Гайдаровский форум: правительство расписалось в своих успехах
Какие меры по стимулированию экономики предлагает правительство? Какие выводы можно сделать по итогам Гайдаровского форума, прошедшего в Москве 15-18 января 2014 года?
Российский Давос
15-18 января 2014 года в Москве прошел Гайдаровский форум, который в российских СМИ пафосно называют «российским Давосом», поскольку в нем участвует российский истеблишмент и ведущие мировые эксперты в сфере бизнеса и экономики. Это мероприятие проходит ежегодно с 2011 года, организуют его Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Институт экономической политики имени Егора Гайдара (Институт Гайдара) и Фонд Егора Гайдара. В оргкомитет форума-2014 входил целый ряд министров российского правительства, во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.
На официальном сайте форума это мероприятие расценивается как важный источник «информации о главных тенденциях социально-экономического и политического развития России». Какие же выводы можно сделать из выступлений представителей власти и бизнеса?
Стагнация – результат хорошей работы правительства
Нынешний спад производства и прочие экономические проблемы России являются результатом не ошибок, а напротив, успехов в реализации той экономической политики, которую правительство проводило на протяжении последних 10–12 лет, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Как пояснили эксперты, речь идет о так называемой, «ловушке среднего уровня доходов», когда при достижении определенного уровня ВВП происходит «зависание» темпов экономического роста».
Что ж, если говорить о «средней температуре по больнице», то рост доходов налицо. Правда, при таком подходе никак не учитывается, что в действительности доходы выросли лишь у незначительной части россиян – и без того не бедствовавших и входящих в топ-списки всевозможных рейтингов богатейших людей мира. У большей же части населения уровень доходов снизился – особенно если принять во внимание рост цен и коммерциализацию социальной сферы.
Тем не менее, заявление премьера вполне соответствует истине. Нынешняя стагнация действительно является результатом экономической политики, которая проводилась правительством в последние пару десятилетий, когда российские предприятия планомерно уничтожались всеми возможными способами: этому способствуют приватизация, разрушение производственных цепочек, непрерывные административные реформы, дорогие кредиты, отсутствие госзаказов, произвол чиновников и жадность естественных монополий. Добивают остатки промышленности и сельского хозяйства убийственные нормы ВТО, о которых, правительство, судя по заявлению Германа Грефа, до сих пор знает весьма приблизительно, хотя «запихивало» Россию в ВТО на протяжении 17 лет.оссию в ВТО на про В итоге количество предприятий в стране сократилось в десятки раз, и те, что уцелели, после многократной смены владельцев оказались под иностранной юрисдикцией.
Ни о каких конкретных шагах по масштабному возрождению производства и возвращению его из офшоров премьер не упомянул, ограничившись привычными уже тезисами о необходимости повышать производительность труда и улучшать условия для бизнеса. Из чего можно сделать вывод, что разумного и четкого плана у правительства нет. Улучшения экономической ситуации в ближайшее время ожидать не приходится.
Демография и безработица, пенсия и налоги
Более того, продолжая линию, озвученную на Сочинском форуме, премьер вновь подчеркнул, что производства будут сворачиваться, а безработица расти. Правда, в качестве утешения он отметил, что из-за демографического спада начала 1990-х уровень безработицы будет ниже, чем можно было бы опасаться. Вопреки мрачным прогнозам бывшего премьер-министра Финляндии, председателя совета директоров East Office of Finnish Industries Эско Ахо, в России будет сокращено не 50% рабочих мест, а намного меньше, считает министр промышленности и торговли Денис Мантуров, основываясь, впрочем, не на демографии, а на темпах модернизации. «Нам не сильно грозит большое сокращение рабочих профессий, у нас дефицит рабочих специальностей», – заявил чиновник.
Дмитрий Медведев считает, что для создания до 2020 года 25 млн высокопроизводительных рабочих мест надо, в первую очередь, «обеспечить гибкость рынка труда и трудового законодательства, повысить мобильность и качество трудовых ресурсов». Из этого следует несколько выводов: конкретной программы развития отечественной промышленности и сельского хозяйства, как уже было сказано, у правительства нет, обещанные 25 млн высокопроизводительных рабочих мест остаются, скорее прожектом, продолжится курс на концентрацию производства в нескольких крупных центрах и массовое закрытие еще существующих предприятий – что ведет к дальнейшему вымиранию российской провинции.
В связи с тезисами премьера о повышении производительности труда, интересно отметить заявление главы ФНС Михаила Мишустина о введении с 2015 года механизма самоначисления имущественных налогов с физлиц. Сейчас граждане уплачивают налоги только после получения налогового уведомления. При расчете платежей используется информация регистрирующих органов (Росреестр, ГИБДД и др.), которая, по словам главы ФНС, «не всегда корректна». Поэтому с налоговых служб предлагается фактически снять обязанность по рассылке уведомлений: граждане сами должны заявлять в налоговые органы об имеющемся у них имуществе, а уж налог на него чиновники все же рассчитают сами. Впрочем, есть предложение освободить налоговиков и от этих расчетов – пусть граждане и считают все сами. По мнению Мишустина, существующие в ведомстве электронные сервисы позволяют это делать, правда, для их использования необходима помощь профессиональных консультантов. Так что рассматривается предложение по созданию института налоговых консультантов. Услуги их граждане будут оплачивать самостоятельно – в дополнение к налогам, на которые содержится армия чиновников. Быть может, именно по такой схеме будут создаваться обещанные высокотехнологичные рабочие места?
Таким образом, правительство сулит россиянам гипотетические 25 млн рабочих мест в будущем, гарантирует рост безработицы уже сегодня и при этом требует повысить пенсионный возраст, чтобы снизить нагрузку на пенсионную систему (об этом заявил, например, министр финансов Антон Силуанов).
Что же касается демографической политики, то о ней отчасти можно судить по заявлению премьера о необходимости «определенного самоограничения власти в определенных отраслях экономики, в сфере ЖКХ и социального обслуживания – там, где частный инвестор, там, где собственник по определению более эффективен и поэтому должен быть заинтересован в развитии своего бизнеса». Тоже ничего нового: ЖКХ будет дорожать, сектор бесплатных медицины и образования минимизироваться, государственные поликлиники, больницы и школы продолжат закрываться не только в селах, но и в малых городах. Все это вряд ли будет способствовать росту российского населения. Следуя логике премьера, это тоже неплохо, поскольку в будущем уменьшит безработицу.
Бюджет страны и регионов
Министр финансов Антон Силуанов и замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Клепач заявили, что правила формирования бюджета, действующие на сегодняшний день, не позволяют выполнять социальные программы, в том числе и указы президента РФ, в полном объеме.
Андрей Клепач выразил сомнение в целесообразности бюджетного правила – принятого, кстати, всего год назад. Оно касается, во-первых, дефицита бюджета (он не должен превышать 1% ВВП), и, во-вторых, распределения дополнительных нефтегазовых доходов. Если цены на нефть растут, у бюджета появляется прибавка, которая, согласно бюджетному правилу, идет в Резервный фонд, пока его объем не достигнет 7% ВВП. Только после этого нефтегазовый излишек можно тратить на инфраструктурные проекты – и то не больше половины. Возражения замминистра вызывает, скорее, не кубышка РФ, размещенная в зарубежных банках, а ограничение бюджетного дефицита: «Либо мы должны признать, что нам не по карману бесплатное высококачественное здравоохранение, или мы должны проводить реформы, тратить деньги, но тогда их надо закладывать в бюджет, и тогда надо смотреть, какой бюджет получим – будет там дефицит 0,5% ВВП или 1%, или 1,5% ВВП», – заявил чиновник.
Антон Силуанов волнуется за бюджеты регионов, общий дефицит которых в 2013 году увеличился более чем вдвое и составил около 700 млрд рублей. Этот дефицит был покрыт за счет остатков ресурсов, которые были накоплены в предыдущие годы субъектами РФ. В 2014 году такой возможности у регионов уже не будет, предупреждает министр. Для исправления ситуации он, однако, предлагает расширить свободу регионов не в получении доходов, а «в маневрировании расходами». «Целый ряд позиций регулируется со стороны федерального законодательства по расходным обязательствам регионов. Наша задача – дать им больше возможности в определении собственных приоритетов бюджетной политики», – сказал Антон Силуанов. Таким образом, принципиального улучшения обстановки в регионах тоже не предвидится.
Тарифы и инфляция
Согласно заявлению главы Минэкономразвития Александра Улюкаева, принятое на 5 лет замораживание тарифов продлевать не планируется. Стимулировать бизнес правительство намерено через снижение рисков и формирование «доверия в экономике» – для чего, в частности, будет проведена массовая проверка страховых компаний. Повышение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей было ошибкой, признал министр, теперь «мы через финансовые инструменты пытаемся дать малому и среднему бизнесу возможность развития, которая отсутствует», – пояснил Александр Улюкаев. Что касается кредитной политики, то кардинально менять ее правительство не намерено, поскольку, по мнению министра, «проблема российской экономики – это не проблема спроса, а проблема предложения».
ЦБ намерен отказаться от валютных интервенций, т.е перестанет продавать и покупать крупные партии валюты для поддержания курса рубля. «Мы даем возможность курсу в большей степени формироваться под воздействием чисто рыночных факторов», – сказала первый зампред ЦБ России Ксения Юдаева. Хотя эксперты полагают, что этот шаг может усилить колебания курса рубля, тем не менее, по словам Ксении Юдаевой, в 2014 году ЦБ рассчитывает удержать инфляцию в границах 5%, в 2015 году – 4,5%, в 2016 году – 4%.
Далее читайте:
Евгений Примаков: необходимо противодействовать политике неолибералов
Премия Гайдара пополнилась еще одной номинацией
Промышленный форсайт: почему Россия может сократить половину рабочих?
Написать комментарий
Что может умного предложить этот человечек.
“Я поблагодарил свою дорогую женушку за помощь, ещё ласковее улыбнулся Кэтти и спросил, интересует ли её что-нибудь ещё. — Всего один вопрос, — сказала она. — Чего Вы практически добились как член кабинета министров? Вопрос доставил мне искреннее удовольствие: он казался лёгким, и на него приятно было отвечать. — Добился? — задумчиво повторил я. — Довольно многого. Например, членства в Тайном совете, в партийном комитете по выработке политической стратегии… Но она тут же уточнила, что её интересует мой личный вклад в улучшение жизни других. Было отчего прийти в замешательство. Иногда дети задают самые немыслимые вопросы. «Абсурдные до невозможности», как сказали бы наши американские союзники. До этого, естественно, никому и в голову не приходило задавать мне подобные вопросы. — В улучшение жизни? — переспросил я. — Да. — Других людей? Я лихорадочно соображал, но нужные слова, как назло, не шли в голову. — Э-э… понимаешь, Кэтти, — начал я, пытаясь собраться с мыслями, — в общем, много сделал… ведь для этого меня и назначили… восемнадцать часов в день… семь дней в неделю… без выходных… Кэтти перебила меня, как только я имел глупость перевести дух. Со временем этот ребенок станет находкой для Би-би-си! — Не могли бы вы привести несколько примеров? Или хотя бы один, а то моя статья будет скучноватой. — Примеров? Конечно, могу, — заверил я, но тут же понял, что не могу. Её остро отточенный карандаш выжидательно замер над верхней строкой разлинованного блокнота. Затянувшееся молчание становилось угрожающим. — Видишь ли, Кэтти, — начал я, с трудом подыскивая слова, — не знаю даже, с чего начать. В правительстве многое делается коллективно… мы все вместе… лучшие умы государства… бьёмся над решением важнейших проблем… Моё объяснение ее явно не удовлетворило. — Да-а, — с сомнением протянула она. — Но о чём Вы будете вспоминать, когда придёт время оглянуться и сказать себе: «Я сделал то-то и то-то»? Ну как писатель про свою книгу. Маленькая пиявка! Я попытался как можно доступнее растолковать ей некоторые особенности политической жизни. — Дело в том, Катти, что политика — хитрая штука, в ней должно принимать участие множество самых разных людей. Всё это требует времени… Рим строился не в один день… Бросив взгляд на её лицо, я увидел, как на нём застывало чувство разочарования. (Поскольку нелепые стилистические фигуры Хэкера нередко позволяют лучше понять туманную логику его мышления, мы решили избавляться от них, только если они грозят ещё больше затуманить смысл повествования. — Ред.) Не сумев ответить на ее вопрос, я тоже почувствовал легкое разочарование. К нему, однако, примешивалось раздражение против этой несносной девчонки за ощущение неадекватности, которое она невольно вызвала во мне. Ладно, все хорошо в меру, пора заканчивать это бессмысленное интервью. Я искренне посетовал, как быстро летит время, сослался на необходимость поработать над срочными материалами, тепло поблагодарил Кэтти за «милую, приятную беседу» и вежливо выпроводил, предварительно напомнив, что она обещала ознакомить меня со статьей до публикации в своём школьном журнале. http://www.gramotey.com/?open_file=1269008390
Оценка экономики - важное дело. Смотря с какой стороны смотреть на ситуацию. Можно находиться выше уровня ватерлинии и говорить об успехах, а можно рисовать ватерлинию и влиять на процесс. Кем Вы являетесь?