Инвестиционный ухаб под номером 206
C мая 2011 года ФТС России изменила порядок совершения таможенных процедур по ввозу оборудования, поставляемого отдельными компонентами. В итоге таможня облегчила жизнь себе и усложнила ее инвесторам. Об этом говорит привлеченный эксперт ТПП РФ Николай Зарубин, юрист-эксперт таможенного холдинга «Группа Тарго», члена ТПП РФ.
«Одной из новелл таможенного законодательства последнего времени стало существенное изменение порядка совершения таможенных процедур по ввозу оборудования в виде отдельных компонентов, классифицируемых в соответствии с получаемыми в ФТС России решениями», - заявил Николай Зарубин в беседе с нашим корреспондентом.
Перемены связаны с вступившим в силу с мая нынешнего года Приказом ФТС России № 206 от 4 февраля 2011 г. «Об утверждении инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар».
Отныне, сказал эксперт, «именно двести шестой приказ регламентирует порядок совершения таможенных операций с товарами, поставляемыми в соответствии с классификационными решениями. И если раньше было возможным указывать в заявлении на условный выпуск только части компонента товара либо частей нескольких компонентов, то теперь - нельзя. Теперь не разрешается указывать элементы, из которых состоят отдельные компоненты товара или функциональные блоки, в разных заявлениях на условный выпуск. Каждый компонент товара, указанный в определенной позиции классификационного решения, должен быть в полном объеме указан в одном заявлении на условный выпуск».
Правда, подчеркивает Николай Зарубин, при этом «сохранена возможность указания в одном заявлении на условный выпуск нескольких компонентов товара в соответствии с позициями решения по классификации, но, опять-таки, при условии, что данные компоненты внесены в заявление на условный выпуск в полном составе».
Но это фактически то же самое требование, только представленное, так сказать, в профиль...
Что такое «отдельный функциональный блок» или «компонент товара»? Это, например, агрегат, который берет на себя выполнение какой-то функции, скажем, обеспечивает полную подготовку из сырья специальной смеси, которая потом подается дальше на обработку. Этот отдельный функциональный блок, компонент товара, может состоять из огромного числа узлов (частей, элементов), которые раньше разрешено было завозить в несколько приемов, указывая их в разных заявлениях в таможню на условный выпуск.
Теперь же надо предъявлять таможне сразу все части, скажем, огромного конвейера или электролизера; завозить их партиями, получая всякий раз разрешение на условный выпуск, - нельзя. Спасибо, конечно, что не сделан следующий логический шаг к укрупнению: не требуется пока одномоментно, сразу, представить весь, до последней гайки, завод или цех...
Зачем это сделано? С точки зрения таможни, все правильно: так легче, что называется, «на ходу», контролировать процесс ввоза. Это, действительно, куда проще, чем применять постконтроль, проверяя, не ввезли ли тайком лишний болт... Действует наш традиционный подход: усложнить жизнь всем, чтобы, не дай бог, кто-то когда-то где-то не покусился что-то лишнее ввезти...
Ну, а с точки зрения инвестора (все равно, об иностранной ли фирме речь, решившей построить завод, или о российской компании, инвестирующей в свое развитие и ввозящей, скажем, новый цех) ситуация, действительно сильно ухудшается. Сложное технологическое оборудование ввозится ведь на основании принимаемых задолго до начала поставок решений о классификации ФТС России - именно в них содержится четкий перечень позиций, т.е. тех самых компонентов и функциональных блоков оборудования. Но как предусмотреть заранее, на месяцы, а то и годы вперед, все мелочи?
Как предусмотреть, какими частями, когда и в какой последовательности будет поставляться тот самый компонент или функциональный блок?
Таможня ведь даже самыми грозными своими приказами все равно природу вещей не изменит, как ни старается; сложная машина, или электролизер, или конвейер и т.д. сразу, целиком, не появляются - все собирается из частей, элементов, которые делаются на множестве заводов. Каждый сложный функциональный блок и каждый отдельный компонент создается долго, как правило, узлами, в разных местах, по кооперации. Поставка оборудования осуществляется по мере готовности и, следовательно, в различной последовательности. Словом, на практике добиться поставок оборудования целыми компонентами, если они имеют сложную структуру, практически невозможно; такие поставки - исключение, а не правило. Так что можно смело прогнозировать: двести шестой приказ создаст немалые проблемы. Некоторые эксперты утверждают, что не исключена даже приостановка поставок сложного оборудования в Россию. И в любом случае фирмам нужно готовиться к серьезным дополнительным расходам.
Что делать?
По мнению Николая Зарубина, можно предложить участникам внешнеэкономической деятельности некоторые меры, способные подсластить очередную горькую таможенную пилюлю. Так, «в соответствии с п. 1 ст. 185 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная декларация на ввезенные товары подается до истечения срока временного хранения товаров. Таким образом, части одного компонента товара могут прибыть в различных транспортных средствах, после чего они могут быть укомплектованы в соответствии с позицией классификационного решения и выпущены на основании одного заявления на условный выпуск. Также, если это необходимо, части одного компонента могут пребывать последовательно, с размещением их на складе временного хранения до момента полного укомплектования позиции классификационного решения».
Что еще? «Таможенное законодательство, - напоминает эксперт, предусматривает возможность размещения товаров на собственном складе лица, являющегося их получателем, и этой возможностью надо воспользоваться, чтобы уменьшить расходы на хранение. Необходимо предоставить таможенному органу обоснование особых условий хранения. В соответствии с абзацем 1 пункта 1 ст. 200 Закона о таможенном регулировании таким обоснованием может служить отсутствие в достаточной близости от места получения товаров склада временного хранения, приспособленного для хранения таких товаров».
«Можно также, - говорит Зарубин, - попытаться добиться условного выпуска более мелких товарных партий, сократив тем самым сроки их временного хранения. Для этого следует при получении классификационного решения предоставить в ФТС России сведения, которые обеспечат указание в приложении к классификационному решению более подробного перечня всех компонентов ввозимого оборудования. Это вызовет увеличение количества позиций классификационного решения, что, в конечном итоге, позволит осуществить условный выпуск более мелких товарных партий...»
По мнению Николая Зарубина, следует добиваться также «внесение изменений, предусматривающих вышеуказанную детализацию позиций, и в уже полученные классификационные решения». Дело в том, что изменения коснулись и ввоза оборудования, которое осуществляется на основе уже ранее полученных фирмами решений.
Конечно, в итоге все это будет и сложнее, и дороже, чем раньше. Придется бизнесу завозить те или иные позиции оборудования частями на склад временного хранения, а склад - это недешево. И дополнительные большие потери времени, которые для бизнеса суть деньги, тоже гарантированы - тут и к гадалке не ходи... Нужно еще пересматривать и логистику, составлять другие транспортные схемы. Это все дополнительные деньги, и немалые.
Да, есть еще один момент: Россия, напомним, входит в Таможенный союз. Инвесторы могут теперь ответить российским чиновникам за их непродуманные действия весьма обидно - размещая высокотехнологичное производство в пределах Таможенного союза, но не в РФ. Например, в Казахстане, где таможня не в пример ласковее, чем у нас, относится к предпринимателям, ввозящим в республику заводы, производственные линии, оборудование - то есть то, чем в итоге богатеет народ, страна. А
продукцию, полученную на новых заводах, можно продавать и России - общий рынок, свободное перемещение товаров... Словом, кто умнее - тот и выиграл.
Так не проще ли, не логичнее ли и правильнее просто отменить нововведение, ставшее очередным солидным ухабом на инвестиционном пути в Россию и российских, и иностранных компаний?
Вопрос, кстати, чисто риторический.
31 мая 20011г.
Написать комментарий