Инвестиции в арт-рынок приумножат состояние
В условиях общемировых экономических и политических проблем все большее число людей предпочитает инвестировать не в нестабильные фонды, а в вечное – искусство. Журнал «World Economic Journal» выяснил, как правильно инвестировать в арт-рынок, и на самом ли деле он стабильнее других?
В 2011 году суммарные продажи на аукционах Sotheby’s по всему миру составили $5,8 млрд (к слову, основной конкурент Christie’s получил $5,7 млрд). Наибольший доход принес аукцион современного искусства ($270,8 млн), а также торги импрессионистами и модернистами. Примечательно, что арт-рынок в прошлом году был доходнее фондового. Арт-рынок как объект инвестиций пока не очень стабилен, но именно в него чаще всего вкладывают деньги частные инвесторы и фонды.
Всегда в цене импрессионисты, венские мастера конца XIX – начала ХХ века, старая школа. В 2011 году многие инвестировали в искусство 20−30-х годов, период ар-деко. Растет интерес к фотографии. Самой дорогой фотографией в мире стала работа Андреаса Гурски «Рейн II», ушедшая с молотка в прошлом году за рекордные $4,3 млн.
Арт-дилеры отмечают активность Китая, причем как с точки зрения объема продаж, покупательской активности, так и цен на предметы искусства. По итогам прошлого года 10 из 15 самых дорогих художников – китайцы. Наиболее востребованным художником стал Чжан Да Цянь, общая стоимость проданных работ которого за прошлый год составила порядка $505 млн. На втором месте Ци Байши.
На арт-рынке важна не сегодняшняя популярность, а перспективы. Винсент Ван Гог при жизни смог продать лишь две картины, сегодня четыре картины живописца входят в число самых дорогих картин мира.
Та же участь постигла Поля Гогена и Амадео Модильяни. Пабло Пикассо получил признание еще при жизни. В 2010 году в результате открытых торгов на аукционе Christie’s была продана самая дорогая картина в мире – «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев», написанная испанским художником в 1932 году. Стоимость сделки составила $106,4 млн.
В 2010 году на аукционе Christie’s так и не была продана ранняя работа Эдварда Мунка «Плодородие», одна из самых ценных картин художника из числа остающихся в частных собраниях. Предложенный максимум составил $23 млн вместо ожидаемых $25−35 млн. В этом году вокруг Мунка настоящий ажиотаж. По предварительным оценкам его картина «Крик» уйдет с молотка Sotheby’s за $80 млн.
Кристина Тер-Казарян, генеральный директор Dio Art Consulting, консультант в области корпоративного искусства: «Известное утверждение о том, что искусство – единственный рынок, который постоянно растет, соответствует действительности лишь в некоторой своей части. Той самой, что составляет громкие новости аукционных продаж ведущих домов. Ликвидность работы гарантирована, прежде всего, ее провенансом. «Крик» Мунка, выставленный на майский аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке, окружен мифами не хуже флагманских брендов Coca-Cola или Apple, и, безусловно, его ждет успех. В остальных случаях ни галерея, ни музей, ни дилер не могут гарантировать вам инвестиционный доход и ликвидность вашего экспоната через десяток лет. Если вы коллекционируете то, в чем вы разбираетесь, и то, что вам действительно нравится, ценность коллекции будет складываться из ее уникальности, продуманности – и очень возможно, что со временем в ней окажутся весьма ценные экземпляры. Каким бы модным и известным ни был художник, покупайте произведение только в том случае, если оно вам действительно нравится. Не пытайтесь угодить вкусу общества, моде или своему финансисту. Коллекционер – это в некотором смысле куратор своего собственного музея, поэтому именно ваши чувства, знания и эмоции должны определять выбор. Коллекционировать можно все, что угодно, начиная с эскизов на салфетках и заканчивая бриллиантовыми черепами Херста. Определите, что вам действительно интересно, и изучите этот предмет. Это могут быть дагерротипные фотографии из дедушкиных запасов, абстрактная современная графика, скульптура из пластика. Известный коллекционер Лоуренс Риндер, стратегия которого была в покупке графического рисунка на сумму не более 200 долларов за штуку, спустя 20 лет обнаружил в своей коллекции довольно любопытные и ценные экземпляры».
Владимир Овчаренко, владелец REGINA Gallery, London & Moscow: «Одна из причин, которая неминуемо будет влиять на рынок, – начавшаяся смена поколений. Люди, воспитанные на учебниках литературы с иллюстрациями передвижников и сумевшие заработать свои капиталы в 1990-е, постепенно «уходят на покой». Появляется больше времени на культурные интересы – почему бы не заняться коллекционированием? На смену идет поколение образованных, проживших молодые годы в Лондоне, Нью-Йорке или Женеве. Для них современное искусство – the must, они не представляют без него жизни в большом городе. Что пользуется спросом? Во все времена живопись на рынке занимала 70% продаж. Можно сказать, что 20−25% занимает скульптура, а все остальное – это видео, инсталляции, фотография. Зачем это игнорировать? У нас есть и живописцы, и скульпторы, и фотографы, есть Виктор Алимпиев, который делает видео. Медиа – это не основополагающее, когда мы принимаем решение работать или не работать с тем или иным художником. Для нас важно, сможем ли мы через какое-то время привлечь внимание к этому художнику. Обычно мы не рассчитываем, что с первой выставки к художнику возникнет серьезный интерес, чаще это долгая история».
Текст: Катарина Кудряшова
Написать комментарий