03 ДЕК, 20:13 МСК
USD (ЦБ)    107.7409
EUR (ЦБ)    114.3149


Грабительские налоги и не только. Зачем власти предлагают обсудить налоговую реформу в 2017 году?

19 Декабря 2016 9666 4 Интервью и комментарии
Грабительские налоги и не только. Зачем власти предлагают обсудить налоговую реформу в 2017 году?

В 2017 году российские власти хотят запустить широкую дискуссию об изменении налоговой системы. Об этом в послании Федеральному собранию объявил президент Владимир Путин. Премьер-министр Дмитрий Медведев подтвердил соответствующие планы в интервью российским телеканалам. Предполагается, что новый налоговый режим заработает с 1 января 2019 года. Какие причины заставляют власти инициировать обсуждение изменений и зачем они нужны? Негативно ли ожидание пересмотра налоговой системы для бизнес-климата страны или это возможность для предпринимательского сообщества и крупных компаний включиться в дискуссию и лоббировать поблажки? Какие задачи реформа будет решать в первую очередь и означает ли отказ властей рассматривать введение прогрессивной шкалы НДФЛ, что проблема имущественного и доходного неравенства – не приоритет реформы?

Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари» Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни» Сергей Королев, аналитик «Алор Брокер» Диана Маклозян, Руководитель правового департамента HEADS Consilting Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»


 

Наталья Мильчакова, замдиректора-аналитического департамента «Альпари»: Считаю, что изменения в российской налоговой системе необходимы. Несмотря на стабильность, работает она не в полной мере эффективно, хотя налоги с физлиц достаточно аккуратно собираются в бюджет, вывода прибыли в офшоры тоже стало меньше. Главный ее недостаток заключается в том, что как на физлиц, так и на юридических лиц, «падает» большое количество разных налогов как федеральных, так и местных. Хотя ставки низкие, но реально и физические лица платят гораздо больше, чем 13% подоходного налога на физлиц, а предприятия – больше чем 20% налога на прибыль и до 18% НДС. Например, для физлиц есть налоги на имущество. С текущего года налог на недвижимость рассчитывается по кадастровой стоимости, то есть фактически по рыночной. Это означает, что налог на недвижимость для всех физлиц вырос как минимум в разы, а для многих москвичей – на порядок, и это еще не предел, так как данный налог будет ежегодно повышаться, а в 2020 году понижающий коэффициент будет отменен. Поэтому аргумент о том, что «для физлиц в России самые низкие подоходные налоги в Европе» – фикция.

И даже не только из-за грабительского налога на недвижимость, а дело еще и в местных квазиналогах. Например, платная парковка, стоимость которой не только в центре Москвы, но уже и на окраинах зашкаливает, также является скрытым налогом. Платный въезд в Москву тоже разновидность скрытого налога. Таким образом, надо так реформировать налогообложение, чтобы исключить дальнейшие возможности для региональных, муниципальных и федерального бюджетов латать дыры за счет введения дополнительных поборов с граждан. А уж какое количество налогов и квазиналогов в бюджеты разных уровней платят предприятия, нет смысла повторять лишний раз, достаточно задуматься о том, почему малый и средний бизнес в России развивается не так динамично, как того хотелось бы чиновникам. Не потому ли, что бизнес душат налоги и поборы?! Самое обидное для налогоплательщиков заключается в том, что они не видят отдачи от введения дополнительных налогов и сборов. Например, каковы преимущества платной парковки в Москве? Только такое, что городские власти постоянно перекладывают тротуарную плитку?! Но эффективность налоговой системы – не латание дыр в бюджетах (федеральном и региональных), а то, как и насколько справедливо распределяются средства, собранные в бюджеты. С этой точки зрения, наша налоговая система неэффективна.

Мы полагаем, что практическая польза от дискуссий равна нулю. Нужно, чтобы у властей была задача, как сделать эффективным распределение налогов, а потом уже от этой задачи должны ставиться средства ее достижения. Например, можно было бы некоторые виды федеральных налогов отдать на уровни регионов, например НДС, тогда у регионов было бы больше средств для инвестиций и социальные программы, они меньше просили бы у федерального бюджета дотаций и меньше вводили бы квазиналогов.

Полагаем, что отказ от прогрессивной шкалы налогообложения говорит о том, что у правительства есть хотя бы понимание, что нельзя бесконечно грузить налогоплательщиков все новыми и новыми поборами. Очень хотелось бы, чтобы такое понимание у правительства присутствовало не только в период кризиса, но и всегда. Но, похоже, что ожидаемая реформа окажется косметической. Возможно, для физлиц будут какие-то налоговые послабления. Но пока не будет понимания, что в налоговой системе нужны фундаментальные изменения, эффективной реформы не будет.

 

Александр Шустов, генеральный директор МФО «Мани Фанни»: Необходимость менять налоговую систему объясняется очень просто: бюджет в 2017-2018 годов будет испытывать огромный дефицит, исчисляемый примерно 1 трлн руб. в год, и правительство понимает, что, поскольку дефицит во многом обусловлен внешними причинами, такими как санкции и низкая цена нефти, то нужно готовиться к сохранению этих трендов и в 2019 году и далее. В условиях, когда экономический рост стагнирует, повысить налоги и ввести новые налоги является практически единственным простым способом собрать деньги в бюджет, увеличить его доходную часть. При этом экономический рост еще больше угнетается, так из-за роста налогов с рынка уйдет множество предприятий малого и среднего бизнеса, но в экономике следующих 5-10 лет, видимо, ставка будет делаться на крупные госпредприятия. Конечно, смена налогового режима – это негатив для бизнеса, и каких-либо льгот ожидать не стоит – наоборот, льготы будут отменяться, будут вводиться новые налоги. Радует, что пока вроде бы не собираются менять шкалу НДФЛ, но, скорее всего, раз об этом заговорили, она все-таки будет изменена на прогрессивную. Это будет демотивировать граждан и бизнес зарабатывать больше, это снизит экономический рост. Полагаю, что вопросы такого масштаба было бы разумно выносить на референдум, интересно, возможно ли это в текущей политической ситуации. Полагаю, что у руководства страны есть много других инструментов, позволяющих спасти бюджет, например, управление курсом рубля, поэтому кроме роста налогов, скорее всего, будет и ослабление курса национальной валюты, до уровней 70-75 рублей за доллар США.

 

Сергей Королев, аналитик «Алор Брокер»: Наша линейная налоговая система устарела и давно требует перемен. Пример простой: физлицо зарабатывает 10000 руб. и платит 1300 налогов, другое физлицо зарабатывает 1 млн руб. и платит 130 тыс. руб. А потребительская продуктовая корзина у всех одна, то есть цена на хлеб и молоко приблизительно одинакова, понимаете? Второй аргумент в пользу прогрессивной шкалы – мировая практика, США, Германия, Австралия, Израиль, Великобритания, Китай, Франция, Швейцария и другие страны используют многоступенчатую систему налогообложения. Возьмем США – годовой доход до 9075 долларов облагается 10% федеральным налогом на доходы физических лиц, 9076-36900 долларов – 15%, 36901-89350 долларов – 25% и далее лесенка до 39,6%. Причины появления дискуссий властей на тему налогов лежат на поверхности – дешевая нефть в 2015 году нанесла нам тяжелый удар, и правительство решило увеличить налоговую нагрузку.

Ожидание пересмотра налоговой системы – это негатив для бизнес-климата России или возможность для предпринимательского сообщества и крупных компаний включиться в дискуссию и лоббировать поблажки – ответ на этот вопрос можно будет дать после принятий решений правительством. Лично мне думается, что поблажек можно не ждать, дефицит бюджета тому причина. Хозяйственно бытовой пример – в вашем семейном бюджете огромная дыра, а супруга просит шубу, купите? Польза от диалогов в кризис вряд ли будет, скорее, дебаты и принятие нелегких решений в тяжелое время.

Я жду прогрессивной шкалы НДФЛ, пересмотра налогообложения для юридических лиц, НДС и другие. Первоочередная задача реформы – оптимизация налогов, говоря простым языком – снизить нагрузку тех, кому совсем тяжело, и увеличить налоговую нагрузку на тех, кому полегче. Отказ от прогрессивной НДФЛ не будет означать, что это не приоритетная задача. Скорее это может быть по причине недоработанных механизмов подсчета и контроля налогов. Иными словами, власти могут бояться ситуации, при которой богатые люди переведут свои активы в тень, а вся налоговая нагрузка «ляжет на плечи» граждан России со средним и малым доходом.

 

Диана Маклозян, Руководитель правового департамента HEADS Consilting: По сути, эта дискуссия давно назрела, поскольку недовольство растет с обеих сторон. Бизнес не доволен общим процентом взимаемых налогов, а фискальные органы недовольны суммой уплачиваемых налогов и направленности основной части бизнеса на уклонение от уплаты налогов с помощью схем налоговой оптимизации. В нынешних условиях резкие односторонние изменения со стороны государства могут повлечь уход бизнеса в тень или закрытие мелкого и среднего бизнеса, который в условиях кризиса не сможет потянуть еще и увеличение налогового бремени.

Возможность диалога, а, следовательно, и возможность как-то повлиять на предполагаемые изменения должны сподвигнуть бизнес на отказ от налоговых схем, но только при условии выработки предложений, которые позволят при выплате всех налогов не работать на грани убытка.

Необходима более простая и прозрачная система налогообложения, направленная помимо прочего и на стимулирование мелкого и среднего бизнеса. Предоставление льгот регионам и реальному сектору экономики.

 

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Необходимость реформы налоговой системы назрела, как минимум, в одной части этой системы – в межбюджетных отношениях. У нас слишком много денег уходит на федеральный уровень и слишком мало на региональный и местный. Такой дисбаланс вреден и для экономики и для социальной сферы. Но думается, что главная причина, по которой собираются менять налоговую систему, иная – стремление найти дополнительные доходы для бюджета и сократить его дефицит. Именно поэтому власти инициировали эту дискуссию сейчас, когда стабилизационный фонд заканчивается. Дискуссионная форма нужна этому процессу для того, чтобы власть могла переложить часть ответственности за увеличения налогового бремени на само общество («не мы, а вы так решили») и тем самым смягчить удар по бизнес-климату и шире по отношению народа и власти.

Любое резкое изменение правил игры – это удар по бизнес-климату, и, в первую очередь, изменение налоговой системы. Но дискуссия позволит отдельным могущественным компаниям или отраслям попытаться снизить налоговую нагрузку на себя на фоне повышения налоговой нагрузки на остальных. Но боюсь, что это приведет не к улучшению, а к ухудшению налогового климата, так как явно продемонстрирует неравенство компаний и отраслей.

Сама же дискуссия это попытка смягчить негативные последствия изменения налоговой системы приданием этому изменению демократической формы. Время дискуссии было выбрано вынуждено – деньги кончаются, значит, нужно менять налоговую систему.

От предстоящей дискуссии стоит ожидать вывода о необходимости повышения налогов. Первая и, похоже, единственная задача реформы фискальная – повышение доходов бюджета. Проблемы неравенства естественно останутся вне рассмотрения. Решение социальных проблем это не задача Министерства финансов. Не решит эта реформа никаких проблем, так как увеличение налогового бремени не приводит к увеличению налоговых поступлений, а к переходу большего сегмента экономики в тень. Создаст же она единственную проблему – подорвет уверенность в стабильности правил игры. Хотя сама по себе дискуссия может не создать, а выявить целый ряд конкретных проблем налоговой системы, но может быть это и хорошо.

 

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ»: На мой взгляд, дискуссия об изменении налоговой системы РФ будет строиться по большей части вокруг двух революционных предложений. Во-первых, будет рассматриваться перспектива повышения НДС в счет понижения или вовсе полной отмены страховых взносов работодателей. По сути, данное перераспределение фискальных потоков может привести к резкому и устойчивому росту экспорта, что улучшит торговый/платежный баланс и принесет дополнительные доходы в бюджет (снижение ставок страховых взносов сокращает издержки на рабочую силу и продукция экспортеров становится более конкурентоспособной – тем более экспортеры не платят НДС). Одновременно вырастут инвестиции населения, но ценой всего этого станет спад потребления внутри страны, так как НДС – налог на потребление. Таким образом, маневр в целом будет позитивным с точки зрения макроэкономики, но пострадают некоторые компании, ориентированные на внутренний спрос. Во-вторых, ожидаю начала плавной подготовки к повышению НДФЛ и одновременного введения дифференциальной шкалы. Однако этот процесс будет растянут на 10-15 лет, так как переход к дифференциальным ставкам без отмены обязанности работодателей самим уплачивать НДФЛ в ФНС с зарплат не приведет к росту доходов населения, поскольку компании просто уменьшат им объем выплат. Таким образом, понадобится длительный период для того, чтобы привить населению практику самостоятельной уплаты налогов.

 

Дмитрий Лукашов, аналитик IFC Markets: На мой взгляд, что-то менять в экономике, разумеется, необходимо и уже давно. Основных проблем две: стабильный отток капитала, а также слабый рост ВВП и промышленного производства даже при стабильно высоких мировых ценах на нефть. Такую ситуацию в экономике можно охарактеризовать «стабильностью болота». Сейчас на фоне низких цен на сырье к ним добавился большой дефицит государственного бюджета. Перенаправить нынешний, вялый тренд на более быструю траекторию роста – очень сложная задача. Без дискуссий и обсуждения не обойтись.

Налоговая реформа, по моему мнению, должна помочь решению части вышеуказанных экономических проблем и, в первую очередь, стимулировать развитие бизнеса. При этом она же должна обеспечивать одновременную независимость параметров бюджета от мировых цен на углеводороды. Для российского бизнес-климата налоговая реформа на данном этапе является скорее позитивом, так как декларируется расширение прав и экономических свобод для частных предпринимателей. Важно, чтобы эта идея не потерялась в ходе обсуждения.

Я ожидаю не абстрактного теоретизирования, а осмысленного изучения международного опыта и сравнения налоговых систем различных государств. При этом можно рассматривать наиболее экономически развитые страны в качестве эталона. Обязательно должен учитываться опыт и развивающихся стран, продемонстрировавших мощный экономический рост или «экономическое чудо». Также необходимо изучить и слабейшие в экономическом смысле государства – аутсайдеры, чтобы понять их ошибки и не повторять их. После этого уже имеет смысл говорить о конкретных налогах и решениях.

 

Сергей Звенигородский, начальник отдела розничных продаж УК «СОЛИД Менеджмент»: Налоговая система работает стабильно, но в ней есть спорные моменты, есть возможности для повышения эффективности сборов и налогов, а также унификации некоторых видов налогов. Идеальных налоговых систем еще не создано, поэтому всегда есть потребность в улучшении со стороны государства и всегда есть желание платить меньше со стороны бизнеса и граждан. Для того чтобы определить самые проблемные вопросы на данный момент, государство предпринимает усилия по их обсуждению. Это помогает определить коридор возможностей и выбрать наиболее оптимальную планку, когда платежи будут максимальны. И это не означает максимальных по размеру налогов и сборов, поскольку в таком случае ускоряется уход экономики «в тень» и снижение прибыли, с которой надо платить (давление налогов в бизнесе может снизить маржу до нерентабельности).

В первую очередь это возможность для бизнеса скорректировать налоговые ставки и сборы соответственно существующим условиям. Крупные предприятия всегда имеют возможность для лоббирования своих интересов, в то же время государство заинтересовано в максимально возможном притоке средств, поэтому поиск баланса продолжается постоянно. Экономика России сейчас находится на этапе начала восстановления, которое состоится при любом варианте развития, кроме форс-мажора. Поэтому сейчас очень выгодное время для настройки налоговой сферы и, кроме того, имеется потребность в упорядочивании уже существующей системы, где часть положений уже неактуальна с 90-х, а часть не прописана четко (к примеру, пространство интернета и заработки на дому сложно описать существующими положениями и отследить перемещения средств).

Налоговая система нуждается в оптимизации (в хорошем смысле слова), основной задачей станет максимизация получения налогов и сборов при полном надзоре и контроле ФНС России. Перенос налогового бремени с доходов на расходы пока не планируется, как и введение прогрессивной шкалы НДФЛ. Для первого пункта нужно настроить систему по новому, а для второго ФНС еще не готов. Нет возможности полностью проконтролировать финансовые потоки крупных предприятий и отдельных физлиц, имеющих множество каналов в стране и за ее пределами (у нас ведь демократия и либеральные законы), а при усилении давления в России деньги будут выведены из страны и работать уже на другую экономику… Тонкая настройка налоговой системы позволяет понемногу улучшать администрирование сбора налогов и сборов, минимизировать издержки на них, увеличить контроль и надзор за операциями в России, а также унифицировать налоговый кодекс для соответствия вызовам 21 века и этапу более скорого восстановления экономики страны в ближайшее время.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
С
26.12.2016 1 0
Ст. Вл. Алферов:

Вы посмотрите какую интересную вещь говорит Александр Шустов: - При этом экономический рост еще больше угнетается, так из-за роста налогов с рынка уйдет множество предприятий малого и среднего бизнеса, но в экономике следующих 5-10 лет, видимо, ставка будет делаться на крупные госпредприятия. Конечно, смена налогового режима – это негатив для бизнеса, и каких-либо льгот ожидать не стоит – наоборот, льготы будут отменяться, будут вводиться новые налоги. То есть что же это получается, что м и ср бизнес и так сдавленный со всех сторон, совсем запрессовать хотят?? Кошмар, не правительство у нас, а черти что! Лучше бы вот таких умных экспертов набирали бы в кабинеты министров, а не пенсионеров, выживших из ума!!!

А
24.12.2016 0 0
Аркадий Оксанов:

slon287 Вы внимательно изучили, как определяется кадастровая стоимость земли и недвижимости в мире? Естественно, в России выберут самый худший вариант. Но не надо просто так придумывать "плоский налог" только для того, что Россия отличалась от всех других. Уже неоднократно в России выбирали то, что вредило всем - и людям, и стране. И к сожалению, одобрямс чуши исходил именно от либеральной демшизы. Примеров много. Начиная от "собственность сама", "быстрая приватизация", "Путин нас устраивает","плоский подоходный налог"...Найдите хоть что-нибудь в предложениях, что "Яблока", что СПС, что другой оппозиции , что было бы даже заимствованием мирового опыта, не говоря уж об изучении мировых ошибок и их исправления. Увы, подозрения перешли в уверенность... Оксанов

S
23.12.2016 0 0
slon287:

Налог на недвижимость (землю) в зависимости от кадастровой стоимости, которая назначается произвольно местной администрацией, абсолютно несправедлив, заставляет людей искать место на земном шаре, где налог исчисляется в зависимости от дохода получаемого от эксплуатации недвижимости. Таких стран 98%. Только Россия Гонконг и Дания исчисляют налог от кадастровой стоимости объекта.

А
19.12.2016 2 0
Аркадий Оксанов:

Читаю и удивляюсь: эксперты ничего не знают про то, как собирают налоги в других странах, как работают другие экономики, они вообще ничего не читали, даже школьные учебники? Рассуждения об уходе в тень - невежество! Если предприятие вообще не имет права снимать с банковского счёта наличность, то уйти в тень можно, только снимая наличность с личных счетов руководства. Т.е. все операции предприятия проводятся через банки, зарплата выдаётся банковскми чеками, в которых можно указывать и обязательные налоговые платежи граждан. Это обычная мировая практика, описана не только в книгах, а всюду. И "эксперты" не знают такого? Тогда их надо гнать из экспертов. Спорят о прогрессивном подоходном налоге. Вас, господа "эксперты", в школе не учили арифметике? Вам слабо просто подсчитать, сколько подоходного налога собрала бы Россия, если бы ставка была нулевой даже до медианного уровня доходов, а потом росла до 35-40% при уровне дохода выше, скажем 20-ти МРОТ ? Прикиньте! Я думаю, что за годы действия "плоского налога" Россия (именно Россия, даже не государство) потеряла суммарно порядка 200 триллионов нынешних рублей - 3 годовых ВВП. Судить надо тех, кто это придумал! То, что не взыскали в качестве подоходного налога с богачей, ушло из России в другие страны - трудно понять, господа эксперты? НДС в России - это не налог, а дань. То, что взимается - это дань, которую платят все россияне ( и младенцы, и умершие) ненасытной власти. За рубежом НДС является дополнительным налогом, который "камуфлирует" необходимость увеличения подоходного налога с богатых до 60-70% дохода. НДС за рубежом является мощщнейшим источником финансирования социальных программ. Поэтому в США, где нет бесплатной медицины и высшего образования, нет и НДС, хватает подоходного налога. "Эксперты" и этого не знают? Бедняжки! Где уж знать "экспертам" о том, что высокая зарплата работников и социальные программы являются не только средством для развития всех видов бизнеса, особенно, услуг, но и создают рабочие места и приносят бюджету громадные налоговые средства? То, что высокая зарплата нужна экономике больше, чем прибавочная стоимость, знали ещё сто лет назад, когда Генри Форд удвоил минимум зарплаты, т.е. вообще отказался от прибавочной стоимости и стал переплачивать за труд столько, сколько раньше получал в качестве прибавочной стоимости. Неграмотные экономисты про такое не читали? Тогда - в школу!!! Не знают, что после этого Генри Форд, "потирая руки, довольный", вскричал: "Мои работники - мои главные покупатели!!!" Что до социальных выплат, то в США больше трети того, что затратило государство, возвращается ему в качестве налогов, а дополнительная прибыль государства - рабочие места для всех, кто обслуживает получателей пособий, от помощников по хозяйству, продавцов, и до работников медцины. Тоже новость, господа эксперты? Можно понимать, что в России не та обстановка, где можно смело говорить правду, но кто же вас заставляет лгать, брать на совесть грех, не говоря о том, что показывать себя неспециалистами? Вы думаете, кто-то из "экспертов" мне ответит? Лжецы и трусы не отвечают никогда! Оксанов



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more