Государственное регулирование и перспективы развития лесопромышленного комплекса России

В Российской Федерации существует ряд законов и нормативных актов, регулирующих использование лесных ресурсов. Основной документ — Лесной кодекс Российской Федерации, который определяет правила лесопользования, охраны лесов и их воспроизводства.
В сложившихся условиях задачей государства является содействие развитию лесопромышленного комплекса на основе выработки направлений использования лесных ресурсов с целью их возобновления и недопущения их уничтожения. Именно государство разрабатывает политику регулирования деятельности лесопромышленных предприятий, которое в первую очередь должно осуществляться путем принятия нормативно-правовых актов.
Основные направления развития сферы лесной промышленности, содержащиеся в принятой в 2021 году Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 11 февраля 2021 г. № 312-р), предусматривают:
- обеспечение роста лесной промышленности опережающими темпами относительно роста экономики в целом;
- обеспечение комплексного использования лесного сырья, включая низкокачественную древесину, на базе формирования лесопромышленных кластеров вокруг целлюлозно-бумажных комбинатов;
- обеспечение глубокой переработки добываемой древесины на базе строительства новых и расширения существующих предприятий по переработке древесины;
- производство целлюлозы, ориентированное в большей степени на экспорт, производство тарного картона и санитарно-гигиенических изделий для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, ориентированное в равной степени на внутренний рынок и экспорт, производство пиломатериалов, фанерно-плитной продукции, а также продукции деревянного домостроения.
Стратегия провозглашает целевое видение лесного комплекса, т.е. обеспечение внутреннего спроса России на продукцию лесного комплекса, переход от сырьевой направленности лесного комплекса к рациональному управлению лесами, ускорение социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
В результате реализации Стратегии к 2030 году ожидается прирост добавленной стоимости, создаваемой предприятиями отрасли, в стратегическом сценарии до 1136 млрд. рублей (в постоянных ценах), а также увеличение вклада лесного комплекса в валовый внутренний продукт с 0,74 процента до 1,5 процента. Численность персонала, занятого в лесном комплексе, вырастет с 617 до 820 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации вырастут с 134 до 215 млрд. рублей (в постоянных ценах).
Рассмотрим подробнее основные тенденции в сфере государственного регулирования деятельности лесопромышленного комплекса. Первой тенденцией является задача увеличения объемов при одновременном увеличении конкурентоспособности лесной продукции, в том числе с применением инновационных технологий. Хотя, как уже отмечалось, доля Российской Федерации в общемировом запасе древесины составляет около 20%, извлекаемые запасы данного сырья сравнительно невелики. По мнению некоторых ученых, не причиняя ущерба природе и экономике Российской Федерации можно производить и подвергать переработке 600 млн кубометров древесины в год вместо нынешних 180 млн.
К сожалению, на данный момент на практике этот факт не подтверждается, что формирует вторую тенденцию в области регулирования – слабость нормативной регламентации. Можно увеличить производство и наладить его практическую составляющую, применять инновации, однако слабость законодательной составляющей не даёт изменить ситуацию в целом.
Третьей тенденцией проводимой государственной политики является отсутствие учета особенностей географического положения регионов. Так, на Дальнем Востоке и Сибири отмечается недостаток количества перерабатывающих предприятий. Отсюда следует проблема экспорта – для лесозаготовительных предприятий поставка продукции на экспорт становится ведущим видом деятельности. В то же время увеличение вывозных таможенных пошлин приводит к потере позиций на внешних рынках и сокращению выручки. Государственная программа восстановления лесоперерабатывающей отрасли, создавшая систему налоговых льгот для поддержки местных перерабатывающих организаций, может стать значительным шагом для изменения ситуации в целом.
Правовое регулирование использования, воспроизводства, охраны лесов осуществляется такими законодательными актами, как Лесной кодекс Российской Федерации, и рядом других актов лесного законодательства, которые устанавливают порядок ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования, правила рубки леса, систему охраны лесов, их разделение на функциональные группы – экологические, почвозащитные, лечебно-оздоровительные и иные. Санкции за нарушения лесного законодательства не увязаны с конкретной ситуацией в области незаконной рубки лесов, что является четвертой тенденцией. На сегодняшний день незаконная рубка леса в Российской Федерации приобрела огромные масштабы и уже представляет собой угрозу национальной безопасности страны как в экологическом, так и в экономическом отношении. Штраф – основной метод, применяемый к нарушителям законов, регулирующих лесное хозяйство страны. Санкции должны быть напрямую связаны с возможной прибылью от незаконной заготовки.
На примере Пермского края можно выделить следующие меры государственной поддержки, осуществляемые органами власти:
- освобождение от уплаты налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов);
- освобождение от уплаты транспортного налога (в отношении специализированных транспортных средств, используемых для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов);
- поставка ГСМ по льготным ценам (–10% от оптовых цен в рамках соглашения с ОАО «Лукойл»);
- предоставление доступа к лесному ресурсу на безаукционной основе (постановление Правительства Российской Федерации No419 «Об инвестиционных проектах в области освоения лесов»);
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на техническое перевооружение (Постановление Правительства Российской Федерации No205);
- возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива (Постановление Правительства Российской Федерации No528)
Большая проблема развития отрасли состоит в том, что предприятия деревообрабатывающей промышленности привлекают мало инвесторов. Это связано с большим количеством некоммерческих рисков, из-за политической и экономической нестабильности в стране, несовершенства «лесного» законодательства и отсутствия четкой государственной политики в отношении российской лесной промышленности.
Предприятия должны использовать собственные средства в качестве источника финансирования, но из-за нестабильных условий финансово-хозяйственной деятельности предприятий около половины из них убыточны.
Безусловно, сейчас лесная отрасль России находится в состоянии трансформации и поиска альтернативных путей развития географии продаж, в том числе за счет насыщения отечественного рынка качественными материалами. Перспективы лесной промышленности в долгосрочном периоде в целом благоприятные. Спрос на лесную продукцию и товары из древесины будет поддерживаться ростом мирового населения, глобальной зеленой повесткой. Это станет стимулировать потребность в продуктах из древесины (стройматериалах, бумаге, картоне, целлюлозе и других) и увеличение спроса на строительство деревянных домов, в том числе многоэтажных.
Написать комментарий