22 НОЯ, 09:03 МСК
USD (ЦБ)    100.0348
EUR (ЦБ)    105.7338


Институты гражданского общества в условиях финансового кризиса

16 Декабря 2009 9671 2 Политика
Институты гражданского общества в условиях финансового кризиса

В последние годы наблюдается рост активности сектора некоммерческих организаций. Связано ли это с ростом эффективности гражданского общества в России? Что надо еще сделать для поддержания позитивной тенденции? И так ли уж необходимо противостояние гражданского общества и государства?

1. Определение гражданского общества. Под гражданским обществом понимается в принципе такая его организация, при которой реализуются основные права и соответствующие им обязанности граждан, а государство выступает гарантом этих прав. Гражданское общество имеет три измерения: правовое (равенство перед законом), политическое (всеобщее избирательное право) и социально-экономическое (например, право на социальное обеспечение).

Основная проблема при попытках дать определение гражданского общества возникает из-за того, что гражданское общество имеет два разных аспекта: социальный и политический. Под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество; другие усматривают в нем элемент политической организации. Одни видят в гражданском обществе источник поддержки существующего политического строя, а другие – средоточие оппозиции. Точка зрения отвечает историческим реалиям, во многом завися от того, что возникло раньше – государство или гражданское общество.

Для гражданских обществ характерны три особенности. Во-первых, наличие множества центров социальной власти – полиархия. Во-вторых, относительная независимость этих центров социальной власти. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства. И, в-третьих, чувство гражданской ответственности, а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция. Все это необходимые элементы подлинно гражданского общества.

Некоторые подгруппы, такие, как частный сектор, средства массовой информации, парламентарии или местные органы власти, не во всех случаях считают себя частью институциональной категории гражданского общества. С другой стороны, многие неправительственные организации считают, что частный сектор не следует относить к гражданскому обществу.

Один из важнейших вопросов – национальный характер гражданского общества. Подавляющее большинство организаций гражданского общества имеет национальную основу и созданы для решения конкретных вопросов. Структуры взаимоотношений между государством и гражданским обществом в разных странах являются самыми различными. Гражданское общество в ряде сфер носит космополитический характер. Трудноразрешимые проблемы, выходящие за рамки национальных территориальных юрисдикций разных стран, становятся предметом обсуждения различными гражданскими организациями на все более широких общественных форумах. Такие глобальные угрозы, как финансовая нестабильность, экологические катастрофы, терроризм, наркотики и инфекционные болезни, отражаются на жизни людей во всем мире и приобрели столь значительные масштабы, что ни одна страна не в состоянии решить их самостоятельно. Глобализация влечет за собой существенное расширение взаимозависимости национальных и глобальных интересов. Вместе с тем глобализация является не только экономическим или технологическим процессом. Она также представляет собой политическое, социальное и культурное явление.

Глобальная революция в области создания общественных ассоциаций способствовала расширению и укреплению демократии на национальном уровне. Этот процесс носил и во многих местах до сих пор носит конфликтный и непоследовательный характер.

В ходе глобальных конференций 90-х годов гражданские организации выступали с новыми идеями и предложениями, отстаивали в спорах и на переговорах свои принципы, протестовали и оказывали политическое давление, способствуя формированию уникального «общественного пространства». Постепенно были разработаны международные нормы и стандарты и созданы распорядительные учреждения и механизмы. За последние два десятилетия огромный прогресс достигнут в признании основополагающих всеобщих прав и предотвращении глобальных угроз. Этот непрекращающийся процесс формирования космополитического права является крупным шагом к созданию мирового порядка, основанного не на неоспоримой воле суверенных государств, а на общепринятых принципах и нормах. В отличие от прошлого кардинальным шагом вперед стало признание индивидуумов субъектами не только национального права, но и космополитических норм, проводимых в жизнь транснациональными институтами.

Все шире признается, что вклад граждан в глобальное управление нуждается в более глубоком осмыслении и должен цениться выше и что необходимо добиваться большей последовательности и согласованности правил взаимодействия с гражданским обществом.

Со своей стороны правительства многих стран воспринимают расширение взаимодействия с гражданским обществом как угрозу для их национальных интересов и суверенитета, вызванную его растущим влиянием на процессы принятия решений. Такое восприятие осложняется тем фактом, что существует значительное неравенство в численности, влиятельности и ресурсах неправительственных организаций из промышленно развитых и развивающихся стран.

Гражданские и общественные группы могут также преследовать глубоко противоречивые интересы, которые в некоторых случаях могут идти вразрез с универсально признанными нормами и принципами.

Влияние гражданского общества также укрепляется благодаря воздействию средств массовой информации на решение государственных вопросов и ширящемуся многообразию имеющихся источников информации. Эти сближающиеся тенденции создают условия, при которых политическое давление и требования общественности направлены непосредственно на властные структуры в обход традиционных систем политического представительства.

Власть гражданского общества носит неявно выраженный характер. Она заключается, например, в том, что оно может дискутировать, вносить предложения, экспериментировать, обличать или служить примером. Эта власть не предусматривает принятия решений. Такая законность по своей сути находится в процессе формирования.

2. Гражданское общество в России. Для России всегда было характерно наличие дихотомии «холоп-воевода», пусть с разными названиями, но с привычным результатом: одному считать незачем, другому – нечего. Вопрос об экономическом развитии и построении гражданского общества привычно подменялся вопросом о власти. История России с точки зрения исследования гражданского общества – это история борьбы общества с властью, как и для ряда европейских стран.

В открытых обществах живые гражданские структуры существуют независимо от того, противостоят они государству или поддерживают его: это обычная среда, в которой протекает повседневная жизнь людей. Такие гражданские общества ограничивают притязания государства в отношении граждан, вместе с тем они также способствуют стабильности демократических правительств, создавая инфраструктуру для существования свободы. Инфраструктуры такого рода существовали в странах, где создание  гражданского общества происходило параллельно со становлением государства.

Тоталитарные правители для консолидации своей власти пресекали любые проявления гражданского общества. Плюрализм, независимость и гражданская активность – первые враги тоталитарной власти. При тоталитарном режиме гражданское общество системы отношений и принципы объединения гражданского общества самопроизвольно формируются в противостоянии государству. Защищать гражданское общество – значит, сопротивляться репрессиям со стороны государства. Такое положение крайне неблагоприятно сказалось на гражданских обществах в бывших тоталитарных странах.

В деле создания гражданских обществ много трудностей, и самой серьезной из них является необходимость «смены ориентиров» после того, как гражданское общество перестает быть антагонистом государства.

Еще не выработано обоснованное и широко принятое представление об особенностях и путях развития гражданского общества в России. Получение таких знаний – перспективная задача. Регулярное изучение динамики общественной среды, нужд и потребностей общественных организаций и граждан – те направления, которые, в свою очередь, приведут к правильному определению приоритетов и выработке эффективной политики развития.

3. Структура гражданского общества. Облик гражданского общества в России определяют многие институты, движения и инициативы, такие, как правозащитная деятельность, средства массовой информации, местное самоуправление, благотворительность.

Защита прав граждан. Одной из важнейших сфер деятельности, без которой роль и значение современного гражданского общества не может обсуждаться, является защита прав и свобод человека. Большой вклад в дело укрепления защиты прав в России вносят Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, при котором работает экспертный совет из видных и признанных представителей российского правозащитного движения.

Местное самоуправление – основа Российского государства и общества. Первая редакция федерального закона об основах местного самоуправления дала возможность нескольким сотням городов создать основы автономного развития. Однако права, закрепленные в законе, не были подкреплены соответствующими гарантиями финансирования, вследствие чего тысячи населенных мест продолжали жить по-прежнему. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ создала правовую основу формирования системы, которая действовала бы на всей территории страны и предоставляла возможность финансового обеспечения нужд местного самоуправления, включая его первый уровень – свыше 14500 новых сельских муниципальных образований. Будущее малых городов, их способность играть роль сервисных центров для сельской округи, развивать отделения производств из крупных городов, снижая тем самым нагрузку на инфраструктуру последних, – вопросы национального значения, в особенности с учетом демографической ситуации.

Некоммерческие организации: многообразие, рост, активизация деятельности. Результаты анализа базы данных некоммерческих организаций, сформированной Общественной палатой Российской Федерации в течение первого года своего существования, показывают, что отечественный некоммерческий сектор отличается большим разнообразием с точки зрения видов практикуемой им деятельности. Выявлено 26 основных видов деятельности организаций, к их числу отнесены те, которыми занимается хотя бы 1% обследованных объединений. Причем 12 видов деятельности распространены особенно широко – они характерны для 13% и более организаций. Преимущественно это деятельность социальной направленности.

В некоммерческом секторе широко представлена образовательная, а также научно-исследовательская деятельность. Ею занимается практически половина объединений (46%).

С точки зрения объектов деятельности, российские НКО ориентированы, прежде всего, на детей и молодежь (30% обследованных некоммерческих организаций), а также на учебные заведения, учащихся, научных работников (22%).

Права в сфере труда. Это тем более актуально, что в минувшее десятилетие упрочились позиции рыночной экономики, законодательно были закреплены новые отношения работодателей и работников. Значительную роль в регулировании этих отношений призваны играть профессиональные союзы. Большинство отраслевых профсоюзов – это организации, созданные многие десятилетия назад. В них состоит около 40 млн. человек. Деятельность профсоюзов регулируется Федеральным законом от 2 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также Трудовым кодексом Российской Федерации.

Наряду с профсоюзами, сегодня в России действует множество других профессиональных объединений. Свою задачу эти некоммерческие организации видят в консолидации представителей своего «цеха», поднятии престижа профессии, установлении контактов с коллегами за рубежом. В целом творческие союзы объединяют более 70 тыс. человек. Практически все они имеют региональные организации или отделения (представительства).

В жизни России заметна роль организаций ветеранов, инвалидов, чернобыльцев. Ветеранские организации стремятся к тому, чтобы активизировать работу на местах. Она высоко оценивается обществом. По данным социологических опросов, 90% представителей органов власти считают, что эти организации необходимо поддерживать.

В гражданском обществе заметную роль играют организации ветеранов войны и труда, их родственников и потомков, ветеранов Афганистана и локальных конфликтов, ветеранов правоохранительных органов, спецслужб. Созданы организации пенсионеров – жителей тех или иных регионов, а также ветеранов (пенсионеров), которые были ранее заняты в конкретных отраслях экономики, например, на железнодорожном транспорте, или на отдельных предприятиях. Большой активностью среди институтов гражданского общества отличаются организации инвалидов. Они объединяют миллионы людей, имеют разветвленную структуру, которая охватывает практически всю страну – вплоть до малых городов и поселков.

В настоящее время в России действует более полутора тысяч женских организаций. Есть организации, оказывающие помощь пожилым женщинам, профессиональные женские объединения, т.е. тех, кто занят в политике и бизнесе, кто лечит и учит. Есть многочисленные союзы помощи семьям, немало центров по изучению гендерных проблем.

В последние годы произошла определенная стабилизация числа молодежных организаций, наметились новые тенденции в этой сфере. Наряду с многочисленными зарегистрированными организациями, в которых по преимуществу действует принцип фиксированного заявительного членства, увеличилось количество движений; их принцип работы заключается в проведении массовых акций без выдачи участникам членских билетов. Свою работу в этой сфере ведут и политические партии, самые крупные из них создали собственные молодежные объединения.

Важным элементом гражданского общества являются религиозные объединения. В последнее время наблюдается увеличение числа религиозных организаций: если в 1996 году их насчитывалось около 13 тыс., то в 2006 году – уже более 22,5 тыс.

Заметной силой российского общества являются экологические организации. Они возникли в СССР в 1956 году – так называемые «дружины охраны природы». В конце 80-х–начале 90-х годов тема защиты окружающей среды стала чрезвычайно актуальной, к ней было привлечено внимание общественности. Тогда стало действовать около тысячи организаций экологической направленности.

Еще один сегмент гражданского общества России – исключительно разнообразные и активные спортивные и досуговые объединения. Крупнейшие организации смогли сохраниться, серьезно изменившись, с советских времен. Повсеместно действуют кружки и клубы, спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации, самые крупные из них имеют разветвленную систему филиалов.

Бизнес-ассоциации и саморегулируемые организации. Высокий уровень самоорганизации характерен для отечественного бизнес-сообщества. Институты представительства его интересов стали формироваться еще на рубеже 1980-1990-х годов, по существу, до кристаллизации предпринимательской среды. В 1990 году был образован Научно-промышленный союз во главе с А.И.Вольским, позднее преобразованный в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Сегодня это наиболее крупное и авторитетное объединение предпринимателей, в состав которого входят, по его данным, более 320 тыс. индивидуальных членов, около 4,7 тыс. юридических лиц, свыше 100 корпоративных объединений, предприятий, производящих 80% ВВП России. РСПП насчитывает порядка 89 региональных отделений и представительств. В декабре 2005 года для приведения деятельности РСПП в соответствие с законом «Об объединениях работодателей» параллельно было учреждено Общероссийское объединение работодателей Российский союз промышленников и предпринимателей, объединяющее более 80 общероссийских и региональных организаций работодателей и компаний.

Интересы малого бизнеса успешно представляет и защищает «ОПОРА России». Данное объединение также выступает в двух качествах: как Некоммерческое партнерство «Объединение предпринимательских организаций России «ОПОРА»» и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

В 2001 году была создана Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». Ее стратегическая цель – в партнерском диалоге с обществом и властью добиться изменений в экономической политике государства, нацелить их на создание благоприятных условий для развития предпринимательства, частной инициативы, конкуренции как средства достижения общей стратегической цели – экономического развития России и повышения уровня жизни ее граждан. «Деловая Россия» имеет отделения в 70 российских регионах. В нее также входят 42 отраслевые ассоциации.

В 1994 году был создан Координационный совет объединений работодателей России (КСОРР) как орган, представляющий объединения работодателей в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В его состав входит 35 объединений (общероссийские межотраслевые, отраслевые и региональные), крупнейшие корпорации и холдинги.

Перспективный путь самоорганизации в ряде отраслей и видов деятельности – создание саморегулируемых организаций (СРО), задача которых – обеспечивать выполнение своими членами требований, отвечающих интересам потребителей соответствующей продукции и услуг. Хотя законодательная база СРО пока не сформирована, уже имеются примеры успешной деятельности таких организаций. В близкой перспективе СРО могли бы взять на себя значительную часть функций по регулированию рынков, особенно в таких областях, как соблюдение требований к качеству, а также помощь эффективному взаимодействию хозяйствующих субъектов с государственными органами и обществами потребителей.

Средства массовой информации – один из столпов гражданского общества. От их состояния, независимости, свободы многое зависит. Этот институт пережил в течение 1990-х годов значительные перемены, прошел сквозь кризисы, взлеты и падения. Отдельные виды средств массовой информации по своему влиянию на российского гражданина, на формирование общественного мнения стали серьезно различаться: в частности, приоритетное, главенствующее место среди них заняли телевидение, радиовещание, а также Интернет. В первом квартале 2006 года количество пользователей сети достигло 25 млн. человек, что составило 22% от численности взрослого населения страны.

Благотворительность в России. В мировой практике есть важные механизмы решения самых разных социальных проблем. К числу таких механизмов относится и благотворительность, которая способствует активизации бизнеса, его участию в государственных делах, делает возможным создание более гармоничных отношений в обществе. По оценкам экспертов, объем благотворительного финансирования в России составляет более 40 млрд. рублей. Россия является единственной из стран Восточной Европы, где есть собственные грантовые фонды, по величине и объему распределяемых средств сравнимые с зарубежной помощью.

Гражданское общество и соотечественники за рубежом. Взаимодействие с диаспорами рассматривается как вопрос интеграции людей разной этнической принадлежности в российское общество. Речь и о российских диаспорах за пределами нашей страны, и о многочисленных диаспорах, которые сформировались в Российской Федерации и нередко чувствуют себя изолированными от общества. Необходимо создать атмосферу уважения к людям из других государств, стран СНГ, которые живут на территории нашей страны.

4. Институты гражданского общества, условия их существования и проблемы развития. Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции – все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества. Значительное место в гражданском обществе занимают заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных профессий (врачей, адвокатов, инженеров, учителей, преподавателей, учёных), церковные, женские, молодёжные и иные общественные организации, объединённые общностью интересов.

Заинтересованные группы и организации предоставляют отдельной личности возможность для реализации её способностей. Они отражают разнообразие экономических, этнических, религиозных, региональных, демографических, профессиональных и иных интересов людей.

При построении гражданского общества необходимо ответить на два вопроса: кто этого хочет и как это осуществить?

Некоторые негосударственные объединения, организации осознали проблему построения гражданского общества и необходимость ее решения, опережая государство (власть). Стали появляться политические программы, лозунги, научные, публицистические работы по проблемам гражданского общества. Тем не менее, огромное число из существующих общественных групп (см. табл.1) не готово сегодня выйти в позицию самоорганизации и самоуправления. Для того, чтобы различные общности могли попробовать подобную позицию занять, с ними должна вестись специальная работа.

 

Таблица 1. Количество общественных организаций по типам деятельности (21.11.2008).

ТИП

ОРГАНИЗАЦИИ

Количество организаций

139

2. Женские организации

800

3. Детские организации

700

4. Экологические организации

62

5. Патриотические клубы

5

6. Культурные и творческие союзы

17

7. Профессиональные союзы

65

8. Организации по месту жительства и местного самоуправления

1

9. Научные и образовательные организации

1478

10. Ветеранские организации

11

11. Молодежные организации

183

12. Спортивные организации

548

13. Общественные религиозные организации

6

14. Другие некоммерческие (ассоциации, организации вкладчиков и т.д.)

8

15.Организации соотечественников и граждан России, находящихся за рубежом

125

16.Международные организации

24

17.Представительства России за рубежом

222

18.Зарубежные представительства в Москве

144

19. Независимые Российские СМИ

2965

20. Благотворительные организации

339

21. Организации инвалидов

46

ВСЕГО ОРГАНИЗАЦИЙ

7888

 

Заинтересованность государства в развитии гражданского общества Й.Шумпетер видел в том, что государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы га­рантировать, чтобы они управлялись демократически и одна часть гражданского общества не превращалась в экспансионистскую силу, разрушающую все, а рынок не подчинял себе общество.

Сотрудничество государственных институтов с гражданским обществом, в том числе через диалог с широким кругом общественных организаций, имеет важное значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ. Сложный характер взаимосвязи и взаимозависи­мости государства и гражданского общества точно подметил лауреат Нобелевской премии, американский ученый М.Фридман: «...Общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание та­кого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного рас­ширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина».

В Проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) ситуация с гражданским обществом охарактеризована как “стагнация с тенденцией к ухудшению”.

Проблема формирования гражданского общества включает в себя вопросы не только теоретического, но и практического характера. Для решения поставленных в Программе целей – укрепления институтов гражданского общества, представляющих интересы различных социальных и экономических групп, а также поддержки и развития каналов взаимодействия гражданского общества и государства – были воссозданы общественные комиссии при органах исполнительной власти, создана Общественная палата, создана Комиссия при Президенте РФ.

Свободные общества нуждаются в институциональной базе, которая позволила бы осуществлять необходимые социальные реформы, не прибегая к насилию; но им необходимо также чувство сплоченности, формирующее фундаментальные общие ценности.

Конкурентный и плюралистичный рынок средств массовой информации и книг является краеугольным камнем современных гражданских обществ. Свобода печати нуждается в защите со стороны государства.

Законодательная база требуется также для появления добровольных союзов и благотворительных фондов – «третьего сектора», не относящихся ни к государственным учреждениям, ни к предпринимательской деятельности. Процветание «третьего сектора» – характерный признак существования подлинного гражданского общества.

5. Проблемы финансирования институтов гражданского общества. Когда институты гражданского общества в условиях диктатуры выступают за свободу, ключевой элемент их политической честности – полная независимость от правительства, как финансовая, так и любая другая. Важнейшим условием формирования гражданского общества является Свобода, которая подразумевает  материальную независимость как личности, так и институтов.

В странах с демократическим режимом действует совсем иная система правил. Многие элементы гражданского общества финансируются правительством. В западной Европе, например, широко распространена правительственная поддержка гражданского общества, в том числе и групп, которые бросают правительству вызов, например организации по защите окружающей среды, союзы борьбы за права человека.

Несмотря на то, что в вопросах финансирования гражданских организаций в последние годы наметились позитивные сдвиги – стало больше корпоративных доноров, в регионах укрепилась практика проведения конкурсов социальных проектов, – вопрос развития механизмов поддержки некоммерческих организаций остается исключительно важным.

Учитывая специфику гражданского общества, одним из условий деятельности в направлении укрепления материально-технической базы некоммерческих организаций должно стать разнообразие источников финансирования. Это одна из важнейших гарантий независимости гражданского общества. В обществе должно утвердиться понимание важности поддержки некоммерческого сектора как значимого компонента в экономике страны.

Доля государственной поддержки некоммерческих организаций за рубежом составляет 76,5% доходов НКО в Бельгии, 59,0% в Нидерландах, около 30%  в США,  20-40% в странах Восточной и Центральной Европы.

Для обеспечения в России устойчивого развития организаций и движений, образующих гражданское общество, необходимо существенно повысить уровень его ресурсного обеспечения. Сегодня мы можем оценить ресурсы, поступающие в распоряжение НКО, в интервале 125-250 млрд. руб., то 0,5-1,0% ВВП России. С учетом численности вовлеченных в НКО граждан (10-15 млн. чел.) и численности самих НКО (359 тыс.) такое ресурсное обеспечение следует признать очень низким, не покрывающим в достаточной мере реализацию тех целей, ради которых граждане объединяются. Например, в развитых странах вовлеченность в НКО больше в 2-2,5 раза, но размер средств, которыми гражданские организации располагают, значительно выше даже в расчете «на одного вовлеченного» - до 5-7% ВВП. Ресурсная недостаточность гражданского общества отмечается и в заявлениях их руководителей – в проведенном Общественной палатой опросе руководителей НКО три четверти охарактеризовали свое положение как «нехватку средств», а 25% - как «полную нехватку средств». Это же, по-видимому, объясняет и значительную долю «спящих» НКО, не ведущих заметной деятельности. По ряду оценок, таких более двух третей от всех зарегистрированных организаций.

Система общественно-государственных фондов, если она будет создана на федеральном уровне, может быть воспроизведена в субъектах Федерации. Целесообразно к 2010 г., когда будут отработаны организационные формы и процедуры такой работы, довести объем государственных грантов НКО через соответствующие фонды до 25-30 млрд. руб. При этом надо привлекать в эти фонды и средства частных доноров, постепенно увеличивая их долю в финансировании проектов. Через 10 лет частных поступлений в фонды должно стать больше, чем бюджетных.

6. Потеря населения и качества человеческого капитала. Сегодня становление гражданского общества идет в условиях демографического кризиса, превышения рождаемости над смертностью, депопуляцией малых городов – они теряют примерно тысячу человек в год. Сегодня на выходе из индустриального этапа мы имеем систему управления экономикой, ориентированную на 50 крупнейших компаний и 1500 крупных. При такой схеме управления фактически не использован ресурс населения и территорий, большей части природных ресурсов, рыночная стоимость которых близка к нулю из-за их недоступности. Происходит депопуляция малых городов, территорий, которые ранее были обжитыми. Малые города ощущают свою оторванность, незаинтересованность в них. Происходит трансформация интересов удаленных территорий, любыми способами старающихся уйти от нищеты, действующих иногда вопреки экологическим ограничениям, долгосрочным интересам страны. Особенно значима депопуляция в районах Сибири и Дальнего Востока.

 Телевидение и органы СМИ сегодня выполняют заказ по созданию общества потребления, обращаясь к низшим потребностям человека. Формируется мировоззрение обывателя, среднего человека, посредственности. Посредственность – социальная опасность, как и нищета. Несчастья, беды, пожары, грабежи, насилия, скандалы – по­жалуйста, и на первые полосы, и в новостях на ТВ в первых же со­общениях. Российские СМИ настолько заражены коммерцией, что любая информация о положительном факте нашей жизни видится им рек­ламой.

У нас наблюдается негативная динамика индекса развития человеческого капитала. Наука находится в перманентном кризисе, утрачено важнейшее свойство науки как абсолютно конкурентной среды идей. В то же время 200 тыс. соотечественников, работающих за рубежом, создали 10% мировой инновационной научно-технологической продукции.

7. Итоги: стагнация, отсутствие идеи и элиты развития. Часть управленцев в условиях высоких цен на нефть и наполнения всевозможных резервных и стабилизационных фондов посчитала свою задачу выполненной. На деле же процесс модернизации экономики заменили продажей сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продукции низших переделов. Экономика России стала дополнительной по отношению к экономикам развитых стран, заняла место не «энергетической сверхдержавы», а сырьевого придатка развитых стран. Вопрос об экономическом развитии привычно подменялся вопросом о власти и доходах.

8. Перспективы развития. В условиях глобализации и роста взаимозависимости национальных экономик, становлении эконо­мики знаний в мире назрела необходимость установления ключевых ценностей в области человеческих прав, стандар­тов труда и охраны окружающей среды. Одна из задач состоит в том, чтобы своевременно выявлять и даже упреж­дать угрозы, снимать социальную напряженность, создавая условия для максимального использования всех тех благ, которые приносит глобализация.

Наличие активного и мощного национального гражданского общества, действующего совместно с правительством, не только не ослабит демократию и принципы благого правления, но и будет способствовать повышению отдачи от национальных ресурсов, вложенных в социальное развитие, и укреплению веса страны в решении глобальных вопросов.

Точно так же, как гражданское общество может действовать без какого-либо разрешения или санкций, могут существовать законные ограничения в отношении его прямого участия в межправительственном процессе принятия решений. Уделение слишком большого внимания приобретению власти для того, чтобы влиять на принимаемые решения, может оказаться контрпродуктивным и привести к негативным последствиям.

Гражданское общество можно установить и поддерживать лишь путем обсуждений и диалога. Для многих гражданских организаций – от незначительных объединений, созданных для решений мелких проблем, до крупных неправительственных организаций – возможность доведения их информации непосредственно до населения в целом, которое обращается к их веб-сайтам, открыла новые пути влияния на глобальное общественное мнение и мобилизации общественности в поддержку проводимых ими кампаний.

Именно в рамках политики в области средств массовой информации негосударственные участники оказывают влияние на умы людей и способствуют социальным преобразованиям. Государственным участникам и межправительственным учреждениям, таким, как Организация Объединенных Наций, необходимо взаимодействовать с гражданским обществом не только в рамках организационных механизмов и процедур политического представительства, но также и в рамках общественных дебатов в глобальной публичной сфере, организованной вокруг системы средств массовой информации.

Перспективы развития институтов гражданского общества связаны с несколькими возможностями:

- развитием личности в связи с выходом в постиндустриальный период развития, востребованностью знаний, носителем которого является личность;

- формированием в период кризиса «элиты развития», реально заинтересованной в повышении эффективности экономики и общественной поддержки.

9. Воздействие кризиса на процесс становления гражданского общества. Финансово-экономический кризис в первую очередь ударил по наиболее  успешным и быстро развивающимся регионам. Именно эти регионы имеют наиболее развитые институты гражданского общества. Самоорганизация в критических ситуациях порождает не только гражданские ассоциации, но и особое отношение людей к происходящему. Нынешний кризис, как и большинство кризисных ситуаций, порождает новые задачи для гражданского общества, требует новых форм его самоорганизации и саморазвития, становится источником новых мировоззренческих концепций и открывает новые перспективы.

Социальная политика в условиях кризиса должна быть структурированной: Правительству следует разработать соответствующие программы, сосредоточиться на введении единых социальных стандартов. Экономический рост без социальных программ обострит социальную дифференциацию.

В условиях развивающегося кризиса начался процесс активного разрушения среднего класса, который за последние годы стал важнейшим фактором стабильности в стране. Именно средний класс стал основой возрождения доверия со стороны общества государству, поддержал весь комплекс политических реформ последнего времени. Поддержка среднего класса должна быть составной частью антикризисной программы Правительства РФ, включая в себя широкий набор как финансовых механизмов, так и социальных мер. Власть должна в полной мере осознать всю опасность маргинализации общества в период кризиса.

В первую очередь должна быть обеспечена прямая связь между исполнительной властью и гражданским обществом и открытость обсуждения кризисной ситуации, адекватность освещения кризиса в средствах массовой информации, возможность гражданам доносить до органов власти реальное положение дел в регионах и вырабатывать меры по предотвращению дестабилизирующих акций социального протеста. 

С учетом этого важно рассмотреть вопрос о создании постоянно действующего механизма под условным названием "Солидарные действия по выходу из кризиса", который должен включать в себя:

-    Регулярные встречи представителей исполнительной власти с организациями гражданского общества. Совместное обсуждение важнейших акций антикризисной направленности.

-    Создание специальной информационной программы в СМИ, позволяющей населению адекватно получать информацию о деятельности Правительства РФ и региональных властей.

-    Объективный мониторинг социально-экономической ситуации в стране (возможно издание ежемесячных обзоров от имени Общественной палаты или других структур).

-   Меры по обеспечению позитивной обстановки на предстоящих весенних выборах в регионах.

10. Анализ возможных путей для России к гражданскому обществу. Построение гражданского общества в России сопряжено с рядом труднейших проблем.

Потенциал роста. Если в 2006 году ту или иную вовлеченность в общественные инициативы демонстрировали 10-15% российских граждан, то потенциал развития общественной активности гораздо выше – до 25%. Этот потенциал, несомненно, будет расти по мере роста доходов населения и укрепления общественных институтов. Основание для такого вывода – высокий образовательный уровень российских граждан, не отстающий от ведущих стран мира.

Важнейшим резервом роста активности являются две социальные группы. Первая – интеллигенция, прежде всего работники бюджетных учреждений, науки и социальных отраслей, часть инженерного корпуса и др. Вторая «группа роста» гражданской активности – это молодежь. Уже сегодня новое поколение, вступившее в активную жизнь в ХХI веке, свободно как от традиций советского прошлого, так и от моральных искажений и безысходного индивидуализма периода бурного формирования российского капитализма 90-х.

Можно ожидать уже через 10 лет удвоения потенциала востребованности гражданских организаций и инициатив в российском обществе – от 25 до 50% граждан. Это вплотную приблизит Россию к странам с наиболее развитым на сегодня гражданским обществом – странам Западной Европы и Северной Америки.

Варианты развития. Два ключевых критерия определяют направление развития страны. Первый: как будет развиваться система власти в России, а именно, какими темпами будет укрепляться независимость ветвей власти друг от друга, включая и «четвертую власть» – СМИ. Второй: будет ли найдена и выбрана эффективная политика по линии «государство–гражданское общество». В зависимости от их соотношения можно выделить три основных варианта развития гражданского общества.

Одним из определяющих критериев гражданского общества является его независимость. Сегодня в России многие его структуры чрезмерно зависимы от властей, особенно региональных и местных. Без внимательного участия власти многие некоммерческие организации будут просто вынуждены свернуть свою деятельность, например, из-за отсутствия помещений для работы. Инфраструктурная зависимость гражданского общества от государства должна уменьшаться. В тех секторах и регионах, где от нее невозможно отказаться, должно быть исключено предоставление поддержки на выборочной основе, вне четких и прозрачных процедур, на основе критерия близости к власти.

Стимулирование частных доноров НКО и благотворителей. Гражданское общество может выступать эффективным партнером власти и гарантом развития бизнеса только в том случае, когда его наиболее авторитетные организации независимы экономически от политических, административных или бизнес-интересов. Проблема российских НКО – это слабость их поддержки от самого гражданского общества. Отсюда значительная, а иногда и чрезмерная, опора на местную власть (растет) или на зарубежные фонды (падает).

Система государственной поддержки российских НКО должна быть построена на установившихся в мировой практике принципах. Бюджетные деньги должны перечисляться специально созданным общественно-государственным фондам. Эти фонды, в свою очередь, проводят открытые конкурсы на поддержку проектов или инфраструктуры НКО. Оценку проектов осуществляют независимые эксперты, а решения принимает правление, состоящее из людей с высокой репутацией, обеспечивающей независимость их позиции.

Система общественно-государственных фондов, если она будет создана на федеральном уровне, может быть воспроизведена в субъектах Федерации. Как уже отмечалось, целесообразно к 2010 г., когда будут отработаны организационные формы и процедуры такой работы, довести объем государственных грантов НКО через соответствующие фонды до 25-30 млрд. руб. При этом привлекать в эти фонды надо и средства частных доноров, постепенно увеличивая их долю в финансировании проектов. Через 10 лет частных поступлений в фонды должно стать больше, чем бюджетных.

Участие НКО в исполнении государственного заказа на оказание социальных услуг. Некоммерческие организации должны иметь возможность конкурировать с государственными и муниципальными учреждениями за госзаказ в таких сферах, как социальная работа, образование, физическое воспитание, культура и некоторые другие. НКО имеют определенные преимущества, такие, как инициативность, мобильность и низкий уровень накладных расходов, которые помогут им выигрывать часть таких конкурсов. Ситуация конкуренции даст возможность существенно повысить качество социальных услуг гражданам, а также поднять стандарты работы НКО, расширить их ресурсную базу. Можно напомнить, что в Нидерландах, где наиболее развита такая практика, доля НКО в ВВП страны рекордная – 15%.

Поддержка инфраструктуры НКО. За последние годы значительное число активных НКО, особенно в крупных и крупнейших городах, потеряли помещения. Это затрудняет доступ граждан к деятельности организаций гражданского общества, не позволяет расширить масштаб социальной и гражданской активности.

Следует восстановить практику Народных домов, инфраструктура которых финансируется из бюджета. Такие Дома существовали в 90-е годы во многих городах, однако сейчас их осталось совсем немного.

Совершенствование правового регулирования. Развитие законодательства о некоммерческих организациях и гражданском обществе в целом необходимо не только в силу собственно юридических проблем, лакун и коллизий. Налицо крупная политико-социальная проблема: модернизация правовой среды гражданского общества отстает от процессов его становления. Действующее законодательство сложилось в основном в начальный период становления современных структур гражданского общества в Российской Федерации и значительно менее развито, чем соответствующее законодательство многих стран ОЭСР.

Информационное обеспечение работы некоммерческого сектора. Как сложившимся НКО, так и инициативным группам по интересам важны доступ к уже зарекомендовавшим себя технологиям решения социальных проблем, освоение типовых моделей поведения в конфликтных ситуациях. В этой связи исключительно велико значение проектов, направленных на распространение лучших практик. Банк таких практик в разных областях жизни гражданского общества постоянно пополняется некоммерческими организациями. Нужно делать следующий шаг: создавать условия для внедрения лучшего опыта, и это должно стать задачей всего актива гражданского общества.

Гражданское образование. Мало внимания уделяется в масштабах всей страны в целом развитию гражданского образования. Эта деятельность реализуется в основном усилиями отдельных НКО и не может обеспечить массовое просвещение граждан. Между тем именно через гражданское образование население получает навыки для реализации гражданской активности, учится ответственности и глубокому знанию конституционных прав. Потенциал для расширения этой работы имеется и должен стать одним из заметных трендов развития российского гражданского общества в будущем.

11. Общественный контроль, переговорные площадки и общественные советы ведомств. В отечественной практике на сегодняшний день накоплен определенный опыт осуществления контроля над властью со стороны гражданских структур. Особенно богаты таким опытом российские правозащитные организации и общества потребителей. Необходимо распространить опыт гражданского контроля и на другие секторы, привлечь силы всех НКО. В последние годы сформировался набор инструментов взаимодействия общества и власти в виде тематических переговорных площадок и общественных советов ведомств.

С учетом имеющегося опыта можно и нужно законодательно установить требования к организации взаимодействия власти и общественности, которые обеспечивали бы привлечение реально независимых и наиболее квалифицированных НКО и экспертов, гарантировали бы открытость дискуссии.

Экспертиза законов – общественные палаты в центре и на местах; административные регламенты и права «клиентов государства». Одним из результатов реформы должно стать формирование рациональных и прозрачных правил взаимодействия граждан и предприятий («клиентов государства») с государственными органами, заметное снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.

Эффективность усилий по развитию гражданского общества существенно возрастет, если они будут строиться на основе более полной объективной информации. Это определяет потребность в постоянно действующем мониторинге состояния гражданского общества в России и широкой общественной дискуссии по его результатам.

Экспертиза и мобилизация ресурса экспертного сообщества. Одним из основных инструментов продвижения интересов гражданского общества является экспертная активность. Известно, что эффективность бюджетных затрат, равно как эффективность законодательной деятельности, существенно ослаблена склонностью властей всех уровней к принятию решений камерным образом, в лучшем случае опираясь на постоянных «домашних» экспертов. Результатом такой политики является разложение этики профессиональных сообществ. Изучение и учет независимых и альтернативных экспертных точек зрения при принятии ответственных решений должно стать нормой, а не исключением из правил.

Структура и самоорганизация некоммерческого сектора. Эффективность и дееспособность гражданского общества определяется его структурой (тем, насколько зоны концентрации интересов граждан и проблемные для общества сектора «покрыты» сетью НКО и неформальных инициатив) и качеством организаций гражданского общества, их привлекательностью для граждан и их востребованностью. Как власть, так и граждане часто сталкиваются с проблемой дефицита сильных партнеров в гражданском секторе. Иногда такие пробелы номинальны: организации есть, просто о них мало известно в силу фрагментированного знания о секторе в целом. С другой стороны есть имитационные структуры, есть старые организации, которые выполнили свою функцию и на настоящий момент существуют скорее по инерции, не создавая стимулов для участия в них молодежи. А интересных организаций, где бы новые поколения граждан могли ощутить свою востребованность обществом, все еще недостаточно.

Гражданское общество не может ставить себе целью уничтожение или ослабление государственной власти. Напротив, оно нуждается в сильном государстве, которое обеспечивает общенациональные интересы и играет роль арбитра между различными структурами гражданского общества.

Одновременно с этим развитое гражданское общество является единственным гарантом от номенклатурного перерождения государственного аппарата. Самим фактом своего существования оно ежедневно, ежечасно напоминает каждому чиновнику, что он – служащий, нанятый и оплачиваемый гражданами и обязанный действовать в их интересах.

Активное противостояние между государственной номенклатурой и гражданским обществом неизбежно. Это противостояние будет проявляться и уже проявляется в борьбе бизнеса, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан за обеспечение своих прав, гарантированных Конституцией и законами.

Процесс становления современного развитого демократического общества не был легким и безболезненным ни в одном государстве. Не будет он легким и в России: каждый, кто посмеет сегодня вести себя в России как свободный человек в свободной стране, неминуемо попадет (и уже попадает) под самый жесткий прессинг номенклатурной власти. Но отсидеться не удастся. Ни добрый царь, ни добрый президент, ни добрый Запад не проделает за граждан России ту работу, которую они должны проделать сами.

Владимир Ворожихин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
Н
04.09.2011 0 0
Новиков Сергей Вячеславович:

Уважаемые друзья! Замечательная статья и выводы. Отвечаю на Ваши вопросы: 1. "Что делать?" - связаться с Межрегиональной общественной организацией "Гражданский Патриотический Союз - Общественной Гражданской Службы" по E-mail: ogs-46@yandex.ru или по тел/факсу 8(4712)53-21-34 и принять активное участие в институализации ее на федеральном уровне; 2)"С чего начать?" - вступить в члены этой организации и сформировать в своем регионе ее Региональное Отделение в соответствии с Уставными целями и задачами. С уважением, Старший советник ОГС, Статс-секретарь Председателя Президиума Межрегиональной общественной организации "Гражданский Патриотический Союз - Общественной Гражданской Службы" Новиков Сергей Вячеславович 04. 08.2011

В
10.07.2011 0 0
Виктор Иванович:

Третий путь. Российское общество, похоже, самостоятельно определило свой путь развития. Это – не тот, старый Советский проект, в котором декларативно ставились верные задачи и методы их воплощения, а на практике грубо нарушались, и не тот современный путь либерально-олигархического капитализма, который за 20 лет не дал народу облегчения и уверенности в будущем. Общество оказалось мудрее. Оно интуитивно определило свой Третий Путь – путь на самосохранение, самореализацию творческого потенциала, путь на самоуправление и формирование гражданского самосознания без помощи политических элит и государственной власти. Благодаря такому удачно найденному проекту общество самоорганизуется без указки сверху, и порой, даже вопреки желанию чиновников. Но не нашлось пока в России лидера, который смог бы подобно китайскому реформатору Дэн Сяопину сказать: «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая, главное, чтобы ловила мышей», который поддержал бы стремление народа к демократическим преобразованиям используя его собственные силы.. Кстати,"ловить мышей" в Китае разрешили только в экономической области. Там по-прежнему сохранилась руководящая роль КПК, официальной идеологией остался марксизм-ленинизм, а также идеи Мао Цзэдуна. В России же непонятным образом и без конкретной идеологии продолжается планомерное разрушение. И общество, наконец, осознав это, приняло меры по само выживанию. Подавляющее же большинство граждан каждый вечер у телевизора ждёт новостей, надеются, что глава государства стукнет, наконец, кулаком по столу, и объявит приоритеты развития гражданского общества используя потенциал самого народа. Но нет! Телекомментаторы продолжают потчевать нас новыми секс-скандалами, пугают терроризмом и смакуют подробности издевательств американской семьи над ребёнком. Государство не торопится внедрять принципы демократизации общества путем передачи части властных полномочий самому народу через общественное (жилищное) самоуправление в его многочисленных формах. Но постепенно, шаг за шагом, чиновники начинают понимать истину: без воли народа ни какой модернизации не добиться, а поэтому начинают заигрывать с народом, предлагая войти в партийные «народные фронты». И это выглядит тускло и как то неубедительно. Сегодня реальность такова, что тот кандидат получит поддержку гражданского общества, который не только примет и поверит в Третий Путь, но и совместно с народом начнет осуществлять строительство гражданских институтов для устройства подлинной демократии в России. Что делать? Сегодня каждый активист просто обязан искать себе подобных, тех, кого уже не надо воспитывать по формуле «Кто не умеет объединяться и требовать, никогда и ничего не получит», а кто сам Вас готов убеждать объединяться, находить совместные решения и действовать по формуле «Хватит сидеть, давайте решать и действовать». С чего начать? «Высший Совет гражданского общества» (ОСГО) России уже создан. Чего же мы ждём?... Давайте садиться за общий стол и вырабатывать общий алгоритм действий, с которым согласится большинство из нас, и который поймет и примет общество! Вместе мы – сила!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more