Индийская экономика расстается со своим чудом
Индия является одной из самых противоречивых стран мира. С одной стороны, она обладает гигантским экономическим потенциалом и продемонстрировала, что при необходимости может его эффективно использовать. С другой стороны, развивающиеся тенденции к бюрократизации страны настораживают. Какой же из двух трендов возобладает?
1. Политики мешают Индии использовать большой экономический потенциал
Индия страна больших цифр: в ней проживает более миллиарда людей и существует тысяча разных языков. Но не будет большой натяжкой сказать, что начиная с независимости 1947 года у Индии было только два типа экономики.
Первый дал инертный рост, бумажную волокиту и удушливую бюрократическую систему. Второй возник после либерализации 90-х, именно поэтому к середине нулевых годов Индия была страной безмерного оптимизма – государственный сектор открылся и наполнился предпринимателями, которые преодолели экономический спад, но были все еще не удовлетворены. Страна казалась готовой к тому, чтобы совершить рывок к невиданному росту, обусловленному благоприятной демографией, постепенными реформами и готовностью государства поддерживать и инвестировать в экономику.
Но позже, как болливудский злодей, который отказывается умирать, старая Индия снова тревожно появилась. Главная причина этого – государственная политика.
2. Возвращение к развитию со скоростью рикши
Ускорившийся темп экономического роста Индии от средних 6% в середине 1980-х до почти 10% (а некоторые надеялись, что будет и больше) мог звучать скромно. Но если экстраполировать этот рост на предыдущие десятилетия, то он обещал изменение страны и Азии в целом. Сотни миллионов индусов получали шанс преодолеть черту бедности. Многие компании уже облизывались в надежде на образование нового большого среднего класса. Стратеги из Пентагона стали смотреть на Индию как на сверхдержаву в будущем и демократический противовес Китаю.
Никто не сомневается, что индийская экономика продолжит расти. Но угол траектории ее развития изменился. В прошлом квартале рост экономики замедлился до 6,1%. И даже если – на что надеется правительство – он снова ускорится, большое количество аналитиков обеспокоено тем, что рост не составит больше 7% по окончанию года.
Три следующих эпизода демонстрируют политическую путаницу в Индии. Первый – правительство анонсировало, что оно, в конце концов, открыло неэффективную розничную торговлю для иностранных фирм только чтобы изменить их отношение в течение буквально нескольких дней. В этом месяце, чтобы защищать собственное производство, правительство запретило экспорт хлопка, чем осадило индийских фермеров и торговых партнеров. И так же через несколько дней оно вернуло все на круги своя. А две недели назад наперекор Верховному суду изменило налоговый кодекс, чтобы взымать налоги с иностранных фирм задним числом, не в последнюю очередь с Водофона, который приобрел активы в Индии. Многие беспокоятся, что строгость закона, которым Индия всегда отличалась, будет ослаблена.
Не удивительно, что бизнес пребывает в депрессии и инвестиции в экономику падают. Всегда присутствующие бюрократические проволочки и коррупция, кажется, становятся еще хуже. На последних муниципальных выборах было спущено столько денег, что это помогло объяснить проблему с ликвидностью в банковской системе. Большинство многолетних проблем не было решено, и как результат – высокая и неподдающаяся контролю инфляция.
Каждая из этих проблем становится все больше и глубже с годами. Хотя еще несколько лет назад они могли быть легко решены. Но надежда была на то, что открытие частного сектора экономики позволит Индии достичь процветания несмотря ни на что. Такая точка зрения отнюдь не романтична. Это вопрос не только отсутствия условий, которые должно создавать государство – от дорог до энергетики, требующихся любой экономике, особенно если подразумевается рост производства, что было бы неплохо для Индии, где миллионы ежегодно начинают искать работу, чтобы приступить к трудовой деятельности. Но государство нашло свой путь, как разобраться с проблемами.
Его утомительные злоупотребления последних лет вытеснили частный сектор из экономики и сделали затруднительным для Центрального банка снижение процентных ставок. Новые отрасли, такие как мобильные телекоммуникации, избежав в свое время всех прелестей бюрократии, сегодня как никто чувствуют ее нажим.
Такое удручающее положение вызвало две политические проблемы. Постепенное дробление избирателей сделало электоральную арифметику невероятно сложной. Партия Индийский национальный конгресс, которая управляет страной с 2004 года, зависит от переменчивой и популистской коалиции своих соратников. Поэтому партия сама по себе напоминает беспорядок, а старый министр, управляющий страной, Соня Ганди предпринимала попытку продвинуть своего сына Рауля как следующего представителя загибающейся династии. Но правительство не проводило годами больших реформ и. кажется, встретится с необходимостью их решения к национальным выборам 2014 года.
Второй тип проблем связан с ограничением амбиций. Текущий бюджет играет с налоговыми ставками, долговыми квотами и пошлинами, изменение которых неправдоподобно обставляется как большие шаги. Правительство пытается начать реформы, ввести новый общенациональный налог на товары и услуги, не желая решать вопрос государственных монополий и учета интересов в такой отрасли, как энергетика. Даже политические реформы сегодня ограничиваются дерганием несколько ржавых рычагов бюрократической машины. Административные импровизации принимаются в качестве настоящих реформ, призванных открыть экономику.
Индийские политики отмечают, что рост в 6-7% превосходит соответствующие показатели большинства стран. И на самом деле это успокаивает. К примеру, Китаю необходим постоянный рост в 8%, чтобы поддерживать социальную стабильность. Вероятно, Индия должна вырасти на 6% или более для поддержания своей финансовой стабильности. Более низкий рост сделает выплаты государственного долга обременительными и отпугнет иностранный капитал. Поэтому Индии нужно управлять дефицитом своего текущего счета и оплачивать импорт энергоносителей. Нужно понимать еще и то, что если для богатой страны неиспользованный потенциал чреват всего лишь разочарованием, то для Индии с ее уровнем безработицы это трагедия.
3. Долой старое!
В конце концов, политическая раздробленность может стать источником надежды. Некоторые индийские штаты по-прежнему уверенно развиваются. И хотя местные выборы в этом году не обошлись без обычных перетасовок и наследственных кандидатов, некоторые избиратели отказались от старой политики недовольства, каст и вероисповедания. Они постарались не обращать внимания на старых политиков и проголосовали за более перспективных. Однако на национальном уровне могут потребоваться годы для того, чтобы новое поколение политиков смогло прорваться сквозь толпу геронтократов. Основная партия оппозиции – Индийская народная партия – сегодня находится едва ли не в лучшем состоянии, чем Индийская национальная партия конгресса.
Сегодня есть много причин для возвращения Индии в глобальную экономику. Одной из причин возврата должен быть страх. Медленно растущая Индия будет финансово более уязвима, так же бедна, вызовет полное разочарование молодых людей и станет менее серьезно относиться к остальному миру. При этом для политического класса в стране никаких последствий не будет. Индия стала местом, где не любят реформы. Но она нуждается в них, как в чуде.
Написать комментарий