без которого невозможно эффективное удовлетворение потребностей иностранных инвесторов в широком диапазоне информационных ресурсов и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Между тем изучение мирового опыта в сфере регулирования привлекаемых иностранных инвестиций и на этой основе разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций уже начались. Деятельность органов власти при этом должна быть направлена на привлечение инвестиций, соответствующих стратегическим интересам государства и его инвестиционной политике, на формирование благоприятного инвестиционного климата и улучшение инвестиционного имиджа России, её регионов и городов в глазах зарубежного бизнес-сообщества и т.д.
В итоге есть все основания ожидать, что это обеспечит увеличение объемов и улучшение структуры иностранных инвестиций, привлекаемых в нашу экономику, ускорит решение стратегических задач развития страны, позволит сориентировать экономику на инновационный путь развития, на модернизацию и техническое перевооружение, внедрение передовых технологий и создание новых производств, достижение мирового уровня и повышение конкурентоспособности нашей продукции.
Кроме того, будет получен дополнительный экономический эффектот увеличения объемов реализации инвестиционных проектов, расширения выпуска экспортно-ориентированной наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, а также от развития импортозамещения.
В свою очередь, повысится уровень информационной поддержки инвестиционного рынка, обеспечив международное инвестиционное сообщество подробной и достоверной информацией о перспективах, преимуществах и условиях инвестиционной деятельности на территории страны.
При этих условиях следует ожидать и улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности нашей экономики для иностранных инвесторов, и, в конечном итоге, улучшения ее инвестиционного имиджа за рубежом.
Но все это возможно, если повысится эффективность взаимодействия органов власти и всех участников процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику.
Все, что я предлагаю, имеет в своем основании определенный опыт работы в этом направлении Правительства Москвы и Московской торгово-промышленной палаты, а вовсе не домыслы, как говорится, досужего ума. Еще в конце 2006 года в результате их совместных действий было создано Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ), в задачи которого входит содействие как московским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций, так и иностранным инвесторам, действующим или планирующим действовать в Москве. Деятельность МАПЭИ осуществляется в тесном взаимодействии с Правительством Москвы, которое уделяет большое внимание вопросам повышения инвестиционной привлекательности города. В частности, для всех московских предприятий начисление арендной платы за землю производится в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, но, если предприятие относится к приоритетным для города отраслям промышленности, то ему устанавливаются более низкие проценты.
В качестве основной меры по поддержке промышленного строительства и инвестиционной привлекательности развития производства предусмотрено освобождение от оплаты права заключения договора аренды и компенсации за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру при осуществлении работ по реконструкции старых или строительству новых объектов промышленности и опытно-экспериментальной базы науки.
Предусмотрено также формирование «Адресного (титульного) перечня проектов развития промышленности и науки». Проекты, включаемые в этот перечень и признанные целесообразными для реализации на территории города, будут освобождены от дополнительных выплат в бюджет города. В проекты промышленного строительства, наиболее значимые для Москвы, город планирует вкладывать значительные средства.
Разработка организационной стратегии МАПЭИ осуществлялась при поддержке международных организаций системы ООН (в частности, ЮНКТАД). Поддержка ЮНКТАД особенно помогла при создании Агентством по поручению Департамента науки и промышленной политики города Москвы интерактивной информационной системы «Инвестиционные ворота Москвы». Эта система предназначена для глобального распространения информации об инвестиционных возможностях промышленного комплекса столицы в приоритетных отраслях, а также для информационно-консультативной поддержки иностранных инвесторов, действующих в интересах Москвы.
Создан в МАПЭИ и городской Интернет-портал внешнеэкономической информации, готовятся маркетинговые обзоры по ИКТ, электронике и биотехнологиям, хотя статистическая база для таких обзоров пока слабовата.
Этих мер, может быть, еще недостаточно, но чтобы пройти путь, нужно сделать хотя бы первый шаг. Тем более, что нам в общем понятно направление движения и этапы, через которые оно будет совершаться. Изменение менталитета будет при этом соответствовать реальному положению инвестора в каждый момент развития и прохождения кризиса, дав ответ на происходящее внутри и вокруг нашего рынка.
Неизвестно, как долго продлится мировой финансовый кризис. Ясно одно – он не вечен, и к его завершению нужно готовиться уже сейчас. Ведь в том, что приход иностранных инвесторов непременно состоится после прекращения падения, сомнений нет ни у нас, ни у многих международных экспертов.
А если все не совсем так? Ведь авторы упомянутой статьи сами признают: «было бы неверно утверждать, что инвесторы только пассивно сплавлялись по течению. Они искали новые возможности искренне и честно». Но, вместо того, чтобы пойти навстречу этим поискам, создать благоприятные условия для инвестирования, заранее провести необходимые маркетинговые исследования, предлагается менять их ментальность. Интересно, как скоро можно поменять ментальность, и насколько сопоставимы сроки этого процесса со сроками развития и спада кризиса? Похоже, авторы считают, что перед ними вечность, на пространствах которой можно с комфортом разместиться, а не месяцы и годы, отпущенные на преодоление кризиса.
Итак, нужно другое решение – совершенствование инвестиционного процесса и, в частности то, с чего мы начали, а именно: создание благоприятных деловых условий для инвесторов. Причем именно деловых, а не пафосных или показушных, до которых так охочи многие рыночные спекулянты. А вот после того как благоприятные условия будут созданы, можно вспомнить и о необходимости мягкого регулирования рынка. Согласитесь, если такая мера успешно действует в Китае, то почему она не будет иметь успеха в нашей стране? Главной целью такого регулирования должно стать создание дополнительных преимуществ для стратегических инвесторов по сравнению с рыночными спекулянтами. Даже если спекулянты обещают золотые горы. Цена таких обещаний теперь уже хорошо известна. Согласимся, что какая-то доля спекулянтов всегда присутствует на финансовом рынке, и это неизбежно. Важно, как известно, чтобы масса спекулянтов не превышала некую критическую величину, делающую спекулятивным финансовый рынок в целом.
Государственное регулирование иностранных инвестиций ни в коей мере не должно подменять рыночные механизмы. Его цель – стимулировать и дополнять механизмы рынка, особенно в тех секторах экономики, где они не способны сформировать рациональные инвестиционные потоки. Но повторяю, это следует организовывать только после того, как будут созданы соответствующие благоприятные условия для инвестирования. Иначе эффект от подобных действий будет минимальным.
Таким образом, инвестора надо не перевоспитывать или как-то «менять его ментальность», ему надо помогать, помогать и помогать. И не ради того, чтобы любыми способами и на любых условиях получить его инвестиции, а в целях развития экономики страны. Соблюдая при этом деловые интересы инвестора.
Нельзя ждать, когда рыночные механизмы самостоятельно отрегулируют инвестиционные потоки. Темпы развития кризисных явлений нарастают стремительно.
2. Новые императивы инвестиционного рынка. В настоящее время на международном инвестиционном рынке идет смена ориентиров, связанная с переходом от программы «привлечения инвестиций в тот или иной проект» к более четкой и перспективной концепции «продвижения специфических возможностей региона, способного и готового развивать ту или иную отрасль экономики». Соответственно меняются и потребности международных инвесторов. Теперь, наряду с традиционно значимыми факторами размещения производства (стоимость труда, недвижимости, коммунальных услуг) возросла роль таких факторов, как наличие кластеров, специальных технологических и исследовательских возможностей или инноваций, а также способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия.
Большое значение приобретают заранее проведенные маркетинговые исследования, которые предоставляются инвесторам и позволяют им сравнивать инвестиционные преимущества стран или регионов, применительно к той или иной отрасли экономики. Задача региона – ориентировать инвесторов в нужном направлении, а маркетинговые исследования должны способствовать этому. Мировой опыт показывает, что затраты на такие исследования быстро окупаются.
Мы убеждены, что учет новых требований рынка позволит существенно улучшить алгоритм взаимодействия с иностранными инвесторами, а это, в свою очередь, будет способствовать приходу на инвестиционный рынок инвесторов, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве.
3. Современные инструменты помощи инвесторам. Но, вступая во взаимодействие с инвестиционным сообществом, очень важно соответствовать его нормам и требованиям. Поэтому, нужна поддержка международных организаций системы ООН, таких, скажем, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), признанного авторитета в области инвестиций.
На этом комплексная работа по формированию новой среды для привлечения иностранных инвестиций не должна заканчиваться. Нужен Интернет-портал для работы с иностранными инвесторами, без которого невозможно эффективное удовлетворение потребностей иностранных инвесторов в широком диапазоне информационных ресурсов и услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Между тем изучение мирового опыта в сфере регулирования привлекаемых иностранных инвестиций и на этой основе разработка предложений по совершенствованию государственного регулирования иностранных инвестиций уже начались. Деятельность органов власти при этом должна быть направлена на привлечение инвестиций, соответствующих стратегическим интересам государства и его инвестиционной политике, на формирование благоприятного инвестиционного климата и улучшение инвестиционного имиджа России, её регионов и городов в глазах зарубежного бизнес-сообщества и т.д.
В итоге есть все основания ожидать, что это обеспечит увеличение объемов и улучшение структуры иностранных инвестиций, привлекаемых в нашу экономику, ускорит решение стратегических задач развития страны, позволит сориентировать экономику на инновационный путь развития, на модернизацию и техническое перевооружение, внедрение передовых технологий и создание новых производств, достижение мирового уровня и повышение конкурентоспособности нашей продукции.
Кроме того, будет получен дополнительный экономический эффектот увеличения объемов реализации инвестиционных проектов, расширения выпуска экспортно-ориентированной наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, а также от развития импортозамещения.
В свою очередь, повысится уровень информационной поддержки инвестиционного рынка, обеспечив международное инвестиционное сообщество подробной и достоверной информацией о перспективах, преимуществах и условиях инвестиционной деятельности на территории страны.
При этих условиях следует ожидать и улучшения инвестиционного климата, повышения инвестиционной привлекательности нашей экономики для иностранных инвесторов, и, в конечном итоге, улучшения ее инвестиционного имиджа за рубежом.
Но все это возможно, если повысится эффективность взаимодействия органов власти и всех участников процесса привлечения иностранных инвестиций в экономику.
Все, что я предлагаю, имеет в своем основании определенный опыт работы в этом направлении Правительства Москвы и Московской торгово-промышленной палаты, а вовсе не домыслы, как говорится, досужего ума. Еще в конце 2006 года в результате их совместных действий было создано Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ), в задачи которого входит содействие как московским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций, так и иностранным инвесторам, действующим или планирующим действовать в Москве. Деятельность МАПЭИ осуществляется в тесном взаимодействии с Правительством Москвы, которое уделяет большое внимание вопросам повышения инвестиционной привлекательности города. В частности, для всех московских предприятий начисление арендной платы за землю производится в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, но, если предприятие относится к приоритетным для города отраслям промышленности, то ему устанавливаются более низкие проценты.
В качестве основной меры по поддержке промышленного строительства и инвестиционной привлекательности развития производства предусмотрено освобождение от оплаты права заключения договора аренды и компенсации за существующую социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру при осуществлении работ по реконструкции старых или строительству новых объектов промышленности и опытно-экспериментальной базы науки.
Предусмотрено также формирование «Адресного (титульного) перечня проектов развития промышленности и науки». Проекты, включаемые в этот перечень и признанные целесообразными для реализации на территории города, будут освобождены от дополнительных выплат в бюджет города. В проекты промышленного строительства, наиболее значимые для Москвы, город планирует вкладывать значительные средства.
Разработка организационной стратегии МАПЭИ осуществлялась при поддержке международных организаций системы ООН (в частности, ЮНКТАД). Поддержка ЮНКТАД особенно помогла при создании Агентством по поручению Департамента науки и промышленной политики города Москвы интерактивной информационной системы «Инвестиционные ворота Москвы». Эта система предназначена для глобального распространения информации об инвестиционных возможностях промышленного комплекса столицы в приоритетных отраслях, а также для информационно-консультативной поддержки иностранных инвесторов, действующих в интересах Москвы.
Создан в МАПЭИ и городской Интернет-портал внешнеэкономической информации, готовятся маркетинговые обзоры по ИКТ, электронике и биотехнологиям, хотя статистическая база для таких обзоров пока слабовата.
Этих мер, может быть, еще недостаточно, но чтобы пройти путь, нужно сделать хотя бы первый шаг. Тем более, что нам в общем понятно направление движения и этапы, через которые оно будет совершаться. Изменение менталитета будет при этом соответствовать реальному положению инвестора в каждый момент развития и прохождения кризиса, дав ответ на происходящее внутри и вокруг нашего рынка.
Неизвестно, как долго продлится мировой финансовый кризис. Ясно одно – он не вечен, и к его завершению нужно готовиться уже сейчас. Ведь в том, что приход иностранных инвесторов непременно состоится после прекращения падения, сомнений нет ни у нас, ни у многих международных экспертов.
Написать комментарий