Гонка вооружений под копирку: Китай перенимает российские разработки
На этой неделе 154 страны мира в рамках ООН приняли документ о необходимости регулирования торговли оружием на международном уровне. Россия воздержалась от подписания этого соглашения. Также стало известно о самой крупной за последние десять лет сделке на поставку вооружений. О чем договорились Китай и Россия?
До недавнего времени перемещение вооружений не регламентировалось международным правом. Исключением были ядерные боеголовки, в отношении которых действовал договор о нераспространении ядерного оружия. В начале этой недели делегаты Генассамблеи ООН договорились о необходимости регулировать торговлю оружием. До этого момента подобные предложения были прерогативой общественных организаций и нобелевских лауреатов. В 2006 году первую инициативу по вопросу регулирования торговли оружием не поддержали основные импортеры и традиционные поставщики вооружения, в том числе США.
Чтобы вернуться к данному вопросу, Бараку Обаме надо было переизбраться на второй срок и без оглядки на внутреннюю политику и военный сектор экономики, на который сокращаются расходы из госбюджета, оказать поддержку Генассамблее ООН. Как итог 154 страны проголосовали за необходимость регулирования и только 23 страны воздержались. Против принятия соответствующего документа проголосовали Северная Корея, Иран и Сирия. Россия, как можно догадаться, не приняла идею международного регулирования, но открыто об этом не заявила. Суть документа сводится к тому, что ратифицировавшие его государства должны будут следить за экспортом вооружений и не допускать попадания оружия на черный рынок, а также использования его в нарушение прав человека, массовых репрессий и геноцида.
По объему экспорта вооружений Россия находится на втором месте в мире и вряд ли поступится стратегическими интересами во имя расплывчатых гуманистических целей. Тем более что с правами человека не могут разобраться внутри страны, не говоря уже о защите женевских конвенций на международном уровне. Кроме того, государственный бюджет до 2020 года потратит 20 трлн рублей на модернизацию и перевооружение армии и надо сохранить возможность беспрепятственно экспортировать старое проверенное вооружение нуждающимся партнерам в Африке, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, в Индию и Пакистан.
Российский экспорт вооружения занимает 25% от мировой торговли оружием. Лидерам этой области – США – Обама очевидно осложнил задачу на будущее, но пока за ними сохраняется 30% мировой торговли. В пятерку по объемам продаж также входит Германия (7%), Франция (6%) и, как ни странно, Китай (5%). Причем последний действует без каких-либо ограничений и может в ближайшее время только наращивать объемы производства вооружения. Так, с 2008 по 2012 год 55% китайского экспорта оружия пришлось на Пакистан. Остальное приобрели страны, которые не имеют прямого доступа к западным разработкам. Среди них Венесуэла, Нигерия, Алжир, Мьянма и Бангладеш. Китай предлагаем им дешевые и качественные суррогаты западных образцов. Например, в китайском истребителе Шэньянг J-31, оснащенном технологией ухода от радаров по подобию стелс, специалисты без сомнений распознают американский самолет F-22, а на выставке в Абу-Даби китайская компания Norinco представила джип, похожий на Hummer.
Но американскими моделями китайцы не ограничиваются. Известно, что в разработке находится военный вертолет, предположительно копирующий «Еврокоптер Тайгер», который производится в Европе. Подход китайцев отличается деликатностью. Прежде всего они предлагают выпуск вооружения на территории Китая по лицензии или сборку из комплектующих. И наиболее ходовые модели именно там и производятся. Но, будучи второй экономикой мира, Китай не имеет современных военно-воздушных и военно-морских сил. И так как западные страны постоянно ловят китайских шпионов на промышленном шпионаже в области военных технологий, Китай заимствует передовые технологии у России и, не в пример США и Евросоюзу, наращивает военный бюджет.
В 2012 году китайцы приступили к эксплуатации своего первого авианосца, купленного в 1998 году на Украине. Сегодня вчерашний «Варяг» называется «Ляонин». Он призван показать растущую военную мощь Китая в ответ на угрозу США в Тихом океане. Естественно, что его будет недостаточно даже для того чтобы отразить удар. Поэтому во время первого визита в Россию нового председателя партии КНР Си Цзиньпина был поднят вопрос закупки передового вооружения. Речь шла о крупной партии многоцелевых истребителей Су-35, а именно о 24 первоклассных самолетах. По мнению китайцев, это будет ценное приобретение, так как российская модель превосходит американский аналог истребителей пятого поколения F-35, который они еще не успели скопировать. Также Россия продаст Китаю четыре подводные лодки «Лада», которые будут построены в Китае по лицензии. Таким образом, страны предположительно заключили самый крупный за последние десять лет контракт на поставку вооружений, успев подписать все необходимые документы еще до вышеупомянутого предложения Генассамблеи ООН по регулированию торговли.
На Западе новость восприняли с тревогой, а в Китае даже успели прикинуть, что благодаря Су-35 смогут модернизировать национальные ВВС до 2020 года. В 1990-е годы китайцы уже копировали истребитель Су-27, точной копией которого стал китайский самолет J-11-B. Эксперты не исключают, что Су-35 постигнет та же судьба и Китай сможет укомплектовать свой «Ляонин» первостатейными и не знающими конкуренции в небе самолетами линии «J». Правда, чтобы скопировать Су-35 китайцам придется повозиться и поломать голову на испытаниях. Москва отказалась от поставки комплектующих и выдачи лицензии на производство истребителей.
Военные специалисты надеются, что китайцам не удастся скопировать модель без консультаций с десятками экспертов, инженеров и конструкторов. Но то, как была заключена эта сделка, говорит о том, что никакого трезвого расчета при продаже могло и не быть. Во-первых, о сделке стало известно только через неделю после визита китайского лидера в Москву. Во-вторых, правительство решило не придавать информацию о сделке широкой огласке в российских СМИ. В-третьих, есть подозрения, что согласование условий до конца еще не закончено. На Западе подобное сотрудничество России с Китаем не одобряют. Это угрожает нарастанию военной мощи Китая и пересмотру глобальных балансов, на котором все больше настаивает китайское руководство.
Очевидно, что документ ООН о регулировании торговли вооружением несколько запоздал. Также непонятно, насколько он будет эффективным и как повлияет на глобальную торговлю оружием. Но еще остается надежда на то, что российская сделка с китайцами не состоится, и российско-китайское партнерство будет развиваться в добывающей и перерабатывающей отрасли, а не в области вооружений, в которой России нельзя делиться своим военным превосходством с выгодным, но амбициозным торговым партнером.
Написать комментарий