Григорий Пономаренко: жизнь как песня
2 февраля 2011 г. исполнилось 90 лет со дня рождения композитора Григория Федоровича Пономаренко. Многие его песни стали поистине народными – подчас они гораздо более известны, чем их автор. Такое положение дел вояд ли можно считать нормальным и справедливым. Что нам известно о жизни и творческой карьере композитора Григория Пономаренко?
Песни Украины, Волги и Кубани
Музыка поистине вела его по жизни. Григорий Федорович Пономаренко родился на Украине, в селе Моровск Черниговской губернии. Уже с шести лет маленький Гриша играл на гармошке на всех сельских праздниках - вместе со своим дядей, Максимом Терентьевичем Пономаренко, виртуозным гармонистом, мастером по изготовлению баянов и собирателем народных инструментов.
Школьником, в Запорожье, Григорий Пономаренко работал баянистом в городском Доме пионеров, потом в Доме культуры Днепрогэса. Потом был Киев: учеба в консерватории, работа аккордеонистом в джаз-оркестре, а затем - Ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР. В ансамбле он написал свои первые песни, с ним прошел всю войну. За время войны был награжден медалями: "За оборону Москвы", "За победу над Германией", орденом "Отечественной войны" II степени.
Двадцать лет жизни Григория Пономаренко связаны с Волгой, ее просторами и привольными напевами. С 1952 по 1963 гг. он возглавлял Волжский народный хор в Куйбышеве (сегодня - Самара), а с 1963 по 1973 гг. руководил Народным хором Дворца культуры Волгоградского тракторного завода.
Многие песни, созданные им на Волге, стали поистине народными: "Ивушка (зеленая над рекой склоняется)" (на стихи В.Г. Алферова) "Эх, Волга - речка (не боли, сердечко)" (в соавторстве с В.П. Бурыгиным), "Я назову тебя зоренькой", "Оренбургский пуховый платок" (на стихи Виктора Бокова), "А где мне взять такую песню", "Что было, то было", "Подари мне платок" - на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной.
Но больше всех Григория Пономаренко любят и помнят на Кубани. В 1974 г. по приглашению властей Краснодарского края он переехал в Краснодар, написал здесь много замечательных песен на стихи кубанских поэтов, посвятил сотни песен городам и станицам края: Геленджику, Анапе, Новороссийску, станице Ленинградской и др. На Кубани он нашел свою любовь и судьбу. Его женой стала молодая казачка, певица Кубанского казачьего хора Вероника Журавлева. Их дом всегда был наполнен уютом, счастьем и открыт для друзей. Григорий Федорович безотказно принимал приглашения и выступал с Вероникой Журавлевой в самых отдаленных уголках Кубани, в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в колхозных клубах и на полевых станах. В таких выездных концертах он черпал вдохновение и радость от встреч со зрителями, от их восторженного приема.
Песни, которые существовали всегда
У Григория Пономаренко не было законченного высшего музыкального образования, но тонкое поэтическое и музыкальное чутье помогло ему почувствовать и выразить нечто неуловимо важное в мироощущении нескольких поколений. Его песни стали частью духовной истории нашей страны. Маргарита Агашина как-то призналась, что любила песни Пономаренко, подчас не зная, что именно он их сочинил. Она говорила: "Мне кажется, что эти песни существовали всегда как полет журавлей, как рассветы над Волгой...".
Пономаренко очень тонко чувствовал слово и угадывал стихи, которые могут стать песней. Иногда он и сам писал слова к своим песням - как, например. припев к "народной" песне про "Ивушку зеленую". При этом он буквально "жил музыкой". Его друзья и знакомые почти всегда видели его с карандашом в руках. "Он творил везде и всегда. Кушает - листок и карандаш рядом, отдыхает в кресле - что-то записывает, едет в автомобиле - обязательно наготове блокнот с ручкой, на гастролях - за кулисами пишет, после концерта все на чаепитие, а он - в гримерку и снова за ручку. У него не было режима работы, как у некоторых композиторов. Песни сыпались из Пономаренко как из рога изобилия", - вспоминает его жена Вероника Журавлева-Пономаренко.
В творческом наследии композитора - более четырех тысяч (!) музыкальных произведений. Его талант необычайно многогранен. Пономаренко записал и обработал более ста народных песен. Все они были услышаны им по-новому, по-другому. Он создал циклы песен на стихи Сергея Есенина и Александра Блока, написал оперетты "Старым казачьим способом" и "Лебединая верность". Музыка Григория Пономаренко звучит в спектаклях, поставленных на сценах Малого театра СССР, театров Омска, Куйбышева, Горького, Ростова, Краснодара и др. городов, в фильмах "Мачеха" с Татьяной Дорониной, "Безотцовщина" с Еленой Драпеко и Львом Прыгуновым, "Ах, осень, осень". Он сочинял также хоровые и оркестровые произведения: гопак для оркестра, концерт для домры с оркестром. В 1989 г. Григорий Федорович написал ораторию "Всенощное бдение" для церковного хора. Она звучала в Колонном зале московского Дома союзов, в ленинградском Смольном и в дни прощания с разбившимся в автокатастрофе 7 января 1996 года композитором.
И все же больше всего любят Пономаренко за его песни. Арам Хачатурян говорил: "Хорошую песню сочинить сложнее, чем симфонию". Десятки тысяч песен появляется ежедневно! Одна прозвучала и на второй день о ней уже никто не помнит. А другая вдруг подхватывается народом и поется всюду... Вот так и происходило со многими песнями Пономаренко!
Песни Григория Федоровича стали поистине народными, разлетелись по всему миру. Их исполняли звезды советской эстрады - Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе, Гелена Великанова, Екатерина Шаврина. Зарубежные слушатели узнали их также в исполнении японского ансамбля "Роял-найтс", популярной югославской певицы Лилианы Петрович, известных болгарских исполнителей Лили Ивановой и Бисера Кирова, финского ансамбля "Казачок". В Греции мелодия песни "Ивушка" звучит в заставке к музыкальным программам государственного телевидения.
Сегодня песни Г.Ф. Пономаренко украшают репертуар корифеев российской эстрады Тамары Гвердцетели, Олега Газманова, Филиппа Киркорова, Надежды Бабкиной, Ларисы Долиной, Надежды Кадышевой, Аниты Цой, Марины Девятовой, группы "Доктор Ватсон", хора Турецкого, известных актрис театра и кино Татьяны Дорониной и Елены Драпеко, Государственного ансамбля "Россия", Государственного академического Кубанского казачьего хора, Государственного академического Оренбургского хора, Волжского народного хора.
Любовь и память
Вероника Журавлева вспоминает, как композитор шутил: "Забудут, Верочка, Гришкины песни и станут их петь как народные. А что в этом плохого? Все равно они будут жить". Песни Пономаренко, и правда, стали народными, но и их композитора помнят и любят.
Памятные доски Григорию Федоровичу Пономаренко установлены в различных городах страны - Оренбурге, Самаре, Краснодаре, Нарьян-Маре. Он является почетным гражданином Нарьян-Мара и Краснодара. Имя Григория Пономаренко присвоено Краснодарской краевой филармонии, школам искусств Краснодара и Славянска-на-Кубани, композитору установлен памятник перед зданием Краснодарской филармонии, квартира, где он жил, стала музеем.
В 2006 году администрация Краснодарского края учредила премию в области вокально-хорового искусства имени Г.Ф. Пономаренко. Первым ее лауреатом за многолетнюю пропаганду творчества композитора Г.Ф. Пономаренко в нашей стране и за рубежом стала народная артистка СССР Президент Академии культуры, профессор, художественный руководитель государственного академического русского народного ансамбля "Россия" Людмила Георгиевна Зыкина.
Ежегодно в Краснодаре проходят концерты, встречи и творческие вечера, посвященные музыке Григория Пономаренко. Во Всероссийском фестивале, посвященном творчеству композитора, принимают участие коллективы из Самары, Оренбурга, Волгограда, Астрахани, Ставрополья, Краснодарского края.
Супруга Григория Пономаренко, Народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко, является директором Краснодарской краевой филармонии, а также создателем, солисткой и художественным руководителем концертного ансамбля "Ивушка", исполняющего русские, украинские, казачьи, цыганские песни, романсы, песни советских и российских композиторов и, конечно, Григория Пономаренко. "Искусство должно учить людей любить и надеяться!..", - считает она. Именно таковы и песни Григория Пономаренко, и потому им суждена долгая жизнь - на сцене и в народе.
Музыка поистине вела его по жизни. Григорий Федорович Пономаренко родился на Украине, в селе Моровск Черниговской губернии. Уже с шести лет маленький Гриша играл на гармошке на всех сельских праздниках - вместе со своим дядей, Максимом Терентьевичем Пономаренко, виртуозным гармонистом, мастером по изготовлению баянов и собирателем народных инструментов.
Школьником, в Запорожье, Григорий Пономаренко работал баянистом в городском Доме пионеров, потом в Доме культуры Днепрогэса. Потом был Киев: учеба в консерватории, работа аккордеонистом в джаз-оркестре, а затем - Ансамбль песни и пляски погранвойск НКВД УССР. В ансамбле он написал свои первые песни, с ним прошел всю войну. За время войны был награжден медалями: "За оборону Москвы", "За победу над Германией", орденом "Отечественной войны" II степени.
Двадцать лет жизни Григория Пономаренко связаны с Волгой, ее просторами и привольными напевами. С 1952 по 1963 гг. он возглавлял Волжский народный хор в Куйбышеве (сегодня - Самара), а с 1963 по 1973 гг. руководил Народным хором Дворца культуры Волгоградского тракторного завода.
Многие песни, созданные им на Волге, стали поистине народными: "Ивушка (зеленая над рекой склоняется)" (на стихи В.Г. Алферова) "Эх, Волга - речка (не боли, сердечко)" (в соавторстве с В.П. Бурыгиным), "Я назову тебя зоренькой", "Оренбургский пуховый платок" (на стихи Виктора Бокова), "А где мне взять такую песню", "Что было, то было", "Подари мне платок" - на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной.
Но больше всех Григория Пономаренко любят и помнят на Кубани. В 1974 г. по приглашению властей Краснодарского края он переехал в Краснодар, написал здесь много замечательных песен на стихи кубанских поэтов, посвятил сотни песен городам и станицам края: Геленджику, Анапе, Новороссийску, станице Ленинградской и др. На Кубани он нашел свою любовь и судьбу. Его женой стала молодая казачка, певица Кубанского казачьего хора Вероника Журавлева. Их дом всегда был наполнен уютом, счастьем и открыт для друзей. Григорий Федорович безотказно принимал приглашения и выступал с Вероникой Журавлевой в самых отдаленных уголках Кубани, в трудовых коллективах, на заводах и фабриках, в колхозных клубах и на полевых станах. В таких выездных концертах он черпал вдохновение и радость от встреч со зрителями, от их восторженного приема.
Песни, которые существовали всегда
У Григория Пономаренко не было законченного высшего музыкального образования, но тонкое поэтическое и музыкальное чутье помогло ему почувствовать и выразить нечто неуловимо важное в мироощущении нескольких поколений. Его песни стали частью духовной истории нашей страны. Маргарита Агашина как-то призналась, что любила песни Пономаренко, подчас не зная, что именно он их сочинил. Она говорила: "Мне кажется, что эти песни существовали всегда как полет журавлей, как рассветы над Волгой...".
Пономаренко очень тонко чувствовал слово и угадывал стихи, которые могут стать песней. Иногда он и сам писал слова к своим песням - как, например. припев к "народной" песне про "Ивушку зеленую". При этом он буквально "жил музыкой". Его друзья и знакомые почти всегда видели его с карандашом в руках. "Он творил везде и всегда. Кушает - листок и карандаш рядом, отдыхает в кресле - что-то записывает, едет в автомобиле - обязательно наготове блокнот с ручкой, на гастролях - за кулисами пишет, после концерта все на чаепитие, а он - в гримерку и снова за ручку. У него не было режима работы, как у некоторых композиторов. Песни сыпались из Пономаренко как из рога изобилия", - вспоминает его жена Вероника Журавлева-Пономаренко.
В творческом наследии композитора - более четырех тысяч (!) музыкальных произведений. Его талант необычайно многогранен. Пономаренко записал и обработал более ста народных песен. Все они были услышаны им по-новому, по-другому. Он создал циклы песен на стихи Сергея Есенина и Александра Блока, написал оперетты "Старым казачьим способом" и "Лебединая верность". Музыка Григория Пономаренко звучит в спектаклях, поставленных на сценах Малого театра СССР, театров Омска, Куйбышева, Горького, Ростова, Краснодара и др. городов, в фильмах "Мачеха" с Татьяной Дорониной, "Безотцовщина" с Еленой Драпеко и Львом Прыгуновым, "Ах, осень, осень". Он сочинял также хоровые и оркестровые произведения: гопак для оркестра, концерт для домры с оркестром. В 1989 г. Григорий Федорович написал ораторию "Всенощное бдение" для церковного хора. Она звучала в Колонном зале московского Дома союзов, в ленинградском Смольном и в дни прощания с разбившимся в автокатастрофе 7 января 1996 года композитором.
И все же больше всего любят Пономаренко за его песни. Арам Хачатурян говорил: "Хорошую песню сочинить сложнее, чем симфонию". Десятки тысяч песен появляется ежедневно! Одна прозвучала и на второй день о ней уже никто не помнит. А другая вдруг подхватывается народом и поется всюду... Вот так и происходило со многими песнями Пономаренко!
Песни Григория Федоровича стали поистине народными, разлетелись по всему миру. Их исполняли звезды советской эстрады - Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе, Гелена Великанова, Екатерина Шаврина. Зарубежные слушатели узнали их также в исполнении японского ансамбля "Роял-найтс", популярной югославской певицы Лилианы Петрович, известных болгарских исполнителей Лили Ивановой и Бисера Кирова, финского ансамбля "Казачок". В Греции мелодия песни "Ивушка" звучит в заставке к музыкальным программам государственного телевидения.
Сегодня песни Г.Ф. Пономаренко украшают репертуар корифеев российской эстрады Тамары Гвердцетели, Олега Газманова, Филиппа Киркорова, Надежды Бабкиной, Ларисы Долиной, Надежды Кадышевой, Аниты Цой, Марины Девятовой, группы "Доктор Ватсон", хора Турецкого, известных актрис театра и кино Татьяны Дорониной и Елены Драпеко, Государственного ансамбля "Россия", Государственного академического Кубанского казачьего хора, Государственного академического Оренбургского хора, Волжского народного хора.
Любовь и память
Вероника Журавлева вспоминает, как композитор шутил: "Забудут, Верочка, Гришкины песни и станут их петь как народные. А что в этом плохого? Все равно они будут жить". Песни Пономаренко, и правда, стали народными, но и их композитора помнят и любят.
Памятные доски Григорию Федоровичу Пономаренко установлены в различных городах страны - Оренбурге, Самаре, Краснодаре, Нарьян-Маре. Он является почетным гражданином Нарьян-Мара и Краснодара. Имя Григория Пономаренко присвоено Краснодарской краевой филармонии, школам искусств Краснодара и Славянска-на-Кубани, композитору установлен памятник перед зданием Краснодарской филармонии, квартира, где он жил, стала музеем.
В 2006 году администрация Краснодарского края учредила премию в области вокально-хорового искусства имени Г.Ф. Пономаренко. Первым ее лауреатом за многолетнюю пропаганду творчества композитора Г.Ф. Пономаренко в нашей стране и за рубежом стала народная артистка СССР Президент Академии культуры, профессор, художественный руководитель государственного академического русского народного ансамбля "Россия" Людмила Георгиевна Зыкина.
Ежегодно в Краснодаре проходят концерты, встречи и творческие вечера, посвященные музыке Григория Пономаренко. Во Всероссийском фестивале, посвященном творчеству композитора, принимают участие коллективы из Самары, Оренбурга, Волгограда, Астрахани, Ставрополья, Краснодарского края.
Супруга Григория Пономаренко, Народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко, является директором Краснодарской краевой филармонии, а также создателем, солисткой и художественным руководителем концертного ансамбля "Ивушка", исполняющего русские, украинские, казачьи, цыганские песни, романсы, песни советских и российских композиторов и, конечно, Григория Пономаренко. "Искусство должно учить людей любить и надеяться!..", - считает она. Именно таковы и песни Григория Пономаренко, и потому им суждена долгая жизнь - на сцене и в народе.
Написать комментарий
Не знала, что лучшие песни , настоящая классика, написаны человеком , который жил и творил в одно и то же время, когда моя тетя, Мария Пономаренко , пела на Харьковском радио. Она обладала чудесным каларатурным сопрано. Возможно у них одни корни. Жаль, что сейчас уже некому об этом поведать.
Спасибо Вам, Григорий Федорович, за Ваши песни - поистине народные. Песни Пономаренко на века. На любом поющем застолье обязательно поется несколько его песен. Безусловно он входит в первую пятерку наших лучших советских композиторов-песенников.
Г.Ф.Пономаренко слушала в клубе нашего завода "Каскад"в 1973 г.в г.Черкесске. Выступал с солисткой, пробиться ближе к сцене нам, тогда еще молодым 18-летним девчонкам не дали. Но какой был концерт!
Г.Ф.Пономаренко дружил с моим отцом ,И.С Щеновым, во время работы в Волжском народном хоре. Неоднократно он вместе с семьёй бывал в гостях в нашем доме в Куйбышеве. Это было в 1955-56 г.г. В моём семейном альбоме есть фотографии.
Были на концерте Вероники Журавлёвой-Пономаренко, слушали, пели, плакали, смеялись и аплодировали. Имя Григория Пономаренко звучит всегда на ее концертах, сколько бы лет не прошло и его портрет всегда стоит на сцене, как будто бы он живой, смотрит весело в зал и говорит: "А ну ка подпевайте!"
очень хорошо знал григория пономаренко и его песни которые все очень любят поют и думаю будут петь всегда