Главная проблема ЖКХ – бедный собственник
На пресс-конференции председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрея Широкова были обсуждены пути реформирования ЖКХ. Каковы же основные тезисы выступления представителя ТПП РФ? Кто виноват в слабой развитости российского ЖКХ?
На данный момент весь жилой фонд страны на 80% принадлежит частным лицам и только 20% находится в государственной собственности. С нормативной точки зрения, говорит Широков, непонятен объект управления, например, в широко распространенном случае многоквартирного дома. Как оценено имущество в многоквартирном доме и что такое управление этим имуществом - основные вопросы к действующему законодательству, из-за которого и существует неразбериха при ремонте объекта и прочих действиях с ним.
"Многоквартирный дом - объективно объект недвижимости, но закон признает только отдельные квартиры объектами недвижимости - говорит заместителя председателя комитета, Александр Вербицкий. Наше предложение - признать дом как объект недвижимости, тогда плата за восстановление имущества будет взиматься с дома в целом".
При этом коммунальная инфраструктура сегодня остается монополией государства. И государственное регулирование тарифов с административным влиянием мешает развитию ЖКХ. Как выразился Андрей Широков: люди "пользуются расценками муниципалитетов, а за расценки муниципалитетов получают то, что получают". "Чаще всего в прессе мы с вами слышим, что коммунальщики виноваты в повышении тарифов, на самом деле они не устанавливают тарифы. Коммунальщик несет расчеты, и государственный регулятор устанавливает ему тарифы. Тарифы должны быть экономически обоснованы".
Но в тоже время непонятно как определяется доступность тарифов для населения, о чем говорит Александр Вербицкий, имея в виду субсидируемых государством собственников и собственников, самостоятельных в этом отношении. Получается, что одна из проблем ЖКХ - это, так называемые, бедные собственники.
С другой стороны влияние публичной власти велико, а износ общего имущества растет при недостаточном количестве капитальных ремонтов. Реформирование ЖКХ может изменить ситуацию, в частности привлечение инвестиций и частных предпринимателей положительно сказалось бы на системе в целом. Но "государство не может оставлять собственника и бизнес один на один без реформирования жилищного хозяйства, которое было в собственности публичной власти" - считает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, Андрей Широков.
Комитетом ТПП РФ, возглавляемым Андреем Широковым, вырабатываются модели управления, которые в скором времени затронут, например, модернизацию лифтов - тему не менее важную и болезненную. "Мы разработали и привлекли инвестиции в программу модернизации и замену лифтов. Согласовано сотрудничество с банком ВТБ24, есть возможность привлечения до 30% софинансирования. Это результат труда фонда. Но, тем не менее, без государственного бюджета проблема не может быть решена" - сказал председатель комитета, Андрей Широков. Такой результат кажется заметным достижением, потому что до этого проблема старых лифтов решалась за счет бюджетного финансирования и в среднем пятипроцентного участия частных инвесторов. В будущем планируется привлекать больше инвестиций в сферу ЖКХ и уменьшать нагрузку на государственный бюджет.
"Многоквартирный дом - объективно объект недвижимости, но закон признает только отдельные квартиры объектами недвижимости - говорит заместителя председателя комитета, Александр Вербицкий. Наше предложение - признать дом как объект недвижимости, тогда плата за восстановление имущества будет взиматься с дома в целом".
По мнению Вербицкого, "проблема капитальных ремонтов - решения не имеет". Фонд содействия реформированию жилищного фонда не может поддержать все нуждающиеся в ремонте объекты. "Мы живем с увеличивающейся инфляцией и растущими тарифами" - говорит он. Тем более, нужно оценить какие деньги публичная власть откладывала и почему не делала тот или иной ремонт. Правовое разграничение нужно еще и для того, чтобы понять, где платит собственник, а где субсидирует государство. Неопределенность термина "плательщик" вносит путаницу на уровне управления. Государственные субсидии для собственников - явление уникальное и не имеющее аналогов. Можно считать его последствием неудачной кампании по приватизации.
При этом коммунальная инфраструктура сегодня остается монополией государства. И государственное регулирование тарифов с административным влиянием мешает развитию ЖКХ. Как выразился Андрей Широков: люди "пользуются расценками муниципалитетов, а за расценки муниципалитетов получают то, что получают". "Чаще всего в прессе мы с вами слышим, что коммунальщики виноваты в повышении тарифов, на самом деле они не устанавливают тарифы. Коммунальщик несет расчеты, и государственный регулятор устанавливает ему тарифы. Тарифы должны быть экономически обоснованы".
Но в тоже время непонятно как определяется доступность тарифов для населения, о чем говорит Александр Вербицкий, имея в виду субсидируемых государством собственников и собственников, самостоятельных в этом отношении. Получается, что одна из проблем ЖКХ - это, так называемые, бедные собственники.
С другой стороны влияние публичной власти велико, а износ общего имущества растет при недостаточном количестве капитальных ремонтов. Реформирование ЖКХ может изменить ситуацию, в частности привлечение инвестиций и частных предпринимателей положительно сказалось бы на системе в целом. Но "государство не может оставлять собственника и бизнес один на один без реформирования жилищного хозяйства, которое было в собственности публичной власти" - считает председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, Андрей Широков.
Комитетом ТПП РФ, возглавляемым Андреем Широковым, вырабатываются модели управления, которые в скором времени затронут, например, модернизацию лифтов - тему не менее важную и болезненную. "Мы разработали и привлекли инвестиции в программу модернизации и замену лифтов. Согласовано сотрудничество с банком ВТБ24, есть возможность привлечения до 30% софинансирования. Это результат труда фонда. Но, тем не менее, без государственного бюджета проблема не может быть решена" - сказал председатель комитета, Андрей Широков. Такой результат кажется заметным достижением, потому что до этого проблема старых лифтов решалась за счет бюджетного финансирования и в среднем пятипроцентного участия частных инвесторов. В будущем планируется привлекать больше инвестиций в сферу ЖКХ и уменьшать нагрузку на государственный бюджет.
Написать комментарий
Некоторые механизмы поборов с собственников жилья я показал на примере одного 240 квартирного дома в Воронеже в статье в журнале «Капитал страны» - Товарищества собственников жилья: территория для жульничества – от 16-17 августа 2010 года. По моим расчетам получалось, что помимо повышенных тарифов путем всяческих воровских схем и прямых нарушений ФЗ о ТСЖ с собственников этого дома снимают 162 рубля за кв.метр жилья, что выливается не менее чем в 2 миллиона рублей в год, а в городе 59 млн.кв метров жилья. Думаете что после этого что-либо изменилось. Нет. Всякие контролирующие, правоохранительные и прчие органы и администрация настолько вдохновила, скажем, председателя этого ТСЖ «Омега», что распоясала ее хамскую натуру настолько, что она разве только еще не стала обливать возражавших против обнаруженного произвола собственников жилья «помоями». А директор ТГК «Квадра» и вовсе обвинил на прессконференции для журналистов самих собственников жилья: они де готовы платить все, что им начисляют. Пусть де борются, а не будут дохами. Один из депутатов Госдумы РФ (от КПРФ) при личной встрече передал этот материал губернатору области. Судя по происходящему в ТСЖ «Омега» там ничего не изменилось. Такова у нас реальная борьба с воровством и коррупцией в ЖКХ в центре и на местах.
Опять вину пытаются возложить на следствие, а не причины. Их не мнее двух. Первая – безпардонное организованное воровство всего комплекса к этому причастных: от руководства ТСЖ, управляющих и ресурсопоставляющих компаний, до правоохранительных и контролирующих органов и чиновников администраций. Вторая – как минимум слабое, политически несостоятельное управление страной и регионами. Президенту и Премьеру пора прекратить с экранов отпускать словесные страшилки, а работать над их реализацией на практике. Можно не сажать коммунальных и прочих воров в тюрьму. Тюрем ведь не хватит (такие масштабы воровства), да и кормить их будет надо, ибо работой в силу деиндустриализации страны на зонах не обеспечить. Средства массовой информации чуть ли не каждый день показывают дворцы, яхты и прочую собственность в стране и за рубежом, которой овладели «бойцы» за коммунальное и прочее ограбление граждан, госбюджета. Может все-таки не языком, а на деле выражать им недоверии и провожать с должностей без права занимать любую руководящую должность в стране.
Главная проблема ЖКХ - бездарное воровливое правительство. Финансы, предназначенные на капремонт, разворовали. Потом создали небольшой Фонд содействия реформированию жилищного фонда для дальнейшего растаскивания, который изначально использовался как наживка для перехода на ТСЖ. ТСЖ - это блеф в условиях неработающего законодательства, в темном омуте воровать легче. Кроме того собрать жильцов на собрание – это уравнение практически не решаемое. В этом и соль проблемы. Не буду вдаваться в подробности этих проблем. Я думаю, здравомыслящий человек это видит или уже столкнулся. А если даже гипотетически и подберется в доме кучка активистов, так это им работа до самой смерти воевать с чиновниками и председателем. А судьи, милиция, приставы, прокуратора, да и вся система против честной игры – ведь рыба гниет с головы. Чиновники все спихнули с себя, оставили только контроль со штрафами, пенями и тарифами. Вся работа заключается в том, чтобы тащить, что плохо "лежит" и увеличивать штрафы и тарифы, снимая сливки. Плюй в потолок и живи припеваючи. Когда законы не работают никакие демократические формы управления не жизнеспособны. Такие уж простые вещи и нормальный студент знает! ТПП как марионетка - чтоб и овцы целы и волки были сыты.