Поскольку газовая отрасль является стратегически важной сферой экономики России, то обеспечение ее стабильного и устойчивого функционирования является одной из приоритетных задач государства. Основные задачи государства в рамках регулирования данной отрасли
Поскольку газовая отрасль является стратегически важной сферой экономики России, то обеспечение ее стабильного и устойчивого функционирования является одной из приоритетных задач государства. Основные задачи государства в рамках регулирования данной отрасли:
- Обеспечение бесперебойного снабжения населения страны газом;
- Регулирование цен, установление тарифов в целях избежания необоснованного роста цен на энергоресурс;
- Обеспечение равного доступа к ресурсам;
- Стимулирование инвестиций в добычу, транспортировку, переработку, хранение природного газа;
- Контроль за соблюдением экологических норм;
- Контроль за недропользованием по средствам лицензирования участников рынка;
- Поддержка международного сотрудничества по торговле энергоресурсами;
- Финансирование и стимулирование научных, геологических изысканий.
Государственное регулирование добычи природного газа и газового конденсата в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему правовых, экономических и организационных механизмов, направленных на рациональное и устойчивое использование минерально-сырьевой базы. На различных этапах производственного цикла действуют законодательные и нормативные акты, а также отраслевые стандарты и методики, обеспечивающие оптимальное сочетание государственных интересов и экономической эффективности для всех участников нефтегазового сектора.
Основы государственного подхода к регулированию отрасли содержатся в двух основополагающих актах Российской Федерации:
-
Конституция Российской Федерации (Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм. и доп. на 2020 г.) [Электронный ресурс]. – URL: constitution.ru/...):
- Статья 9. Собственность на природные ресурсы. Нефтегазовые месторождения могут находиться в государственной и частной собственности.
- Статья 71. Исключительное ведение РФ. Федеральный центр контролирует все стратегические ресурсы, а также магистральные трубопроводы и экспорт углеводородов.
- Статья 72. Экономическое единство. Отсутствие каких-либо ограничений рынка внутри страны.
- Статья 114. Полномочия Правительства. Обеспечение единой государственной политики в области природопользования и экологии, а также разработка и реализация государственной энергетической политики.
-
Гражданский кодекс РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1–4): текст с изм. и доп. на 2024 год [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...):
- Статья 214. Земля и природные ресурсы находятся в государственной собственности.
- Статья 421. Компании в праве заключать договоры в рамках нормативно-правовых актов государства и отрасли.
- Статьи 1064, 1079, 1100. Ответственность в случае причинения вреда на опасных производствах, к которым относится нефтегазовое дело.
- Статья 1207. Международное право по договорным обязательствам по экспортным контрактам.
Кроме того, гражданский кодекс освещает вопросы сделок с недвижимостью, их особенности, подробно описывает договорные отношения, которые также являются основой нефтегазового бизнеса.
Налоговый Кодекс РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1 и 2): текст с изм. и доп. на 2024 год [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...) устанавливает объект налогообложения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), определяет налоговую базу и ставки расчета для различных углеводородов, включая сниженные ставки для трудноизвлекаемых арктических запасов и шельфовых зон. Помимо этого, Налоговый Кодекс регулирует установление экспортных пошлин и акцизов для нефти и нефтепродуктов, налог на дополнительный доход (НДД).
Основным отраслевым законом для всего топливно-энергетического комплекса России считается Федеральный закон «О недрах» (Федеральный закон "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1 (в ред. от 28.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/d...), который устанавливает правовой режим добычи полезных ископаемых, также определяет порядок выдачи лицензий на разработку участков недр, их геологическое изучение, хранение нефти и газа, регулирует права и обязанности недропользователей.
Федеральный закон «О газоснабжении Российской Федерации» (Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 № 69-ФЗ (в ред. от 13.07.2022) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/do...) призван обеспечивать бесперебойное снабжение газом всех потребителей путем создания единой системы газоснабжения (ЕСГ), регламентирует правила пользования газовой инфраструктурой.
Специфическим Федеральным законом, который также относится непосредственно к газовой промышленности является ФЗ «Об экспорте газа» (Федеральный закон "Об экспорте газа" от 18.07.2006 № 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...), который устанавливает порядок экспорта природного газа.
Правовой режим деятельности компаний на шельфовых месторождениях регулируется Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации» Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 № 187-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc..., в нем определены основные полномочия государства, особенности лицензирования, особое внимание уделено экологическим требованиям и ответственности за их нарушения.
Другие регуляторные требования государства к компаниям в нефтегазовой сфере содержатся в таких нормативно-правовых акты как:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 28.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc.... Регламентирует основные экологические нормы, требования и обязательства компаний в нефтегазовой отрасли.
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 № 116-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc.... Регулирует вопросы техногенной безопасности на опасных производственных объектах, предотвращение аварий и чрезвычайных ситуаций во время производственного процесса.
- Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" от 21.07.2011 № 256-ФЗ (в ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc.... Закон акцентирует внимание на предотвращении и устранении возможных угроз террористических актов на объектах топливно-энергетического комплекса: месторождения, электростанции, трубопроводы и другие инфраструктурные объекты.
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. от 28.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...). Обязательному лицензированию подлежат добыча полезных ископаемых, эксплуатация месторождений, транспортировка углеводородов, их переработка, а также геологоразведка и оценка запасов.
- Федеральный закон «О таможенном регулировании…» (Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 03.08.2018 № 289-ФЗ (в ред. от 24.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...). Регламентирует правила декларирования углеводородов, условия таможенного контроля, устанавливает таможенные пошлины и сборы. Кроме того, экспорт нефти и газа между странами-членами ЕАЭС контролируется Таможенным кодексом ЕАЭС.
- Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. от 06.02.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...). Регулирует экспортно-импортные операции с углеводородами.
- Федеральный закон «О естественных монополиях» (Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ (в ред. от 31.07.2023) [Электронный ресурс]. – URL: consultant.ru/doc...). Регулирует газовую отрасль, где и была сформирована естественная монополия, закон призван сохранять баланс между всеми субъектами, осуществляющими свою деятельность в рамках газовой промышленности.
Приведенный выше перечень нормативно-правовых актов не является полным и всеобъемлющим, он подчеркивает основные аспекты регулирования нефтегазовой отрасли со стороны законодательства России.
Помимо этого, государство в лице региональных органов власти оказывает разнообразную поддержку компаниям, которые занимаются добычей полезных ископаемых, и природного газа в том числе. Так, например, департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, где располагаются большинство месторождений природного газа в России, поддержал ввод налоговых льгот на имущество организаций отдельным категориями налогоплательщиков. В рамках этой меры, организации, которые владеют имуществом, составляющего единых технологический комплекс по добыче и производству сжиженного природного газа освобождаются от уплаты налога на имущество (Налоговые льготы по налогу на имущество организаций отдельным категориям налогоплательщиков. Государственная информационная система промышленности. URL: gisp.gov.ru/nmp/m... (дата обращения: 25.12.2024).).
Кроме того, согласно данной мере предполагается снижение ставки налога на имущество организаций на 50% для организаций, осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В перечень таких организаций входят большинство стратегических месторождений полуострова Ямал, последние добавленные в перечень (Законодательство Ямало-Ненецкого автономного округа о налогах. Департамент финансов Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: yamalfin.ru/inde...): ООО «Меретояханефтегаз» с проектом разработки Тазовского нефтегазоконденсатного месторождения, ООО «Яргео» с проектом пробной эксплуатации Ярудейского месторождения, АО «Тюменнефтегаз» и проект развития Русского месторождения и т. д.
Налоговая льгота по налогу на имущество организаций, которые имеют право на пользование недрами, предусмотрена для предприятий, расположенных в городе Инта Республики Коми и подчиненных ему территорий, осуществляющих добычу природного газа и газового конденсата (Национальная программа содействия газификации. Государственная информационная система промышленности. URL: gisp.gov.ru/nmp/...).
Системный характер государственного регулирования подкрепляется стратегическими программными документами, направленными на обеспечение долгосрочного развития газовой отрасли. Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 года устанавливает ориентиры по расширению минерально-сырьевой базы, повышению энергетической эффективности, стимулированию новых технологических разработок и постепенной либерализации экспорта сжиженного природного газа (Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года: утверждена приказом Минэнерго России от 6 июня 2011 г. № 213 [Электронный ресурс]. URL: minenergo.gov.ru/u... (дата обращения: 17.12.2024).). Важное значение имеет также кадровая политика, подкрепленная утвержденным в 2020 году профессиональным стандартом «Оператор по добыче нефти, газа и газового конденсата», который формирует унифицированные требования к компетенциям специалистов, обеспечивая высокий уровень квалификации персонала и повышение безопасности производственных процессов.
В совокупности вышеперечисленные меры, реализуемые посредством согласованного применения правовых, экономических, технологических и информационных механизмов, формируют устойчивую институциональную среду для развития российского газодобывающего сектора.
Написать комментарий