Грамотность без правил: лохотрон или панацея?
В издательстве "Питер" в 2011 году вышла книга Натальи Романовой "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей". Что это: очередная заманушка для тех, кто хочет быстрых результатов без особого труда, или долгожданное спасение от все возрастающей повальной безграмотности?
По одежке встречают...
Как явствует из аннотации, автор книги Наталья Романова - филолог, нейрофизиолог, руководитель и автор курса "Школа грамотности Романовых". Эта альтернативная программа практической грамотности действует с 1992 года и, как утверждает автор методики, позволяет всего за 10 занятий научиться уверенно писать без ошибок.
Поначалу книга вызывает скептическое отношение - как и любое предложение из разряда "обучу английскому за пять минут". Поскольку адресована она подросткам, автор старается "говорить на их языке". В принципе, заигрывание это происходит в разумных пределах, но все равно все эти упрощения и жаргонизмы поначалу кажутся нелепыми, равно как и странные рожицы и обилие аббревиатур. А уж после фразы "Выходя на улицу, у тебя под ногами будет много всяческих мелочей..." (стр. 28) и вовсе начинаешь сомневаться в профпригодности автора.
Школьные правила лучше забыть
Тем не менее, как ни странно, почти весь кажущийся хаос русской орфографии и пунктуации, все основные правила и исключения, изучаемые на протяжении всех 11 лет в школе, вполне укладываются в те несколько алгоритмов, которые предлагаются в этой тоненькой книжке. Как и обещает автор, эти алгоритмы никак не соотносятся со школьными правилами, идут "ровно поперек" них. Автор настаивает на том, что школьные правила только вредят грамотности, и призывает выбросить их из головы.
Методика Натальи Романовой опирается не на классическую систему описания, принятую в языкознании, а на вполне очевидные вещи, которых зашоренные правилами школьники просто не видят и не чувствуют. Предлагаемые в книге правила, на первый взгляд, граничат с тупым американским прагматизмом, особенно с точки зрения филолога. Однако они при этом прививают чувство языка - особенно это касается раздела по пунктуации. Видимо, в этом Наталье Романовой помогает ее вторая специализация, нейрофизиология.
Все ли включено?
Некоторые темы в книге все же представлены неполно - например, про частицу "не". Утверждается лишь, что все т.н. "чистые" слова - т.е., те, которые не описывают никакого действия - пишутся слитно. Между тем, здесь еще бывает важен момент противопоставления. Если примечание 1 еще можно отнести к случаям "легко", которые автор обычно предлагает снять с контроля, как вещь очевидную, то примечание 2 все же не столь очевидно.
Примечание 1:
Раздельно пишется не с прилагательными при имеющемся или подразумеваемом противопоставлении: Море по горизонту даже не круглое, а неправильной формы (Сер.).
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй - утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания; ср.: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак 'глубокое' и утверждается признак 'мелкое'). - Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака: 'и мелкое, и широкое'; 'хотя мелкое, но широкое'). [2]
Примечание 2. Иногда слитное или раздельное написание не с прилагательным определяется возможностью двоякого толкования текста: Яблоко невкусное (утверждается, что оно плохое). - Яблоко не вкусное (отрицается, что оно вкусное). [2]
Кроме того, книга вообще рассчитана на тех, кто имеет все же минимальные зачатки грамотности, например, уверенно пишет "портфель" через "о". К сожалению, многие старшеклассники не могут этим похвастаться. Интересно, что мнение Натальи Романовой о системных ошибках и уровне грамотности школьников более оптимистично, и оптимизм этот основан на результатах тестирования поступавших в ее школу абитуриентов, которое проводилось с 1992 г.
Практика не отменяет науки
Методика Натальи Романовой полезна всем, кому недостает, так называемой, врожденной грамотности. Писать без ошибок, руководствуясь именно школьными правилами, практически невозможно: придется обдумывать почти каждое слово и запятую. При этом логику в насаждаемом учебниками множестве правил обнаружить трудно - и уж тем более не видно ее в огромном количестве исключений. Поможет "романовская" методика и при сдаче ЕГЭ - ведь время экзамена ограничено, и без способности принимать решение "машинально" здесь просто не обойтись.
Однако внедрить методику Натальи Романовой в школах невозможно. И это очень жаль: преподносимая сегодня школьникам программа по русскому языку не способствует ни грамотности, ни любви к языку. Сегодня школьный курс русского, по сути, представляет собой упрощенную версию аппарата для описания явлений русского языка - причем, и о самих явлениях, и о том, как их описывать, во многих случаях лингвисты еще до сих пор спорят. Возможно, было бы полезней разбить весь школьный курс русского языка на три части. Первая - для расширения кругозора: основы общего языкознания, в частности, сведения по этимологии (происхождению слов), психолингвистике (как особенности культуры разных народов отражаются в языке), о том, какие задачи помогает решать лингвистика и т.п. Вторая часть - общее понятие о явлениях русского языка: о частях речи, частях слова, частях предложения и т.п. Однако все это без привязки к орфографии и пунктуации. И третья часть - методика Натальи Романовой.
Впрочем, все это - лишь утопические проекты. Пока же курс Натальи Романовой удачно дополняет школьную программу. Книга ее рассчитана на старшеклассников, ученикам 2 - 6 классов она не очень пригодится. Взрослым же она может оказаться полезной. Главное, не ждать от нее внятных лингвистических объяснений, а отнестись как к практичной шпаргалке.
Литература
1. Романова Н. Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей. СПб.: Питер, 2011.
2. http://www.gramma.ru/RUS/?id=4.53.
Написать комментарий
Помогает?
Лохотрон. Детки достаточно грамотные и стремящиеся к большему - да, повысят грамотность. Многие лишь на время. А вот моя дочка например оказалась дислексиком, тогда мы (родители) еще не знали о таком нарушении и просто пытались разными способами устранить безграмотность.Но она как специалист вполне могла увидеть это отклонение, сказать родителям, что нужно заниматься по другим методикам - однако либо не определила (специалист называется...), либо (что скорее всего) ей пофиг - деньги мы заплатили, не возвращать же их. Когда курсы закончились, а безграмотность стала еще хуже, я следила за дискуссиями на ее странице вконтакте - так вот разумные доводы, возражения и критика потом были ею удалены.... И если поначалу мне даже нравилась ее внешняя странноватость и манера общения, то позже поняла - за всем этим стоит пофигизм.Я вот такая, жду трамвая, что хочу то и ворочу, а вы (недалекие и безграмотные) несите денежки.
Ничего не надо зубрить купить эту книгу и все! Шикарная книга. У меня всегда были проблемы с пунктуацией, но после изучения этой небольшой брошюры поняла, что это очень просто. А кто хочет зубрить пусть зубрить, если хотите можете брать мотыгу и землю ей вскапывать или вместо пылесоса веником пользоваться. Во всяком случае я ищу легких и эффективных путей.
Проходила курс Натальи Романовой в 1992. Могу сказать однозначно - помогло на всю жизнь. Бессознательно пользуюсь до сих пор ее методами при письме. Врожденной грамотностью не обладаю!
К счастью, я совершенно точно обладательница "врожденной грамотности". но книгу, если увижу, обязательно куплю!
чтобы знать русский язык, надо его зубрить и запоминать! Других вариантов нету)))