23 ДЕК, 06:58 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Виртуальная реальность: форсайт рисков и угроз. К чему ведет появление новых технологий?

19 Августа 2016 9752 1 Наука и технологии
Виртуальная реальность: форсайт рисков и угроз. К чему ведет появление новых технологий?

В целях развития российской экономики и ее перестройки на выпуск инновационной продукции необходимо использование новых технологий. Однако на данный момент имеется технологическое отставание России от передовых стран в ряде направлений исследований. Поэтому перспективным является выявление технологий, появление которых ожидается в будущем, с целью осуществления необходимых научных исследований уже сегодня. К моменту создания таких технологий Россия будет являться лидером в соответствующем направлении исследований и использовании технологии.

Для выявления перспективных технологий необходимо проведение научно-технологического прогнозирования, обязательность проведения которого в России закреплена статьей 22 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Методология прогнозирования основывается на нескольких основных подходах:

  • Прогнозирование с использованием математических моделей и статистических данных. Метод используется для определения количественных показателей уже существующего объекта прогнозирования. Например, могут прогнозироваться расходы на научные исследования, количество исследователей и др. показатели.
  • Использование баз данных, содержащих информацию о научных публикациях и патентах (т.н. анализ исследовательских фронтов). Метод позволяет выявить перспективные направления исследований, осуществляемых в мире, а также сопоставить их с направлениями исследований в России. Предполагается, что на основе потока публикаций по определенной теме можно выявить основные направления исследований, будущие рынки, технологии и продукты.
  • Отбор на основе определенных критериев экспертов (ученых, бизнесменов, политиков, футурологов) для определения прорывных направлений исследований. Обычно используется метод «Дельфи» или углубленное интервьюирование экспертов.
  • Форсайт. Метод может включать перечисленные выше подходы. Основная задача не спрогнозировать будущее опираясь на существующие тенденции (что, однако, не исключается), а представить конечное видение того состояния, к которому следует прийти. Таким образом, в отличие от указанных выше методов, форсайт предполагает подход не «из текущего момента в будущее», а наоборот: «из будущего в настоящий момент». Для этого формируется желаемое состояние в будущем (видение), с разработкой дорожных карт, позволяющих прийти к желаемому будущему (сконструировать его) из текущего момента. Для более детальной проработки видения могут применяться творческие методы, например, написание газет из будущего, описание дня жизни человека в будущем, где учтены изменения, произошедшие благодаря новым технологиям.

Научно-технологические прогнозы в России разрабатываются несколькими организациями:

При научно-технологическом прогнозировании основное внимание уделяется прогнозу развития науки, техники и технологий, определении текущих научно-технологических трендов, реже осуществляется прогноз потребности в кадрах, хотя требования по прогнозу кадрового обеспечения с учетом требований к квалификации специалистов для реализации направлений научно-технологического развития обозначены в Правилах разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации.

Отдельно отметим, что при научно-технологическом прогнозировании осуществляется анализ имеющихся угроз и рисков, появившихся вследствие расширения использования ранее созданной технологии, которая, в свою очередь, была разработана для решения и предотвращения рисков и угроз, актуальных в прошлом (на момент создания технологии). Таким образом, создавая новые технологии и инновационные продукты, человечество тем самым потенциально создает и новые проблемы. И если в самом начале использования новой технологии решаются существующие проблемы, то распространение новой технологии и достижение ею зрелости приводит к росту негативных следствий от ее использования. Так, применение двигателя внутреннего сгорания сначала привело к росту производства автомобилей, тепловозов и появлению самолетов. Однако в настоящее время из-за недостатков таких двигателей и их массового использования на легковом автотранспорте появилась проблема с загрязнением окружающей среды.

Таким образом, помимо прогноза появления новых технологий, изучения текущих рисков и угроз, целесообразно также проводить исследование будущих рисков и угроз от применения новых технологий через подготовку видения будущего состояния экономики и общества, что позволит оценить влияние, которые технологии окажут в будущем, когда достигнут стадии зрелости. Существующие механизмы прогнозирования не предполагают исследование негативных последствий от применения новых технологий. Анализируется только возможность их возникновения, период времени возникновения, а также возможные положительные эффекты от их использования.

В рамках данной статьи проведем исследование возможных негативных последствий от применения перспективных технологий, появление которых ожидается в будущем, на примере технологий виртуальной реальности. Экспертным методом были определены перспективные технологии (см. рис. 1) и три горизонта прогнозирования: 2016-2020 гг.; 2020-2025 гг. и после 2025 г. Анализ проводился в разрезе перспективных технологий и рынков, которые появятся вследствие их создания.

Горизонт прогнозирования: 2016-2020 годы

В период с 2016 по 2020 гг. предполагается развитие технологий виртуальной и дополненной реальности (далее – ВР). Имеются разработанные прототипы шлемов и костюмов ВР, например: Hololens от Microsoft; Google Glass, Tesla Suit и другие. В результате широкого использования новых технологий и инновационных продуктов предполагается развитие таких рынков как виртуальный туризм. В России уже реализуется проект Сферика.рф (позволяет создавать виртуальные туры); а Яндекс-такси предлагает клиентам автомобили со шлемами виртуальной реальности.

Медиа-контент шагнет на новый уровень, когда будут созданы устройства с обратной связью, способные передавать тактильные ощущения. Например, возможно будет передавать новости с эффектом реального присутствия зрителя на месте съемки, возможностью оглядеть место событий своими глазами, оценить действительный масштаб происходящих событий. Проведение спортивных и концертных мероприятий в режиме удаленного присутствия, по всей видимости, приобретет популярность в будущем, что позволит собирать многомиллионные аудитории при минимальных затратах, но с тем же результатом для зрителя, как и при обычном концерте.

Будет развиваться рынок разработчиков виртуальной реальности и виртуальных миров для различных секторов экономики. Например, в архитектуре появится возможность продемонстрировать клиенту дизайн спроектированного здания и провести в нем экскурсию. Новые виртуальные миры могут использоваться для обучения школьников и студентов, что потребует различной степени детализации и точности моделирования реальных процессов. В будущем, по всей видимости, появятся удобные конструкторы виртуальной реальности, которые позволят создавать виртуальные миры необученным пользователям, как сейчас такая возможность предусмотрена для создания сайтов.

Отдельно следует отметить возможности развития обучения с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, что позволит сделать образовательный процесс удаленным, насыщенным виртуальными моделями и макетами, облегчающими понимание различных физических, химических и иных изучаемых процессов и законов. Эксперты считают, что в этом случае изменится система образования: появятся виртуальные курсы, наставники-тьюторы, что приведет к вытеснению классической школы. Указывается также, что ученики будут сами планировать свою образовательную траекторию. В результате интернационализации он-лайн образования, будут выработаны некоторые международные стандарты, и из пользователей удаленных систем обучения сформируется т.н. «Университет для миллиарда».

Основной проблемой прогнозирования в данном случае является не столько выявление технологий, которые будут развиваться на горизонте прогнозирования 2016-2020 гг., сколько в отсутствии оценки степени их влияния на экономику и общество. В данном случае, проведем такую оценку на примере системы образования.

Эксперты, проводя прогноз развития технологий, основной акцент делают на выявлении технологий, которые окажут влияние на образование, причем сосредотачиваются на информационно-телекоммуникационной их части, а также степени влияния различных электронных девайсов. При этом отсутствует изучение когнитивных способностей обучающегося, оптимальных алгоритмов обучения, которые должны появиться в будущем. Постулируется, что старые методики обучения, дополненные новыми технологическими возможностями, автоматически повысят эффективность обучения.

Второй проблемой в данном случае выступает уверенность, что значительная часть образовательного процесса перейдет в удаленный формат в виде вебинаров, видео-курсов и электронных учебников. Примером в данном случае выступают такие порталы как https://www.coursera.org/. Портал имеет возможность аккумулировать лучшие практики ведущих мировых университетов, задавая планку современному национальному образованию. Будучи дополненными возможностями преподавания в виртуальной реальности, в том числе системами с обратной связью, такие образовательные платформы могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, поскольку в наглядной форме и относительно дешево могут показать динамику изучаемого процесса, продемонстрировать внутреннее устройства изучаемого объекта, в то время как для преподавания в реальности для этого придется иметь соответствующее, подчас дорогостоящее, оборудование. Тем не менее, недостатком такой системы является недостаточная проработанность виртуальных моделей реальных процессов. При преподавании в реальном мире обучающийся сталкивается с динамичными процессами, которые могут менять свои характеристики в зависимости от различных эффектов. Например, в случае правильной сборки электрической цепи, она может не работать из-за загрязненных контактов, в то время как в виртуальном мире будет представлена стандартная модель, работающая без сбоев. В результате обучающийся может не получить различную дополнительную информацию, которая набирается в процессе обучения именно в результате ошибок (практические навыки). Кроме того, точность моделирования изучаемых процессов будет всегда ниже, чем реальный процесс. Это приводит к постепенному накоплению ошибок в обучении от одного образовательного предмета к другому. В результате выпускник виртуального университета будет иметь достаточные фундаментальные знания, но при этом в реальности не сможет работать. Например, выпускник прошел удаленное обучение по двигателям внутреннего сгорания, после чего начинает ремонтировать реальный двигатель. В результате он узнает, что двигатель грязный, масляный и имеет специфический запах, что может привести к невозможности применить навыки на практике. Такой специалист требует дообучения на реальном объекте, поскольку даже в случае удачного моделирования запаха двигателя, загрязненности или загазованности помещения (что будет доступно на горизонте 2020-2025 гг.), невозможно воспроизвести экстремальные условия его работы.

С проблемами моделирования реальных процессов столкнулись при использовании тренажеров для пилотов. Так, по результатам происшествия с самолетом Ту-204 в 2010 г. Комиссия по расследованию авиационных происшествий выявила следующие недостатки на существующих тренажёрах:

  • не отслеживаются доработки и изменения в конструкции воздушного судна (далее – ВС), оборудования, систем и эксплуатационной документации;
  • характеристики тренажёров не доведены до соответствия с самолетными и не учитывают изменения, связанные с отличиями как алгоритмов работы различных систем, включая систему управления, так и изменения в кабинах ВС различной модификации;
  • тренажеры не позволяют имитировать весь комплекс отказов и особых случаев в полете, действия по которым предусмотрены руководством по летной эксплуатации ВС, характеристики имитации не всегда соответствуют тем, которые имеют место на реальном самолёте.

Предположим, что в будущем будут возможности воспроизведения реальных процессов удаленно не в виртуальной среде, а при помощи настольных моделей. Однако воспроизведение отдельных реальных процессов обучения может быть связано с опасностью возгорания, ударом тока, химическими ожогами, загазованностью. Все это налагает повышенные требования к оснащенности помещения противопожарным оборудованием, медицинским персоналом и др., что приводит к необходимости проведения обучения в специализированных учреждениях.

Таким образом, удаленное обучение возможно внедрить в систему образования, что уже происходит, и новые технологии повысят качество педагогического материала. Однако заявления, что виртуальное обучение или «университет для миллиарда» составят существенную конкуренцию или тем более вытеснят классический университет, выглядят неубедительными. Возможен перенос обучения по отдельным специальностям в виртуальную среду, например, филологические, гуманитарные специальности. Однако специальности, связанные с техникой, технологиями, физикой, химией, биологией не могут преподаваться только в виртуальном пространстве или удаленно. Для подготовки квалифицированного специалиста нужна практика, что будет невозможно обеспечить для миллиарда человек по всему миру. Некритичное отношение к новым технологиям и последствиям их использования может привести к закрытию классических университетов с их лабораториями и испытательными стендами, поскольку дешевле обучать в виртуальном пространстве. В результате практические навыки будет просто негде отрабатывать, даже если такая проблема будет озвучена и будут приниматься меры по ее решению. Воссоздать разрушенную систему классических университетов в короткие сроки будет затруднительно.

Вследствие активного внедрения описанных выше новых технологий возможно следующее негативное влияние на экономику и общество:

  • перенос обучения в виртуальное пространство приведет к снижению практических навыков специалистов, что особенно сильно будет проявляться в технике и медицине. Возможны техногенные катастрофы в результате недостаточной квалификации персонала из-за низкой точности обучающих моделей, накоплении ошибок при обучении от одного преподаваемого курса к другому, отсутствии возможности ошибиться в процессе обучения;
  • деградация классического образования приведет к невозможности провести дообучение персонала, поскольку университеты будут закрываться, а персонал увольняться в угоду снижения издержек, которые предоставляют новые технологии;
  • снижение научных результатов страны из-за низкой квалификации выпускников.

Вследствие некритичного отношения к новым технологиям, к т.ч. в образовательной сфере, общество готовится к повсеместному их использованию, но не предпринимает действия по подготовке к их отрицательным последствиям, даже не прогнозируя такие последствия. Вопрос о целесообразности отказа от использования определенных технологий не ставится, предполагая, что все технологии должны быть внедрены.

Горизонт прогнозирования: 2020-2025 годы

Перейдем к рассмотрению возможных новых технологий на горизонте 2020-2025 гг. В результате развития робототехники, систем искусственного интеллекта можно ожидать, что часть относительно сложной работы возьмут на себя роботы. Например, уже сейчас существует робот-хирург «Да Винчи», который позволяет хирургу проводить операции удаленно, а в будущем возможна автоматизация рутинных операций. Кроме того, возможно появление роботов-аватаров, управляемых удаленно, что позволит отказаться от командировок, поскольку будет достаточно подключиться через Интернет к ближайшему аватару. Мониторинг работы удаленных объектов, поддержание в рабочем состоянии, например, полярных станций, станет обычной рутинной операцией. Аватар будет давать всю необходимую информацию, а с развитием нейроинтерфейсов эффект реального присутствия будет еще более реалистичным. Аватары при этом могут управляться силой мысли. Например, уже сейчас в России разработаны военные роботы, управляемые удаленно. Также ведутся разработки аппаратуры, способной управлять объектами силой мысли путем считывания электрических сигналов мозга. В результате отпадет необходимость в классическом офисе, который преобразуется в виртуальный. Человек сможет быть в нескольких местах одновременно, обслуживая, например, сразу несколько предприятий удаленно, производя продукцию или выполняя рутинные операции, которые пока невозможно автоматизировать.

Медиа-контент также будет развиваться на основе новых технологий. Уже имеющиеся виртуальные миры с эффектом реального присутствия будут дополняться новыми возможностями. В результате моделирования процессов, виртуальный мир будет не хуже реального, но в нем не будет тех ограничений, которые имеются в реальном, поскольку он будет очищен от всего лишнего, ненужного (с точки зрения моделистов миров). В результате получится некий «экстракт» реального мира. Отличительной особенностью такого мира также станет его полная свобода: в таких мирах возможно все, что сейчас запрещено законом в реальном мире. Например, в популярных компьютерных играх предоставляется возможность убийства. Либо играющий может быть наделен способностями, которые отсутствуют у человека в реальном мире. Таким образом, человек может выплескивать негативные эмоции, которые в реальном мире он вынужден подавлять, иначе против него будут применены соответствующие административные или уголовные санкции.

Какие риски несут в себе новые технологии, виртуальные миры, которые лучше реальных, свободнее и привлекательнее, реклама с новыми возможностями демонстрации продукции? Примером визуализации общества, живущего с использованием аватаров, может быть фильм «Суррогаты». Человечество повсеместно использует роботов с удаленным управлением до того момента, пока они безопасны для использования. При уничтожении аватара, человек остается невредим и в результате люди начинают совершать опрометчивые поступки, поскольку страха смерти больше нет.

Примером отрицательных последствий чрезмерного развития виртуальных миров, их схожести с реальным, свободы действий в таких мирах, может служить книга «Цензор», в которой виртуальный мир настолько хорошо смоделирован, что главный герой не может понять, в каком из миров (виртуальном или реальном) совершает преступления. Кроме того, когда виртуальный мир станет интереснее реального, люди будут стремиться оказаться в «лучшем» из миров, где удовольствий больше, а запреты отсутствуют. Такие люди будут фактически выключены из реального экономического и демографического процессов, не говоря уже про патологическую зависимость от таких миров. На данный момент возможные последствия от пребывания в ВР можно проследить на примере компьютерных игр. На 2015 г. в России насчитывалось не менее 59,5 млн геймеров, в Японии 66,5 млн, в США – 184,9 млн. В результате создания реалистичных виртуальных миров, в которые человек сможет погрузиться полностью при помощи нейроинтерфейса, количество геймеров может увеличиться еще сильнее, а также в результате воздействия на психику, геймер будет предпочитать проводить максимум времени в виртуальном мире, чем в реальном. При этом последствия пребывания в таком мире неоднозначны: влияние компьютерных игр на психику человека не доказано, однако, эксперты указывают на проблемы с социальной адаптацией геймера, достижениями в реальном обществе. Таким образом, к рискам развития виртуальной реальности можно отнести:

  • снижение экономического потенциала нации в результате выключения из экономических процессов значительного количества потенциальных работников, предпочитающих пребывать в виртуальных мирах, создающих виртуальный продукт в несуществующем мире;
  • поскольку воздействие компьютерных игр на психику может быть подобно наркотикам (что, однако, не доказано), повышение увлеченности виртуальными мирами может привести к деградации интеллектуального потенциала целых стран ввиду повального увлечения виртуальными мирами.

Горизонт прогнозирования: 2025-? годы

Предполагается, что после 2025 г. технологическим трендом будут инвазивные нейроинтерфейсы (вживляемые микросхемы), которые придут на смену шлемам, очкам и линзам. В результате человек сможет всегда пребывать одновременно в реальном и виртуальном мире, получая информацию об окружающем мире, людях в режиме он-лайн. Наиболее красочно такой мир визуализирован в книге «Трансчеловек» Ю.Никитина. В книге описывается общество, в котором профили в соцсетях стали их своеобразным паспортом, который автоматически может открываться, если посмотреть на человека. Автор считает, что все данные о людях будут открытыми, поскольку на просторах Интернета невозможно будет скрыть информацию, которая хоть раз туда попала. Специальные программы и сервисы могут собирать такую информацию, передавая ее пользователям, обладающим соответствующими финансами. Даже сейчас такая информация собирается повсеместно на основе запросов в поисковиках, профилях в соцсетях, покупательских предпочтениях через мобильные приложения. Порой невозможно сказать, какая еще информация может собираться по умолчанию, поскольку компании предпочитают умалчивать каким образом и что именно они собирают. Зачастую людей изучают, собирают о них информацию «по умолчанию», не ставя их в известность, мотивируя это тем, что они всегда могут потребовать от компаний прекратить сбор такой информации. Однако как человек может это потребовать, если он не знает, что за ним следят, не знает кто и каким образом. В этой ситуации люди находятся в невыгодном положении по сравнению с компаниями и государством, обладающими необходимыми ресурсами по получению информации о поведении людей. Таким образом, постепенно будет размываться понятие «Персональные данные», приводя к полной открытости общества и частной жизни человека.

В случае использования человеком инвазивного нейроинтерфейса, сигналы будут поступать прямо в мозг, моделируемые специальными электрическими импульсами. В результате будет возможно смоделировать не только зрительные образы, но также обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения, чего ранее было невозможно достичь1. Реклама выйдет на новый уровень, позволяя человеку не только присутствовать в рекламе, как в реальном мире, но и полностью ощущать вкус или запах продукта. Рекламные компании будут иметь постоянный доступ ко всей информации о человека 24 часа в сутки и возможность показывать ему рекламу, даже если он этого не хочет. Каким образом человек сможет защититься от нее, если она будет приходить в его мозг через нейроинтерфейс? Скорее всего, придется дополнительно платить за спам-фильтры рекламы и ее блокировку. Те же, кто не сможет себе этого позволить, будут находиться под постоянным прессингом рекламы, от которой невозможно или затруднительно избавиться. На данный момент реклама окружает человека повсеместно, не спрашивая разрешения о возможности прорекламировать для него продукт, оставляя людям только возможность не обращать на нее внимания. По всей видимости, такой подход сохранится и в будущем.

1 — Конечно, звучит это футуристично, и вероятность того, что в ближайшие 30 лет ученые смогут создать технологи, позволяющие качественно моделировать окружающий мир и транслировать его непосредственно в мозг, является неопределенной. Тем не менее, на данный момент активно ведутся разработки таких микросхем, проводятся опыты по управлению биологическими существами. Ученым удалось осуществить внешнее управление насекомыми через подачу электрических сигналов в их нервную систему (см. techno.bigmir.net/technology/1581559-Tarakany-kiborgi--Nasekomymi-nauchilis--upravljat--distancionno). Однако нервная система человека намного сложнее, а создание виртуального мира в сознании человека сложнее, чем управление перемещением биологического объекта в пространстве. Тем не менее, вполне возможно, что специальные микросхемы будут подключены к соответствующим нервным окончаниям – глазам, барабанным перепонкам и т.д., что потребует только создания специального смоделированного сигнала. По сути видео-изображения уже сейчас могут транслироваться на сетчатку глаза (www.vesti.ru/doc.html?id=1141988&cid=2161), так что ничего не мешает миниатюризировать такое устройство. Мозг, к нервным окончаниям которого подведены соответствующие сигналы, начнет воспринимать смоделированный мир как реальный, и постепенно привыкнет к нему.

Следствием вживления микросхем в нервную систему человека является повышение уязвимости носителя. Так, сбои в работе электроники могут привести к летальному исходу, также как и вследствие использования хакерами вживленных устройств для причинения физического или психологического вреда пользователю. Вживленные в мозг микросхемы могут использоваться для управления человеком, как простой марионеткой, так и более сложным образом, например, путем создания виртуального мира, где человек отыгрывает роль солдата, предполагая, что действует в виртуальном мире, а на самом деле выполняя настоящую боевую задачу, управляя роботом-аватаром в реальном мире. Такой вариант развития событий визуализирован в видео «Зловещая долина».

Кроме того, возможно возникновение нейровирусов (рукотворных или являющихся следствием развития искусственного интеллекта), которые находясь к сети Интернет, заражают пользователей инвазивных нейроинтерфейсов с последующим причинением вреда мозгу человека, например, при помощи электрических сигналов, которые используются для создания виртуальной реальности в мозгу человека. Поскольку предполагается, что в будущем люди будут постоянно подключены к сети, угроза заражения людей может стать общепланетарной и привести к цифровой эпидемии. Для решения этой проблемы может возникнуть рынок обеспечения антиНЕЙРОвирусной безопасности.

Продолжится перемещение геймеров и людей, предпочитающих виртуальные миры, в виртуальное пространство. Нейроинтерфейс максимально облегчит перемещение в другие миры, потребует минимум затрат, исключит использование громоздких шлемов и очков. Время пребывания в виртуальной среде увеличится, что потребует обеспечения физического тела необходимыми условиями существования: пищей, водой, теплом. Представляется вероятным, что компании будут предоставлять услуги по хранению физических тел в соответствующих условиях. Поскольку человек, погруженный в виртуальную реальность, полностью отключается от реальной, то его не будет интересовать каким образом будут обеспечиваться необходимые условия. Представляется вероятным, что для этого будут использоваться склады хранения тел, что позволит сэкономить на обеспечении жизни человека. Если обычному человеку может требоваться наличие просторной квартиры, машины, питания, приготовленного определенным образом, то для погруженного в виртуальную реальность набор минимизируется до физиологически необходимого. На перенаселенной планете с дефицитом природных ресурсов такой вариант нивелирования избыточного антропогенного воздействия на природу может быть достаточно гуманным по сравнению с войнами и социально-экономическими кризисами. При таком варианте люди получают необходимые им развлечения, уровень потребления (виртуального), который невозможно обеспечить в реальном мире, и при этом они исключаются из потребления в реальном мире. Основной проблемой станет необходимость обеспечения погруженных в виртуальную реальность за счет реальных ресурсов общества. Представляется маловероятным, что общество в будущем согласится бесплатно обеспечивать жизнедеятельность, пусть и на минимально необходимом уровне, людей, сознательно исключивших себя из экономических процессов. Таким образом, возникает противоречие между сокращающимся населением планеты, производящим реальный продукт, и людьми, погруженными в виртуальную реальность и, соответственно, не занятыми в производстве какого-либо продукта. Однако решение показано в фильме «Матрица», в которой человек используется в качестве батарейки, либо он может быть донором крови. Кроме того, будучи исключенными из массового потребления товаров и услуг, затраты на поддержание жизнедеятельности таких людей и антропогенная нагрузка на планету будут значительно ниже, чем если бы они жили в реальном мире. Более того, обществу приходилось бы решать проблему безработицы значительной части населения в ситуации, когда производство материальных благ в обществе не является престижным, а население настроено на работу в сфере обслуживания.

Та часть человечества, которая решит перейти на постоянное жительство в сеть, сможет создавать свои миры, со своими законами, подчас жестокими. Вполне возможно возрождение гладиаторских боев в виртуальной среде. Компьютерные игры, квесты и фильмы, скорее всего, сольются в единый жанр, поскольку люди, погруженные в виртуальный мир, смогут сами отыгрывать сюжет. Собственные законы виртуальных миров могут вполне допускать насилие всех видов, от которых отказались в мире реальном. Теоретически государство может запретить или ограничить такие миры, установив требования для разработчиков виртуальных миров. Однако что предпримет государство в случае, если найдутся программисты, способные переписать программный код таким образом, что человек не сможет выйти из виртуального мира, и при этом программными средствами из реального мира будет невозможно защитить погруженного человека от насилия? В данном случае это может произойти не только вследствие злого умысла человека, но также и в результате программного сбоя.

В результате дальнейшего развития удаленных методов обучения, а также проведения медицинских операций и автоматизации этих процессов, будет наблюдаться снижение уровня профессионализма пользователей соответствующим оборудованием, вплоть до дилетантства. Аналогичная ситуация наблюдается для пользователей различных гаджетов: люди умеют ими пользоваться, но не знают принципов их работы. Для них это «Черный ящик». В случае поломки или каких-либо проблем, прибор будет либо выброшен, либо отнесен в ремонт к профессионалу.

В будущем предполагается создание базы данных о болезнях и способах их лечения2, а использование специальных программ и результатов анализов, получаемых в режиме реального времени от носимых человеком устройств, позволит исключить человека из процесса постановки диагноза. В результате человек будет максимально удален от принятия решений, что, с одной стороны, исключает влияние человеческого фактора, но, с другой стороны, приводит к снижению осведомленности человека об окружающем мире. Техносфера в этом случае становится для человека враждебной, поскольку он не понимает принципов ее работы, а в случае какого-либо сбоя, будет неспособен адекватно отреагировать в силу отсутствия специальных знаний. Профессионалы, имеющие представление о работе отдельных сегментов техносферы, могут быть разбросаны по всему миру (поскольку основные операции автоматизированы, потребности в большом количестве профессионалов нет, их взаимодействие может осуществляться удаленно), что приведет к невозможности собрать их вместе для преодоления серьезных угроз.

2 — На данный момент уже реализованы некоторые прототипы таких программ, например, Российские ученые создали систему поддержки принятия врачебных решений при онкодиагностике: www.farmsouz.ru/news/russia/russian-scientists-have-created-a-system-to-support-medical-decision-making-when-oncodiagnostics

Описанный мир выглядит неустойчивым и может испытывать серьезные потрясения от сбоев в работе систем. Такой мир является неуправляемым в силу сложности происходящих в нем процессов, отсутствия профессионализма и специальных знаний, которые будут не нужны подавляющему количеству людей, в т.ч. и управленцев, за которых рутинную работу будут выполнять роботы и компьютеры.

Государственное регулирование виртуальной реальности

Как было обозначено выше, развитие виртуальной реальности и новых технологий может привести к повышению воздействия на психику человека со стороны рекламы, которая будет идти постоянным фоном в сознании человека; возникновение виртуальных миров со свободными нравами может привести к возрождению рабства, агрессии и других негативных общественных явлений. В этой связи государству целесообразно проводить политику, обеспечивающую:

  • защиту граждан от несанкционированного показа рекламы. В ситуации «по умолчанию» никакая реклама не должна быть показана без предварительного согласия гражданина. Поскольку запрос на согласие тоже может быть частью рекламы, необходимо ограничивать количество запросов, поступающих человеку в течение дня через его нейроинтерфейс;
  • целесообразно разработать стандарты обучения, включающие помимо удаленного обучения, также и практические занятия с минимальной автоматизацией процессов;
  • в связи с усложнением техносферы и отсутствием целостного представления об окружающем мире, в случае катастрофических изменений человек не сможет приспособиться к жизни в природе, но и не сможет самостоятельно восстановить необходимый для выживания уровень технологий в силу отсутствия знаний, например, в технике. Становясь «юзером», человек теряет способность поддерживать среду своего обитания. Необходимо в школах проводить занятия, позволяющие человеку при необходимости приспособиться к жизни как в природе, так и обеспечить восстановление минимального уровня техносферы, обеспечивающей его выживание;
  • в связи с тем, что смоделированные ощущения (осязательные, обонятельные, вкусовые) могут быть более яркими, чем реальные, их воздействие на человека может быть сродни наркотику, тем более что электрические сигналы при инвазивном нейроинтерфейсе будут идти непосредственно в мозг, напрямую стимулируя зоны, ответственные за удовольствие. Государству необходимо установить предельно допустимые значения качества моделирования ощущения, превышение которых должно быть запрещено;
  • необходимо ввести регулирование виртуальных миров, запретив любые виды рабства, ограничив уровень насилия (пытки) в виртуальных играх. Для этого необходимо будет введение градации уровня жестокости, а также выработка соответствующей методики определения уровня жестокости. Контроль за выполнением требований законодательства возлагается на кибер-полицию;
  • должна обеспечиваться возможность неиспользования инвазивных нейроинтерфесов, при этом не приводящая к снижению качества жизни граждан;
  • отдельной задачей стоит необходимость обеспечения безопасности пользователя интерфейсом от несанкционированного доступа, причинения вреда пользователю (умышленного или в случае сбоя в работе прибора);
  • необходимо проведение исследований по оценке устойчивости техносферы к внешним воздействиям, сбоям в их работе, а также последствий от таких сбоев. Особенно это актуально в случае масштабного подключения людей к виртуальной реальности, при которой уязвимость большого числа людей будет наивысшей в случае сбоя в работе электроники;
  • для обеспечения здоровья граждан должна быть разработана система оперативного (он-лайн) мониторинга здоровья граждан, которая, используя носимые гаджеты, будет автоматически устанавливать диагноз. При этом должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, а также защита гаджетов от доступа посторонних лиц. При этом государство должно обеспечить подготовку врачей, которые будут находиться в резерве – на случай сбоя автоматических систем диагностики заболеваний.

Заключение

Проведенный экспресс-анализ показал, что появление новых технологий неизбежно ведет не только к положительным, но также и к отрицательным эффектам. При научно-технологическом прогнозировании основное внимание уделяется выявлению перспективных технологий, научно-технологическим трендам и текущим рискам и угрозам, но упускаются из виду негативные последствия от использования новых технологий. Считается, что любая технология, использование которой является экономически целесообразным, должна быть разработана и внедрена, несмотря на возможные риски, которые она в себе несет. Государство и общество никаким образом заранее не готовятся к ответу на новые риски и угрозы и всегда реагируют на них только после того, как они достигают угрожающих размеров. Целесообразнее было бы заранее определить положительные и отрицательные эффекты от появления новых технологий, их социально-экономического, демографического, экологического и иного (например, психологического) влияния на общество.

Алексей Ширяев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
П
23.08.2016 0 0
Пилот НЛО:

Ну, батенька, Вы уже провода к мозгам решили подключать! :-) Может, всё проще.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more