Грядущее нарастание неравномерности инвестирования российских регионов
Подготовленный проект «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» предполагает усиление к 2020 г. экономической и инвестиционной неравномерности регионов страны
В настоящее время Правительством РФ рассматривается проект «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (далее Концепция), в котором присутствуют основные сценарии и тенденции возможного развития российской экономики. Не вдаваясь во все детали указанного документа, следует отметить его один важный недостаток, который может иметь далеко идущие последствия.
В тексте «Концепции» неявно провозглашается идея достижения более сбалансированного развития российского экономического пространства в направлении выравнивания существующих огромных перепадов в благосостоянии регионов страны. Для подкрепления выдвинутой благой цели в «Концепции» конкретизированы перспективы развития российских регионов по объему валового регионального продукта (ВРП) и указаны темпы роста ВРП. Одновременно с этим в «Концепции» приводятся опорные значения за 2006 г. численности населения в регионах, что позволяет оценить душевой ВРП в регионах вплоть до 2020 года.
Однако проведенные расчеты дают обескураживающий результат. Оказывается, представленные в «Концепции» прогнозные темпы развития российских регионов ведут не к выравниванию их развития, а, наоборот, к углублению региональной неоднородности. Согласно расчетам, дисперсия (разброс) душевого ВРП по регионам в абсолютном выражении с 2006 г. по 2020 г. увеличится в 6,4 раза (таблица 1). Даже если данную величину скорректировать с учетом возрастающего среднедушевого ВРП по стране, то и в этом случае региональная дифференциация возрастет в 2,2 раза. Другие расчеты подтверждают этот вывод. Например, в 2006 г. самый «богатый» регион (Западно-Сибирский) по уровню ВРП превосходил самый «бедный» регион (Южный) в 3,7 раза, тогда как в 2020 г. этот разрыв составит уже 3,9 раза. Учитывая, что уже сегодня для положения российских регионов характерна крайняя неравномерность развития, то дальнейшее ее нарастание может стать попросту чрезмерным с непонятными социальными и экономическими последствиями.
Таблица 1. Динамика душевого ВРП
Экономический регион |
ВРП на душу населения, тыс. руб./чел. |
|||
2006 |
2010 |
2015 |
2020 |
|
Центральный |
188,12 |
231,39 |
314,16 |
427,03 |
Центрально-Черноземный |
79,88 |
95,85 |
119,01 |
151,76 |
Северо-Западный |
122,83 |
153,53 |
211,26 |
289,87 |
Северный |
156,55 |
186,29 |
245,78 |
336,58 |
Южный |
57,27 |
71,01 |
94,49 |
131,72 |
Поволжский |
87,85 |
102,79 |
137,93 |
193,27 |
Уральский |
104,76 |
121,52 |
150,86 |
193,81 |
Западно-Сибирский |
211,54 |
260,19 |
368,08 |
509,81 |
Восточно-Сибирский |
109,59 |
131,51 |
160,00 |
205,48 |
Дальневосточный |
127,65 |
157,00 |
204,23 |
288,48 |
Средний душевой ВРП по стране |
124,60 |
151,11 |
200,58 |
272,78 |
Дисперсия душевого ВРП |
2 112,93 |
3 268,57 |
6 907,78 |
13 621,47 |
Таблица 2. Региональная структура ВРП
Экономический регион
|
Структура ВРП, % |
|||
2006 |
2010 |
2015 |
2020 |
|
Центральный |
31,78 |
32,17 |
32,59 |
32,53 |
Центрально-Черноземский |
3,56 |
3,52 |
3,26 |
3,05 |
Северо-Западный |
6,30 |
6,48 |
6,65 |
6,70 |
Северный |
2,71 |
2,65 |
2,61 |
2,62 |
Южный |
7,25 |
7,40 |
7,34 |
7,52 |
Поволжский |
10,48 |
10,09 |
10,11 |
10,40 |
Уральский |
9,81 |
9,37 |
8,68 |
8,19 |
Западно-Сибирский |
18,40 |
18,63 |
19,66 |
19,99 |
Восточно-Сибирский |
5,07 |
5,01 |
4,55 |
4,29 |
Дальневосточный |
4,63 |
4,68 |
4,55 |
4,71 |
ИТОГО |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В основе такой странной картины лежит представление разработчиков «Концепции» о неизменности региональной структуры инвестиционных потоков. Так, проведенные расчеты показывают, что предусмотренные в «Концепции» темпы роста регионального ВРП не ведут к изменению исходной структуры совокупного продукта страны (таблица 2). Данный факт означает, что сегодняшняя дифференциация уровня жизни в российских регионах не будет претерпевать никаких изменений, а это означает, что имеющийся прогноз предполагает консервацию существующего положения бедных регионов, а это противоречит задачам и целям самого документа.
Нарисованная в «Концепции» картина регионального ВРП неявно предполагает воспроизведение традиционной региональной структуры инвестиционных потоков. Капиталы пойдут в более развитые регионы, а слаборазвитые территории будут по-прежнему недополучать финансовые ресурсы. Хотя «Концепция» не имеет директивного характера, ее ориентиры будут в последствии учтены при формировании инвестиционной политики государства, а вслед за государственными инвестиционными потоками устремятся и частные инвестиции. В итоге разместить и окупить вложения в слабых регионах будет, может быть, даже сложнее, чем раньше. И с этим фактом современным инвесторам надо считаться.
В проекте «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» имеется и еще один примечательный аспект – в ней предполагается возрастание объема добычи природных ресурсов. Строго говоря, такая парадигма идет в разрез с провозглашенным построением в России инновационной экономики. Совмещая сохранение тенденции к активной эксплуатации природных ресурсов страны и тенденции к увеличению дифференциации уровня развития регионов, можно смело утверждать, что в ближайшие 10-15 лет инвестиции будут по-прежнему концентрироваться в энергодобывающих территориях.
Наличие соответствующих установок в таком документе, как «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», делает рассмотренный прогноз нежелательным, но весьма и весьма реалистичным. Остается надеяться, что, как это часто бывает в России, указанный документ не окажет большого влияния на направленность инвестиционных потоков.
Написать комментарий
А если ещё учесть и формирование инвестиционных ресурсов, то региональное развитие видится в еще более усиливающейся дифференциации. Финансы как источники инвестиций тоже имеют притяжение к сильным и утекают от слабых. Грустная картина. И исправлять её никак не собираются. А уйдет капитал из региона, люди тоже "проголосуют ногами". Что, собственно и происходит. А дифференциация внутри регионов? А массовый отток населения из сельской местности?
Статья навела меня на мысли о том, в какую ужасную ситуацию попадет в скором времени наша страна. Ведь социально-экономическое расслоение нашего государства, обладающего огромными территориальными запасами, может привести к дезинтеграции нашего государства по линии уральского хребта. Уже сейчас попасть в Москву для некоторых наших жителей сложнее чем в соседнюю страну. И надо учитывать тот факт, что мы граничим со странами остро нуждающихся в территории для расселения своих граждан. Так что нашему правительству стоит более внимательно отнестись к данному вопросы и проработать его более подробно.
Это мне понравилась тем, что в ней говориться о проблемах РФ на данный момент. В данный момент идет рост регионов России, и это радует население. Развиваются города, инфраструктура города, следовательно, и увеличивается уровень жизни в данном регионе. Хотя нельзя говорить это про все регионы, в некоторых регионах деньги идут не на развитие страны и устранение в ней негодований, терактов, а лишь для сбыта нефти и это огорчает. Но никуда от этого не деться, так как это очень хороший способ быстро получить доход. Но что будет дальше с Россией? Мне кажется, она раскалиться при таком раскладе сил, на разные государства в лице нынешних регионов, или же их завоюют.
Вся наша экономика держится на "трубе", на продаже газа и нефти, прибыль от продажи которых получают всем известные хозяева трубы.Они не откажут себе в удовольствии пролоббировать собственные интересы и направить потоки средств в те регионы,в которых сконцентрирована энергодобывающая отрасль. Это, конечно же, еще больше усугубит отставание экономически слабых регионов от экономически сильных. Умные инвестиции в нашей стране не нужны, вкладывают только в энергоносители. А если цены на них упадут?
Статья интересная, актуальная в наше время. Абсолютно очевидна неравномерность распределения инвестиций в регионы России. Почему бы не сделать привлекательной для населения не только Москву, Санкт-Петербург, юг России и т.д., а всю или, хотя бы, большинство территорий РФ? Дифференциация уровня развития регионов приводит к их непривликательности, поэтому происходит массовое сосредоточение населения в более инвестируемых, развитых регионах страны. Это далеко не оптимальное использование столь большой и богатой территории.