Государственное регулирование нефтегазовой отрасли в России осуществляется через комплекс нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение эффективного функционирования сектора, привлечение инвестиций и поддержание национальной энергетической безопасности. Эффективное государственное регулирование является важным компонентом развития устойчивости нефтегазовой отрасли в России. Оно должно учитывать как экономические, так и экологические факторы.
Одним из ключевых документов государственного регулирования отрасли является Федеральный закон "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1, который регулирует вопросы пользования и охраны недр, а также устанавливает порядок лицензирования. Помимо этого, разрабатываются специализированные законы, например, проект Федерального закона "О государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации", направленный на совершенствование правового регулирования отрасли, включая налогообложение и контроль, внесен в Государственную Думу еще в январе 2020 года и до сих пор проходит процедуры согласования.
В рамках стимулирования развития отрасли, благодаря преференциальным налоговым режимам, предприятия, занимающиеся инновационной деятельностью, сокращают расходы, что, в свою очередь, позволяет им направить дополнительное финансирование на инновационные разработки. В 2017 году в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом №335- ФЗ введена статья 286.1, в которой указывается право налогоплательщика «уменьшить в текущем налоговом периоде суммы налога на инвестиционный налоговый вычет текущего налогового периода». Таким образом, в рамках налогового маневра в нефтегазовой отрасли для привлечений инвестиций и модернизации нефтеперерабатывающий заводов предусмотрена компенсация до 90% от суммы некоторых статей расходов, в том числе затрат на внедрение инновационных технологий.
Для стимулирования всей отрасли добычи нефти и нефтяного (попутного) газа с 1 января 2018 года предусматривается возможность применения налогового вычета в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью в границах Ниж
невартовского района ХМАО — Югры. Налоговый вычет составляет 2917 млн рублей за налоговый период. Указанный вычет применяется при соблюдении следующих условий:- Лицензия на право пользования недрами выдана до 1 января 2016 года.
- Начальные извлекаемые запасы нефти составляют 450 млн тонн или более по состоянию на 1 января 2016 года.
Указанный налоговый вычет действует до 31 декабря 2027 года включительно.
Федеральным законом от 15.10.2020 N 340-ФЗ "О внесении изменений в статью 343–2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" введен налоговый вычет в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной на участках недр, одновременно расположенных в границах Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при следующих условиях:
- лицензии на право пользование выданы до 1 января 2018 года и
- начальные извлекаемые запасы нефти каждого из участков составляют 1 000 миллионов тонн и более по состоянию на 1 января 2018 года.
Сумма налогового вычета определяется в совокупности по всем таким участкам недр в следующем порядке:
- 3 830 миллионов рублей - в случае, если средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс», выраженный в долларах США, за баррель (Ц) оказался выше базовой цены на нефть;
- 0 рублей - в случае, если средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс», выраженный в долларах США, за баррель (Ц) оказался ниже базовой цены на нефть или равным базовой цене на нефть для года налогового периода.
Налоговый вычет применяется при условии заключения налогоплательщиком, владеющим лицензиями на пользование участками недр, указанными в настоящем пункте, инвестиционного соглашения о стимулировании добычи нефти на указанных участках недр. Временным интервалом признается период с 31.12.2020 года до истечения 3-х/6-ти/9-ти/12-ти следующих подряд календарных лет.
Налоговый вычет не применяется начиная с налогового периода, в котором сумма налоговых вычетов, предоставленных на основе соглашения о добыче (с учетом налоговых вычетов, относящихся к суммам превышения), впервые оказалась более 459 600 млн руб (пороговая величина вычета). При этом, если по итогам 12 следующих подряд календарных лет начиная с 31.12.2020 года сумма налоговых вычетов (с учетом налоговых вычетов, относящихся к суммам превышения) за все налоговые периоды, дата начала которых приходится на такой временной интервал, оказалась менее суммы условных дополнительных доходов бюджета, рассчитанных для такого временного интервала, и ранее налогоплательщиком осуществлялась уплата в бюджет сумм превышения, для целей настоящего абзаца пороговая величина вычета увеличивается на суммы превышения, уплаченные в бюджет.
Вместе с предоставлением налоговых вычетов, важна и прямая поддержка в виде грантов или субсидий. Так, в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» отечественные компании, занимающиеся разработкой и внедрением инновационных цифровых решений, получают, пройдя конкурсный отбор, возможность на грантовую поддержку, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3.05.2019 №550 «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий».
Кроме того, существуют льготы, предусмотренные в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или высокий класс энергетической эффективности (в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества), а также в отношении имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря. Льготы могут применяться в случае принятия соответствующего закона субъектом РФ. Например, законодательством ХМАО предусматривается освобождение от уплаты налога в течение 3 лет в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность или имеющих высокий класс энергетической эффективности (если в отношении таких объектов предусмотрено определение классов их энергетической эффективности).
К тому же, в рамках стимулирования отрасли применяется освобождение от таможенных пошлин. От экспортной пошлины освобождается нефть (включая нефтегазоконденсатную смесь, получаемую вследствие технологических особенностей транспортировки нефти сырой и стабильного газового конденсата трубопроводным транспортом), полученная (произведенная) на участке недр, в отношении которого в течение всего месяца, в котором осуществляется вывоз указанных товаров из РФ, одновременно выполняются следующие условия:
- В отношении дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья (УВС) на таком участке недр исчисляется налог на дополнительный доход (НДД) и такой участок недр включен в группу 1 или 2 по НДД.
- При исчислении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, добытой на таком участке недр, применяется коэффициент Кг (коэффициент, характеризующий период времени, прошедший с даты начала промышленной добычи нефти на участке недр) в размере менее 1.
Правительство РФ устанавливает порядок, в соответствии с которым осуществляется подтверждение выполнения вышеуказанных условий.
Самым важным аспектом такой государственной поддержки является возможность обратиться в органы исполнительной власти, в частности в Министерство финансов Российской Федерации (в Департамент анализа эффективности преференциальных налоговых режимов или в Департамент бюджетной политики в отраслях экономики), с целью получения индивидуальной субсидии предприятию или применения индивидуального преференциального налогового режима, применяемого к конкретной компании.
Написать комментарий