Госзакупки и культура: несовпадение в терминологии
Министерство экономического развития РФ продолжает работу над законом «О федеральной контрактной системе», который заменит 94-ФЗ, регламентирующий сегодня госзакупки. На круглом столе в РИА "Новости" заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев обсудил с деятелями культуры часть законопроекта, касающуюся госзакупок в культуре.
Представители культурных сфер деятельности, среди которых замминистра культуры РФ Екатерина Чуковская, руководитель кинокомпании СТВ Сергей Сельянов, архитектор-реставратор Александр Попов и другие, подискутировали о том, какую специфику должен учитывать новый закон о госзакупках, когда имеет дело с культурой.
«Сфера культуры не только в 94 закон не вписывается, но вообще плохо вписывается в законодательство», - считает Екатерина Чуковская. По ее мнению большую проблему представляет даже не отсутствие «активности, свободы высказывания и доступа к эшелонам власти», а то, что «не всегда претензии к закону правильно сформулированы». «Сама терминология раздражает. Мы не совпадаем в терминологии, а уже потом все вытекающие», - говорит она. Действительно, вполне конкретные с точки зрения законотворцев понятия, такие как «государственная нужда», «заказ» и т.д. довольно сильно диссонирует с пространством тонких дефиниций и полутонов. Но и кроме того «проекты, которые мы финансируем из бюджета - штучные, а 94-ФЗ доводил все до абсурда», - размышляет Чуковская, говоря о том, что если у одного культурного агента заказывается нечто лежащее в творческой плоскости, то оно потому и заказывается у него, что он представляется уникальным исполнителем заказа. В таком случае система конкурса становится совершенно неприемлемой и смешной.
Продюсер Сергей Сельянов признался, что был несколько ошарашен приглашению принять участие в круглом столе. «Я думал, что этот вопрос решен». «Конечно, культуру нужно вывести из действия этого закона», - считает Сельянов. «Это скорей поддержка, это не заказ», - убежден он, наряду с тем, что «культура очень сложная субстанция». Архитектор-реставратор Александр Попов вообще высказал свое ощущение, «что изменения 94-ФЗ недостаточно». Он посетовал на неквалифицированные компании, которые выигрывают аукционы и после пытаются, заполучив свои деньги с заказа, нанять профессионалов и предложить им такой бюджет, какой устанавливают уже они, исходя из того, что на аукционе компании зачастую играют на невероятное понижение, буквально в ущерб себе и проекту.
Юрий Веденин, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, сказал о важности экспертных советов и недопустимости практики, когда «начинает одна организация, продолжает другая, заканчивает третья». Веденин убежден, на тех же реставрационных работах это отражается самым пагубным способом.
Отвечая на предложения, Алексей Лихачев заявил: «терминология и мне глаз режет. Это терминологическая, текстовая проблема». Он пообещал разобраться с ней тогда, когда по существу законопроект будет написан. «В новом законе есть некие базовые вещи. Это регламентация всего цикла закупок», - поделился он с коллегами. Лихачев заверил, новый закон «О федеральной контрактной системе» будет подразумевать весь процесс открытым для общества и общественного контроля. «И сам процесс размещения с расширенными видами в способах размещения, и процесс управления контрактными рисками, то есть возможность влиять и контактировать заказчику с исполнителем на этапе реализации контрактов вплоть до расторжения контрактов в определенных случаях и этап приемки и соотношения результата закупки с первоначально заявленной нуждой».
Судя по всему, открытость будет подразумевать и прозрачность прохождения сделки. Также подразумевается «регламентация всего цикла государственной закупки с появления этого рубля в проекте Федерального бюджета, заканчивая обслуживанием или эксплуатации полученного товара или полученной услуги», - рассказывает Лихачев. Будут введена практика открытых конкурсов «со снижением ценовых параметров, с изменением роли заказчика». «К открытому конкурсу мы еще добавляем конкурс с ограниченным участием, где уже в развитие предквалификации заказчик уже сам вправе установить некие предварительные требования».
Помимо механизма установления качества услуги или товара новый закон может разделить аукцион на два этапа. В таком случае «заказчик в ходе первого этапа не проводит точной оценки предложений, а ведет дискуссию, ведет переговоры со всеми участниками данного конкурса вообще без оценки ценовой, - говорит Лихачев. - Заказчик имеет право по итогам первого этапа уточнить задачи в техническом задании и уже провести с отобранными на первом этапе потенциальными претендентами, - их должно быть не меньше трех, - конкурсную часть со строгой оценкой параметров».
Продолжая тему аукционов, Лихачев сказал, что ставит вопрос в работе над новым законом еще более радикально: «Нет ли таких видов конкурса, нет ли таких видов творческих работ, где вообще говоря, заказчика в рамках бюджетных ограничений не интересует цена как критерий - этот вопрос для меня открыт».
94-ФЗ давно превратившийся в жупел для СМИ и коррупциогенный фактор для Федерального бюджета пересматривают и перерабатывают в Минэкономразвития под контролем замминистра экономразвития РФ Алексея Лихачева. Планируется, что до конца текущего 2011 года будет подготовлена окончательная редакция закона с рабочим названием «О федеральной контрактной системе». Предположительно новый закон о госзакупках может вступить в силу уже в 2012 году. По словам Алексея Лихачева, Минэкономразвития приложит усилия для как можно скорейшего продвижения законопроекта в соответствующие органы и его последующей ратификации.
«Сфера культуры не только в 94 закон не вписывается, но вообще плохо вписывается в законодательство», - считает Екатерина Чуковская. По ее мнению большую проблему представляет даже не отсутствие «активности, свободы высказывания и доступа к эшелонам власти», а то, что «не всегда претензии к закону правильно сформулированы». «Сама терминология раздражает. Мы не совпадаем в терминологии, а уже потом все вытекающие», - говорит она. Действительно, вполне конкретные с точки зрения законотворцев понятия, такие как «государственная нужда», «заказ» и т.д. довольно сильно диссонирует с пространством тонких дефиниций и полутонов. Но и кроме того «проекты, которые мы финансируем из бюджета - штучные, а 94-ФЗ доводил все до абсурда», - размышляет Чуковская, говоря о том, что если у одного культурного агента заказывается нечто лежащее в творческой плоскости, то оно потому и заказывается у него, что он представляется уникальным исполнителем заказа. В таком случае система конкурса становится совершенно неприемлемой и смешной.
Продюсер Сергей Сельянов признался, что был несколько ошарашен приглашению принять участие в круглом столе. «Я думал, что этот вопрос решен». «Конечно, культуру нужно вывести из действия этого закона», - считает Сельянов. «Это скорей поддержка, это не заказ», - убежден он, наряду с тем, что «культура очень сложная субстанция». Архитектор-реставратор Александр Попов вообще высказал свое ощущение, «что изменения 94-ФЗ недостаточно». Он посетовал на неквалифицированные компании, которые выигрывают аукционы и после пытаются, заполучив свои деньги с заказа, нанять профессионалов и предложить им такой бюджет, какой устанавливают уже они, исходя из того, что на аукционе компании зачастую играют на невероятное понижение, буквально в ущерб себе и проекту.
Юрий Веденин, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, сказал о важности экспертных советов и недопустимости практики, когда «начинает одна организация, продолжает другая, заканчивает третья». Веденин убежден, на тех же реставрационных работах это отражается самым пагубным способом.
Отвечая на предложения, Алексей Лихачев заявил: «терминология и мне глаз режет. Это терминологическая, текстовая проблема». Он пообещал разобраться с ней тогда, когда по существу законопроект будет написан. «В новом законе есть некие базовые вещи. Это регламентация всего цикла закупок», - поделился он с коллегами. Лихачев заверил, новый закон «О федеральной контрактной системе» будет подразумевать весь процесс открытым для общества и общественного контроля. «И сам процесс размещения с расширенными видами в способах размещения, и процесс управления контрактными рисками, то есть возможность влиять и контактировать заказчику с исполнителем на этапе реализации контрактов вплоть до расторжения контрактов в определенных случаях и этап приемки и соотношения результата закупки с первоначально заявленной нуждой».
Судя по всему, открытость будет подразумевать и прозрачность прохождения сделки. Также подразумевается «регламентация всего цикла государственной закупки с появления этого рубля в проекте Федерального бюджета, заканчивая обслуживанием или эксплуатации полученного товара или полученной услуги», - рассказывает Лихачев. Будут введена практика открытых конкурсов «со снижением ценовых параметров, с изменением роли заказчика». «К открытому конкурсу мы еще добавляем конкурс с ограниченным участием, где уже в развитие предквалификации заказчик уже сам вправе установить некие предварительные требования».
Помимо механизма установления качества услуги или товара новый закон может разделить аукцион на два этапа. В таком случае «заказчик в ходе первого этапа не проводит точной оценки предложений, а ведет дискуссию, ведет переговоры со всеми участниками данного конкурса вообще без оценки ценовой, - говорит Лихачев. - Заказчик имеет право по итогам первого этапа уточнить задачи в техническом задании и уже провести с отобранными на первом этапе потенциальными претендентами, - их должно быть не меньше трех, - конкурсную часть со строгой оценкой параметров».
Продолжая тему аукционов, Лихачев сказал, что ставит вопрос в работе над новым законом еще более радикально: «Нет ли таких видов конкурса, нет ли таких видов творческих работ, где вообще говоря, заказчика в рамках бюджетных ограничений не интересует цена как критерий - этот вопрос для меня открыт».
94-ФЗ давно превратившийся в жупел для СМИ и коррупциогенный фактор для Федерального бюджета пересматривают и перерабатывают в Минэкономразвития под контролем замминистра экономразвития РФ Алексея Лихачева. Планируется, что до конца текущего 2011 года будет подготовлена окончательная редакция закона с рабочим названием «О федеральной контрактной системе». Предположительно новый закон о госзакупках может вступить в силу уже в 2012 году. По словам Алексея Лихачева, Минэкономразвития приложит усилия для как можно скорейшего продвижения законопроекта в соответствующие органы и его последующей ратификации.
Написать комментарий